Выбор видеокарты — задача не из легких

Максим Афанасьев

Интегрированные решения

Видеокарты начального уровня

Видеокарты среднего уровня

Высокопроизводительные решения

Многопроцессорные высокопроизводительные решения

Технологии SLI и CrossFire

Заключение

 

В наш нелегкий и стремительный цифровой век время жизни компьютерных комплектующих неуклонно сокращается. Ежедневно на мировой рынок выходят все новые устройства большей производительности, по стоимости мало отличающиеся от предыдущих поколений. Эта тенденция особенно характерна для видеоадаптеров.

Вкратце вспомним историю развития графических адаптеров, не затрагивая ее истоков. Еще в начале XXI века большинство полноценных 3D-игр представляли собой шутеры от первого лица, гонки или аркады. Другие жанры, такие как стратегии, онлайн, настольные и прочие многочисленные компьютерные игры, по сути являлись 2D-приложениями. Вследствие этого многие пользователи приобретали мощные графические карты только для игры в 3D-шутеры, но таких заядлых геймеров было совсем немного по сравнению с остальным контингентом игроманов. Для большинства же других игр требовалась значительно менее мощная видеокарта. Постепенно, в связи с выпуском новых видеокарт, а также постоянно обновляющимся API DirectX, производители компьютерных игр переключились на создание полноценно анимированных 3D-игр всех типов. К настоящему моменту большинство игр, даже совсем небольших, так или иначе задействуют компоненты API DirectX видеокарты. Бум 3D-виртуальности и 3D-моделирования в компьютерных играх стал главной причиной бурного развития графических чипов. Два основных чипмейкера — компании AMD и NVIDIA — являются, по сути, лидерами в этой области на рынке пользовательской графики.

С одной стороны, нельзя не отметить тенденцию активного развития графических чипов: новые чипы по производительности порой на порядок опережают предыдущее поколение и в сравнении, например, с процессорами и чипсетами развиваются гораздо быстрее. Так, видеокарта среднего сегмента рынка опережает флагмана позапрошлой серии. С другой стороны, новые игры, особенно от известных компаний, или будущие хиты продаж заведомо рассчитаны на видеокарты с большей производительностью, чем те, которые можно купить на момент выпуска самой игры, — например игра-тяжеловес Crysis. Складывается парадоксальная ситуация: пользователь покупает новую игру, но на доступных ему видеокартах она не будет запускаться с максимальными настройками качества изображения, поскольку они просто не потянут такую «махину». В какой-то мере эту проблему можно решить с помощью набирающих популярность технологий одновременной работы нескольких графических адаптеров — NVIDIA SLI и ATI CrossFire. Однако в некоторых случаях даже мультипроцессорности недостаточно для получения «кайфа» от игры с максимальными настройками графики. Напомним, что поскольку производительность видеокарты целиком определяется типом и частотой графического процессора, а также типом, частотой и объемом видеопамяти, то конкретный производитель видеокарты не столь важен. Таким образом, видеокарты, построенные на одном и том же графическом процессоре и использующие одинаковую память, будут демонстрировать равную производительность. Исключение составляют лишь урезанные или разогнанные версии графических адаптеров, которые в настоящее время представлены на рынке гораздо шире, чем несколько лет назад.

Как же правильно выбрать новую видеокарту? На этот вопрос мы постараемся ответить в настоящей статье. Перед покупкой нового графического адаптера пользователю в первую очередь необходимо ответить на один маленький, но очень важный вопрос: для каких целей используется домашний компьютер? В зависимости от ответа на него и нужно выбирать оптимальное по соотношению «качество/цена» решение.

Интегрированные решения

Сначала необходимо обратить внимание читателей на графические ядра, которые интегрируются в чипсет системной платы. Все три крупные компании, производящие наборы микросхем системной логики, — AMD, NVIDIA и Intel — имеют в своем наборе системных чипсетов подобные решения. Тут стоит отметить одну особенность: несмотря на то что компании AMD и NVIDIA являются лидерами в производстве дискретной графики и графических чипов, на рынке встраиваемых в системную логику решений ведущей является фирма Intel. И хотя Intel и собирается выпускать дискретные графические адаптеры (кодовое название Larrabee), на данный момент это не более чем планы на будущее. Тем не менее нельзя не отметить, что Intel в основном позиционирует свои решения для рынка офисных системных плат. В качестве же более-менее игровых можно назвать решения, встроенные в доступные сегодня конечным пользователям чипсеты G43/G45 на базе графических процессоров Intel GMA 4500/GMA 4500HD, правда по производительности они сильно отстают от аналогичных решений компаний AMD и NVIDIA. Совсем недавно компания AMD представила новый чипсет AMD 790GX, имеющий встроенную графику на базе графического ядра Radeon HD3300. На данный момент это наиболее производительная интегрированная графика среди всех чипсетов AMD. У компании NVIDIA самое производительное среди подобных решений — это встроенное графическое ядро GeForce 9300 на базе нового чипсета nForce 730i.

Безусловно, интегрированные графические ядра по своей производительности сильно отстают даже от доступных на рынке малобюджетных видеокарт, но в то же время поддерживают все современные технологии 3D-графики, такие как DirectX 10/10.1, OpenGL 2.0 и проигрывание видеоизображений высокой четкости (Full HD 1920x1080 и выше), а также передачу видео- и звуковой информации по интерфейсу HDMI и имеют встроенный чип для ее декодирования. Кстати, современные интегрированные графические чипы полностью поддерживают операционную систему Windows Vista с ее 3D-темой Windows Aero, что обеспечивает дизайнерские изыски в этой популярной ОС.

Нельзя не упомянуть и о новых технологиях Hybrid SLI и Hybrid Corssfire, которые анонсировали компании NVIDIA и AMD соответственно. Данные технологии ориентированы на пользователей, которые ограничены в средствах и не имеют возможности купить отдельную видеокарту, но в будущем хотели бы получить приемлемую графическую подсистему. Технологии Hybrid SLI и Hybrid Corssfire поддерживают режим совместной работы дискретной и встроенной графики. Таким образом, пользователь, приобретя для своего компьютера отдельную видеокарту, может использовать мощности уже имеющейся интегрированной графики. Возможно, данные технологии и получат широкое распространение, но пока это только начало пути. Сегодня при установке дискретного графического адаптера в такой режим вы получите менее оптимальное решение по соотношению «цена/качество», чем в случае установки отдельной видеокарты без использования интегрированного графического чипа. Более наглядно этот режим, а также его ценовое соотношение представлено на приведенном в конце статьи графике.

Добавим, что, поскольку встроенные в чипсет графические адаптеры не позволяют играть в большинство современных игр, пользователь может выбрать такое решение в том случае, если его работа на компьютере никак не связана с современными 3D-играми. При этом нельзя не отметить, что, например, работа с пакетами создания 3D-моделей 3d max или Maya на встроенном графическом адаптере и дискретной видеокарте не будет различаться по скорости. Как показали наши предыдущие исследования, современные графические адаптеры непрофессиональной серии (видеокарты серий NVIDIA Quadro или AMD FireGL) ориентированы только на игры, а на работу с пакетами программ 3D-моделирования никак не влияют. Если же пользователь планирует использовать в будущем режим гибридной работы нескольких графических ядер (что мы не рекомендуем делать), то советуем присмотреться к решениям на базе чипсетов NVIDIA 730i и AMD 790GX. Правда, системные платы на их базе окажутся дороже решений на наборе микросхем от компании Intel. Кроме того, необходимо отметить, что большинство чипсетов со встроенной графикой имеют несколько урезанную функциональность, поскольку ориентированы на бюджетный сегмент рынка, а не на компьютерных энтузиастов, поэтому на их основе нельзя создать максимальную по производительности систему.

Видеокарты начального уровня

Видеокарты начального уровня ориентированы на пользователей, которые собирают компьютер исходя из того, что смогут купить производительную видеокарту в будущем, а на момент покупки она не играет ключевой роли при выборе комплектующих. Видеокарты, относящиеся к этой категории, могут служить отличным решением при выборе графического адаптера для установки в slim-корпус домашнего медиацентра, поскольку многие из них выполнены на низкопрофильном текстолите. Дискретные графические адаптеры, относящиеся к этому ценовому сегменту, прекрасно подходят для работы с 2D-графикой, офисными приложениями и некоторыми играми. В большинстве случаев они оснащаются разъемом S-Video, с помощью которого их можно подключить к телевизору, разъемом DVI, поддерживающим режим Dual-Link, и разъемом D-Sub (VGA). Некоторые новые модели снабжаются также разъемом HDMI, который стал стандартом для большинства современных мониторов и телевизоров. Как и все современные видеокарты, они поддерживают технологию HDTV, HDMI (передача не только видео, но и звука стандарта 7.1) и последние версии DirectX 10/10.1 (Shader model 4.0/4.1).

В настоящее время в этой ценовой категории широко представлены видеокарты, которые базируются на графических адаптерах компании AMD. Это обусловлено тем, что компания AMD, которая является одним из лидеров и новаторов в области графических адаптеров, в последние два года окончательно была вытеснена (не раз за счет «работоспособных» драйверов) с рынка высокопроизводительных видеокарт и предлагает пользователю более бюджетные решения. Компания NVIDIA, напротив, практически ушла с рынка дешевых видеоадаптеров в средний и высокопроизводительный сегменты рынка, поэтому можно смело утверждать, что в сегменте бюджетных решений лидером является компания AMD.

Что касается производительности, видеокарты начального уровня не обеспечивают достаточных показателей fps (кадров в секунду) в большинстве современных игр в режиме максимального качества изображения. Однако в некоторых играх, выпущенных пару лет назад, в режиме максимальной производительности, то есть при минимальных настройках качества и низком разрешении, эти видеокарты позволяют получить значение fps более 40. Напоминаем, что, по мнению большинства геймеров, комфортная игра в современные игры может быть только в том случае, если значение fps составляет 40 и более.

Поскольку компания AMD в этой категории по праву является лидером, мы советуем приобретать видеокарты на базе последних графических чипов серии Radeon HD4500 и Radeon HD4600. По результатам недавнего тестирования видеокарт оптимальными по соотношению «цена/качество» являются модели на базе графического чипа Radeon HD4670, которые сочетают в себе приемлемое значение fps при максимальных настройках и в то же время доступную цену. Средняя стоимость таких графических адаптеров колеблется от 30 до 150 долл. в зависимости от модели.

Видеокарты среднего уровня

Пожалуй, это самый многочисленный сегмент рынка графических адаптеров. Здесь пересекаются интересы двух лидеров — компаний NVIDIA и AMD, которые и делят его практически пополам. Модели данной категории ориентированы на массового покупателя, поскольку большинство пользователей, а также компаний — сборщиков ПК выбирают видеокарты из этого сегмента, так как именно они являются лучшими по соотношению «цена/качество» среди всех остальных категорий. В этот сегмент входят все графические адаптеры на базе чипов компании AMD серий Radeon HD4800, кроме видеокарт на процессорах Radeon HD4870 X2, которые относятся к иной категории. Компания NVIDIA представлена в этом сегменте более широко за счет сразу трех линеек видеокарт — GeForce 9600, GeForce 9800 и GTX260 (некоторые дешевые модели на базе этого чипа). Ориентировочная средняя цена видеокарт, которые входят в эту крупную категорию, составляет от 150 до 400 долл. Разнообразие моделей и их различные конфигурации поначалу могут быстро спутать несведущего в этом вопросе пользователя. Однако не стоит поднимать панику — все очень просто. Разнообразие большинства моделей, построенных на одном графическом чипе, но различающихся по цене, достигается за счет разогнанных, урезанных или модифицированных версий графических адаптеров. При этом не следует забывать, что, во-первых, разогнанные версии обеспечивают совсем небольшой прирост производительности, несоизмеримый с возросшей ценой на продукт; во-вторых, увеличение, по сравнению с референсным графическим адаптером, объема графической памяти не дает ощутимого прироста в большинстве игровых приложений. Различие родных 512 Мбайт памяти и 1 Гбайт дополнительных увидят далеко не все, ведь при наличии видеокарты средней руки очень часто пользователь имеет и центральный процессор из среднего ценового диапазона, который не даст требуемого прироста производительности системы. В-третьих, большинство штатных систем охлаждения, которые установлены на референсные графические адаптеры самих компаний-производителей, продумано до мелочей, а измененная система охлаждения в большинстве случаев только увеличивает стоимость видеокарты. Здесь как раз тот случай, когда основополагающим является маркетинг, который направлен лишь на одурачивание пользователей с целью увеличения объема продаж, ведь данная категория видеокарт сегодня самая насыщенная.

Среди всего многообразия видеокарт среднего уровня мы бы рекомендовали присмотреться к следующим оптимальным, на наш взгляд, моделям. Во-первых, это видеокарты от компании NVIDIA, основанные на графических процессорах GeForce 9800GTX/9800GTX+, а также модели на базе графических чипов GeForce GTX 260. Средняя цена видеокарт, построенных на чипах NVIDIA GeForce 9800GTX, составляет 5 тыс. руб., а видеоадаптеров серии GeForce GTX 260 — 10 тыс. руб. Говоря о решениях компании AMD, необходимо упомянуть видеокарты на основе двух графических чипов — Radeon HD4850 и Radeon HD4870, средняя цена которых примерно та же, что и видеокарт на чипах NVIDIA. Что касается производительности при максимальных настройках изображения, то рассмотренные модели позволяют играть в большинство современных игр, кроме, конечно, ресурсоемких 3D-экшнов, при среднем широкоформатном разрешении (1440x900 и 1680x1050). Правда, в эту категорию попадают и видеокарты прошлых серий, которые в свое время были топовыми решениями. Поэтому особое внимание стоит обратить на видеокарты на базе Radeon HD3870 X2. Эта двухпроцессорная видеокарта по производительности занимает место между Radeon HD4850 и Radeon HD4870 и при этом имеет очень привлекательную для пользователя цену.

Все видеокарты, которые относятся к этой многочисленной категории, как и высокопроизводительные графические адаптеры, полностью поддерживают режимы работы с многопроцессорными технологиями SLI и CrossFire. Также стоит отметить, что видеокарты именно этой категории могут работать в режимах Hybrid SLI и Hybrid CrossFire в паре с интегрированными графическими адаптерами. На приведенном в конце статьи графике отображены данные об устройствах из этой категории.

Высокопроизводительные решения

Новые высокопроизводительные графические адаптеры, как правило, анонсируются и выходят на рынок, опережая средний и низший ценовые сегменты рынка на несколько месяцев. Такая практика характерна для выпуска большинства компьютерных комплектующих, будь то системные платы или центральные процессоры. Видеокарты, которые относятся к этой категории, сочетают в себе самые передовые технологии, которые доступны для пользователей в данный момент. Зачастую эти видеокарты становятся эталоном производительности в игровой 3D-графике до тех пор, пока новое поколение графических чипов не поднимет планку производительности на новый уровень. Данная категория ориентирована на пользователей, которые имеют неограниченные финансовые возможности, а также на продвинутых геймеров и компьютерных энтузиастов, для которых прирост производительности на несколько процентов является принципиальным. По сравнению с видеокартами, которые относятся к средней категории, высокопроизводительные графические адаптеры хоть и имеют большую производительность в современных компьютерных играх, но она несоизмерима с вкладываемыми в них денежными средствами. Также следует учитывать, что все новые игры, ориентированные на то, чтобы выжать максимум из графического адаптера, обычно «заточены» под следующее поколение графических карт, а не на те, что существуют на момент выпуска игры. Яркими представителями этой ценовой ниши являются видеокарты на базе графических процессоров NVIDIA GeForce GTX280, GeForce 9800GX2, некоторые модифицированные версии GeForce GTX260, а также видеокарты на базе графических процессоров AMD Radeon 4870 (разогнанные версии или обладающие большим количеством памяти, например ASUS EAH4870 G HTDI) и Radeon 4870 X2. Подробнее о мультипроцессорных видеокартах мы расскажем далее, а сейчас рассмотрим типичные видеокарты с одним графическим ядром.

Обе компании — и AMD и NVIDIA — предлагают конечному пользователю самые передовые технологии в виде устройств этого ценового сегмента. Видеокарты этой категории на базе графических процессоров NVIDIA поддерживают последнюю версию API DirectX 10/Shadel Model 4.0, а по своей производительности превосходят конкурентов — видеокарты от компании AMD. Графические карты на базе процессоров AMD, напротив, поддерживают более новую технологию DirectX 10.1/Shader Model 4.1 и производятся по более новому технологическому процессу — 55 нм, в то время как топовые решения компании NVIDIA созданы по 65-нм техпроцессу. Это обусловлено тем, что компания AMD позиционирует большинство своих продуктов именно на сегменты рынка low и middle-end. По своей производительности топовые видеокарты в несколько раз превосходят видеокарты нижнего ценового сегмента, а видеокарты среднего уровня — на 10-30%. Они позволяют играть при максимальных настройках качества изображения в большинство современных, уже вышедших на золоте игр и даже в тяжеловесов типа Crysis. Но не стоит забывать, что за максимальное качество придется платить. Видеоадаптеры этой категории, как правило, имеют очень плохое соотношение «цена/качество». Если вы не ограничены в средствах или покупаете компьютер с расчетом на будущее, тогда советуем вам приобретать видеокарту именно из этой высокопроизводительной категории. Из всех однопроцессорных решений по показателю производительности лидируют видеокарты, основанные на графических процессорах серии NVIDIA GeForce GTX280. Их мы и советуем приобрести из этой ценовой категории. Средняя розничная цена на данную модель составляет порядка 14 тыс. руб. Соответственно производитель самого графического адаптера не столь важен.

Многопроцессорные высокопроизводительные решения

Компании NVIDIA и AMD по устоявшейся традиции вот уже который год выпускают многопроцессорные видеокарты, на которых установлены два графических ядра. Эти видеокарты, несмотря на очевидную дороговизну по сравнению с однопроцессорными графическими адаптерами и при этом небольшом перевесе по производительности, стали весьма популярными среди заядлых геймеров и компьютерных энтузиастов. Недавно компания AMD в ходе презентации видеокарт на графических процессорах новой серии Radeon HD4800 даже объявила о выпуске сдвоенных видеокарт для среднего ценового диапазона (Radeon HD4850 X2 и HD4670 X2), но пока их никто не видел. Как показывает практика, двухпроцессорные видеокарты в сравнении с двумя такими же видеокартами, но в режимах SLI или CrossFire по производительности превосходят последние на 10-20%. Поэтому выгода от выбора данного типа видеокарт очевидна, ведь если у пользователя есть достаточное количество денег, то он может позволить себе установить сразу две двухпроцессорные видеокарты в режиме SLI или CrossFire, получая на выходе объединение производительности сразу четырех (!) высокопроизводительных графических процессоров одного типа. Тем не менее оптимальное решение для пользователя в этом случае несколько иное. К примеру, он может купить двухпроцессорную видеокарту прошлого поколения, которая существенно подешевела после выпуска новых графических адаптеров, а затем докупить еще одну двухпроцессорную — это окажется дешевле и выгоднее, чем покупка новейших разработок. При этом пользователь получит приемлемую на момент покупки производительность в современных игровых приложениях. Однако через год-полтора производительности этих видеокарт будет уже недостаточно для заядлого геймера. В настоящее время компания NVIDIA предлагает пользователям двухпроцессорный вариант видеокарты, основанный на графических чипах G92b, — GeForce 9800GX2. Компания AMD выпускает более производительную модель Radeon 4870 X2, которая базируется на чипах Radeon 4870 с кодовым названием RV770. Средняя стоимость двухпроцессорного решения от компании NVIDIA составляет порядка 14 тыс. руб.; цена видеокарт на базе Radeon 4870 X2 несколько выше — 17 тыс. руб. Пользователям, не испытывающим финансовых затруднений, рекомендуем приобретать двухпроцессорные видеокарты на базе графических процессоров Radeon 4870 X2.

Технологии SLI и CrossFire

Вкратце расскажем о технологиях объединения нескольких графических адаптеров в один механизм. У каждой из компаний — и у AMD, и у NVIDIA — есть своя технология для реализации данного вида кооперативной работы. По принципу действия они практически идентичны и похожи по методам работы. Принципы их работы мы в данной статье описывать не будем, ведь пользователей больше интересует цена вопроса, чем секреты работы этих технологий. Обе компании активно рекламируют свои технологии, однако, как может показаться неопытному пользователю, производительность системы при объединении нескольких графических процессоров с помощью CrossFire или SLI увеличивается не на 100%, а не более чем на 20%. Даже двухпроцессорные видеокарты, о которых мы писали выше, дают больший выигрыш в производительности, хотя и используют все те же технологии SLI и CrossFire, только несколько видоизмененные как в плане программ, так и в конструкции. На данный момент соотношение «цена/качество» для данного вида технологии очень низкое — значительно ниже, чем даже покупка высокопроизводительных решений на базе однопроцессорных видеокарт. Схематично это соотношение показано на графике, приведенном в конце статьи. Стоит обратить внимание, что данные технологии активно развиваются, в будущем обе компании планируют предоставить пользователям возможность объединения трех и более графических карт в одно целое, а также улучшить прирост производительности в игровых приложениях. Нельзя обойти вниманием и тот факт, что производительность будущих объединенных видеокарт планируется делить между задачами конкретного приложения. В этом случае каждая видеокарта будет отвечать за собственную задачу, будь то обработка физики, 3D-моделей или расчет математических величин, что поможет снизить нагрузку на центральный процессор. В связи с этим можно смело утверждать, что за такими технологиями — ближайшее будущее, но сегодня в ценовом отношении они невыгодны конечным пользователям.

Заключение

Подводя итог этой небольшой статьи, приведем график, показывающий соотношение цены и производительности описанных категорий видеокарт в современных играх при максимальных настройках изображения.

Из графика видно, что оптимальное соотношение «цена/качество» лежит в пределах сегмента средних видеокарт, что мы и отметили в соответствующем разделе этой статьи и объяснили, почему так происходит. Также график показывает, что в ценовом отношении гибридные технологии (и Hybrid, и обычный SLI, а также Hybrid CrossFire и обычный CrossFire) оказываются в проигрыше по сравнению с отдельной одно- или двухпроцессорной видеокартой. Однако, чтобы достичь максимально возможной производительности, пользователю придется купить несколько видеокарт и выложить за них кругленькую сумму.

Если пользователь решил самостоятельно заменить трехмерный ускоритель, то есть видеокарту, в своем компьютере, то он должен осознавать, что меняет один из основных компонентов системного блока. При этом во многих случаях видеокарта может потребовать от пользователя дополнительной настройки для оптимального быстродействия и включения ряда различных функций в драйвере устройства, которые предоставляют пользователю огромный выбор регулируемых параметров работы графического ядра, памяти и настроек поведения видеокарты в зависимости от нагрузки. В большинстве случаев видеокарта не является конечным потребительским продуктом — она представляет собой одно из звеньев в цепи комплектующих компьютера (процессор, системная плата, память, жесткий диск). Следовательно, покупатель должен понимать, что для получения оптимальной отдачи от новой видеокарты ему придется усвоить азы трехмерной графики. Если же пользователь желает получить компьютер исключительно для игр, который бы не требовал дополнительных вложений и напряжения ума, то ему стоит присмотреться к современным приставкам, в которых для получения качественной графики и комфортной игры ничего настраивать не надо — все включено в самой игре.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 12'2008


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует