SaaS: ПО в аренду. Недорого
История вопроса
Термин SaaS (Software as a Service — ПО как услуга) вошел в обиход в 2001 году, но появляться подобные сервисы начали гораздо раньше — в период активного распространения Интернета. Многие российские пользователи знакомство со Всемирной паутиной начинали с mail.ru и narod.ru, то есть основы модели SaaS им известны давно. Предметом данного обзора являются бизнес-приложения для организаций, основанные на модели SaaS. Это системы управления предприятием (ERP), взаимоотношений с клиентами (CRM), управления кадрами (HRM), установленные у провайдера услуг и доступные через Интернет. Такие системы в России известны пока немногим.
Развитие компьютерной техники начиналось с сервиса иного рода — с аренды вычислительных машин. До конца 1950-х годов ЭВМ были невероятно дорогими, поэтому для вычислений было принято покупать машинное время. Потом «железо» подешевело. Сначала корпорации, а с 1980-х годов и простые люди смогли позволить себе персональную машину. С программными продуктами динамика обратная — они дорожают. Цена владения софтом складывается из собственно стоимости лицензии и затрат на его установку и поддержание, то есть настройку, конфигурирование, резервное копирование, получение и установку обновлений. Для больших систем типа SAP такие расходы посильны только для больших организаций. Поэтому появились профессионалы, которые создают систему для нескольких заказчиков, и продают доступ к ней по более низкой цене.
В 2006 году компания Gartner оценивала общий годовой оборот рынка бизнес-приложений SaaS в 6-7 млрд долл. Большая часть клиентов — компании США, почти все остальные — компании Европы, Японии и Канады. Цифра скромная даже по сравнению с оборотом Microsoft или SAP, но выводы делать рано — ведь ни одно глобальное ныне явление не было таким изначально.
Преимущества и недостатки
Главное преимущество корпоративной системы по модели SaaS — возможность получить большое приложение за малые деньги и в кратчайшие сроки. Время развертывания системы почти нулевое при условии, что заказчику не требуются серьезные настройки под специфику предприятия. Низкая стоимость подключения к SaaS-продукту позволяет полноценно протестировать несколько продуктов и выбрать наиболее подходящий из них для обычного внедрения, что исключает риск вложения больших средств в систему, от которой в результате придется отказаться.
Если организация имеет офисы в нескольких городах и странах, экономия на SaaS-решениях оказывается наиболее впечатляющей. Совместная работа эффективна, причем работать можно не только в офисе, но и дома, в командировке, интернет-кафе.
Полнофункциональные SaaS-решения обеспечивают экспорт и импорт данных в популярные форматы, например в MS Excel, можно настроить связь с другими, в том числе традиционными приложениями.
Главным недостатком SaaS-приложений многие считают то, что данные хранятся у чужих людей, а значит, могут потеряться или «утечь». Вероятность этого, конечно, есть, но провайдер уважаемой SaaS несет за утрату информации ответственность, прописанную в соглашении. А кто и как будет отвечать, если данные утекут через неизвестного собственного сотрудника? И кто задумывается о подобных рисках, обсуждая конфиденциальные вопросы по публичной электронной почте или мессенджеру?
Для работы с системой нужна постоянная, желательно качественная связь с Интернетом каждой рабочей станции. Однако в России еще есть места, где не только быстрый, но и просто Интернет не всегда доступен. К счастью, эта проблема постепенно решается.
Долгое время было неоспоримой истиной, что офлайновый графический интерфейс (GUI) по определению богаче и удобнее, чем веб-интерфейс в браузере. Однако Web 2.0-приложения и продукты от Google постепенно доказывают обратное: Gmail.com успешно заменяет MS Outlook без потери удобства.
Чтобы понять, насколько существенны перечисленные преимущества и недостатки, вернемся к аналогии с продажей машинного времени в середине ХХ века. Тогда у малых и средних компаний выбор был небольшой: либо считать на калькуляторах, либо арендовать ЭВМ. Вариант приобретения ЭВМ не рассматривался по причине их нереально высокой стоимости. Сейчас альтернатива примерно такая же: либо считать в MS Excel и хранить данные в разрозненных файлах персонального компьютера, либо купить себе «кусочек» мощной системы.
Обзор решений
SaaS для частных клиентов развиваются в сторону бесплатной услуги и заработка за счет рекламы. За предмет данного обзора — SaaS для предприятий — пока получают деньги только с клиента — конечного пользователя. Как и в случае обычного софта, есть бесплатные пробные версии.
Наиболее широко известным бизнес-решением по подписке является Salesforce.com. Это продвинутая CRM-система, вполне заменяющая любые традиционные (не SaaS) решения в этой области и включающая более 50 тыс. клиентов. Система поддерживает управление отделом продаж и анализ его продуктивности, полный цикл маркетинговой деятельности, управление взаимоотношениями с потенциальными клиентами, клиентами, партнерами и сетями, генерацию идей, систематизацию накопленных контактов и информации, управление задачами, новости и рассылки, аналитические отчеты и прогнозы. В удобном Web 2.0-интерфейсе доступны не только операции сотрудников — обычных пользователей, но и администрирование, пакетное редактирование, «умный» экспорт и импорт. Есть решение для доступа мобильных пользователей. Десятки небольших компаний, в том числе и российских, создают полезные дополнения к популярному монстру. Многие из этих приложений рекламируются и продаются самой Salesforce через внутренний сервис распространения приложений — AppExchange. Для повышения безопасности Salesforce предлагает на выбор множество средств. Например, приложение может хранить список компьютеров (IP-адресов), с которых подписчик работает со своими данными, чтобы кража пароля не позволила злоумышленнику получить доступ к информации.
Еще один крупный игрок на поле SaaS — фирма SugarCRM — сговорчивее многих своих собратьев, настаивающих на необходимости держать все данные пользователя у себя. Помимо SaaS-версии она предлагает полноценную версию для внутрикорпоративой установки.
WebEx.com, наверное, самый известный сервис для проведения видеоконференций через Инернет. Кроме того, это единственный сервис, в котором велика доля российских клиентов, в особенности компаний, работающих с зарубежными партнерами. Казалось бы, даже для средней фирмы не составляет труда поставить в своих офисах офлайновое оборудование и софт, что позволит устраивать конференции, оплачивая только интернет-трафик. Но WebEx доказал, что понятный интерфейс открытия для показа отдельного приложения или всего рабочего стола, удобный календарь-планировщик, почтовые нотификации, возможность записи всего происходящего, список присутствующих и встроенный мессенджер заставляют компании платить далеко не маленькие деньги за готовое решение.
У России, как обычно, свой путь. У нас до сих пор принято пользоваться пиратскими программными продуктами, даже в случае больших клиент-серверных систем и крупных компаний. Неплохо взломанную Microsoft Dynamics CRM можно приобрести если не за 100, то за 300 руб. Показательные рейды на коммерческие палатки с пиратскими дисками и избирательные судебные процессы ситуации не меняют. Фактор пиратского софта еще долго будет играть свою роль, поскольку SaaS не может быть пиратским по определению.
Потребители SaaS-услуг в России появились давно, но их доля остается незаметной. Один из первых российских заказчиков SaaS — компания «Аэрофлот». В 1989 году она подписалась на аренду системы бронирования и продажи авиабилетов Gabriel от компании SITA.
В России находятся и смелые новаторы, которые создают высококлассные бизнес-приложения SaaS и пытаются продвигать платные сервисы на их основе. Сегодня такие решения можно пересчитать по пальцам на руках, и пока ни одно из них не вернуло вложенных инвестиций, но ведь работа только началась...
Российские решения имеют несколько общих черт: их создатели хорошо знакомы с импортными аналогами, умело играют на их слабостях и не повторяют их ошибок. Главная объективная трудность — несовершенство и косность российского законодательства (запутанные двусмысленные правила, непризнание электронных документов, нелепая бухгалтерская отчетность), что российские разработчики должны учитывать как первое условие выхода на отечественный рынок. В пересчете на одно рабочее место цена среднего российского SaaS-продукта выглядит привлекательно, но нельзя с определенностью утверждать, что так будет всегда. Надо дождаться массового выхода российских игроков на прибыльность, а пока можно предположить, что дешевизна объясняется лишь отчаянным стремлением привлечь клиентов.
Компания «АйТи» внедряет SugarCRM в России и предлагает отдельную полнофункциональную систему управления кадрами (HRM). Фирма Metallux, занимающаяся производством корпусных изделий для низковольтного оборудования, является примером успешного внедрения CRM-решения, арендованного у «АйТи».
Moysklad.ru позволяет вести учет товаров, видеть товарные остатки, систематизировать информацию о реселлерах, автоматизировать несложные бизнес-процессы и документооборот, а кроме того, может считывать штрих-коды у единиц хранения. Ее публичный запуск состоялся в конце 2007 года. Бизнес-модель заключается в привлечении клиентов к использованию пробной версии с ограниченной функциональностью с последующим их переводом на один из платных тарифных планов.
24com.ru — CRM-система для учета клиентов, заказов, ведения сделок, управления отделом продаж, анализа эффективности рекламы, формирования печатных документов. В январе 2007-го была выпущена ее первая публичная версия, в конце того же года функционал приложения был значительно расширен и переработан.
Megaplan.ru — набор продуктов для управления задачами, временем и даже собственной жизнью. Приложение Life Manager — управление бизнесом для фрилансера. Оно позиционируется как «программное решение для людей, у которых жизнь и работа — две вещи совместные». Помимо SaaS-версии есть и коробочный продукт, который можно установить и поддерживать самостоятельно.
Aprentis.ru — система с функциональностью «не меньше, чем у Salesforce.com», как заявляет разработчик, но переосмысленная в соответствии с российской спецификой и, помимо ряда типовых приложений, обещающая неограниченные возможности настройки и построения совершенно нового приложения без перепрограммирования ядра системы. Основной ее козырь — глубокая настройка. Чем бы ни занималась организация, она сможет создать для себя любой бизнес-процесс, пользуясь стандартными возможностями, без программирования. В качестве готовых типовых решений предлагаются CRM, управление проектами, управление агентством недвижимости, издательством, рекламным агентством.
Продукт Boma online от компании Vespol-soft.com существует с 2007-м. Он служит для планирования и анализа продаж и предназначен в основном для сотрудников и руководства отделов продаж. Кроме того, этот разработчик предлагает простую CRM-программу «Контакты».
Вот, пожалуй, и всё. Если среди наших читателей есть авторы или пользователи российских SaaS-систем, не упомянутых выше, приглашаем поделиться информацией.
Что дальше?
Компания Gartner рассчитывает на рост SaaS-рынка бизнес-приложений в разы — до порядка 20 млрд долл. к 2011 году. По данным IDC, 10% рынка корпоративного ПО будет работать по модели SaaS уже в 2009 году. Подобно тому, как в 90-е годы солидные компании считали, что для поддержания своего имиджа должны иметь интернет-сайт, сейчас создатели традиционного ПО понимают, что не смогут обойтись без предложения хотя бы части своих услуг в виде SaaS.
Рынок SaaS в России сейчас не поддается финансовой оценке, а его перспективы весьма туманны. Пожалуй, 2009-й и 2010 год могут стать решающими для инвесторов, думающих над подобными проектами. Крупные российские интеграторы выжидают. Им интереснее работать с солидными клиентами, устанавливающими у себя большие системы. Но если к интеграторам сотнями повалят малые и средние предприятия, требующие SaaS хороших и разных, то они неизбежно задумаются.
Развитие SaaS-приложений в России может пойти и по пути продвижения сервисов, бесплатных для пользователей-предприятий, и получения дохода от рекламы. Пока с трудом представляется, как менеджер по продажам сможет работать с формой ввода контракта, на видном месте которой мигает реклама Avon или Finn Flare, и как отреагирует руководитель, если менеджер проследует по яркой ссылке. Но рост адресной интернет-рекламы и желание малых предприятий экономить на ИТ-инфраструктуре вполне может направить SaaS-бизнес и в это русло.
Миграция приложений с традиционной схемы поставки в схему поставки SaaS (источник: McKinsey) О том, какие приложения будут мигрировать с традиционной схемы поставки в схему поставки SaaS, можно судить из схемы, предложенной аналитиками компании McKinsey.
Как следует из рисунка, в первую очередь на модель SaaS будут переводиться такие приложения, как системы управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM), системы управления людскими ресурсами (Human-Capital Management, HCM), приложения по поддержке конференц-связи (Conferensing applications), а также фронт-офисная часть приложений электронной коммерции (онлайновые витрины). |