Выбираем цифровой фотоаппарат
Системы стабилизации изображения
Эргономика и пользовательский интерфейс
В настоящее время доля компактных цифровых фотоаппаратов на рынке постепенно сокращается: снизу наступают продвинутые камерафоны (многие из которых имеют уже вполне серьезное оснащение — сенсор высокого разрешения, автофокус, зум-объектив и встроенную вспышку), а сверху — стремительно дешевеющие зеркальные камеры начального уровня.
Еще три года тому назад стало ясно, что вектор развития компактных моделей сместился в сторону расширения функциональных возможностей. Шаг вполне логичный: ведь для того, чтобы добиться заметного улучшения качества получаемых изображений, необходимо использовать более дорогие компоненты (что автоматически означает перемещение аппарата в более высокую ценовую категорию). В ситуации, когда производители всеми силами стремятся снизить издержки на разработку и производство новых моделей компактных фотоаппаратов, это равносильно добровольному банкротству. В то же время, изобретая раз в год новую функцию, можно регулярно обновлять линейки своих продуктов. Рецепт простой: к старой аппаратной платформе добавляется новое программное обеспечение, изменяется дизайн (или просто палитра доступных цветов корпуса) — и потенциальный бестселлер готов. Главное, приправить все это грамотной рекламной кампанией, чтобы убедить потенциальных покупателей в насущной необходимости очередной «находки» — будь то функция распознавания лиц или сенсорный дисплей. Неудивительно, что при таком подходе в продаже представлено большое количество моделей компактных фотоаппаратов, многие из которых построены на базе унифицированных узлов и по фотографическим возможностям фактически не отличаются друг от друга.
Тем не менее возможность выбирать еще есть, и мы готовы помочь потенциальным покупателям цифровых фотоаппаратов в этом непростом деле. Итак, приступим.
Объектив и сенсор
Как минимум, 90% потенциала цифрового фотоаппарата (с точки зрения его фотографических возможностей) определяется сочетанием характеристик именно этих компонентов. Не менее важно рассматривать главные элементы цифрового фотоаппарата вместе, поскольку качество получаемых изображений зависит как от характеристик каждого компонента, так и от сбалансированности их параметров с точки зрения взаимодействия друг с другом. Иными словами, если оснастить фотоаппарат великолепным объективом, но посредственным сенсором (или наоборот), то рассчитывать на получение хороших снимков нельзя даже теоретически.
Характеристики объектива
В описании фотоаппаратов с несменной оптикой обычно указываются две основные характеристики объектива: фокусное расстояние и светосила.
Величина фокусного расстояния характеризует угол зрения: чем она меньше, тем более широкий угол охвата имеет объектив. По традиции, установившейся еще в эпоху пленочной техники, фокусное расстояние измеряется в миллиметрах. Однако если мы сравним две модели цифровых фотокамер, оснащенных сенсорами различного размера, то при равных фокусных расстояниях угол охвата у них будет различным. Для того чтобы иметь возможность сопоставить параметры оптики камер с сенсорами разного размера, помимо истинного фокусного расстояния, в характеристиках указывают еще так называемое эквивалентное фокусное расстояние для 35-миллиметровой пленки. Эта величина соответствует фокусному расстоянию объектива 35-миллиметрового пленочного фотоаппарата, обеспечивающего такой же угол охвата, как и объектив рассматриваемой цифровой камеры. Например, если в камере используется сенсор размером 1/1,8 дюйма, то истинному фокусному расстоянию ее объектива, равному 7 мм, будет соответствовать эквивалентное фокусное расстояние 35 мм. Зная величину эквивалентного фокусного расстояния, мы можем сравнить угол обзора объективов разных моделей цифровых камер независимо от различий в размерах их сенсоров.
Маркировка объектива. В данном случае зум?
объектив имеет диапазон истинных фокусных
расстояний от 7 до 22,5 мм; светосила равна 2,0 при 7 мм
и 2,4 при 22,5 мм
Поскольку размер рабочей области сенсоров цифровых фотокамер значительно меньше по сравнению с кадром 35-миллиметровой пленки, то при равном эквивалентном фокусном расстоянии объектив цифрового фотоаппарата получается гораздо более компактным, легким и, как следствие, — он намного дешевле.
В весьма компактном (103x59x36 мм)
корпусе Panasonic Lumix DMC-TZ50 установлен
10-кратный зум-объектив
В настоящее время выпуск цифровых фотоаппаратов, оснащенных объективом с фиксированным фокусным расстоянием, практически полностью прекращен. Даже недорогие модели современных цифровых камер снабжаются объективами с изменяемым фокусным расстоянием (зум-объективами). В этом случае в характеристиках камеры указывается диапазон фокусных расстояний — например 7-21 мм (экв. 35-105 мм). Часто в рекламных материалах и на упаковке в числе основных параметров указывается и величина кратности зума, которая вычисляется как отношение максимального значения фокусного расстояния к минимальному (для рассмотренного примера — 3х).
Недорогие камеры все чаще оснащаются
4- или 6-кратным зум-объективом. На фото —
модель Canon PowerShot A2000 IS, оснащенная объективом
с 6-кратным зумом
Еще три-четыре года тому назад в большинстве компактных камер устанавливались зум-объективы с кратностью 3х (обычно 35-105 либо 38-115 мм), в то время как объективы с 10- и 12-кратным зумом (типичные значения диапазона эквивалентных фокусных расстояний — 38-380 или 35-420 мм) можно было встретить лишь в относительно дорогих и крупногабаритных моделях. Сегодня ситуация заметно изменилась: в линейках практически всех ведущих производителей представлены недорогие камеры с 4- или 6-кратным зум-объективом, да и компактные модели с 10-кратным зумом (такие как Panasonic Lumix DMC-TZ50) становятся все более привычными. Что касается топ-моделей, то в нынешнем году в линейках нескольких производителей появились компактные цифровые фотоаппараты, оснащенные 18- и даже 20-кратными зум-объективами (такие как Canon PowerShot SX10, Exilim EX-FH20 и Olympus SP-570UZ).
Выпущенный в начале 2008 года фотоаппарат
Olympus SP-570UZ оснащен 20-кратным зум-объективом
На протяжении нескольких лет минимальное значение эквивалентного фокусного расстояния объективов компактных цифровых фотоаппаратов составляло 35-38 мм. В последние годы стали появляться модели с увеличенным углом охвата, у которых в широкоугольном положении эквивалентное фокусное расстояние составляет 28 мм (например, у Canon IXUS 870 IS и Nikon Coolpix S610 — 28-112 мм) и даже менее (так, у Panasonic Lumix DMC-FX37 — 25-125 мм, а у Panasonic Lumix DMC-LX3 — 24-60 мм). Более широкий угол позволяет снимать крупные объекты (например, здания) с близкого расстояния и обеспечивает дополнительное удобство при фотографировании пейзажей и панорам.
Еще одна модель с 20-кратным зум-объективом —
Exilim EX-FH20
Вторая важная характеристика любого объектива — светосила. Это величина, равная отношению общего количества света, попавшего в объектив, к количеству света, прошедшему через него при максимально открытой диафрагме. Изменение величины светосилы на значение, равное квадратному корню из двух, эквивалентно изменению количества света, поступающего на светочувствительный сенсор камеры, в два раза. То есть при полностью открытой диафрагме объектив со светосилой 2,0 пропускает вдвое большее количество света, чем объектив со светосилой 2,8.
У модели Canon IXUS 870 IS эквивалентное
фокусное расстояние объектива в широкоугольном
положении составляет 28 мм
В характеристиках зум-объективов обычно указывают два значения светосилы, первое из которых соответствует минимальному, а второе — максимальному фокусному расстоянию. Например, маркировка 7-21 mm/1:2,0-2,5 означает, что светосила данного объектива при минимальном фокусном расстоянии (7 мм) составляет 2,0, а при максимальном (21 мм) — 2,5. В некоторых моделях цифровых фотокамер зум-объективы имеют постоянную светосилу во всем диапазоне фокусных расстояний, однако сейчас это является скорее исключением из общего правила — такая оптика получается слишком дорогой. У большинства компактных цифровых фотоаппаратов, которые можно купить в настоящее время, численное значение величины светосилы объектива в положении «телефото» (которое соответствует максимальному значению фокусного расстояния) больше, чем в широкоугольном. Как правило, чем дешевле и миниатюрнее аппарат (и соответственно ниже класс оптики), тем эта разница больше. Например, у фотоаппарата Panasonic Lumix DMC-LX3 при минимальном фокусном расстоянии (экв. 24 мм) светосила равна 2,0, а при максимальном (экв. 60 мм) — 2,8. В более компактном Canon Digital IXUS 980 IS в широкоугольном положении объектива (экв. 36 мм) светосила составляет 2,8, а при максимальном увеличении (экв. 133 мм) — лишь 5,8.
Диапазон эквивалентных фокусных расстояний
зум-объектива Panasonic Lumix DMC-LX3
начинается с 24 мм
Уменьшение светосилы объектива при максимальном фокусном расстоянии не только снижает доступный диапазон диафрагмирования, но и требует для нормального экспонирования использования более длинной выдержки или увеличения эквивалентного значения светочувствительности. В первом случае это повышает вероятность получения смазанных снимков, а во втором — приводит к увеличению уровня цифрового шума на изображении.
Характерные артефакты хроматических
аберраций проявляются на снимках в виде заметных
цветных ореолов вдоль контрастных границ объектов
Конечно, для того чтобы сравнивать объективы двух разных камер, данных только о диапазоне эквивалентных фокусных расстояний и светосиле недостаточно. Дело в том, что любой объектив представляет собой весьма сложное оптическое устройство и, как любой неидеальный прибор, вносит в проецируемое изображение определенные искажения — аберрации, подразделяемые на несколько видов. Наиболее часто в обзорах фототехники идет речь о хроматических и геометрических аберрациях. В зависимости от качества изготовления линз и точности сборки величина аберраций разных объективов может существенно различаться даже в том случае, если они имеют идентичные заявленные характеристики (эквивалентное фокусное расстояние и светосилу). Кроме того, артефакты аберраций могут быть более или менее заметными в зависимости от текущего положения зум-объектива и выбранных настроек экспозиции. Обычно (но не всегда) артефакты аберраций наиболее заметны в крайних положениях трансфокатора. При использовании оптики не очень высокого качества можно наблюдать явно выраженные артефакты хроматических аберраций в периферийных областях кадра, в то время как в центральной части они будут практически незаметны.
Появление геометрических искажений
(дисторсий) является неизбежным злом
в случае использования зум-объективов.
Наиболее заметны дисторсии при
съемке в крайних положениях трансфокатора.
На приведенном снимке, сделанном
в широкоугольном положении зум-объектива,
хорошо видно, как «заваливается»
колокольня собора
Рассматривая камеру с несменной оптикой необходимо иметь в виду, что объектив является самым дорогим ее компонентом. Современные объективы представляют собой сложные оптические устройства, для изготовления которых требуются прецизионные линзы и высокоточная сборка. Поэтому любое улучшение характеристик объектива (увеличение светосилы либо диапазона фокусных расстояний, уменьшение аберраций и т.п.) неизбежно влечет за собой значительное увеличение производственных затрат, а следовательно — заметное удорожание этого компонента. Исходя из этого при сравнении камер примерно одинаковой стоимости можно с большой долей вероятности предполагать, что, например, ради большего диапазона фокусных расстояний придется пожертвовать светосилой и/или более заметными аберрациями.
Конструкция объектива с изогнутым оптическим
трактом (folded-lens optics)
К сожалению, качество оптики во многих современных моделях компактных цифровых фотоаппаратов оставляет желать лучшего. Нередко для снижения себестоимости некоторые (а иногда и все) линзы изготавливаются не из стекла, а из пластика, что негативно влияет как на четкость изображения, так и на долговечность объектива.
Использование объектива с изогнутым
оптическим трактом позволяет сделать
корпус фотоаппарата очень компактным.
На фото — аппарат Sony Cyber?shot T77,
оснащенный объективом
с 4-кратным зумом без выступающих за габариты
корпуса частей. Толщина корпуса этой модели —
всего 15 мм
Стремление к миниатюризации заставляет производителей применять компромиссные решения, принося качество изображения в жертву компактности. За последние три года заметно увеличилась доля моделей, оснащенных объективами с изогнутым оптическим трактом (folded-lens optics). В этом случае элементы оптической системы располагаются внутри корпуса — снаружи находится лишь одна (внешняя) линза. В качестве отражающего элемента, поворачивающего плоскость изображения на 90°, используется призма.
Зум-объективы без выдвигающихся наружу частей
используются в фотоаппаратах, выполненных
во влагозащищенном корпусе. На фото —
модель Pentax Optio W60
Такое решение позволяет создавать ультракомпактные камеры с довольно мощным зум-объективом, лишенные выдвигающихся из корпуса частей. Дополнительным преимуществом в этом случае является надежная защита элементов объектива от внешних воздействий (фотоаппарат можно изготовить во всепогодном влагозащищенном корпусе), а также уменьшение времени, необходимого для подготовки камеры к работе. Однако за это приходится расплачиваться снижением качества изображения вследствие значительно более низкой (по сравнению с оптикой традиционной конструкции) светосилы и разрешающей способности, а также заметной дисторсии в крайних положениях трансфокатора.
Светочувствительный сенсор
В спецификации цифровой камеры обычно указываются три характеристики светочувствительного сенсора: его тип, физический размер (диагональ) и количество пикселов (полное и эффективное).
В современных цифровых фотоаппаратах применяются сенсоры двух типов: ПЗС (CCD) и КМОП (CMOS). Широко распространено мнение, что ПЗС-сенсоры принципиально лучше КМОП-устройств. Однако оно верно лишь отчасти. С одной стороны, на данном этапе развития ПЗС-технология действительно позволяет делать более эффективные (по сравнению с КМОП) сенсоры небольшого размера, имеющие высокое разрешение. С другой стороны, во многих цифровых камерах (в том числе и профессионального класса) с успехом применяют КМОП-сенсоры формата APS-C и 4/3.
По физическому размеру сенсоры можно условно разделить на маленькие (1/3,2…1/2,5 дюйма), средние (1/1,8…2/3 дюйма) и большие (APS-C, 4/3 и т.д.). Неискушенному пользователю размер сенсора не говорит ровным счетом ничего, хотя на самом деле от этого параметра во многом зависят остальные характеристики камеры.
Относительные размеры кадра
35-миллиметровой пленки, сенсоров
цифровых зеркальных камер и компактных
фотоаппаратов
По мере уменьшения физических размеров сенсора будет увеличиваться коэффициент, равный отношению эквивалентного фокусного расстояния к истинному (так называемый кроп-фактор). На практике это означает, что при равных значениях эквивалентного фокусного расстояния и светосилы объектив для камеры, оснащенной сенсором меньшего размера, можно сделать более компактным и легким, а следовательно, и более дешевым (как уже упоминалось, объектив является самой дорогой частью фотоаппарата). Однако на пути миниатюризации есть несколько серьезных препятствий.
Очевидно, что по мере уменьшения площади сенсора (при сохранении того же количества пикселов) размеры его ячеек также будут уменьшаться. При этом количество света, необходимое для насыщения ячеек, останется прежним. Соответственно для того, чтобы получить необходимое для нормальной экспозиции количество света, сенсору с ячейками меньшего размера потребуется больше времени. Иными словами, при равном разрешении он будет обладать меньшей чувствительностью по сравнению с более крупным. А ведь разрешающая способность старших моделей компактных фотоаппаратов уже давно сравнялась с аналогичным показателем цифровых зеркальных камер.
В арсенале разработчиков фототехники имеются технические решения, позволяющие обойти данную проблему, — однако неизбежным злом в этом случае является существенное увеличение цифрового шума. И если в аппаратах, выпускавшихся лет пять тому назад, функция подавления цифрового шума активировалась только при установке высоких значений чувствительности, то у многих современных компактных моделей она используется даже при съемке с минимальной чувствительностью.
Вторая проблема, с которой неизбежно сталкиваются производители по мере увеличения разрешающей способности сенсоров, — дифракция. Влияние дифракции, проявляющееся главным образом в снижении четкости картинки (она, как часто говорят фотографы, «замыливается»), тем заметнее, чем меньше физический размер ячеек сенсора и чем больше закрыта диафрагма. Кстати, это косвенно подтверждается тем фактом, что в компактных цифровых камерах (даже самых дорогих) обычно не предусмотрена возможность установки значения диафрагменного числа больше 8.
Таким образом, влияние дифракции является своеобразным барьером, ограничивающим реальную разрешающую способность сенсоров, а следовательно — и степень детализации получаемых изображений. Несложные расчеты показывают, что для сенсоров формата 1/2,5 дюйма дифракционный порог достигается на уровне примерно 4 мегапикселов, для 1/1,8 — на уровне 6 мегапикселов и т.д. Именно поэтому дальнейшее увеличение количества ячеек светочувствительных сенсоров, вполне возможное технически (что нам доказывают производители), по достижении определенного показателя уже не позволяет повысить реальную разрешающую способность фотокамеры (иначе говоря, сделать различимыми более тонкие детали изображения), а следовательно, абсолютно нецелесообразно с практической точки зрения.
Системы стабилизации изображения
Необходимость использования систем стабилизации изображения в цифровых камерах любительского класса возникла с появлением компактных моделей, оснащенных мощными зум-объективами. Ведь по мере увеличения фокусного расстояния все более заметное влияние на изображение начинает оказывать человеческий фактор, а именно микросотрясения и вибрации корпуса фотоаппарата, находящегося в руках фотографа. И если при установке эквивалентного фокусного расстояния порядка 35-70 мм можно вполне успешно использовать выдержки длиной до 1/60 с, то, например, при 380 мм более-менее удачные кадры при съемке с рук получаются лишь с выдержкой 1/400 с и короче.
Еще одна причина увеличения доли моделей, оснащенных системами стабилизации изображений, — миниатюризация цифровой фототехники. Как уже было упомянуто, уменьшение физического размера светочувствительного сенсора позволяет сделать объектив более компактным, легким и дешевым. Однако сенсор небольшого размера имеет более низкую чувствительность, а недорогой объектив с «длинным» зумом нельзя сделать достаточно светосильным (при условии сохранения аберраций на приемлемом уровне). Все это приводит к тому, что снимать на очень коротких (для применения «длинного» фокуса) выдержках такая камера может только при ярком солнечном свете.
Принцип работы оптического стабилизатора
с подвижной линзой
Принцип работы оптического стабилизатора
с подвижной линзой
В настоящее время в компактных цифровых фотоаппаратах используется несколько различных по конструкции и принципу действия систем стабилизации изображения. Самым недорогим решением являются так называемые электронные стабилизаторы. На основе анализа полученного изображения микропроцессор вычисляет направление и амплитуду смещения изображения в процессе съемки и путем последующей обработки с применением специальных алгоритмов повышает (насколько это возможно) четкость смазанного кадра. К сожалению, эффективность таких решений оставляет желать лучшего — в силу того, что электронные системы стабилизации устраняют последствия, а не причины возникновения нечетких снимков. Так что с практической точки зрения польза от наличия в фотоаппарате электронного стабилизатора представляется весьма сомнительной.
Гораздо более эффективными являются системы стабилизации, позволяющие смещать изображение, проецируемое через оптическую систему фотоаппарата, и таким образом компенсировать его движение относительно светочувствительного сенсора. Эффективность подобных систем объясняется тем, что такое решение позволяет устранить саму причину смазывания изображения, а не бороться с его последствиями (как это делают электронные стабилизаторы).
В аппаратах разных производителей применяются различные по конструкции и принципу работы стабилизаторы изображения. Например, в системах Canon Image Stabilizer, Nikon Vibration Reduction и Panasonic MEGA O.I.S. используется встроенная в объектив дополнительная группа линз (блок стабилизации). Электромагнитный привод позволяет смещать одну из линз этой группы относительно оптической оси объектива. Величина и направление смещения вычисляются в режиме реального времени специализированным микропроцессором, обрабатывающим показания установленных в корпусе камеры гиросенсоров.
Согласно данным Canon, система Image Stabilizer позволяет эффективно бороться как с однократным смещением изображения, так и с вибрациями в диапазоне частот от 0,5 до 20 Гц. С практической точки зрения применение IS дает возможность в четыре раза увеличить длительность экспонирования кадра без повышения риска получить смазанный снимок.
По информации разработчиков Nikon, применение системы Vibration Reduction позволяет восьмикратно увеличить длительность выдержки при сохранении вероятности получения нечетких снимков на прежнем уровне.
Во второй половине 2004 года компания Konica Minolta (ее фотографическое подразделение в настоящее время принадлежит Sony) реализовала в серийно выпускаемых моделях цифровых фотокамер принципиально новую систему стабилизации Anti-shake. Вкратце рассмотрим принцип ее работы. Светочувствительный сенсор устанавливается внутри корпуса на подвешенной платформе, которая может смещаться на определенное расстояние в плоскости, перпендикулярной оптической оси объектива. Направление и амплитуда смещения вычисляются микропроцессором на основе показаний двух гиросенсоров, установленных в корпусе камеры. Этот же микропроцессор управляет двумя электроприводами, перемещающими платформу с сенсоров в соответствии с изменением положения корпуса фотоаппарата.
Схожий принцип применяется в системе стабилизации изображения Shake Reduction, разработанной специалистами компании Pentax. Впервые это решение было реализовано в цифровом фотоаппарате Optio A10, выпущенном в начале 2006 года.
Важным преимуществом систем Anti-shake и Shake Reduction по сравнению с системами оптической стабилизации с подвижной линзой является возможность использования существующих объективов без необходимости внесения в их конструкцию каких-либо изменений.
Схема расположения элементов в объективе, оснащенном
оптическим стабилизатором MEGA O.I.S.
Необходимо отметить, что наряду с несомненными достоинствами системы стабилизации имеют место и определенные недостатки. Хотя системы стабилизации и позволяют снимать с большими значениями выдержки при том же фокусном расстоянии, стопроцентной гарантии получения абсолютно четких снимков в подобных условиях пока не может дать ни один производитель. По оценкам разработчиков и независимых экспертов, удовлетворительная четкость достигается примерно в 70% случаев, в то время как остальные 30% все-таки оказываются в большей или меньшей степени смазанными.
Не стоит забывать и о том, что наличие дополнительных движущихся частей негативно отражается на надежности и долговечности устройства в целом. Кроме того, электроприводы и микропроцессор стабилизатора потребляют электроэнергию, вследствие чего активное использование функции стабилизации неизбежно сокращает время автономной работы аппарата и соответственно приводит к уменьшению максимального количества снимков, которые можно сделать без подзарядки.
Нельзя не отметить, что производители продолжают работать над совершенствованием систем стабилизации изображения, стремясь сделать их более удобными, надежными и универсальными. Во многих современных моделях компактных цифровых фотоаппаратов применяются комбинированные системы. Наряду с оптическим стабилизатором подобные решения включают автоматическую функцию выбора оптимальных величин экспозиции и чувствительности, а также различные фильтры для обработки полученного изображения.
Рекомендации
Завершая рассмотрение особенностей объективов, светочувствительных сенсоров и систем стабилизации, используемых в компактных цифровых фотоаппаратах, можно сделать несколько важных выводов.
При выборе фотоаппарата не имеет смысла гнаться за максимальными значениями характеристик. В линейках многих производителей можно найти очень похожие модели, различающиеся лишь разрешением светочувствительного сенсора и набором дополнительных функций. Теоретически более высокое разрешение получаемых изображений позволяет печатать снимки на бумаге большего формата и обеспечивает более широкие возможности при кадрировании (то есть из исходного снимка можно вырезать фрагмент и напечатать его без заметной потери четкости). Однако на практике более высокая разрешающая способность сенсора далеко не всегда является достаточным условием для получения более четкого и детального изображения. Кроме того, снимки с более высоким разрешением занимают больше места на карте памяти. Нелишне напомнить, что для печати фотографии формата 10x15 см вполне достаточно разрешения 1600x1200 пикселов (то есть 2 мегапиксела).
Большой диапазон фокусных расстояний объектива позволяет значительно расширить возможности по компоновке кадра, а также получать снимки удаленных объектов, не прибегая к кадрированию. Однако необходимо помнить о том, что в этом случае нужно быть готовым к тому, что при съемке в крайних положениях трансфокатора на изображениях будут хорошо заметны артефакты аберраций. С практической точки зрения лучше выбрать аппарат с объективом, обеспечивающим максимальный угол охвата (24-28 мм) в широкоугольном положении трансфокатора.
Аппарат с кратностью зума 6х и более имеет смысл выбирать из моделей, оснащенных системой стабилизации изображения, — в противном случае могут возникнуть затруднения со съемкой на длинном фокусе без использования штатива. Впрочем, в последнее время данная проблема становится все менее актуальной: доля моделей со встроенной системой оптической стабилизации изображения год от года увеличивается. Так, все фотоаппараты линейки Lumix, выпускаемые в настоящее время компанией Panasonic, оснащены системой оптической стабилизации MEGA O.I.S. Подавляющее большинство современных компактных моделей Canon тоже оснащены фирменной системой оптической стабилизации Canon Image Stabilizer.
Выбор модели, оснащенной объективом с изогнутым оптическим трактом, может быть оправдан только в тех случаях, когда габариты камеры имеют более важное значение, нежели качество получаемых изображений, или же необходим аппарат во влагозащищенном корпусе.
Эргономика и пользовательский интерфейс
Оценка эргономики фотоаппарата и структуры меню настроек во многом субъективна. То, что удобно и привычно для одного пользователя, другому может показаться неприемлемым и совершенно нелогичным. В данном разделе мы уделим внимание конструктивным особенностям органов индикации и управления, применяемых в современных моделях.
Видоискатель и дисплей
В современных цифровых фотоаппаратах (за исключением подавляющего большинства зеркальных моделей) используются две разновидности видоискателей: оптические и электронные. Кроме того, практически все незеркальные камеры позволяют применять встроенный дисплей в режиме электронного видоискателя.
Оптический видоискатель по своему устройству ничем не отличается от используемых в компактных пленочных камерах. В аппаратах, оснащенных зум-объективом, оптическое увеличение видоискателя изменяется в соответствии с текущим положением трансфокатора. Достоинства оптического видоискателя — высокая четкость изображения и отсутствие в его конструкции узлов, потребляющих электроэнергию. Недостатки — нестрогое соответствие видимого изображения и реальных границ кадра, а также эффект параллакса при съемке с близкого расстояния. Кроме того, оптический видоискатель не позволяет видеть данные о настройках камеры — как правило, рядом с окошком визира имеется лишь пара световых индикаторов, сообщающих о готовности к съемке (подтверждение автофокусировки и автоэкспозиции, включение вспышки и т.п.).
Дисплей на поворотной платформе —
очень удобное решение для тех, кто использует его
в качестве видоискателя
В ряде современных цифровых фотокамер вместо оптического применяется электронный видоискатель (electronic viewfinder, EVF), представляющий собой монохромный либо цветной микродисплей, смотреть на который можно через привычное для пользователей пленочных камер окошко визира. Достоинства электронного видоискателя — точное соответствие границ видимой области и получаемого изображения независимо от расстояния до объекта съемки, возможность вывода различной служебной информации (параметров экспозиции, режимов и даже гистограммы), одинаково хорошая видимость независимо от внешних условий освещенности. Недостатки — электронный видоискатель потребляет электроэнергию (правда, меньше, чем большой дисплей камеры) и по четкости изображения уступает оптическому.
Многие начинающие фотографы предпочитают использовать в качестве видоискателя встроенный дисплей камеры. Такой подход предоставляет гораздо большую свободу при выборе точки съемки. Дисплей позволяет точно видеть, что попадет в кадр, а кроме того, на его экран можно выводить композиционную сетку и различную служебную информацию.
Наиболее распространенным вариантом является дисплей, вмонтированный в заднюю стенку корпуса аппарата. В ряде моделей дисплеи установлены на поворотной платформе, что позволяет комфортно снимать с самых неудобных ракурсов (например, от земли или поверх толпы, держа камеру в вытянутой руке), не принимая при этом затейливую позу и не щелкая наугад. Дисплеи на поворотной платформе первой внедрила в своих цифровых фотоаппаратах компания Canon. Затем ее примеру последовали и другие производители, в частности Olympus, Pentax и др. К сожалению, установка поворотного дисплея препятствует дальнейшей миниатюризации цифровых фотоаппаратов, поэтому в современных моделях такое решение встречается очень редко. В некоторых аппаратах платформа с дисплеем может поворачиваться только в одной плоскости (по вертикали) — и на это стоит обратить внимание при выборе камеры.
В спецификации камеры обычно указываются две основные характеристики дисплея: размер экрана (по диагонали) и его разрешающая способность. В современных цифровых камерах применяются дисплеи с диагональю от 1,5 до 3,6 дюймов, однако стоит обратить внимание на то, что далеко не всегда экран с большей диагональю имеет более высокую разрешающую способность. Применительно к ныне выпускаемым моделям можно обозначить следующие критерии для оценки разрешающей способности встроенного дисплея: низкая (115-150 тыс. пикселов), средняя (230 тыс. пикселов) и высокая (460 тыс. пикселов и более). В 2008 году одним из рекордсменов по этому показателю стала камера Sony Cyber-shot T700, оснащенная 3,5-дюмовым ЖК-дисплеем, имеющим разрешение 920 тыс. пикселов.
Серьезным недостатком ЖК-дисплеев, используемых в современных камерах, является сильная зависимость качества изображения от внешнего освещения. Например, при ярком солнечном свете разглядеть что-либо на экране дисплея удается далеко не всегда и для нормальной работы приходится создавать искусственную тень. Определенные проблемы возникают при съемке движущихся объектов, поскольку изображение передается на дисплей с некоторой задержкой. Не стоит также забывать и о том, что постоянно работающий дисплей потребляет много электроэнергии, вследствие чего уменьшается время автономной работы камеры.
К сожалению, стремление к максимальной миниатюризации цифровых фотоаппаратов (наряду с увеличением размеров экрана встроенного дисплея) заставляет производителей отказываться от установки альтернативного видоискателя в компактных моделях. Обратите внимание на то, что во многих компактных цифровых камерах, выпущенных в 2005-2008 годах, визирование можно осуществлять только по встроенному дисплею. Впрочем, у каждого производителя есть собственная точка зрения на этот вопрос. Например, компании Casio и Panasonic полностью отказалась от использования оптических видоискателей в компактных моделях, в то время как практически у всех современных компактных фотоаппаратов Canon он есть.
Органы управления
Сколько органов управления должно быть у фотоаппарата? Достаточно взглянуть лишь на несколько моделей, чтобы убедиться в том, что вариантов ответа на этот вопрос существует великое множество.
Модели начального уровня обычно оснащаются минимальным количеством кнопок и переключателей — это позволяет максимально быстро освоить аппарат даже тем, кто раньше не имел опыта эксплуатации подобной техники. Однако оборотной стороной такого подхода является отсутствие возможности быстро добраться до часто используемых настроек: все действия приходится выполнять через основное меню камеры.
Модели начального уровня обычно оснащаются
минимальным количеством органов управления
В более продвинутых моделях, помимо кнопок навигации и переключения основных режимов работы («съемка/просмотр» и т.п.), обычно имеются клавиши быстрого вызова часто применяемых настроек: коррекции экспозиции, баланса белого, режима фокусировки и т.д. Это позволяет оперативно переключать настройки в соответствии с изменяющимися условиями съемки. Во многих цифровых камерах используется вращающееся колесико для выбора режима съемки, унаследованное от пленочных аппаратов.
Кнопка быстрого вызова и вращающееся колесико
выбора сюжетной программы позволяют оперативно
переключать настройки в соответствии
с изменяющимися условиями съемки
Немало споров вызывает и конструкция органов управления трансфокатором. Наибольшее распространение получили два решения: поворачивающийся рычажок, расположенный рядом со спусковой кнопкой, и качающаяся двухпозиционная клавиша (иногда две отдельные кнопки) на задней панели аппарата.
Интерфейс фотоаппарата Sony Cyber-shot T500
рассчитан на активное применение 3,5-дюймового сенсорного
дисплея
Вполне возможно, что в ближайшем будущем конструкция панели управления и интерфейс компактных цифровых фотоаппаратов подвергнутся существенным изменениям. В течение трех последних лет было выпущено несколько моделей, оснащенных сенсорным дисплеем. В качестве самых свежих примеров можно привести выпущенные во второй половине 2008 года модели Nikon Coolpix S60, Sony Cyber-shot T500 и Cyber-shot T700, оснащенные 3,5-дюймовыми ЖК-дисплеями с сенсорным экраном. Оригинальное решение предложила компания Olympus: на задней панели фотоаппарата µ 1040 справа от экрана ЖК-дисплея вместо привычных кнопок установлена сенсорная панель.
В аппарате Olympus µ 1040 используется обычный
дисплей, но вместо кнопок установлена
Режимы съемки
При выборе цифровой камеры далеко не все обращают внимание на набор доступных ручных, автоматических и полуавтоматических режимов съемки. А зря: по мере освоения камеры и приобретения знаний о технике съемки может выясниться, что в аппарате нет полуавтоматических и ручных режимов, а это, в свою очередь, заметно сужает возможности по реализации творческих замыслов в сложных съемочных условиях.
В подавляющем большинстве камер есть полностью автоматический режим — так называемая зеленая зона (обычно она обозначается надписью auto, прямоугольником или квадратом зеленого цвета). В этом режиме камера устанавливает параметры съемки автоматически, подбирая оптимальное сочетание выдержки и диафрагмы для некого усредненного сюжета. В большинстве случаев полностью автоматический режим позволяет получить вполне удовлетворительные результаты при съемке традиционных бытовых сюжетов.
Наличие режимов P/A/S/M обеспечивает максимальную гибкость
в выборе настроек для съемки
в сложных условиях
Одним из признаков более-менее продвинутых моделей является наличие набора из четырех режимов, обычно обозначаемых буквами P/A/S/M:
- P (Program) — автоматический режим. В этом случае камера автоматически выбирает сочетание выдержки и диафрагмы. В отличие от полностью автоматического режима, в данном случае пользователь может манипулировать рядом дополнительных параметров (коррекция экспозиции, брэкетинг и т.д.);
- А (Aperture) — приоритет диафрагмы. Пользователь самостоятельно устанавливает значение диафрагмы, а фотоаппарат на основе экспозамера автоматически вычисляет величину выдержки;
- S (Shutter) — приоритет выдержки (иногда обозначается буквой T). Пользователь самостоятельно устанавливает величину выдержки, а фотоаппарат на основе экспозамера автоматически вычисляет необходимое значение диафрагмы;
- M (Manual) — ручной режим. Пользователь самостоятельно устанавливает величину выдержки и диафрагмы. В некоторых аппаратах автоматика камеры в этом режиме «высказывает свое мнение» относительно выбранных настроек — например выводит на дисплей разницу относительно величины экспозиции, рассчитанной для данных условий экспоавтоматикой.
Помимо этого в аппаратах обычно имеется набор программ сюжетной съемки («портрет», «пейзаж», «снег», «спорт» и т.д.), которые можно активировать при помощи традиционного селектора-колесика либо через меню. В некоторых камерах (например, в аппаратах Exilim компании Casio) предусмотрена возможность создания собственных сюжетных программ на основе удачных кадров. Отметим, что набор режимов P/A/S/M позволяет при осознанном подходе к выбору настроек смоделировать любую из программ сюжетной съемки. Так что, по большому счету, сравнивать количество и особенности пресетов сюжетной съемки имеет смысл только для ультракомпактных аппаратов, у которых отсутствуют режимы P/A/S/M.
Дополнительные функции
Как уже было упомянуто в начале статьи, к настоящему времени качественное развитие фотографических функций в компактных цифровых аппаратах сильно замедлилось. Чтобы подогревать интерес пользователей к новым моделям, производители в последние годы активно развивают встроенные функции для просмотра, обработки, печати и передачи изображений.
Многие современные модели оснащены функциями кадрирования, тонирования, устранения эффекта красных глаз, ручной и автоматической коррекции тональных и цветовых параметров снимка и т.д. В ряде моделей представлен даже набор встроенных художественных фильтров для обработки снятых кадров.
Фотоаппарат Exilim Zoom EX-Z300 позволяет
записывать видеоролики с разрешением 1280x720 пикселов
и частотой 24 кадра в секунду
В 2007 году производители начали активно внедрять в компактных моделях технологию распознавания лиц в кадре. Изначально ее использовали для коррекции параметров экспозиции, фокусировки, баланса белого и т.д., но в дальнейшем сфера применения данной технологии была расширена. В качестве примеров можно привести функции «интеллектуального» автоспуска при обнаружении в кадре лица с улыбкой, детектор моргания и пр.
Практически все современные модели цифровых фотоаппаратов позволяют записывать видео. Фактическим стандартом стал режим записи роликов с разрешением VGA (640x480 пикселов) и частотой 15 или 30 кадров в секунду. Увеличивается доля моделей, в которых предусмотрен режим съемки широкоформатного видео (16:9). Не прошла стороной и мода на аббревиатуру HD: возможность съемки видео высокой четкости появилась сразу у нескольких новых моделей. Так, фотоаппараты Exilim Zoom EX-Z300 и Panasonic Lumix DMC-LX3 позволяют записывать видео с разрешением 1280x720 пикселов и частотой 24 кадра в секунду. Модели Exilim EX-FH20, Fujifilm FinePix S2000 HD и Sony Cyber-shot T500 при аналогичном разрешении (1280x720) обеспечивают частоту 30 кадров в секунду. Что касается режима видеозаписи формата Full HD (1920x1080 пикселов с частотой 30 или 60 кадров в секунду), то это пока редкость. Впрочем, первые ласточки уже появились в продаже — это фотоаппараты Canon Powershot SX1 IS, Exilim Pro EX-F1 и др.
В целом ряде моделей имеются встроенные средства для выполнения простейших монтажных операций: удаления выделенной части видеоклипа, объединения двух фрагментов и т.п. Разработчики компании Casio реализовали в некоторых моделях фотоаппаратов (в частности, Exilim EX-Z85, Exilim EX-Z1080, Exilim EX-V8 и др.) специальную функцию съемки видео для загрузки на сервер YouTube.
Canon Powershot SX1 IS — одна из
немногих моделей, обеспечивающих возможность
записи видео с разрешением Full HD
Разумеется, возможность съемки видео со вполне приемлемым для бытовых целей качеством является дополнительным преимуществом современных цифровых фотоаппаратов. Однако это еще не означает, что они способны полностью заменить видеокамеру. Дело тут и в конструкции корпуса (снимать длинные видеоролики миниатюрным аппаратом, выполненным в плоском корпусе, попросту неудобно), и в кодеках, используемых для сжатия видеосигнала. Повышение разрешающей способности и частоты кадров неизбежно влечет за собой увеличение объема видеофайлов. Чтобы уместить минуты видеозаписи в разумный объем, приходится нещадно сжимать сигнал, используя «экономичные» кодеки вроде MPEG-4 или Н.264/AVC. Такое решение подходит для просмотра снятых роликов на ПК, телевизоре или загрузки в Интернет, однако для серьезного монтажа эти записи малопригодны.
К сожалению, некоторые действительно полезные функции — например запись снимков в формате RAW, ИК-приемник пульта дистанционного управления и пр. — в подавляющем большинстве современных моделей отсутствуют.
Рекомендации
Оценить удобство интерфейса и органов управления цифрового фотоаппарата всего за несколько минут, которые вам уделит продавец, очень сложно. Однако есть некоторые моменты, которые обязательно стоит проверить перед покупкой, даже если у вас совсем мало времени для ознакомления с образцом.
Прежде всего обратите внимание на дисплей. Изображение на нем должно быть четким и контрастным. Необходимо убедиться в том, что яркость дисплея можно регулировать — это позволит наилучшим образом адаптировать изображение на экране в соответствии с условиями освещенности. При отсутствии у аппарата альтернативных видоискателей (оптического или электронного) нелишне проверить, можно ли что-либо разглядеть на дисплее при ярком освещении. Стоит также оценить инерционность изображения на дисплее, работающем в режиме видоискателя. Необходимо иметь в виду, что большой дисплей далеко не всегда оказывается более удобным по сравнению с менее крупным, однако в любом случае потребляет больше энергии.
Чтобы в первом приближении оценить удобство интерфейса, достаточно выполнить несколько часто используемых действий — например переключить программу сюжетной съемки, изменить режим фокусировки, включить (или отключить) вспышку и т.д. Предпочтительным вариантом, обеспечивающим наибольшую оперативность, является наличие на панели управления кнопок быстрого доступа к основным настройкам или группам функций.
Скоростные характеристики
Даже новейшие модели компактных цифровых камер являются, образно говоря, гораздо более «задумчивыми» устройствами по сравнению с пленочными фотоаппаратами. И если в случае съемки пейзажа или портрета это практически незаметно, то при фотографировании быстро меняющихся сюжетов, а также людей или объектов в движении становится весьма критичным. Рассмотрим основные параметры, характеризующие скоростные качества цифровой камеры.
- Время включения — с момента нажатия на кнопку включения питания до полной готовности камеры к съемке проходит определенное время — обычно несколько секунд. Для компактных аппаратов хорошим результатом считается время включения, не превышающее 1 с.
- Скорость срабатывания автофокуса — весьма критична при съемке движущихся объектов и неожиданно возникающих перед глазами сюжетов. Она зависит от освещенности и при недостатке света может значительно увеличиваться. Хорошим подспорьем для фокусировки в условиях недостаточной освещенности может оказаться встроенная лампа подсветки автофокуса. К сожалению, это нехитрое приспособление предусмотрено отнюдь не во всех моделях.
- Задержка срабатывания затвора (time lag) — показывает, сколько времени проходит с момента нажатия на кнопку спуска до срабатывания затвора. У многих цифровых камер задержка столь велика, что получить предсказуемый результат при съемке движущихся даже с небольшой скоростью объектов практически невозможно. Кроме того, обычно производители указывают в характеристиках камеры «чистое» время задержки, которое справедливо лишь для случая, когда аппарат уже сфокусирован на объект съемки. С практической точки зрения более корректно рассматривать суммарные затраты времени на срабатывание автофокуса и задержку затвора.
При съемке движущихся объектов весьма полезным может оказаться режим серийной съемки, имеющийся во многих цифровых камерах. Серийная съемка позволяет сделать очень большое количество кадров (от нескольких до нескольких сотен) в течение короткого времени, а затем уже в спокойной обстановке выбрать из них наилучший. В описании камеры обычно указываются два параметра серийной съемки: частота кадров в единицу времени и максимальное количество кадров в серии (например, до 12 кадров с частотой 4 кадра в секунду). Стоит обратить внимание на то, что значения этих параметров напрямую зависят от разрешения кадра. В рекламных материалах обычно указываются максимальные показатели, соответствующие съемке с относительно низким разрешением. Подробнее с особенностями серийной съемки можно ознакомиться в третьей статье цикла «Модные функции цифровых фотоаппаратов», опубликованной в этом номере журнала.
При наличии в фотоаппарате
ИК-приемника управлять съемкой
и некоторыми настройками можно
на расстоянии при помощи
беспроводного пульта
Некоторые модели фотоаппаратов оснащаются ИК-приемником, что позволяет управлять работой камеры при помощи беспроводного пульта ДУ (он может входить в стандартную комплектацию или поставляться как отдельный аксессуар). Такой пульт обычно дает возможность дистанционно управлять положением трансфокатора и спуском, воспроизведением изображений и видео в режиме просмотра, а в некоторых случаях — и настройками меню камеры.
Карты памяти
Подавляющее большинство ныне выпускаемых моделей компактных цифровых фотоаппаратов рассчитано на использование сменных карт памяти форматов SDHC и SD. Исключение составляют модели Sony (они рассчитаны на карточки Memory Stick Pro Duo), а также Olympus (в них применяются носители xD-Picture). Ранее карточки xD-Picture использовались и во многих моделях Fujifilm, однако почти все фотоаппараты этой компании, выпущенные в 2007-2008 годах, оснащены комбинированным слотом, в который можно установить либо xD-Picture, либо SD. Так что, скорее всего, дни xD-Picture уже сочтены.
Карты памяти Memory Stick Pro Duo используются
в большинстве моделей компактных цифровых фотоаппаратов Sony
Карточки формата CompactFlash уже полностью вытеснены из сегмента компактных цифровых фотоаппаратов — встретить слот для этих носителей сейчас можно или в уже снятых с производства моделях, или в зеркальных камерах (но даже в этом сегменте постепенно увеличивается доля SDHC).
Карты памяти формата xD-Picture используются исключительно
в компактных цифровых фотоаппаратах Olympus и Fujifilm
С практической точки зрения применение карт форматов SDHC и SD предпочтительно — хотя бы потому, что цены на эти носители ниже по сравнению с Memory Stick Pro Duo и xD-Picture такого же объема. Кроме того, среди перечисленных форматов SDHC лидирует и по такому показателю, как максимальный объем носителя. А это немаловажно, поскольку использование носителей большой емкости с каждым годом становится все более актуальным — как вследствие роста разрешающей способности цифровых фотоаппаратов (снимок 12-мегапиксельной камеры при том же уровне сжатия занимает вдвое больше места, чем 6-мегапиксельной), так и за счет развития функций видеозаписи (в том числе и в формате высокой четкости).
В подавляющем большинстве новых моделей
фотоаппаратов, оснащенных слотом SD,
реализована поддержка носителей SDHC
Практически все выпускаемые в настоящее время модели цифровых фотоаппаратов, оснащенных слотом SD, поддерживают работу с носителями SDHC. Как правило, в таких аппаратах можно также использовать карточки MMC и MMCplus.
Элементы питания
Используемые в современных цифровых камерах элементы питания можно разделить на две большие группы — стандартные и оригинальные.
В настоящее время стандартные элементы питания (как правило, две или четыре батарейки АА) применяются главным образом в камерах начального уровня. Обычно допускается использование алкалиновых и литиевых батареек, а также никель-металлгидридных аккумуляторов. В большинстве камер не рекомендуется использовать солевые батарейки и никель-кадмиевые аккумуляторы, поскольку они не рассчитаны на длительную работу с нагрузкой, потребляющей большой ток.
Основным преимуществом применения элементов стандартного формфактора является возможность в случае необходимости продлить время автономной работы камеры, докупив батарейки в ближайшем магазине или киоске. Кроме того, после окончания срока службы штатных аккумуляторов их можно будет легко заменить на новые. С практическими рекомендациями по выбору и эксплуатации аккумуляторов стандартных формфакторов для цифровых фотоаппаратов можно ознакомиться в публикации «Тест питания цифровых фотоаппаратов» (см. № 11’2007).
В большинстве камер среднего и высшего ценового класса, а также в ряде ультракомпактных аппаратов используются фирменные литий-ионные аккумуляторы. По сравнению с никель-металлгидридными они обладают более высокой удельной емкостью и лучше приспособлены для длительной работы с энергоемкой нагрузкой. Кроме того, у литий-ионных аккумуляторов отсутствует так называемый эффект памяти.
Конечно, оригинальные аккумуляторы стоят гораздо дороже и в некоторых случаях выпускаются лишь для ограниченного количества моделей. Вследствие этого найти в продаже нужный элемент питания будет сложнее, чем батарейку или аккумулятор формата АА. Однако нельзя не отметить, что многие крупные производители используют унифицированные элементы питания в очень большом количестве моделей фотокамер, а значит, приобрести подобные аккумуляторы уже значительно проще. Кроме того, во многих случаях в продаже можно найти более дешевые аналоги широко распространенных моделей фирменных аккумуляторов, выпускаемые сторонними производителями (GP, Duracell и пр.).
Внешние интерфейсы
В подавляющем большинстве современных цифровых фотоаппаратов предусмотрен интерфейс USB для подключения к внешним устройствам — ПК, принтерам, портативным фотонакопителям и т.д. Как правило, аппарат может работать в качестве периферийного устройства в одном из двух режимов, переключаемых в меню настроек: внешний накопитель (USB mass storage) или PictBridge (прямая печать). При выборе модели необходимо обратить внимание на то, что многие ультракомпактные фотоаппараты подключаются к внешнему оборудованию только через штатную либо опциональную док-станцию.
Во многих современных фотоаппаратах используются
литий-ионные аккумуляторы
Практически во всех современных цифровых фотоаппаратах реализована поддержка стандарта прямой печати PictBridge. Однако, если вы действительно собираетесь печатать изображения непосредственно с фотоаппарата, стоит обратить внимание на набор функций в соответствующем разделе меню — у разных моделей он может существенно различаться.
Во многих современных цифровых фотокамерах предусмотрен разъем AV-выхода для подключения к бытовому аудио- и видеооборудованию (телевизорам, проекторам, системам домашнего кинотеатра и т.д.). Это позволяет воспроизводить снимки и видеоролики непосредственно с фотоаппарата на имеющемся под рукой оборудовании. В 2007-2008 годах появились модели, оснащенные цифровым интерфейсом HDMI и компонентным аналоговым видеовыходом, — это позволяет транслировать видеосигнал высокой четкости при подключении камеры к внешнему воспроизводящему оборудованию класса HD Ready и Full HD. Если рассматривать модели 2008 года, то интерфейс HDMI имеется у Canon PowerShot SX1, Exilim EX-F1, Nikon Coolpix S60 и в ряде других аппаратов.
Многие ультракомпактные фотоаппараты подключаются
к внешнему оборудованию
только через док-станцию
В 2005 году появились первые модели компактных цифровых фотокамер, оснащенные встроенным беспроводным адаптером стандарта IEEE 802.11b (Wi-Fi). Это решение позволяет передавать полученные изображения на ПК или на принтер, подключенный к беспроводной локальной сети. Наличие встроенного беспроводного адаптера значительно упрощает процедуру подключения фотоаппарата к ПК и принтерам, а также позволяет сразу же передавать полученные снимки по электронной почте и загружать их на FTP-сервер либо на серверы специализированных веб-ресурсов. Каждый год появляется как минимум несколько новых моделей, оснащенных встроенным адаптером Wi-Fi, однако массового распространения эта функция пока не получила.
Цифровой фотоаппарат: компактный или зеркальный? В последнее время этот вопрос все чаще задают себе фотографы-любители, озаботившиеся выбором новой модели цифрового фотоаппарата. С каждым годом на рынке появляется все больше доступных по цене зеркальных моделей от ведущих мировых производителей, а многочисленные рекламные объявления и видеоролики рассказывают покупателям о преимуществах зеркальной техники. Впрочем, если отбросить эмоции и рационально подойти к вопросу выбора типа камеры, то наряду с несомненными достоинствами нетрудно обнаружить и определенные недостатки зеркальных фотоаппаратов. По большому счету, основных достоинств у цифровых зеркальных камер три:
Стоит отметить, что первые два пункта не являются эксклюзивными особенностями именно зеркальных аппаратов. Техническая возможность создания значительно более компактных (по сравнению с зеркальными) цифровых фотокамер, оснащенных светочувствительным сенсором аналогичного размера и позволяющих использовать сменную оптику, уже неоднократно была доказана на практике. В качестве примера можно привести дальномерные аппараты Leica M8 и Epson R-D1. Оба они оснащены сенсорами формата APS-C (такие же применяются в большинстве недорогих моделей зеркальных камер) и позволяют устанавливать широкий спектр стандартных объективов, выпущенных компанией Leica.
Panasonic Lumix DMC-G1 — первая серийная модель В августе 2008 года компании Olympus и Panasonic объявили о завершении разработки нового стандарта, получившего название Micro Four Thirds System. Суть этого решения заключается в создании компактных цифровых фотоаппаратов, оснащенных светочувствительным сенсором формата 4/3 дюйма (физические размеры — 18x13,2 мм) и позволяющих использовать сменные объективы. На проходившей в конце сентября выставке компания Panasonic представила серийную модель Lumix DMC-G1, созданную на базе стандарта Micro Four Thirds System. Этот аппарат оснащен байонетом Lumix G Micro System, позволяющим устанавливать сменные объективы стандарта Micro Four Thirds, а при использовании специального адаптера — и оптику стандарта Four Thirds. Розничная цена Lumix DMC-G1 установлена на уровне зеркальных камер начального уровня. Немало спекуляций вызывает и конструкция системы визирования с подъемным зеркалом, применяемая в зеркальных аппаратах. Необходимо понимать, что само по себе подъемное зеркало никоим образом не влияет на качество и вообще на какие-либо параметры получаемых снимков, поскольку в момент съемки находится в поднятом положении. Этот узел нужен лишь для того, чтобы фотограф мог скомпоновать кадр, наблюдая в окошке оптического видоискателя изображение, проецируемое через объектив камеры. Но если в эпоху пленочной фотографии лучшего способа увидеть изображение, проецируемое объективом камеры на пленку, не придумали, то с наступлением цифровой эры ситуация изменилась. Ведь в отличие от пленки электронный светочувствительный сенсор позволяет транслировать изображение, проецируемое через объектив, в режиме реального времени. Кроме того, использование подъемного зеркала создает ряд технических проблем, в частности не позволяет сделать зеркальные камеры и оптику для них более компактными. Таким образом, зеркальная камера — далеко не единственный вариант конструктива для создания цифрового фотоаппарата с сенсором большого размера и сменной оптикой. Более того, недостатки зеркальных камер являются неизбежным следствием особенностей их устройства. Иными словами, в эпоху цифровых технологий применять конструкцию с подъемным зеркалом для создания фотоаппаратов высокого класса совсем не обязательно. Причины, по которым производители столь активно продвигают именно зеркальные камеры, лежат не в технической, а в экономической плоскости. Поскольку компактные фотоаппараты с несменной оптикой представляют собой готовое решение, то основную прибыль производитель получает от продажи самих фотоаппаратов. В такой ситуации снижение цен на эти продукты (неизбежное вследствие обострения конкурентной борьбы) приводит к резкому падению прибыли. В основе сегмента зеркальных фотоаппаратов лежит принципиально иная бизнес-модель. Собственно фотоаппарат (body) или же стартовый набор из фотоаппарата и дешевого объектива (kit) представляет собой лишь основу. Для получения полнофункционального решения необходимо докупать дополнительные (и, надо сказать, весьма недешевые) аксессуары: объективы, переходные кольца, вспышки, аккумуляторные отсеки и т.д. Нередко суммарная стоимость дополнительных аксессуаров значительно превышает цену самого аппарата. Таким образом, производитель имеет возможность продавать фотоаппараты практически по себестоимости (или даже в убыток), получая прибыль за счет продажи многочисленных аксессуаров. Кроме того, реализация фотоаппаратов со сменной оптикой позволяет обеспечить гораздо более высокую лояльность покупателей к единожды выбранному бренду. Купив сегодня компактный фотоаппарат одного производителя, пользователь может через два-три года безболезненно приобрести модель любого другого. Совсем иная ситуация возникает при покупке зеркальной камеры со сменной оптикой. Поскольку сменные объективы (да и большинство других аксессуаров) можно использовать только с определенной линейкой камер одного производителя, выбор зеркальной камеры гарантирует надежную привязку покупателя к одному-единственному бренду. Прочность этой зависимости усугубляется еще и тем, что приобретение сменных объективов для зеркальных камер является не самым выгодным вложением денег: новый дорогой объектив быстро дешевеет, и продать его даже спустя пару месяцев можно будет лишь за гораздо меньшую сумму.
Большие размеры зеркальных камер и возможность Учитывая сказанное, становится понятно, почему крупнейшие производители цифровой фототехники столь рьяно агитируют покупателей приобретать именно зеркальные фотоаппараты. Напоследок приведем несколько соображений практического характера, которые не стоит упускать из виду, выбирая между компактным и зеркальным фотоаппаратом:
|