Автомобильные интернет-сервисы
Автомобильные операционные системы
Microsoft разрабатывает автомобильные интернет-сервисы
Поиск информации по обслуживанию и ремонту
Сегодня можно с уверенностью сказать, что прогресс в автомобилестроении меняет направление. Если до сих пор он заключался в основном в модернизации механических или гидравлических систем, то теперь следует ожидать стремительного совершенствования электронной и программной «начинки» автомобиля.
Все эксперты в последнее время отмечают общую тенденцию для новых автомобилей, особенно в среднем и высших классах: современные автомобильные системы управления переходят от механических и гидравлических схем к электрическим и электронным. В настоящее время дорогостоящие схемы управления «по проводам» (X-by-wire) являются более надежными, занимают меньше места и характеризуются простотой в применении. Для автомобилей будущего значение цифровых электронных органов управления еще более возрастет, а требования к взаимодействию электронных и механических систем будут только увеличиваться. Это необходимо для обеспечения оптимальных ходовых характеристик и высокой надежности вкупе с возможностью интегрирования новейших технологий по мере их появления.
Одним из наиболее ярких представителей нового поколения автомобильных систем управления семейства X-by-Wire являются электронные системы безопасности Safe-by-Wire Plus, в разработке которых активное участие принимают такие компании, как Analog Devices, Inc., Autoliv, Inc., Delphi Corp., Key Safety Systems, Philips, Special Devices, Inc., TRW Automotive, а также Bosch, Siemens VDO Automotive и Continental Temic (BST). Этими компаниями учреждено новое объединение Safe-by-Wire Plus consortium, которое вырабатывает единые стандарты коммуникационного взаимодействия систем обеспечения безопасности автомобилистов на основе уже накопленных опыта и знаний в этой области.
Новые электронные системы требуют и более сложных систем диагностики. Стандартом де-факто для высокоскоростных бортовых сетей стал интерфейс сети контроллеров для управления подсистемами автомобилей CAN/J1850 (Controller-Area Network), который окончательно вытеснил такие архаичные диагностические интерфейсы, как OBD (On Board Diagnostic). Сегодня большинство европейских автомобильных гигантов (например, Audi, BMW, Renault, Saab, Volvo, Volkswagen и т.д.) используют интерфейс CAN в системах управления двигателем, безопасности и обеспечения комфорта (описание стандарта CAN можно найти на сайте http://www.can-cia.de/).
А в ближайшие три-пять лет на смену этому интерфейсу придет еще более быстрый и надежный интерфейс управления FlexRay, на который возлагается более широкий спектр задач контроля двигателя, трансмиссии, подвески, подсистем торможения, рулевого управления и другой бортовой электроники — областей, где актуально расширение функциональности и наличие развитых средств диагностики.
Отметим также еще одну тенденцию современного автомобилестроения — превращение средства передвижения в мобильный мультимедийный центр, — которая получила на Западе название Media Oriented Systems Transport (MOST). Действительно, напичкав автомобиль цифровой электроникой и высокоскоростными сетями, ничего не стоит добавить к ним информационно-развлекательные средства: Интернет, навигацию, а также высококачественные видео- и аудиоаппаратуру. Редкая модель сейчас не оснащается GPS-навигатором, ЖК-дисплеем и другими компьютерными и аудиовизуальными развлекательными системами и средствами диагностики. Сегодня даже рядовые покупатели всерьез обсуждают необходимость наличия в машине интерфейса Bluetooth или перспективы использования интерфейса Wi-Fi, а отсутствие в магнитоле поддержки MP3 считается серьезным недостатком.
Автомобили активно осваиваются и производителями компьютерной техники, так что грядет замена обычных систем зажигания и иммобилайзеров компьютерными системами биометрического контроля (Biometric Ignition), компакт-дисков — флэш-картами и твердотельными дисками (Rigid Disk Drives), аналогового радио — цифровым (Digital Radio), а также внедрение цифрового телевидения высокой четкости (HDTV) и других компьютеризованных медиасистем. Уже в будущем году автомобилистам придется всерьез задуматься о том, каким набором гаджетов должен оснащаться автомобиль. Радует то, что целый ряд новейших компьютерных автомобильных систем, которые готовятся к выпуску в ближайшее время, принесут реальную пользу автолюбителям. Прежде всего это новейшие средства удаленной диагностики — Remote-Diagnostic Telematics (сервис скоро сможет считывать телеметрию прямо с места поломки автомобиля и принимать решение об эвакуации транспортного средства или же о посылке специалиста, который устранит неисправность на месте).
Автомобильные операционные системы
В прошлом году компания Microsoft заключила соглашение с одним из ведущих поставщиков автомобильных систем и компонентов — компанией Siemens VDO Automotive с целью создания нового поколения автомобильных информационно-развлекательных систем, которые поступят в продажу уже к 2009 году.
Данное соглашение позволит Microsoft выйти на новый уровень, а обусловлено это тем, что клиенты Siemens VDO — это элита европейской автоиндустрии. Компания Siemens VDO производит различное оборудование для Audi, BMW, Fiat, Ford, Opel, Volkswagen и др.
Среди новых автомобильных технологий компании Microsoft — Windows Automotive (2003), Windows Mobile for Automotive (2006) и Microsoft Auto (2007). Сегодня в США Microsoft тесно сотрудничает с компанией Ford, в автомобилях которой недавно появилась программная платформа Sync, а в Европе — с итальянским концерном Fiat, который назвал свою версию софтверной платформы Blue&Me. Очевидно, что новая технологическая платформа Microsoft Auto будет разрабатываться на базе Windows CE 5.0, а вот для аппаратной платформы предполагаются следующие характеристики:
- 32-битный процессор на 400 МГц — ARM11;
- 256 Мбайт флэш-памяти и 64 Мбайт DDRAM;
- встроенная поддержка сетей сотовой связи;
- GPS-приемник;
- поддержка автомобильной шины CAN-bus;
- Bluetooth;
- USB 2.0;
- IEEE-1394.
Microsoft разрабатывает автомобильные интернет-сервисы
Недавно специальное подразделение софтверного гиганта Microsoft, которое занимается выпуском программного обеспечения для автомобильных платформ будущих поколений, — Automotive Business Unit — заявило о том, что разработало первый интернет-сервис, ориентированный на автомобильные компьютеры, — Live Search for Devices. Он предназначен для поиска различных данных и получения доступа к тому или иному интернет-контенту прямо из салона автомобиля. Как говорит Том Филлипс, генеральный менеджер Automotive Business Unit, уже сейчас поисковик поддерживает разделение на глобальный и локальный варианты, что полезно для тех, кто ищет какие-то сведения о местности, где в данный момент находится. Естественно, этот сервис имеет и все необходимые инструменты для работы со спутниковыми навигаторами. В дальнейшем Live Search for Devices планируется встраивать в автомобильные операционные системы Windows Automotive и Microsoft Auto.
Причем компания Microsoft объявила, что увеличивает инвестиции в разработку автомобильного софта в текущем году примерно на треть, расширяет штат партнеров и будет заключать прямые контакты с автопроизводителями.
Потребители нового поколения
В прошедшем году исследовательский центр корпорации IBM — Institute for Business Value — в результате опроса 16 900 респондентов по всему миру обнаружил, что современные потребители продуктов и услуг стали взаимодействовать с торговыми предприятиями и организациями совершенно иными путями, чем обычно. Новый тип потребителя, сформировавшийся в 2007 году как общественное явление, в корпорации IBM назвали термином Omni Consumer, — это всесторонне развитый и подкованный потребитель, который определяется в своих предпочтениях задолго до того, как решится на покупку. Представители этой категории потребителей обычно не склонны верить рекламе, настроены скептически, прекрасно знают свои права и полностью экипированы современными средствами коммуникаций и всевозможными мобильными компьютеризованными информационными устройствами, которые у них постоянно под рукой. Такому Omni-потребителю очень трудно вешать лапшу на уши, и всегда и везде — от покупки товаров до потребления услуг в сферах здравоохранения, энергетики, личных финансов и индустрии развлечений — он требует от производителей и поставщиков максимально достоверную информацию.
Немалую роль в формировании такого потребителя играет Глобальная информационная сеть — Интернет. Например, в период традиционных рождественских распродаж (когда на Западе достигается пик покупательского спроса) уже более половины опрошенных покупателей используют Интернет для сравнения потребительских свойств, функциональных возможностей и цен продуктов и услуг от разных поставщиков перед совершением покупки. Даже две трети опрошенных подростков заявили, что в процессе сделки они обмениваются с друзьями и знакомыми SMS-сообщениями по сотовому телефону (в целом доля покупателей, которые перед приобретением того или иного товара советуются со своими друзьями или членами семьи посредством SMS-сообщений, достигает 10%), а четверть опрошенных, выбирая товары в магазине, подключаются к Интернету через свои мобильные устройства для получения дополнительной информации из независимых источников.
Персональный Интернет имеет важнейшее значение не только при выборе товаров и услуг, где он приобретает решающее влияние, но и в качестве средства проведения досуга. Например, если 66% опрошенных потребителей во всем мире тратят от 1 до 4 часов в день на просмотр телепрограмм, то уже у 60% респондентов приблизительно столько же времени ежедневно уходит на посещение интернет-сайтов. Причем по 6 часов в день смотрят телевизор только 9% респондентов, а такое же время проводят в Интернете 19% потребителей. Так что традиционные средства массовой информации быстро теряют своих приверженцев, которые все чаще обращаются к интернет-ресурсам. Если рассматривать область досуга, то просмотр телевизора, Интернет, разговоры по телефону и прослушивание радио сейчас отнимают в среднем 50 часов в неделю. Но если время, проводимое за телевизором, радио и стационарным телефоном, начиная с 2002 года сократилось, то время, проводимое в Сети, напротив, удвоилось.
Кстати, сегодня самым крупным с точки зрения инвестиций в Интернете является именно автомобильный сегмент. Перед приобретением автомобиля покупатели хотят как можно больше узнать о машине, поэтому готовы десятки раз перечитывать одну и ту же информацию, растиражированную в Интернете. В Рунете существует множество различных автомобильных сайтов, но их все равно недостаточно для удовлетворения стремительно возрастающего спроса.
Проблемы выбора автомобиля
Главная проблема информационного общества — это неопределенность выбора. Что касается различных онлайновых площадок с предложениями покупки-продажи автомобилей, как новых, так и подержанных, то в них-то недостатка не ощущается. Впрочем, наиболее популярным российским ресурсом Интернета для продажи или покупки автомобиля на вторичном рынке до сих пор остается онлайновое приложение бумажной газеты «Из рук в руки» (http://www.irr.ru/cars/). Именно здесь легче всего продать свой автомобиль или найти подходящие варианты для покупки подержанного. Есть на этом ресурсе и предложения по новым автомобилям, но более цивилизованным способом выбора новой машины все же является обращение к официальным сайтам компаний-производителей, где можно справиться о новых моделях, подобрать необходимую комплектацию, а затем узнать адреса ближайших дилерских салонов.
Однако несмотря на то, что будущих автовладельцев больше интересуют не модные оболочки а-ля Web 2.0, а полезная информация, покупателей нового поколения уже начинают раздражать такие неудобные и архаичные интерфейсы, как у онлайнового приложения газеты «Из рук в руки». Например, по исследованиям, опубликованным Комитетом соединенных информационных систем Великобритании (Joint Information System Comittee) в сотрудничестве с Британской библиотекой, склонность к критическому отношению к получаемой информации и нетерпимость к временным задержкам при удовлетворении информационных запросов характерна сегодня не только для молодежи. В настоящее время практически нулевым уровнем толерантности к плохо организованной информации и неудобной навигации обладают как ученики начальной школы и студенты, так и их преподаватели. Таким образом, у потребителей сегодня формируется особый стиль интернет-серфинга и предпочитаемые методы получения информации, которые характеризуются полной нетерпимостью к плохой и неудобной навигации, а также к медленной работе ресурсов. Подобный стиль перенимают пользователи всех возрастных групп и социальных уровней.
И пока старые информационные ресурсы «раскачиваются» и улучшают сервис, руководители более новых и современных порталов зарабатывают на вполне очевидной необходимости людей покупать и продавать автомобили. Так, вместо привычной газеты многие обращаются за информацией в онлайне на популярный портал Auto.ru и другие подобные интернет-сервисы. Там, рассортировав по нужному критерию не один десяток объявлений, можно как минимум узнать среднюю стоимость интересующей модели, а если повезет, то и договориться о покупке или продать свою машину. Не прочь организовать «автобарахолку» с удобным интерфейсом и другие порталы, интернет-аукционы и даже новомодные социальные сети. Недавно появилась специализированная социальная сеть Vmashine.ru с интерфейсом, аналогичным популярной социальной сети Vkontakte.ru (впрочем, обе они копируют интерфейс знаменитой западной социальной сети Facebook). Давно уже существует в Рунете сайт AutoBlogger.ru, который гордо именует себя «первой социальной сетью для автомобилистов», хотя он больше похож на новостную ленту с форумами для обсуждения этих новостей. Разделы о купле-продаже автомобилей интегрированы во многие онлайновые ресурсы, однако на деле далеко не все они могут помочь продавцу или покупателю. Ведь эффективность такого рода услуг все же больше зависит от их наполнения информацией и конкретными предложениями, нежели от удобств навигации и красоты интерфейса.
Отметим также, что куплей-продажей автомобилей в Интернете кормятся многие мелкие компании-посредники. Например, ООО «Атлас Электроник» (http://www.atlascar.ru/) предлагает выехать к клиенту, сфотографировать его автомобиль и разместить затем объявление в разделе продаж автотранспорта сразу на 17 специализированных интернет-сайтах и в печатных изданиях.
Поиск информации по обслуживанию и ремонту
Независимо от того, являетесь ли вы любителем досконального изучения устройства автомобиля или просто используете свою машину в качестве транспортного средства, вам будет необходима та или иная информация по вашей марке или модели машины. Интернет предоставляет огромное количество информации, облегчающей как эксплуатацию автомобиля, так и его ремонт, а также решение всех сопутствующих проблем. В Сети существуют сайты по всем вопросам, связанным с автомобилями: кто их производит, кто и где продает, где и как машину отремонтировать, где купить запчасти и т.д.
Поиск подходящих ресурсов, посвященных автомобильной тематике, — необыкновенно увлекательное занятие, которое способно затмить даже шопинг. Выбор в Интернете широчайший: от всеобъемлющих серверов, зайдя на которые можно знакомиться с информацией не один день, до персональных страничек, на которых можно найти только несколько фотографий любимого автомобиля, пару ссылок на ресурсы, которые автор страницы считает полезными, и несколько субъективных советов.
Поговорить о своей машине можно в тематических блоговых сообществах, таких как Ru_Auto в популярном «Живом Журнале» (http://community.livejournal.com/ru_auto/). Там можно и обсудить вопросы выбора модели автомобиля, и поговорить о пробках, об этике водителей, о трактовке правил дорожного движения, о произволе гаишников и т.д.
Пользуются популярностью и тематические форумы на сайтах производителей автомобилей, и так называемые самодеятельные онлайновые клубы, создаваемые обычно по конкретным маркам или даже моделям. В последних поклонники той или иной марки общаются в онлайне, клеят символику клуба на свои автомобили, устраивают встречи и помогают друг другу в решении каких-либо вопросов. Причем, что характерно, чем более редкая марка или модель автомобиля, тем полезнее оказывается самодеятельный клуб, нежели официальные ресурсы производителя. Например, несмотря на относительно небольшое количество посетителей, в Рунете очень интересными для владельцев могут стать клубы Chrysler-Dodge (http://www.chrysler-dodge.ru/) или даже Dodge Ram (http://www.dodgeram.ru/). И по регулярности обновлений, и по качеству и достоверности информации они намного опережают подобные сообщества таких популярных марок, как Клуб любителей Toyota или Mitsubishi Lancer Club. А секрет здесь прост: такая модель, как Dodge Ram, в России до сих пор является очень редкой даже среди пикапов (этот класс у нас недостаточно востребован), поэтому любая информация на русском языке является дефицитной, а описания опыта эксплуатации в российских условиях — весьма скудными. Поэтому владельцы таких автомобилей особенно бережно относятся к любым сведениям и не допускают подлогов или искажения смысла (что может произойти как из-за недобросовестной рекламы, так и из-за чьей-то некомпетентности). Да и приобретается такой автомобиль отнюдь не случайно — как правило, опытными и серьезными людьми, сделавшими свой выбор вполне осознанно. Так что Mercedes-Benz Gelдndewagen Club (http://gclass.ru/) хоть и трудно признать клубом № 1 в России, как они сами себя величают, но доверять его членам, в отличие, например, от членов Toyota Club Russia, вполне можно.
Иногда членство в таких клубах осуществляется на платной основе, но часто оно того стоит. Например, многие автосалоны, сервисы и производители машин не упускают возможности воспользоваться целевой рекламой на клубных сайтах и получить лояльных и грамотных клиентов, предлагая взамен систему скидок и бонусов. Так что наиболее популярные сообщества обрастают различными клубными картами, дающими скидки при обслуживании или покупке запчастей либо аксессуаров.
Однако не следует забывать, что за информацию, представленную в самодеятельных клубах, никто никакой ответственности не несет и для ее уточнения необходимо обращаться к производителю или к другому официальному источнику. И напротив, часто официальная информация более внятно и подробно объясняется на неформальных сайтах с учетом конкретного опыта. Такой многосторонний подход к получению информации можно распространить и на все сопутствующие ресурсы. Например, для выяснения официальных законов и положений о регистрационных действиях, правилах дорожного движения, техническом осмотре и прочих околоавтомобильных проблемах можно обратиться на сайт «ГАИ.РУ» (http://www.gai.ru/), но для получения дополнительной информации (или для изучения важных проблем в менее формальном и более упорядоченном, с точки зрения автолюбителей, изложении) можно воспользоваться самодеятельным сайтом «ГИБДД и автолюбитель» (http://www.alex999faq.ru/).
Рекомендуем также обратить внимание на такие ресурсы, как сайт гостехосмотра (http://www.gostehosmotr.ru/), новый тематический поисковик Texobzor (http://www.texobzor.ru), который производит поиск по техническим вопросам на более надежных ресурсах и предоставляет более достоверную информацию, или на постоянно обновляющуюся статистику угонов (http://ugon.geotrade.ru/). Последний ресурс ведется компанией ООО «Геотрейд Электроникс», которая занимается противоугонными устройствами и системами сигнализации, но ведется он на основе статистики ГУВД г.Москвы и может пригодиться при выборе автомобиля (хотя более достоверным показателем угоняемости той или иной марки или модели является все же ее страховой «угонный» коэффициент, а не скупая статистика в Интернете).
Расчет стоимости владения
Обычно при покупке автомобиля принимают во внимание только его стоимость и, возможно, затраты на обслуживание. При этом последние оценивают, исходя из стоимости планового техобслуживания (ТО), наивно полагая, что все остальные возможные поломки покроет гарантия. Однако даже гарантия производителя чаще всего бывает ограниченной (причем чем дольше гарантийный срок, тем, как правило, больше ограничений на «гарантийные случаи») и не покрывает всех расходов на ремонт (с учетом надежности той или иной модели), не говоря уже об установке и обслуживании дополнительного оборудования.
Кроме того, помимо обслуживания и ремонта существуют и дополнительные затраты на содержание автомобиля, которые при покупке, как правило, считаются второстепенными, а в действительности могут составить сумму, многократно превышающую затраты на сервис.
Эти дополнительные расходы включают, например, обесценивание автомобиля с течением времени, что важно, если планируется его перепродажа на вторичном рынке (причем сюда входит как общая амортизация, так и потеря товарного вида, а также неизбежное падение цены предыдущей модели при рестайлинге), выплаты по кредитам, налоги и другие сборы, страховые взносы, расходы на ГСМ в процессе эксплуатации, покупку различных аксессуаров, штрафы за нарушение ПДД, автомойку и т.д.
Задумайтесь, ведь если даже такие расходы, как автомойка, зависят от класса автомобиля (так, мытье внедорожника на четверть дороже, чем семейного седана), то что уж говорить о других статьях?
В деловом мире для подсчета так называемой стоимости владения (англ. Total Cost Of Ownership или True Cost to Own, TCO) давно разработаны различные методики и даже выпускаются специальные оценочные таблицы для всевозможных хозяйственных областей, оборудования и рынков. Конкретные цифры существенно зависят от страны, где осуществляется покупка и эксплуатация автомобиля, но общие методики подсчета интернациональны.
Например, в такой наиболее продвинутой в автомобильном отношении стране, как США, на популярном интернет-ресурсе Edmunds.com вы можете интерактивно определить TCO вашего будущего автомобиля по всем годам владения (как нового, так и подержанного) и тут же сравнить полученные цифры с другими марками и моделями — потенциальными конкурентами (http://www.edmunds.com/apps/cto/CTOintroController).
Разработчики таблиц TCO на Edmunds.com решили выделить семь основных статей расхода:
- обесценивание — потеря стоимости автомобиля с возрастом (Depreciation);
- кредитные потери — процент и стоимость обслуживания кредита (Financing);
- страховые взносы (Insurance);
- налоги и сборы (Taxes & Fees);
- расходы на горючее (Fuel);
- обслуживание (Maintenance);
- ремонт (Repairs).
К сожалению, подобного рода интернет-ресурсы в России пока отсутствуют, поэтому определиться со стоимостью владения у нас сложно. А ведь далеко не всегда более дорогой при покупке автомобиль оказывается более затратным во владении по сравнению с более дешевым. Особенно это касается моделей из среднего и высшего ценовых сегментов, которые труднее реализовать на вторичном рынке, нежели дешевые автомобили. Вот тут-то и оказывается, что машина стоимостью 60 тыс. долл. в результате обошлась владельцу дешевле, нежели более «скромная» модель стоимостью в 40 или 50 тыс. долл.
Кое-какие косвенные оценки реальной стоимости эксплуатации и обслуживания можно получить у нас на сайтах типа MyCar (http://www.mycar.com.ru/) или Avtomarket (http://www.avtomarket.ru/service.shtml), где пользователи ведут учет средств, потраченных на обслуживание автомобиля. Понятно, что чем больше автомобилей будет участвовать в накоплении подобной статистики, тем более объективные данные мы сможем получить. Возможно, когда-нибудь на таких порталах будет сформирован ресурс, подобный американскому Edmunds.com. Пока же информацию с указанных сайтов можно использовать лишь в ознакомительном порядке.
Навигация по Интернету
Сегодня приходится признать, что отечественные картографические сервисы пока малопригодны для автомобилистов. Впрочем, у нас и с бумажными картами проблема, не говоря уже о GPS-навигации и картографических сервисах в онлайне. Как ни смешно, но наиболее полезным в России до сих пор является картографический сервис американского поисковика Google (http://maps.google.com/). Компания Google постоянно обновляет спутниковые фотографии (причем не только Москвы и Подмосковья, но и других регионов России). Так, пользователи Google Maps и Google Earth теперь видят Москву такой, какой она была в начале 2007 года). Обновляется и уточняется карта-схема дорог и населенных пунктов, причем даже маленькие деревушки России отображаются на этой карте на русском языке, по ним работает поиск на карте, можно измерять расстояния и даже прокладывать маршруты (к сожалению, пока только по основным трассам). Конечно, на российских картах Google Maps много ошибок, но ведь на аналогичных отечественных ресурсах многие населенные пункты даже в ближайших к Москве областях вообще не отображаются, не говоря уже о невозможности поиска и прокладки маршрутов. Кстати, спутниковые снимки Москвы и Санкт-Петербурга, которые не так давно появились в «Яндекс.Картах» (http://maps.yandex.ru), датируются летом 2006 года (для создания спутниковых карт Москвы и Петербурга использовались снимки, предоставленные ИТЦ «СканЭкс»). В Яндексе утверждают, что спутниковые карты Ленинградской области были сделаны по снимкам с разрешением 5,8 м/пикс и, по данным компании, это самые подробные снимки Ленинградской области из тех, что имеются в Интернете. Однако они явно старше имеющихся на Google Maps, а картографическая информация по другим регионам России в Яндексе менее точна, чем в Google. Еще один отечественный картографический сервис — kosmosnimki.ru — располагает актуальным снимком Москвы за 31 марта 2008 года, но на нем представлен только фрагмент столицы, а что касается других регионов, то там снимки не позднее 2006 года. Кстати, на сайте http://shop.kosmosnimki.ru теперь можно купить снимок отмеченной вами области (отмечать можно области любой конфигурации, а не только прямоугольные) — например для того, чтобы использовать его в качестве растровой карты для GPS-навигатора в том случае, если альтернативы не имеется. В принципе, часть областей России на снимках сервиса kosmosnimki.ru представлена в более крупном масштабе и актуальнее, чем в Google Maps.
Причем ориентированность на столицу или, в лучшем случае, еще и на Санкт-Петербург — это еще один существенный недостаток отечественных онлайн-карт. Спутниковые снимки у Яндекса, например, представлены только по Московской и Ленинградской областям, а картографический сервис располагает данными лишь о следующих регионах России: Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Нижний Новгород, Новосибирск, Орел, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Тула, Уфа и Челябинск. Причем спутниковые снимки имеются, к сожалению, только по отдельным городам, маршруты по картам не прокладываются и расстояния по дорогам не измеряются. Однако для всех городов, где есть метро, опубликованы схемы метрополитена, причем жители Москвы, Санкт-Петербурга и Киева могут не только просматривать схемы, но и искать оптимальный маршрут и рассчитывать время поездки до выбранного пункта. Для этого достаточно щелкнуть по начальной и конечной станциям на схеме, после чего сервис покажет построенный маршрут и предоставит его полное описание. Пользователи, в частности, смогут получить информацию о названиях станций пересадок, расположении выходов из метро и узнать приблизительное время поездки. Возможно, что когда-нибудь что-то подобное появится, наконец, и для автомобилистов.
Однако некоторые другие отечественные сервисы у нас уже стараются быть ближе к автомобилисту. Недавно, например, на сайте «Карты@Mail.Ru» (http://maps.mail.ru/) была реализована возможность построения маршрута между двумя заданными точками (на этом портале имеется и аналогичный Яндексу сервис построения оптимальных маршрутов по карте московского метрополитена, который показывает время в пути, станции маршрута и необходимость пересадок). Помимо графического отображения построенного на карте маршрута, сервис показывает предполагаемое расстояние и время пути. Кроме того, формируется подробная «легенда» движения, то есть текстовое описание построенного маршрута, содержащее нарастающее расстояние, нарастающее время, направление движения и тип дороги, а также названия дорог или улиц, по которым будет проходить маршрут, что весьма удобно для пользователя. Описание маршрута содержит все повороты дорог, в том числе и не являющихся перекрестками. При построении маршрута по карте России в качестве начальной и конечной точек маршрута можно использовать только названия населенных пунктов, а для Москвы и Московской области, кроме названий, можно задавать точные адреса.
Правда, реально маршруты разумно прокладывать опять же лишь по картам Москвы и Московской области, а при попытке сделать это в других регионах сервис выдает совершенно несуразные траектории. Кстати, даже правильные маршруты на сервисе «Карты@Mail.Ru» почему-то отображают километраж, который расходится не только со спидометром, но и с реальными дорожными знаками, так что даже для подмосковных грузоперевозок его использовать пока нельзя, разве что для совсем грубых прикидок расстояния и расхода топлива.
Более правильную информацию о расстоянии между объектами на наших дорогах дает сервис на сайте «АвтоТрансИнфо» (http://www.avtotransinfo.ru/Trace/) — там действительно автоматически рассчитывается правдоподобное время в пути и проставляются реальные скоростные ограничения.
Реально работающий и локализованный для России сервис Google Maps доступен не только на персональном компьютере, но и на мобильных устройствах. Принцип работы с мобильными картами от Google практически не отличается от применения классического варианта сервиса для персонального компьютера. Кроме того, доступны традиционное (схематическое) и спутниковое изображения местности, а просмотр карты осуществляется путем прокручивания без необходимости перезагружать страницу. Так что теперь появилась возможность находить нужные адреса, просматривать изображения объектов и выбирать оптимальный маршрут не только заранее через Интернет на компьютере, но и в пути. Поиск вариантов объезда пробок или местонахождения офиса новых партнеров в незнакомом районе — все эти задачи могут быть решены в считаные секунды. Кстати, во второй версии Google Maps for Mobile для владельцев портативных устройств, помимо картографии с возможностью GPS-навигации, появилась функция My Location, которая позволяет определять текущее местоположение владельца смартфона или мобильного телефона на основании информации об идентификаторах базовых станций сотовой сети. Система My Location должна заинтересовать в первую очередь тех пользователей, портативные устройства которых не оснащены встроенными приемниками спутниковой системы навигации GPS. Благодаря функции My Location пользователь сможет определять местоположение с помощью любого современного телефона или коммуникатора. Причем, по утверждениям Google, система My Location, по сравнению с GPS-навигацией, предоставляет ряд преимуществ. Определение приблизительных координат посредством My Location занимает меньше времени, кроме того, функцию можно использовать внутри зданий, куда сигналы GPS могут не проходить. И наконец, работа системы My Location требует меньших затрат энергии, что положительно отражается на времени автономной работы портативного устройства. Применять функцию My Location можно на большинстве современных смартфонов, включая коммуникаторы BlackBerry и все устройства, работающие под управлением операционных систем Symbian и Windows Mobile, а также на относительно новых мобильных телефонах Sony Ericsson и Motorola.
Кроме того, компания Google недавно расширила возможности базового сервиса Google Maps для персональных компьютеров. Например, благодаря средствам коллективной работы, одну и ту же персонализованную карту Google My Maps теперь могут редактировать сразу несколько пользователей. Кроме того, появились новые карты Terrain Maps, демонстрирующие рельеф ландшафта и физические особенности местности. И наконец, Google Earth позволяет искать, например, гостиницы и другие важные объекты на карте. Для поиска необходимо установить на компьютер программу Google Earth, скачать к ней нужную базу знаний (так, для гостиниц необходимо подключить файл hotels.kmz, который можно взять по адресу: http://www.globeassistant.com/kmz/hotels.kmz), и тогда это картографическое приложение превратится в подробный онлайновый справочник, хранящий описания 80 тыс. отелей и гостиниц по всему миру, названия которых будут отображаться на картах Google Earth. Причем одинарным щелчком мыши будет открываться окно с характеристиками указанной курсором гостиницы, а двойным — максимально приближаться тот участок карты, на котором находится здание отеля. Дополнительное удобство такого сервиса заключается в том, что можно будет визуально оценить окрестности места предполагаемого отдыха, например расположение отеля относительно моря, гор, аэропорта, дороги или центра города, и сравнить увиденное с информацией, представленной в рекламе отеля и его описании. Более того, в дополнительном описании, вызываемом по ссылке More information, содержится информация о том, когда гостиницу в последний раз ремонтировали, сколько в ней номеров и как они выглядят, а также какие услуги предоставляются проживающим, какими языками владеет обслуживающий персонал и т.д. С помощью такого удобного онлайнового справочника можно отыскать достойное место для остановки при перемещении на автомобиле или для более долгосрочного отдыха.
Впрочем, по крайней мере одна популярная возможность онлайновых картографических сервисов у отечественных ресурсов все же есть — это то, в чем они могут конкурировать с Google Maps и чего не могут предоставить классические бумажные карты, — отображение актуальной информации о пробках. Именно эта функция, видимо, и станет основным двигателем для развития отечественных сервисов онлайн-картографии. Московские автомобилисты, у которых эта функция реализована, уже сегодня заходят на Яндекс по нескольку раз в день, чтобы узнать ситуацию на дорогах. И пусть этот сервис пока еще недостаточно точен, но он весьма актуален и широко востребован. О популярности информации, касающейся пробок, говорит даже тот факт, что подобный сервис появился и на сайте «ГАИ.РУ» (http://www.gai.ru/traffic/).
Кстати, спонсором этого сервиса на сайте «ГАИ.РУ» является компания City Guide, которая продает систему автомобильной GPS-навигации, предназначенную для КПК и смартфонов под управлением операционной системы Windows Mobile. Проект City Guide (http://www.probki.net/Programs/) сегодня пользуется большой популярностью у москвичей и петербуржцев. Дело в том, что в этом проекте, в отличие от большинства конкурентов, автомобиль оснащается устройством, сочетающим специальные датчики, GPS-навигатор и доступ в Интернет для показа пробок на электронной карте в реальном времени. То есть информацию о пробках в эту систему поставляют сами участники движения, оснащенные такой системой: датчики определяют затруднение движения, GPS-навигатор дает координату и информация передается на интернет-сервер, который по многочисленным подобным автоматическим откликам формирует карту пробок и возвращает ее участникам движения, оснащенным данной системой. И чем больше будет машин, ездящих с такими датчиками по городу, тем точнее будет информация о пробках.
Столь же актуальными, как информация о расстоянии и пробках, являются данные об автосалонах, автосервисах, шиномонтажах, АЗС, мойках, пунктах питания и т.д. Эту идею пытаются реализовать создатели проекта «Автоточки» (http://avtotochki.ru/), который в настоящее время проходит стадию открытого тестирования, поэтому судить о его возможностях пока рано, но можно зарегистрироваться и ознакомиться с тем, как будет работать эта служба.
Еще можно добавить, что, пользуясь невысокой компьютерной грамотностью гаишников, многие создают так называемые неофициальные карты для GPS-навигаторов с указанием расположения милицейских видеокамер, радаров и точек любимых «засад» работников ДПС по различным регионам России. Для сбора подобной информации в Москве, например, появился самодеятельный сайт Videogai.ru (http://videogai.ru/).
Ложка дегтя в бочке меда
Наряду с полезными ресурсами в Интернете есть и очень ненадежные источники информации, иногда даже откровенно лживые и вводящие в заблуждение (например, направленные на дискредитацию конкурентов). Причем Интернет сегодня становится все более массовым, а массовая аудитория, которая приносит деньги, — это более простая аудитория. Ей нужно нечто понятное и доступное, то, что она быстро усваивает, не подвергая прочитанное анализу, и распространяет даже тогда, когда информация не является верной.
В этом таится огромная опасность Интернета как средства познания. Ведь когда мы узнаем что-то в реальной жизни, то процесс познания происходит медленно, что дает нам возможность сосредоточиться и включить логическое мышление. А когда мы обращаемся к онлайновой поисковой системе, то в ответ на наш запрос она сразу выбрасывает нам гору информации, осмыслить которую мы не всегда в состоянии. Каким образом работают поисковики? Как только какая-то информация появляется, поисковые программы-роботы индексируют ее, но, поскольку «индекс цитирования» еще недостаточен, найти ее можно с большим трудом, поэтому, собирая информацию по крупицам, успеваешь ее осмыслить, усомниться в ней и восстановить истину. Но по мере того, как информация распространяется и индексируется все большее число раз, она увеличивает свою так называемую цитируемость, роботы-поисковики повышают ее «ценность» и продвигают в самое начало списков выдачи. Таким образом, если какого-то вранья становится все больше, то его все легче найти и у него остается все меньше доступных альтернатив, которые заставили бы пользователя усомниться в его истинности.
Именно таким образом поисковые системы и интернет-форумы тиражируют заблуждения, и клоны этих заблуждений становятся неоспоримым мнением — в результате болтовня в Интернете формирует в умах пользователей искаженную картину мира, того или иного явления.
Да, поиск в Интернете ориентирован на получение информации, и потому даже любительский сайт «про Мерседесы» имеет шансы обойти в результатах поиска официальный сайт компании Mersedes-Benz по многим запросам. Но никто не может поручиться, что вам правдиво ответят, скажем, на форумах популярного сайта Auto.ru. Более того, чем более доступен и многочислен тот или иной ресурс, тем больше вероятность встретить там откровенных врунов и мошенников.