Тестирование последней линейки видеокарт AMD/ATI Radeon HD4000

Максим Афанасьев

Методика тестирования

Настройка игровых приложений

Расчет интегральной оценки производительности видеокарты

Интегральная оценка производительности в играх

Определение эффективности теплоотвода

Результаты тестирования

Участники тестирования

Sapphire Radeon HD4550

Gigabyte ATI Radeon HD4650

MSI Radeon HD4670

Sapphire Radeon HD4830

Gigabyte ATI Radeon HD4850

Sapphire ATI Radeon HD4870

Выводы

 

В тестовой лаборатории «КомпьютерПресс» проведено сравнительное тестирование видеокарт нового поколения на базе последних графических процессоров компании AMD серии ATI Radeon HD 4000 с целью определения их производительности в современных играх. В тестировании принимали участие следующие видеокарты: Sapphire Radeon HD4550, Gigabyte Radeon HD4650, MSI Radeon HD4670, Sapphire Radeon HD4830, Gigabyte Radeon HD4850 и Sapphire Radeon HD4870.

Как принято в области производства компьютерных комплектующих, будь то графические чипы, процессоры или материнские платы, компании-лидеры в первую очередь выпускают свои наиболее производительные решения, которые базируются на новых микросхемах, а затем, спустя некоторое время, — бюджетные. Таким образом, полная линейка устройств на базе новых микросхем становится доступной только через несколько месяцев. Соответственно только теперь на рынке появилась вся линейка видеокарт, основанных на новых графических адаптерах серии ATI Radeon HD 4000 от американской фирмы AMD. Все компании — производители видеокарт представили разнообразные решения на базе этих графических адаптеров, а пользователи теперь смогут выбрать из них наиболее подходящее для себя. Мы протестировали все доступные пользователям на данный момент графические чипы и сравнили их производительность в некоторых современных 3D-играх. Нельзя не отметить, что NVIDIA, компания — конкурент AMD, ориентировала свои графические адаптеры новой серии на все сегменты рынка, а AMD/ATI — скорее на low- и middle-сегменты рынка. Напомним, что, поскольку производительность видеокарты определяется типом и частотой графического процессора, а также типом, частотой и объемом видеопамяти, конкретный производитель видеокарты не столь важен. Таким образом, видеокарты, построенные на одном и том же графическом процессоре и использующие одинаковую память, будут демонстрировать равную производительность. Исключение составляют лишь урезанные или разогнанные версии графических адаптеров, которые также участвовали в нашем тестировании.

Для тестирования были отобраны видеокарты с интерфейсом PCI Express x16 разных производителей, построенные на графических процессорах серии Radeon HD 4000 компании AMD/ATI.

Отметим, что все видеокарты, участвовавшие в этом тестировании, имеют новую архитектуру и поддерживают последнюю на данный момент модификацию DirectX 10.1, что является одним из отличий графических чипов AMD от видеокарт на базе чипов NVIDIA. Безусловно, поддержка этой технологии значительно повышает качество изображения, однако, во-первых, требует использования операционной системы Windows Vista (тогда как далеко не все пользователи перешли с Windows XP на эту операционную систему, к тому же, по неофициальным данным, уже в следующем году выйдет новая версия OC Windows, поскольку Vista зарекомендовала себя не с лучшей стороны), а во-вторых, пока еще очень мало игр, полностью поддерживающих современный API DirectX 10, и уже тем более таких, которые поддерживают спецификацию DirectX 10.1.

Методика тестирования

Стенд для тестирования имел следующую конфигурацию:

  • процессор — QuadCore Intel Core 2 Extreme QX9650;
  • материнская плата — ASUS P5E3 Deluxe (чипсет Intel X48);
  • оперативная память — DDR3-1866 Patriot PDC32G1866LLK (2x1024 Мбайт);
  • тайминги памяти:
    • CAS Latency — 8,
    • RAS to CAS Delay — 8,
    • Row Precharge — 8,
    • Active to Precharge — 20;
  • дисковая подсистема — диск Seagate Barracuda 7200.10 объемом 120 Гбайт, файловая структура NTFS;
  • монитор Acer P243w с максимальным разрешением 1920x1200;
  • операционная система — Windows Vista x86 Service Pack 1.

Для тестирования видеокарт в игровых приложениях применялся набор из пяти популярных игр:

  • Quake 4 (Patch 1.43);
  • S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl (Patch 1.006);
  • Half-Life 2: Episode 2;
  • Crysis (v.1.2).
  • Call of Juares Demo Benchmark v .1.1.1.0.

В тестировании использовалась операционная система Windows Vista Ultimate 32 bit с установленным Service Pack 1 и задавались частота строчной развертки монитора 60 Гц и глубина цвета 32 бит. Для видеокарт на графических процессорах ATI RADEON HD 4000 применялся последний официальный видеодрайвер ATI Catalyst 8.11, а также драйвер ATI Catalyst 8.10 или ATI Catalyst 8.10 HotFix в зависимости от используемой видеокарты.

Настройка игровых приложений

Необходимо акцентировать внимание на выборе тестовых инструментов, которые использовались при тестировании видеокарт. Не секрет, что игр, которые имели бы встроенные бенчмарки, сегодня очень мало. Большинство современных игр дают возможность определить лишь мгновенный fps (частоту кадров в секунду), а также не позволяют записывать и проигрывать демо-сцены, а затем записывать полученные результаты в отдельный файл. Конечно, в таких случаях можно использовать очень популярную сегодня утилиту FRAPS, позволяющую собирать информацию о текущем fps в фоновом режиме при любой запущенной игре. Однако тестирование с помощью этой программы будет некорректным, поскольку в играх, где нет возможности проиграть одну и ту же сцену, приходится каждый раз проходить один и тот же этап самому тестеру. Очевидно, что пройти один и тот же путь в игре со стопроцентной идентичностью нельзя, поэтому результаты тестирования с помощью такого метода будут варьироваться в зависимости от каждого прохода, а это критично. С учетом того, что некоторые видеокарты различаются по производительности всего на несколько процентов, использовать вышеописанный метод нельзя, так как полученные результаты не будут отражать реального положения вещей. Поэтому в нашем тестировании применялись только игры, имеющие встроенные бенчмарки: Quake 4, Half-Life 2, Call of Juares, S.T.A.L.K.E.R. и Crysis, а также известные тестовые пакеты 3DMark 2006 и 3DMark Vantage.

Специально для тестирования видеокарт в нашей тестовой лаборатории на базе игровых бенчмарков были разработаны автоматизированные скрипты, которые значительно облегчили работу с приложениями и позволили поставить тестирование на поток. Игры для тестирования выбирались с учетом наличия встроенного бенчмарка, поддающегося автоматизации, который автоматически определял бы среднее количество кадров в секунду (fps) в записанных демо-сценах и позволял сохранять данные в текстовом формате. Игра Crysis тестировалась с двумя демо-сценами, одна из которых служила для тестирования графического процессора, а другая — центрального процессора в совокупности с графическим, поскольку при проигрывании затрагивает физическую составляющую движка игры (обе демо-сцены идут в комплекте с игрой). Чтобы уравновесить влияние «тяжеловеса» Crysis, который выдает небольшое количество кадров в секунду даже на самых современных видеокартах, в игровые тесты были включены уже устаревшие Quake 4 и Half-Life 2 — это позволило получить итоговый результат, отображающий реальную усредненную производительность тестируемых видеокарт в режиме максимального качества в современных играх.

Все игровые тесты запускались по пять раз при разном разрешении экрана: 1280x800, 1440x900, 1680x1050 и 1920x1200 точек. При тестировании применялся монитор с диагональю 24 дюйма — Acer P243w с максимальным разрешением 1920x1200 точек. Исходя из результатов измерений рассчитывались среднее значение и погрешность измерения с доверительной вероятностью 95%. Игры для тестирования подбирались таким образом, чтобы они были максимально ресурсоемкими при высоких настройках качества и в то же время производительными при низком качестве изображения.

Тестирование каждой видеокарты выполнялось в режимах Quality и Performance (настройка на данные режимы тестирования производится как в играх, так и непосредственно в драйвере видеокарты). Отметим, что для сравнения видеокарт (получения интегральной оценки производительности) мы использовали только результаты тестирования в режиме Quality, то есть в режиме максимальной нагрузки на видеокарту. Тем не менее результаты тестирования в режиме Performance тоже важны, поскольку дают возможность оценить, какого максимального результата позволяет достичь в игре видеокарта при заданном разрешении. К тому же если определить среднее значение fps между результатами, полученными при максимальном и минимальном качестве изображения, то можно предположить, насколько комфортно будет играть в игру на этой видеокарте при средних настройках качества изображения.

Режим Quality предусматривал установку в играх максимального качества отображения, а Performance — максимальной производительности за счет отказа от таких технологий, как анизотропная фильтрация текстур, экранное сглаживание, низкая детализация изображения и т.д.

По характеру зависимости скорости обработки кадров (fps) от разрешения экрана в игровых тестах можно определить, чем ограничивается результат теста — производительностью видеокарты или производительностью подсистемы «процессор — чипсет — память», и таким образом установить, насколько корректно в данном случае сравнение производительности видеокарт. Если в ходе тестирования выясняется, что полученный результат ограничивается производительностью процессора, а не видеокарты, то сравнивать видеокарты по производительности нельзя, поскольку отсутствуют условия для реализации всех их возможностей. Во избежание подобной ситуации мы использовали в тестировании один из доступных и самых производительных на данный момент процессоров — четырехъядерный QuadCore Intel Core 2 Extreme QX9650. Пороговое значение скорости обработки кадров, при котором пользователь может комфортно играть в компьютерные игры, — 40 fps.

Расчет интегральной оценки производительности видеокарты

Поскольку основная цель нашего тестирования заключалась в составлении рейтинга производительности современных видеокарт, то, кроме получения результатов в каждом бенчмарке, необходимо было разработать алгоритм, позволяющий свести воедино результаты всех бенчмарков, чтобы получить интегральную оценку производительности, которая даст возможность корректно сравнивать видеокарты друг с другом. При этом, поскольку игры и приложения трехмерного моделирования — это абсолютно разные сценарии применения ПК, мы не пытались свести все результаты к единой оценке производительности, а ввели интегральные оценки производительности только для игровых тестов в соответствии с моделями применения видеокарт.

Для получения интегральной оценки производительности, как и в предыдущих наших тестированиях, вводилось понятие референсной видеокарты, в качестве которой использовалась видеокарта Sapphire Radeon 4550 на базе графического процессора AMD/ATI Radeon 4550. Результаты этой видеокарты во всех тестах принимались равными единице, и относительно них нормировались результаты всех остальных видеокарт. Такой подход позволил нам перейти к безразмерным результатам во всех тестах.

Интегральная оценка производительности в играх

Для расчета интегральной оценки производительности видеокарт в играх сначала вычислялся интегральный показатель производительности для каждой игры. С учетом того, что максимальная нагрузка на видеокарту реализуется в режиме Quality, интегральный показатель производительности для каждой игры рассчитывался как среднее взвешенное нормированных результатов при каждом разрешении в режиме Quality. При этом, принимая во внимание, что с увеличением разрешения растет и нагрузка на видеокарту, для разных разрешений применялись различные весовые коэффициенты. В итоге интегральный показатель производительности для каждой игры вычислялся по формуле [1], где Pixk — нормированный результат при разрешении txk.

 

Рисунок

Интегральная оценка производительности по совокупности всех игр рассчитывалась как среднее геометрическое от интегральных показателей производительности по каждой игре (см. формулу [2]).

 

Рисунок

Определение эффективности теплоотвода

Кроме сравнения производительности видеокарт в играх, мы оценивали эффективность их систем теплоотвода. Это особенно актуально для видеокарт с пассивной системой охлаждения, а также в случаях, когда предполагается осуществлять разгон видеокарты. Однако, поскольку многие видеокарты только появились на рынке, а некоторые были еще первыми сэмплами, у части из них определить температуру можно было лишь субъективно.

Тестирование эффективности системы теплоотвода видеокарты заключалось в том, чтобы в стрессовом режиме загружать графический процессор и одновременно контролировать его температуру. Для контроля температуры графического процессора мы использовали известную утилиту RiveTuner 2.09, которая позволяет регистрировать данные в фоновом режиме, а загрузка графического процессора производилась с помощью непрерывного проигрывания в течение 30 мин демо-сцены из игры Crysis (выбор этой игры обусловлен тем, что она самая прожорливая по ресурсам). Следует отметить, что стенд для тестирования располагался на открытом пространстве (на столе), в реальных же условиях, когда ПК монтируется в корпусе, температура графического процессора будет несколько выше, если, конечно, не установлены дополнительные вентиляторы охлаждения. Также в некоторых случаях использовались данные, которые предоставляет популярная в последнее время утилита GPU-Z версии 0.2.8 и ее модификации.

Результаты тестирования

Технические характеристики тестируемых видеокарт представлены в табл. 1, а краткие сводные результаты тестирования (итоговый рейтинг производительности видеокарт) — на рис. 1. Более детальные результаты тестирования приводятся в описании видеокарт.

 

Рисунок

Рис. 1. Рейтинг производительности видеокарт

Участники тестирования

Sapphire Radeon HD4550

Данная видеокарта в нашем тестировании выступала в роли референсной, поскольку в ходе испытаний показала самую низкую производительность в большинстве игр. И это неудивительно, ведь среди всех графических чипов Radeon HD4550 на момент написания статьи был самым слабым, ориентированным на бюджетный рынок. Однако отметим, что в сравнении с большинством встроенных в системную логику решений данная видеокарта имеет ряд преимуществ и дополнительных возможностей. Она прекрасно подходит для работы с 2D-графикой, офисными приложениями и некоторыми играми. Sapphire Radeon HD4550 оснащена разъемом S-Video, с помощью которого ее можно подключить к телевизору, разъемом DVI, поддерживающим режим Dual-Link, и разъемом D-SUB (VGA). А также, как и все современные видеокарты, поддерживает технологии HDTV, HDMI (через переходник) и последнюю версию DirectX 10.1 (Shader model 4.1). Данная видеокарта имеет однослотовое исполнение, к тому же она выполнена на низкопрофильном текстолите, что позволяет устанавливать ее в slim-корпуса, которые в основном используются для медиацентров. Эта видеокарта практически не отличается от референсной модели от самой компании AMD/ATI, за исключением кулера несколько иного типа. Кулер, установленный на данной видеокарте, предназначен для охлаждения только графического процессора, чипы памяти не имеют дополнительного охлаждения. Он оснащен двухконтактным 30-миллиметровым вентилятором с логотипом Sapphire. Графический процессор накрыт алюминиевым радиатором, выкрашенным в синий цвет. В комплекте с видеокартой поставляются переходник DVI-VGA DVI-HDMI и плашка для установки в низкопрофильные корпуса (в этом случае будет доступен только один DVI-порт). Нельзя обойти вниманием и тот факт, что данная видеокарта поддерживает передачу не только звука по HDMI или DVI, но и звука стандарта 7.1.

 

Рисунок

Данная видеокарта построена на основе нового, недавно появившегося в продаже графического процессора ATI Radeon HD4550 и оснащена 512 Мбайт графической памяти стандарта GDDR3. Установленный в ней графический процессор с кодовым названием RV710 работает на частоте 600 МГц. 80 унифицированных процессоров работают на частоте 1175 МГц. Как и все новые видеокарты AMD/ATI, данная модель изготовлена по 55-нм техпроцессу. В качестве микросхем памяти в ней используются чипы Samsung. Эти микросхемы памяти могут работать на максимальной частоте 900 МГц (1800 МГц DDR). Модель Sapphire Radeon HD4550 имеет шину памяти 64 бит. Память на ней работает на максимальной эффективной частоте 900 МГц с временем выборки 1,1 нс, а значит, эта видеокарта не предполагает разгона.

Если говорить об абсолютных результатах тестирования (рис. 2-7), то в режиме Performance данная видеокарта обеспечивала комфортные условия в четырех играх (кроме Call of Juares). В режиме Quality — только в игре Quake 4 при любом из протестированных разрешений. Стоит отметить, что видеокарты ATI практически всегда именно в этой игре имеют лучшие показатели, чем их ближайшие конкуренты от NVIDIA. Отметим, что в нашем тестировании это самый низкий результат, поэтому видеокарта Sapphire Radeon HD4550 и была выбрана в качестве референсной (точки отсчета). Отметим также, что во всех игровых тестах как в режиме Quality, так и в режиме Performance ее производительность линейным образом зависела от установленного разрешения монитора, а это свидетельствует о том, что в данной конфигурации узким местом является именно видеокарта и результат теста не зависит от процессора.

 

Рисунок
Рисунок
Рис. 2. Результаты тестирования видеокарты Sapphire Radeon HD4550 в игре Quake 4
Рис. 3. Результаты тестирования видеокарты Sapphire Radeon HD4550 в игре S.T.A.L.K.E.R.
Рисунок
Рисунок
Рис. 4. Результаты тестирования видеокарты Sapphire Radeon HD4550 в игре Half-Life 2: Episode 2
Рис. 5. Результаты тестирования видеокарты Sapphire Radeon HD4550 в игре Crysis: GPU-тест
Рисунок
Рисунок
Рис. 6. Результаты тестирования видеокарты Sapphire Radeon HD4550 в игре Crysis: CPU-тест
Рис. 7. Результаты тестирования видеокарты Sapphire Radeon HD4550 в игре Call of Juares Demo

Утилита RivaTuner 2.09 определила температуру графического процессора 44 °С при минимальной загрузке ядра. При 100-процентной нагрузке на ядро видеокарты температура устанавливалась в районе 68 °С. В режиме простоя видеокарта работала на пониженных частотах: для графического процессора частота составила 110 МГц, а для чипов памяти — 299,3 МГц. Это значительно сокращает ее энергопотребление, ведь она в основном предназначена для использования в 2D-приложениях.

Gigabyte ATI Radeon HD4650

Видеокарта Gigabyte ATI Radeon HD4650 относится уже к более продвинутым решениям, ориентированным на более требовательных пользователей. Эта модель построена на новом графическом адаптере ATI Radeon HD4650, который представляет собой урезанную версию графического ядра ATI Radeon HD4670. Основное отличие от старшей модели — уменьшенная частота работы ядра и другой тип используемой графической памяти. Видеокарта Gigabyte ATI Radeon HD4650 выполнена на текстолите темно-синего цвета. Она оборудована разъемами DVI, D-Sub (обычный VGA) и HDMI. Отметим, что это единственная из участвовавших в нашем тестировании видеокарт, которая имеет отдельный HDMI-разъем. Все остальные видеокарты подключаются к устройствам по HDMI только через переходник DVI-HDMI. Также нельзя не отметить, что разъемами HDMI оснащаются в основном видеокарты именно этой компании, что несомненно понравится продвинутым пользователям. Данная модель имеет активную систему охлаждения, которая отличается от референсной системы от компании AMD. Система охлаждения представляет собой алюминиевый радиатор, занимающий половину лицевой стороны видеокарты, и 60-миллиметровый неуправляемый вентилятор. Стоит отметить, что несмотря на то, что радиатор накрывает собой чипы памяти, расположенные на лицевой части, он не касается их, то есть не охлаждает их и направлен только на охлаждение графического чипа.

 

Рисунок

Видеокарта построена на новом графическом чипе ATI Radeon HD4650 с кодовым названием RV730. Частота работы графического ядра у этой модели составляет 650 МГц. На видеокарте установлена память стандарта GDDR2 объемом 1024 Мбайт. Память работает на тактовой частоте 800 МГц. В данной модели используются чипы памяти компании Hynix, которые рассчитаны на максимальную частоту 800 МГц, поэтому можно утверждать, что графическая память работает здесь на пределе своих возможностей. В отличие от референсной видеокарты, видеокарта Gigabyte ATI Radeon HD4650 обладает 320 унифицированными процессорами, то есть их в четыре раза больше, чем у модели Sapphire Radeon HD4550.

В игровых приложениях видеокарта Gigabyte ATI Radeon HD4650 Sonic продемонстрировала уровень производительности в 1,5 раза выше, чем референсная видеокарта Sapphire Radeon HD4550. Даже в режиме настройки на минимальное качество эта модель обеспечивает предельно комфортные условия игры при любом разрешении (рис. 8-13) в четырех играх (кроме Call of Juares Demo). В режиме максимальной производительности она не позволяла комфортно играть при разрешении свыше 1440x900.

 

Рисунок
Рисунок
Рис. 8. Результаты тестирования видеокарты Gigabyte ATI Radeon HD4650 в игре Quake 4
Рис. 9. Результаты тестирования видеокарты Gigabyte ATI Radeon HD4650 в игре S.T.A.L.K.E.R.
Рисунок
Рисунок
Рис. 10. Результаты тестирования видеокарты Gigabyte ATI Radeon HD4650 в игре Half-Life 2: Episode 2
Рис. 11. Результаты тестирования видеокарты Gigabyte ATI Radeon HD4650 в игре Crysis: GPU-тест
Рисунок
Рисунок
Рис. 12. Результаты тестирования видеокарты Gigabyte ATI Radeon HD4650 в игре Crysis: CPU-тест
Рис. 13. Результаты тестирования видеокарты Gigabyte ATI Radeon HD4650 в игре Call of Juares Demo

В ходе тестирования в режиме активной работы температура графического процессора составляла не более 47 °С. В режиме простоя температура не поднималась выше 36 °С. Также стоит отметить, что в режиме неактивной работы частота графического ядра составляет 165 МГц, а частота работы памяти — 396 МГц.

MSI Radeon HD4670

Видеокарта MSI Radeon HD4670 является самой производительной из серии графических адаптеров на базе нового графического чипа ATI Radeon HD4670. По сравнению с младшим собратом Gigabyte ATI Radeon HD4650 у этого графического адаптера более высокие тактовые частоты работы графического ядра и памяти, а также установлена самая распространенная на данный момент графическая память стандарта GDDR3. Необходимо отметить, что эта модель отличается от большинства участвовавших в нашем тестировании цветом текстолита: у компании MSI он, как обычно, темно-красный. Плата имеет два выхода DVI-I с возможностью подключения как по цифровому, так и по аналоговому интерфейсу. Система охлаждения отличается от той, что установлена на референсной модели ATI Radeon HD4670 от компании AMD. Видеокарта от MSI имеет активную систему охлаждения, состоящую из массивного алюминиевого радиатора и 50-миллиметрового неуправляемого вентилятора. Радиатор охлаждает только само графическое ядро видеокарты, чипы памяти у этой модели не имеют пассивного охлаждения.

 

Рисунок

Данная модель основана на новом графическом ядре с кодовым названием RV730 и, как и все видеокарты в этом тестировании, построена по 55-нм техпроцессу. Графическое ядро работает на тактовой частоте 750 МГц, что на 100 МГц выше, чем у младшего собрата — Radeon HD4650. На этой модели установлена графическая память стандарта GDDR3, которая работает на эффективной тактовой частоте 2001 МГц. Память построена на микросхемах компании Hynix. Интерфейс шины памяти, как и у модели Radeon 4650, — 128 бит.

В игровых приложениях протестированная видеокарта MSI Radeon HD4670 продемонстрировала результат в 2,3 раза выше, чем референсная видеокарта Sapphire Radeon HD4550. При этом по производительности она тоже почти на 50% обошла своего младшего брата — видеокарту Gigabyte Radeon HD4650. Во всех играх, кроме Crysis с разрешением выше 1440x900, эта видеокарта обеспечивала комфортные условия для игры в режиме максимальной производительности при любом из протестированных разрешений. В режиме максимального качества эта модель позволяет играть в такие игры, как Half-Life 2 и Quake 4, при любом разрешении (рис. 14-19).

 

Рисунок
Рисунок
Рис. 14. Результаты тестирования видеокарты MSI Radeon HD4670 в игре Quake 4
Рис. 15. Результаты тестирования видеокарты MSI Radeon HD4670 в игре S.T.A.L.K.E.R.
Рисунок
Рисунок
Рис. 16. Результаты тестирования видеокарты MSI Radeon HD4670 в игре Half-Life 2: Episode 2
Рис. 17. Результаты тестирования видеокарты MSI Radeon HD4670 в игре Crysis: GPU-тест
Рисунок
Рисунок
Рис. 18. Результаты тестирования видеокарты MSI Radeon HD4670 в игре Crysis: CPU-тест
Рис. 19. Результаты тестирования видеокарты MSI Radeon HD4670 в игре Call of Juares Demo

С помощью утилит, описанных в методике тестирования, было установлено, что в режиме активной работы температура графического процессора составляла не более 46 °С. В режиме простоя температура не поднималась выше 28 °С (в данном случае это один из самых низких показателей температуры в пассивном режиме работы среди всех исследуемых видеокарт). Также стоит отметить, что в режиме простоя и работы с 2D-графикой видеоадаптер имеет тактовую частоту графического адаптера 165 МГц, а частота работы графической памяти составляет 249,8 МГц.

Нельзя обойти вниманием и тот факт, что видеокарта MSI Radeon HD4670 среди всех протестированных в этом обзоре имеет самый высокий показатель соотношения «цена/качество». Однако мы не стали приводить в статье точные цены на эти видеоадаптеры (в табл. 2 цены приблизительные), поскольку многие из них только появились на рынке и делать точные прогнозы пока рано.

Sapphire Radeon HD4830

Видеокарта Sapphire Radeon HD4830 относится к middle-end-сегменту рынка видеокарт. Эта модель основана на графическом процессоре ATI Radeon HD4830 (кодовое название чипа RV770). Следует сразу отметить, что данный графический адаптер является усеченной версией наиболее производительного адаптера Ati Radeon HD4870 за счет понижения тактовой частоты работы графического ядра и памяти. Эта модель имеет однослотовое исполнение. Дизайн системы охлаждения отличается от референсной версии от компании AMD. Видеокарта создана на текстолите темно-синего цвета. Она имеет два выхода DVI с поддержкой Dual-Link. В комплекте с видеокартой поставляется переходник DVI-VGA. Кроме того, данная видеокарта имеет выход S-Video, посредством которого она подключается к телевизору. Карта поддерживает технологии HDTV и HDMI, которые сейчас очень популярны и реализованы в большинстве новых телевизоров и мониторов.

 

Рисунок

В этой видеокарте графический процессор RV770 работает на частоте 575 МГц. Модель обладает 512 Мбайт памяти GDDR3. Частота памяти — 900 МГц (1800 МГЦ DDR). В качестве микросхем памяти используются чипы Qimonda. Интерфейс шины памяти у данной модели — 256 бит. Данные чипы памяти рассчитаны на эффективную тактовую частоту 1000 (2000 DDR) МГц. С учетом того, что в этой видеокарте память работает на пониженной частоте, можно допустить, что данная видеокарта предоставляет возможность небольшого разгона. Графическое ядро тоже может быть разогнано, чтобы работать на более высокой тактовой частоте. Как и вся новая линейка видеокарт серии ATI Radeon 4000, эта модель аппаратно поддерживает DirectX 10.1. Основное ее отличие от более мощных графических адаптеров серии HD4800 — уменьшенное количество унифицированных процессоров. Эта плата оснащена 640 унифицированными процессорами, в то время как модели HD4850, HD4870 и HD4870 X2 имеют по 800 потоковых процессоров. В остальном же данная видеокарта практически не отличается от старших братьев (кроме, конечно, моделей на базе ATI Radeon HD4870 X2, которые являются двухпроцессорными).

В игровых приложениях рассматриваемая видеокарта продемонстрировала в три раза более высокий результат, чем референсная видеокарта Sapphire Radeon HD4550. В трех из пяти тестовых игр (рис. 20-25) видеокарта Sapphire Radeon HD4830 обеспечивала комфортные условия для игры при любом разрешении в режиме максимального качества, а при незначительном ухудшении изображения — и при более высоком разрешении.

 

Рисунок
Рисунок
Рис. 20. Результаты тестирования видеокарты Sapphire Radeon HD4830 в игре Quake 4
Рис. 21. Результаты тестирования видеокарты Sapphire Radeon HD4830 в игре S.T.A.L.K.E.R.
Рисунок
Рисунок
Рис. 22. Результаты тестирования видеокарты Sapphire Radeon HD4830 в игре Half-Life 2: Episode 2
Рис. 23. Результаты тестирования видеокарты Sapphire Radeon HD4830 в игре Crysis: GPU-тест
Рисунок
Рисунок
Рис. 24. Результаты тестирования видеокарты Sapphire Radeon HD4830 в игре Crysis: CPU-тест
Рис. 25. Результаты тестирования видеокарты Sapphire Radeon HD4830 в игре Call of Juares

Данная модель оснащена активной системой охлаждения графического процессора, в которой используется 80-миллиметровый неуправляемый вентилятор (стоит отметить, что на самой плате разъем поддерживает установку управляемого 4-пинового вентилятора), осуществляющий отвод тепла от алюминиевого радиатора, закрепленного непосредственно над самим графическим чипом. Микросхемы памяти, расположенные на лицевой части видеокарты, также накрыты этим радиатором, однако не соприкасаются с ним, поэтому при разгоне следует подумать об их охлаждении. В режиме активной работы температура графического процессора составляла не более 69 °С. В режиме простоя температура не поднималась выше 44 °С. В 2D-режиме графическое ядро работает на стандартной тактовой частоте — 575 МГц. Карта имеет 6-пиновый разъем для подключения дополнительного питания, без которого видеокарта откажется запускаться.

Gigabyte ATI Radeon HD4850

Видеокарта Gigabyte ATI Radeon HD4850 также относится к middle-end-сегменту рынка видеоадаптеров. Ее производительность превышает производительность референсной видеокарты Sapphire Radeon HD4550 на несколько порядков. Рассматриваемая модель основана на новом графическом процессоре ATI Radeon HD 4850 (кодовое название чипа RV770). В отличие от референсной видеокарты от компании ATI, она имеет другую систему охлаждения, а также больший объем графической памяти. Видеоадаптер снабжен двумя выходами DVI-I с поддержкой Dual-Link и разъемом S-Video, посредством которого подключается к телевизору. Карта поддерживает технологии HDTV и HDMI, которые сейчас очень популярны и реализованы в большинстве новых телевизоров и мониторов. Стоит отметить, что в комплекте с видеокартой идет переходник DVI-HDMI.

 

Рисунок

В этой видеокарте графический процессор RV770 работает уже на более высокой тактовой частоте — 700 МГц. Модель обладает 1024 Мбайт памяти стандарта GDDR3. Частота памяти — 993 МГц (1986 МГЦ DDR). В качестве микросхем памяти используются чипы Samsung. Интерфейс шины памяти — 256 бит. Данные чипы памяти рассчитаны на эффективную тактовую частоту 1000 (2000 DDR) МГц. С учетом того, что в этой видеокарте память работает практически на максимально допустимой частоте 1986 МГц, запаса по разгону памяти нет. Как и вся новая линейка видеокарт серии ATI Radeon 4000, эта модель аппаратно поддерживает DirectX 10.1.

В ходе тестирования в игровых приложениях было установлено, что данная модель опережает референсную видеокарту ровно в 4 раза. В трех из пяти тестовых игр (рис. 26-31) видеокарта Gigabyte ATI Radeon HD4850 обеспечивала комфортные условия для игры при любом разрешении в режиме максимального качества, а при незначительном ухудшении изображения — и при более высоком разрешении.

 

Рисунок
Рисунок
Рис. 26. Результаты тестирования видеокарты Gigabyte Radeon HD 4850 в игре Quake 4
Рис. 27. Результаты тестирования видеокарты Gigabyte Radeon HD 4850 в игре S.T.A.L.K.E.R.
Рисунок
Рисунок
Рис. 28. Результаты тестирования видеокарты Gigabyte Radeon HD 4850 в игре Half-Life 2: Episode 2
Рис. 29. Результаты тестирования видеокарты Gigabyte Radeon HD 4850 в игре Crysis: GPU-тест
Рисунок
Рисунок
Рис. 30. Результаты тестирования видеокарты Gigabyte Radeon HD 4850 в игре Crysis: CPU-тест
Рис. 31. Результаты тестирования видеокарты Gigabyte Radeon HD 4850 в игре Call of Juares Demo

Данная модель оснащена активной системой охлаждения графического процессора, в которой используется 50-миллиметровый неуправляемый вентилятор, осуществляющий отвод тепла от медного радиатора, закрепленного над GPU. Стоит отметить, что на этой видеокарте установлен кулер от именитой компании Zalman. Микросхемы памяти также накрыты этим радиатором. В режиме активной работы температура графического процессора составляла не более 68 °С. В режиме простоя температура не поднималась выше 37 °С, тактовая частота графического процессора была несколько ниже и составляла 500 МГц, а тактовая частота памяти оставалась неизменной.

Sapphire ATI Radeon HD4870

Видеокарта Sapphire Radeon HD4870 основана на новейшем графическом процессоре от компании AMD — Radeon HD4870 с кодовым названием чипа RV770. На данный момент эта серия включает самые производительные из всех присутствующих на рынке видеоадаптеров, построенных на графических ядрах этой компании. В ней сочетаются самые передовые технологии. Представленная видеокарта является копией референсной видеокарты от компании ATI на этом чипе.

Основное отличие этой модели от видеокарт предыдущей серии Radeon HD 3800 — большее количество унифицированных процессоров: в этом графическом адаптере их 800 (10 блоков по 80 шейдеров). Как и все последние видеокарты, основанные на графических чипах компании AMD/ATI, она построена по новому, 55-нм техпроцессу и аппаратно поддерживает технологию DirectX последней на текущий момент версии 10.1. По сравнению с видеокартой Gigabyte Radeon HD4850 этот графический адаптер имеет более высокую тактовую частоту ядра и памяти (впервые именно в этой видеокарте используется память нового стандарта GDDR5). Так, реальная тактовая частота видеопроцессора у этой видеокарты составляет 750 МГц. Эффективная частота памяти GDDR5 также увеличена до 900 МГц (3600 МГц — 4x900 QDR). В качестве микросхем памяти применяются чипы GDDR5 компании Samsung, мирового лидера в производстве микросхем памяти, которая первой анонсировала эту новую технологию. На момент написания статьи это был самый мощный однопроцессорный графический адаптер компании AMD/ATI, уже поступивший в широкую продажу. Технические характеристики этого ядра подробно рассматриваются во многих обзорах, поэтому мы остановимся лишь на результатах тестирования.

 

Рисунок

В игровых приложениях видеокарта Sapphire Radeon HD4870 продемонстрировала производительность, сопоставимую с производительностью самого мощного видеоадаптера NVIDIA GeForce GTX280, — их интегральные результаты при максимальном качестве изображения практически совпадают (по результатам предыдущих тестирований). При этом если судить о средних ценах на видеокарты, то эта модель обойдется пользователю почти в два раза дешевле (!) при практически одинаковой производительности. Что касается нашего тестирования, то результат этой модели почти в 5 раз выше, чем у референсной видеокарты Sapphire Radeon HD4550. Даже в режиме настройки на максимальное качество она обеспечивает предельно комфортные условия для игры при любом разрешении (рис. 32-37) во всех современных играх, кроме, конечно, Crysis. В режиме максимальной производительности она позволяла комфортно играть при любом разрешении. Стоит отметить, что в данном тестировании мы получили результаты этой видеокарты и для набирающего популярность разрешения Full HD — 1920x1200.

 

Рисунок
Рисунок
Рис. 32. Результаты тестирования видеокарты Sapphire Radeon HD4870 в игре Quake 4
Рис. 33. Результаты тестирования видеокарты Sapphire Radeon HD4870 в игре S.T.A.L.K.E.R.
Рисунок
Рисунок
Рис. 34. Результаты тестирования видеокарты Sapphire Radeon HD4870 в игре Half-Life 2: Episode 2
Рис. 35. Результаты тестирования видеокарты Sapphire Radeon HD4870 в игре Crysis: GPU-тест
Рисунок
Рисунок
Рис. 36. Результаты тестирования видеокарты Sapphire Radeon HD4870 в игре Crysis: СPU-тест
Рис. 37. Результаты тестирования видеокарты Sapphire Radeon HD4870 в игре Call of Juares

На данной видеокарте установлен более крупный вентилятор, расположенный в верхней части платы, а радиатор имеет большую высоту, поэтому видеокарта занимает сразу два слота. Отметим, что радиаторы, как и у референсных видеокарт компании AMD, являются полностью медными, что увеличивает вес видеокарты, и тяжелее по сравнению с графическими адаптерами с альтернативными системами охлаждения. Применение более продвинутой системы охлаждения обусловлено увеличенными тактовыми частотами графического ядра и памяти, поскольку тепловыделение при этом больше. При активном использовании модели Sapphire Radeon HD4870 утилита RivaTuner 2.09 показывала температуру графического ядра порядка 84 °С. При минимальной нагрузке на GPU температура ядра составляла не более 70 °С. Тактовая частота как графической памяти, так и графического ядра при работе в 2D-режиме практически не изменялась.

Выводы

Исходя из результатов тестирования, можно сделать следующие выводы. Поскольку целью тестирования являлось выявление наиболее оптимальной по соотношению «производительность/качество» видеокарты, можно сказать, что разогнанные версии видеокарт такими решениями не являются (табл. 2). Все протестированные видеокарты можно разделить на три категории с учетом их стоимости.

К первой категории относятся видеокарты low-end-сегмента для бюджетных компьютеров, которые используются отнюдь не для развлечений, то есть не для игры в современные экшны. Сюда входят бюджетные модели на графических процессорах AMD Radeon HD4500 и Radeon HD4600. В ближайших планах компании AMD — выпуск совсем уж бюджетного решения Radeon HD4350. При относительно небольшой стоимости такие видеокарты позволяют работать с 3D-приложениями, однако играть в большинство ресурсоемких современных игр на них просто невозможно. Тем не менее следует учитывать, что эти видеокарты в несколько раз превосходят по производительности встроенные в системную логику решения. В этой категории лидируют видеокарты на основе новых графических чипов Radeon HD4670. Их нельзя назвать мощными, поэтому они не подойдут для установки в мощные геймерские компьютеры. Такие видеокарты вполне можно использовать для динамичных игр, но только при разрешении 1280x800 точек.

Вторая категория — это видеокарты, основанные на урезанных графических ядрах RV770, например модели Radeon HD4830 и Radeon HD4850, представляющие собой переход от первой категории ко второй. При высоких показателях fps в современных играх эти видеокарты, однако, как свидетельствуют предыдущие тестирования, не дотягивают до современных флагманов игрового мира GeForce GTX280 и Radeon HD4870. Данные видеокарты подойдут начинающим геймерам, для которых цена видеокарты хоть и не критична, но все же не должна быть заоблачной. Такие видеокарты вполне можно использовать для динамичных игр, но только при разрешении до 16 800x1050 точек, причем в некоторых случаях — за счет незначительного ухудшения качества отображения.

К третьей категории из участвовавших в нашем тестировании можно отнести лишь модель на базе графического процессора Radeon HD4870. Она подходит для любых динамичных игр при разрешении экрана более 1920x1200 точек при настройке на максимальное качество отображения. Такие видеокарты предназначены для работы в приложениях, использующих DirectX 10 на полную мощность. Поэтому для них целесообразно выбирать монитор с диагональю 24 дюйма и более. Кроме того, для получения сбалансированной конфигурации ПК в сочетании с этими видеокартами необходимо применять высокопроизводительные процессоры, память и производительные жесткие диски в режиме RAID. Стоимость таких видеокарт полностью соответствует производительности, поэтому за них пользователю придется отдать приличную сумму.

 

Редакция выражает признательность представительствам компаний:

Sapphire (http://www.sapphire.com) — за предоставленные для тестирования видеокарты Sapphire Radeon HD4550, Sapphire Radeon HD4830 иSapphire Radeon HD4870;

Gigabyte (http://www.gigabyte.com) — за предоставленные для тестирования видеокарты Gigabyte Radeon HD4650 и Gigabyte Radeon HD4850;

MSI (http://www.microstar.ru) — за предоставленную для тестирования видеокарту MSI Radeon HD4670.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 12'2008


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует