Полезный диск для детского творчества
Освоение художественных и дизайнерских техник
Создание мультфильмов и комиксов
Каждый ребенок — уникальная творческая личность со своим неповторимым представлением о мире и богатым воображением. Задача взрослых — вовремя выявить его творческие способности и раскрыть их. Это непросто, тем более что чаще всего заранее сложно сказать, в какой области у ребенка есть талант. На помощь приходят специальные компьютерные программы, в которых (либо с применением которых) можно раскрашивать черно-белые картинки и рисовать, придумывать дизайн собственных открыток и календариков, создавать комиксы и мультфильмы, изготавливать поделки и даже разрабатывать игры и сочинять музыку. Одновременно с этим ребенок познакомится с персональным компьютером, научится уверенно пользоваться мышкой и клавиатурой, открывать и закрывать программы — в общем почувствует себя уверенным юным пользователем, что для его развития, в том числе и в творческом плане, окажется далеко не лишним. Некоторые такие программы, представляющие интерес в качестве инструмента для развития творческих способностей, мы и рассмотрим.
Освоение художественных и дизайнерских техник
В вашей семье растет юное дарование, а вы не знаете, как развить его художественные таланты? Не беда — воспользуйтесь компьютерными программами, которые помогут вашему ребенку в освоении художественного мастерства, а также научат его свободно выражать свои мысли и чувства на бумаге либо на экране компьютера и даже в какой-то мере будут способствовать развитию внимания, памяти и мышления. В них можно создавать рисунки и коллажи и тут же их распечатывать.
Самые простые из программ данного плана — «Цветной мир» (рис. 1), «Книжка-раскраска» из серии «Развивайка. Обучение с приключением» — представляют собой компьютерные раскраски, в которых ребенку предстоит оживить забавные черно-белые картинки, раскрасив их по своему вкусу. Это совсем несложно, ведь для заливки конкретной области достаточно просто выбрать цвет из некоторого фиксированного набора цветов и щелкнуть мышкой внутри нее.
В других программах — «Веселые акварели. Маленький художник» и «Супердетки. Учимся рисовать» (рис. 2) — дети смогут не только раскрашивать картинки путем заливки соответствующих областей, но и правильно подбирать цвета, смешивая различные краски, рисовать разными кистями и дополнять собственные рисунки встроенными элементами оформления. Все это станет отличной тренировкой перед работой во «взрослых» графических программах.
Программы третьего типа, такие как «Веселые акварели. Маленький дизайнер» и «НЕсерьезные уроки 2. Учимся рисовать» (рис. 3), позволят не только научиться рисовать, но и освоить азы дизайна и реализовать свою творческую фантазию в ходе создания удивительных дизайнерских работ. Работая с этими дисками, малыши смогут мастерить из готовых шаблонов на экране компьютера разнообразные поделки и придумывать собственный дизайн шуточных открыток, в ходе чего потребуется научиться подбирать цвета и сочетать предметы различной формы и оттенка. Подобного плана и диск «Мышка Мия. Юный дизайнер» (рис. 4), но ориентирован он уже на детей постарше, поэтому обладает расширенной функциональностью (более широкий набор графических средств: кисть, карандаш, перо, мелок, заливка и др. и более многообразны доступные оттенки и формы).
Рис. 1. Раскрашивание рисунка в программе
«Цветной мир»
Рис. 2. Создание рисунка в программе
«Супердетки. Учимся рисовать»
Рис. 3. Подготовка работы в программе
«НЕсерьезные уроки 2. Учимся рисовать»
Рис. 4. Разработка открытки в программе «Мышка Мия. Юный дизайнер»
Есть решения несколько иного плана — позволяющие создавать работы на базе шаблонов и встроенных элементов оформления, что также будет способствовать раскрытию творческого потенциала ребенка. Так, используя диски «Своими руками» и «Клуб художников» (рис. 5) из серии «Развивайка. Обучение с приключением», несложно создать множество открыток и плакатов со сказочными персонажами. С помощью программы «Улица Сезам: мастерская Элмо» можно раскрашивать смешных персонажей, создавать наклейки, поздравительные открытки и просто картинки и одевать любимых персонажей в различные костюмы. А работая с дисками «Мадагаскар. Студия развлечений», «Ледниковый период 2. Студия развлечений» (рис. 6) и «Лови волну! Каникулы на море», ребята смогут придумывать и создавать на компьютере не только яркие плакаты, открытки, оригинальные наклейки, но и веселые маски, смешные приглашения и визитки для своих гостей и даже сделать эксклюзивный рисунок для футболки (см. таблицу).
Рис. 5. Подготовка открытки в программе
«Клуб художников»
Рис. 6. Создание календаря и открытки в программе
«Ледниковый период 2. Студия развлечений»
Создание мультфильмов и комиксов
Мультфильмы — это волшебные сказки, в которых веселые герои участвуют в захватывающих приключениях. Поэтому совсем неудивительно, что смотреть их любят все дети без исключения. Однако гораздо полезнее для развития ребенка, если он будет не только смотреть мультфильмы, но и создавать их. Это позволит развить его фантазию, творческое мышление и режиссерские способности, ведь придется научиться придумывать сюжеты, строить композицию, расставлять декорации, «оживлять» героев, подбирать музыку и звук, добавлять титры. Как видите, картина впечатляющая, но не стоит пугаться — ничего особо трудного в подготовке такого «игрушечного» мультфильма нет, поскольку в арсенале юного аниматора имеются красочные фоны, замечательные герои, чудесная музыка и смешные звуки, которые нужно просто объединить в некую стройную композицию.
Ассортимент программных конструкторов мультфильмов (то есть программ, позволяющих их создавать) пока совсем небольшой — это CD-диски «Конструктор мультфильмов: новые Бременские», «Смешарики. Мультмастерская», «Конструктор мультиков и комиксов “Незнайка и Баррабасс”» и «Конструктор мультиков и комиксов “Мои любимые герои”» (рис. 7). Возможности всех названных решений в плане создания мультфильмов достаточно близки, по сути, эти программы различаются лишь набором мультипликационных героев, фонов-декораций и т.п. Однако два последних продукта имеют дополнительный инструментарий для подготовки комиксов с полюбившимися героями мультфильмов, которые можно будет распечатать, а диск «Смешарики. Мультмастерская» дополнительно позволяет создавать открытки с любимыми героями.
Рис. 7. Конструирование мультфильма в конструкторе мультиков
и комиксов «Мои любимые герои»
Что касается комиксов, то программ, где их можно создавать, тоже немного. Для малышей можно приобрести диски «Кузя. Рисуем комиксы!» (рис. 8), «Кузя. Рисуем комиксы! 2» либо «Гарфилд. Рисуем комиксы». С их помощью дети смогут придумывать забавные комиксы с участием соответствующих мультипликационных персонажей, самостоятельно подбирая пейзаж и внедряя в него героев, а также вспомогательные предметы, забавные надписи к картинкам и иные элементы оформления. Для более старшего возраста подойдут конструкторы комиксов «Аниме» и «Фэнтези» (рис. 9). Герои в них будут уже совсем другие — это люди и драконы, киборги и алхимики, вампиры и рыцари и т.п. Да и возможности их несколько шире — в частности имеются библиотеки анимации и звуковых эффектов, доступно 50 уровней с различной протяженностью, возможна загрузка в комикс своих рисунков и картинок и др.
Рис. 8. Подготовка комикса в программе «Кузя. Рисуем комиксы!»
Рис. 9. Создание комикса в конструкторе комиксов «Фэнтези»
Знакомство с музыкой
Если вы хотите начать знакомить ребенка с музыкой с самого раннего возраста, то и здесь определенную помощь в развитии его слуха и музыкальных способностей могут оказать специально разработанные для этих целей компьютерные программы. Используемые в них музыкальные мотивы, завораживающие звуки симфонического оркестра и сказочные персонажи введут ребенка в мир классической музыки, позволят ему почувствовать и оценить всю ее красоту и волшебство и научиться различать разнообразные музыкальные инструменты.
В качестве примеров можно назвать CD-диски «Играем с музыкой: Волшебная флейта», «Играем с музыкой: Алиса и Времена года» и «Играем с музыкой: Щелкунчик» (рис. 10). Каждый из них — это сказочное приключение в мире музыки, сопровождаемое увлекательными компьютерными играми, помогающими в развитии слуха и музыкальных способностей, и дополненное энциклопедией, к которой можно обратиться в любой момент при возникновении трудностей. Совершив подобное путешествие, ребенок без особых усилий сможет определить, как выглядит и звучит любой из фигурирующих в программе инструментов.
Рис. 10. Погружение в мир музыки с программой «Играем с музыкой: Щелкунчик»
Можно не ограничиваться знакомством с музыкальными инструментами и отдельными произведениями и освоить азы музыкальной грамоты и даже попробовать создать новые инструменты и/или собственные композиции. Помогут в этом нелегком начинании диски «Клиффорд. Угадай мелодию», «Развивашки. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным» (рис. 11) и «Улица Сезам: Давайте сочинять музыку». Работая с данными дисками, малыш научится различать высокие и низкие звуки, получит представление о композиции, ритме и музыкальных стилях и т.п. Помимо этого в двух первых программах ему также придется смастерить несколько новых музыкальных инструментов, а в третьей — научиться сочинять музыку с помощью волшебной музыкальной машины.
Рис. 11. Знакомство с музыкальной грамотой с помощью программы
«Развивашки. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным»
Разработка игр
Если ваш ребенок любит играть в компьютерные игры и не прочь попробовать свои силы в их создании (разумеется, даже не зная, что такое программирование), то это вполне реально — достаточно лишь приобрести специальный конструктор игр. Создать в нем игру сможет любой ребенок, ведь это очень просто — нужно лишь придумать игровой сценарий, выбрать главного героя, расставить затрудняющие его путь препятствия, указать врагов, добавить бонусы и... можно играть! И не стоит думать, что таким образом вы сделаете собственное чадо юным игроманом. Если все будет в меру, то подобный конструктор игр может стать прекрасным инструментом для развития творческих способностей ребенка — в частности его фантазии и пространственного мышления.
Подходящими решениями для создания игр могут стать CD-диски «Конструктор игр: Незнайка на луне», «Конструктор игр: Симсала Гримм» и «Конструктор 3D-игр» (рис. 12). Возможности первых двух программ невелики (количество сюжетов ограничено, а героев, вариантов ловушек и бонусов не так много), но зато и освоить их гораздо проще. В третьей программе (более сложной в плане освоения) количество сюжетов (а значит, и число игр, которые можно создать) будет ограничено только фантазией ребенка. Да и число встроенных объектов впечатляет — свыше 500 трехмерных объектов (машин, механизмов, врагов, оружия, бонусов, препятствий и пр.), более 320 звуковых эффектов и свыше сотни мелодий. Более того, количество трехмерных объектов может быть увеличено путем загрузки собственных 3D-моделей, возможна также загрузка дополнительных звуков и музыки.
Рис. 12. Разработка игры в программе «Конструктор 3D-игр»
Создание поделок
Наряду с умением применять разнообразные программы и доступные в них виртуальные инструменты, не менее полезно будет научиться создавать что-то своими руками из бумаги и разнообразных природных материалов. Это поможет приучить детей к аккуратности, выработать у них усидчивость, а также сформировать вкус и пространственное мышление. Освоить соответствующие техники не так сложно, если воспользоваться специальными программами.
Так, работая с первым выпуском (рис. 13) программы «Развивашки. Делаем игрушки с дизайнером Поделкиным», можно создать 150 веселых поделок (симпатичных аппликаций, рамок для фотографий, элементов декора детской комнаты, необычной бижутерии и аксессуаров и т.д.) из разнообразных природных материалов: шишек, каштанов, желудей, бересты, яичной скорлупы, цветов, листьев и других природных материалов. А второй выпуск этой программы (рис. 14) окажется полезным при освоении техники аппликации и создания оригинальных объемных игрушек и оригами.
Рис. 13. Создание поделки из природных материалов с помощью программы
«Развивашки. Делаем игрушки с дизайнером Поделкиным» (1-й выпуск)
Диск «Мастерская Пластилинкина» поможет разобраться с особенностями лепки из пластилина и научиться лепить машинки, самолетики и разнообразных животных. Не стоит думать, что все это — лишь детская забава, поскольку лепка помогает развивать тонкую моторику рук, учит детей быть аккуратными и одновременно помогает выявить у малышей творческие способности.
С помощью развивающей программы «Самоделкин. От фонарика до небоскреба» (рис. 15) юные конструкторы, инженеры и изобретатели смогут из подручных материалов создавать самые разнообразные вещи: бумажные модели самолетиков, воздушных змеев, игрушки, аппликации и многое другое. И даже проводить настоящие химические эксперименты. А программа «Самоделкин 2: Сам себе дизайнер» научит создавать своими руками эксклюзивные самодельные украшения, кукол и марионеток для домашнего кукольного театра, карнавальные костюмы, музыкальные инструменты, а также поможет освоить искусство оригами.
Рис. 14. Создание объемной поделки из бумаги с помощью программы
«Развивашки. Делаем игрушки с дизайнером Поделкиным» (2-й выпуск)
Рис. 15. Создание бумажного змея с помощью программы
«Самоделкин. От фонарика до небоскреба»