Система Micro Four Thirds — альтернатива зеркальным камерам
В начале августа компании Olympus и Panasonic объявили о создании нового формата цифровых фотокамер — Micro Four Thirds System. В настоящей статье мы рассмотрим особенности этого решения и попробуем оценить его перспективы.
Новый формат
55 августа компании Olympus Imaging и Matsushita Electric (Panasonic) объявили о разработке технологий и устройств на базе нового стандарта, получившего название Micro Four Thirds System. Суть этого решения заключается в создании компактных цифровых фотоаппаратов, оснащенных светочувствительным сенсором формата 4/3 дюйма (физические размеры — 18x13,2 мм) и позволяющих использовать сменные объективы. Принципиальное отличие этого решения от зеркальных камер — отсутствие подъемного зеркала. Благодаря устранению этого элемента удалось значительно сократить расстояние между объективом и светочувствительным сенсором.
Согласно обнародованной информации, расстояние между плоскостью байонета и поверхностью светочувствительного сенсора в аппаратах системы Micro Four Thirds будет вдвое меньше, чем у зеркальных камер на базе Four Thirds (20 против 40 мм). Соответственно габариты и вес фотоаппаратов системы Micro Four Thirds будут значительно меньше, чем у зеркальных моделей, оснащенных сенсором такого же физического размера. По этой же причине сменные объективы для камер на базе Micro Four Thirds также будут значительно меньше (и, будем надеяться, дешевле), чем оптика для зеркальных аппаратов с аналогичными диапазоном эквивалентных фокусных расстояний и светосилой.
Благодаря отсутствию подъемного зеркала
расстояние между плоскостью байонета
и поверхностью светочувствительного сенсора
в аппаратах системы Micro Four Thirds (внизу)
будет вдвое меньше, чем у зеркалок стандарта
Four Thirds (вверху)
Камеры Micro Four Thirds System будут оснащаться новым байонетом диаметром 44 мм, снабженным 11 контактами (против 50 мм и девяти контактов у полноразмерных Four Thirds System). При этом предусмотрена возможность установки сменных объективов формата Four Thirds на аппараты Micro Four Thirds при помощи специального переходника.
За и против
Пока в нашем распоряжении имеется лишь общая информация о формате Micro Four Thirds, однако ее вполне достаточно для того, чтобы оценить основные достоинства и недостатки этого решения.
Начнем с преимуществ. Формат Micro Four Thirds позволяет создавать значительно более компактные и легкие (по сравнению с ныне выпускаемыми зеркальными моделями) фотокамеры, оснащенные сенсором достаточно большого размера и байонетом для сменной оптики. Объективы системы Micro Four Thirds также будут более компактными и легкими по сравнению с аналогичными изделиями для зеркальных камер.
Благодаря отсутствию зеркала с подъемным механизмом упрощается конструкция камеры — а следовательно, повышается ее надежность. По этой же причине отпадают сложности с реализацией ставшей уже привычной для многих фотолюбителей функции визирования по встроенному дисплею. А для тех, кто предпочитает смотреть в глазок, можно сделать электронный видоискатель.
И еще одно важное преимущество системы Micro Four Thirds — возможность реализовать режим видеосъемки (чего в принципе не позволяет конструкция зеркальных моделей).
Теперь о недостатках. Адептам зеркальных фотоаппаратов, конечно же, не понравится то, что у камер на базе Micro Four Thirds нет оптического TTL-видоискателя. Впрочем, это вряд ли можно признать существенным недостатком, поскольку фотоаппараты системы Micro Four Thirds рассчитаны как раз на тех пользователей, которые не испытывают ностальгии по классическим зеркальным камерам.
Использование нового байонета означает, что пользователям придется приобретать полный набор фирменной оптики. Впрочем, это критично лишь для тех, у кого уже имеются объективы для зеркальных камер. Можно использовать объективы системы Four Thirds, но при этом практически полностью теряется преимущество малых габаритов и веса, а кроме того, из-за разного количества контактов некоторые функции могут оказаться недоступными.
Есть и еще одна проблема, не вполне очевидная на первый взгляд. По мере уменьшения расстояния между внутренней линзой объектива и поверхностью светочувствительного сенсора уменьшается угол, под которым лучи света падают на периферийные области кадра. А это значит, что более выраженным станет эффект виньетирования изображения. В пленочных камерах эта проблема не столь актуальна в силу свойств носителя. В отличие от фотопленки, чувствительность ячеек сенсора в значительной степени меняется в зависимости от того, под каким углом падают на нее лучи света. В свое время с этой проблемой столкнулись создатели цифровых дальномерных камер, и для ее устранения пришлось внедрять весьма изощренные конструктивные решения. Например, в аппарате Epson R-D1 перед сенсором установлен массив микролинз, корректирующих угол падения лучей на ячейки. Удастся ли решить эту проблему создателям фотоаппаратов системы Micro Four Thirds — пока неизвестно.
Зеркало долой!
Вообще говоря, идея создания аппаратов, подобных описанным в концепции формата Micro Four Thirds, не является новой и тем более эксклюзивной. «Когда же в вашей линейке появятся компактные фотокамеры с большими сенсорами?» — это один из традиционных вопросов, которые на протяжении нескольких лет журналисты специализированных СМИ задают на пресс-конференциях, посвященных представлению новых моделей цифровых фотоаппаратов.
То, что Olympus и Panasonic наконец-то дозрели до того, чтобы выпустить компактные незеркальные фотоаппараты с «большим» сенсором и сменной оптикой, вряд ли стало неожиданностью. Скорее удивляет то, почему этого до сих пор не сделали другие. Чем же объясняется привязанность производителей именно к зеркальным аппаратам?
На первый взгляд может показаться, что данный конструктив является оптимальным решением для создания фотоаппаратов, которые обладают достаточной гибкостью для адаптации к различным условиям съемки и обеспечивают при этом высокое качество изображения. Но так ли это на самом деле?
Чтобы дать обоснованный ответ на этот вопрос, рассмотрим технические аспекты проблемы. По большому счету, основных достоинств у цифровых зеркальных камер три:
- светочувствительный сенсор большого размера, позволяющий получать четкое изображение с низким уровнем цифрового шума;
- возможность использования сменных объективов, благодаря чему обеспечивается гибкость конфигурирования аппарата в зависимости от специфики выполняемых задач;
- и наконец, наличие оптического TTL-видоискателя с подъемным зеркалом.
Оценивая достоинства цифровых зеркальных фотоаппаратов, важно понимать два момента. Во-первых, подъемное зеркало никоим образом не влияет на качество и вообще какие-либо параметры получаемых снимков, поскольку в момент съемки находится в поднятом положении. Этот узел нужен лишь для того, чтобы фотограф мог скомпоновать кадр, наблюдая в окошке оптического видоискателя изображение, проецируемое через объектив камеры. Во-вторых, использование подъемного зеркала создает ряд технических проблем, неизбежным следствием которых являются характерные недостатки зеркальных аппаратов.
Так, необходимость в размещении зеркала с подъемным механизмом между внутренней линзой объектива и поверхностью светочувствительного сенсора не позволяет уменьшить расстояние между данными узлами. Вследствие этого невозможно сделать более компактным как сам фотоаппарат, так и предназначенные для него объективы.
Но если в эпоху пленочной фотографии лучшего способа увидеть изображение, проецируемое объективом камеры на пленку, не придумали, то с наступлением цифровой эры ситуация изменилась. Ведь в отличие от пленки электронный светочувствительный сенсор позволяет транслировать изображение, проецируемое через объектив, в режиме реального времени.
Техническая возможность создания значительно более компактных (по сравнению с зеркальными моделями) цифровых фотокамер, оснащенных светочувствительным сенсором большого размера и позволяющих использовать сменную оптику, уже неоднократно была доказана на практике. В качестве примера можно привести дальномерные аппараты Leica M8 и Epson R-D1. Оба оснащены сенсорами формата APS-C (такие же применяются в большинстве недорогих моделей зеркальных камер) и позволяют устанавливать широкий спектр стандартных объективов, выпущенных компанией Leica.
Выпустив пару лет тому назад модель M8,
компания Leica доказала, что цифровой фотоаппарат
с большим сенсором и сменной оптикой вовсе
не обязательно должен быть зеркальным
Таким образом, мы приходим к важному выводу. Зеркальная камера является далеко не единственным вариантом конструктива, позволяющего создавать цифровые фотоаппараты с сенсором большого размера и сменной оптикой. Более того, существующие недостатки зеркальных камер являются неизбежным следствием особенностей их устройства. Иными словами, в эпоху цифровых технологий использовать конструкцию с подъемным зеркалом для создания фотоаппаратов высокого класса вовсе не обязательно.
Раз нет достаточно убедительной технической аргументации, причины следует искать в экономической плоскости. Но прежде стоит вкратце обрисовать ситуацию, сложившуюся на массовом рынке цифровых фотоаппаратов.
По большому счету, в настоящее время на нем представлено два типа устройств, образующих иерархическую пирамиду: внизу — многочисленные компактные модели с несменной оптикой и многомегапиксельными сенсорами микроскопического размера, а вверху — зеркальные камеры с относительно большими сенсорами и сменной оптикой. Аппараты класса prosumer, некогда составлявшие пусть и тонкую, но самостоятельную прослойку между двумя упомянутыми сегментами, ныне практически исчезли и сейчас присутствуют на рынке чисто номинально.
Здесь стоит упомянуть о том, что ведущие производители (что бы ни говорили их представители) перестали выпускать камеры класса prosumer (или сознательно превратили эти модели в дорогие версии компактов) не потому, что такая продукция не пользовалась спросом. Истинная цель заключалась в том, чтобы заставить покупателей камер класса prosumer перейти на зеркальные аппараты. Но почему?
Дело в том, что компактные фотоаппараты, равно как и модели класса prosumer, представляют собой готовое решение. Соответственно основную прибыль производитель получает от продажи самих фотоаппаратов, а снижение цен (неизбежное вследствие обострения конкурентной борьбы) приводит к резкому падению прибыли.
В основе сегмента зеркальных фотоаппаратов лежит принципиально иная бизнес-модель. Собственно фотоаппарат (body) или же стартовый набор из фотоаппарата и дешевого объектива (kit) представляет собой лишь основу. Для получения полнофункционального решения необходимо докупать дополнительные (и, надо сказать, весьма недешевые) аксессуары: объективы, переходные кольца, вспышки, аккумуляторные отсеки и т.д. Нередко суммарная стоимость дополнительных аксессуаров значительно превышает цену самого аппарата.
Большие размеры зеркальных камер и возможность
визирования лишь через глазок
оптического видоискателя вызывают немало
неудобств при повседневной эксплуатации
Таким образом, производитель получает возможность продавать фотоаппараты практически по себестоимости (или даже в убыток), получая основную прибыль от продажи многочисленных аксессуаров. Кроме того, продажа фотоаппаратов со сменной оптикой обеспечивает гораздо более высокую лояльность покупателей к единожды выбранному бренду.
Купив сегодня компактный фотоаппарат одного производителя, пользователь может через два-три года безболезненно сменить его на модель любой другой фирмы. Совсем иная ситуация возникает при покупке зеркальной камеры со сменной оптикой. Поскольку сменные объективы (да и большинство других аксессуаров) можно использовать только с определенной линейкой камер одного производителя, выбор зеркальной камеры гарантирует надежную привязку покупателя к одному-единственному бренду. Прочность этой зависимости усугубляется еще и тем, что приобретение сменных объективов для зеркальных камер вовсе не является выгодным вложением денег: дорогой новый объектив быстро дешевеет и продать его даже по прошествии пары месяцев можно будет лишь по существенно меньшей цене.
Учитывая все вышесказанное, становится понятно, почему крупнейшие производители цифровой фототехники столь рьяно агитируют покупателей приобретать именно зеркальные фотоаппараты. Освоены огромные рекламные бюджеты с целью сформировать у покупателей стереотип о том, что непременным условием для получения снимков наилучшего качества является использование цифровой зеркальной камеры. С сожалением приходится констатировать, что массовое промывание мозгов доверчивым пользователям уже приносит свои плоды. Доходит до того, что некоторые излишне доверчивые покупатели искренне полагают, что именно «зеркало» обеспечивает высочайшее качество фотографий (а это уже полнейший бред).
Хотя сейчас наблюдается рост объема продаж цифровых зеркальных камер и снижение цен на эти устройства, все более очевидным становится тот факт, что унаследованная еще со времени пленочной фотографии конструкция морально устарела и далеко не всегда удовлетворяет потребности и запросы конечных пользователей. И это неудивительно — ведь то, что подходит для профессионалов, далеко не всегда оказывается приемлемым для любителей. По мере снижения цен на зеркальные модели происходят качественные изменения в среде их пользователей, а следовательно, меняются и требования, предъявляемые к этим устройствам.
На первых порах большинство покупателей цифровых зеркальных камер составляли владельцы пленочных зеркалок, вдохновленные возможностью совместить уже имеющийся набор сменной оптики с мощью современных технологий. Однако сейчас становится все больше тех, кто приобретает свою первую цифровую зеркалку, имея за плечами исключительно опыт эксплуатации компактных цифровых камер. Эта категория пользователей оказывается, мягко говоря, не в восторге от необходимости все время смотреть в глазок оптического видоискателя, не имея возможности компоновать кадр более привычным образом — при помощи дисплея. Кроме того, значительно более тяжелые и громоздкие (по сравнению с компактными моделями) зеркальные камеры, приемлемые для профессиональной работы, вызывают множество неудобств при повседневной эксплуатации, когда на первый план выходят мобильность и простота использования.
В результате производители недорогих цифровых зеркальных камер волей-неволей вынуждены подстраиваться под запросы нового поколения покупателей. Если проследить эволюцию бюджетных моделей цифровых зеркальных фотоаппаратов, то нетрудно заметить, что габариты каждой последующей модели становились пусть и ненамного, но меньше предшествующей (нередко даже в ущерб эргономике). Увеличивается количество моделей с функцией Live View, которая позволяет осуществлять визирование по экрану встроенного дисплея. По данным маркетинговых исследований, проведенных компанией Sony, именно эта функция является ключевой для большинства потенциальных покупателей зеркальных фотоаппаратов, и начиная с 2008 года она присутствует во всех моделях серии «альфа». Но если функция Live View столь популярна, логично предположить, что оптический видоискатель с подъемным зеркалом в современных цифровых фотоаппаратах становится лишним. Не пора ли от него избавиться, а заодно и от лишних сантиметров и сотен грамм веса? В свете этого разработка формата Micro Four Thirds выглядит вполне адекватной реакцией на изменение рыночной ситуации.
В том, что Olympus и Panasonic среагировали быстрее других, нет ничего удивительного. Компании Canon и Nikon (а позже — и Sony, поглотившая подразделение фототехники компании Konica Minolta) сделали ставку на аппараты, оснащенные сенсорами форматов APS-C и full frame (36x24 мм — полный кадр 35-миллиметровой фотопленки) и совместимые с оптикой, выпускавшейся для пленочных моделей. Такой подход был вполне оправдан, поскольку возможность использования цифровых моделей с ранее выпускавшимися аксессуарами стимулировала владельцев пленочных зеркалок приобретать цифровые фотоаппараты аналогичного класса.
В свою очередь, Olympus и Panasonic разработали открытый стандарт Four Thirds System. Отличительной особенностью этого решения, создававшегося именно для цифровых зеркальных фотоаппаратов, является использование сенсоров единого размера (4/3 дюйма) и сменных объективов, изначально спроектированных под этот размер кадра. Создание «дочернего» стандарта для компактных моделей, лишенных подъемного зеркала, стало вполне логичным шагом.
Заключение
Ожидается, что первые модели фотоаппаратов системы Micro Four Thirds будут анонсированы на выставке Photokina, которая пройдет в этом году в Кёльне (Германия) с 23 по 28 сентября. Но уже сейчас можно констатировать, что анонс этого формата стал одним из важнейших событий 2008 года.
Теоретически фотоаппараты системы Micro Four Thirds имеют все шансы на успех, поскольку предлагают покупателям разумный компромисс между гибкостью и качеством, присущими современным зеркальным камерам, и компактностью и удобством использования, характерными для цифровых «мыльниц». Существует немало фотолюбителей, которых, с одной стороны, уже не удовлетворяет качество снимков компактных моделей, а с другой — не устраивают громоздкость и неудобство зеркальных камер. Именно на таких покупателей (прямо скажем, не избалованных богатством выбора) и рассчитаны модели на базе системы Micro Four Thirds. Разумеется, многое будет зависеть от ценовой политики производителей и наличия в продаже сменной оптики нового формата.
Весьма любопытно будет посмотреть, чем смогут ответить альянсу Olympus-Panasonic нынешние лидеры фоторынка — в первую очередь, конечно же, Canon, Nikon и Sony, активно осваивающие сегмент недорогих зеркальных аппаратов. То, что подобная реакция последует, сомневаться не приходится — ведь модели на базе системы Micro Four Thirds способны успешно конкурировать не только с компактными камерами класса prosumer (коих сейчас выпускается очень мало), но и с зеркальными аппаратами начального уровня.