Ремонт системы охлаждения ПК формфактора BTX
Формфактор BTX канул в Лету, так и не успев стать индустриальным стандартом. Тем не менее компьютеры, собранные в корпусах стандарта BTX, кое-где еще эксплуатируются. Ремонт таких систем является не самой простой задачей — главным образом потому, что выпуск ряда специфических компонентов давно прекращен и найти их в продаже практически невозможно. В этой статье мы расскажем, как можно восстановить работоспособность центрального узла системы охлаждения ПК формфактора BTX.
Начнем с небольшого исторического экскурса. Возможно, не все читатели помнят или знают о том, что несколько лет тому назад компания Intel предприняла попытку внедрить новый индустриальный стандарт корпусов ПК, который должен был со временем вытеснить решения на базе более старого АТХ. Изначально новый стандарт фигурировал под кодовым названием Big Water, а в 2004 году получил официальное наименование Balanced Technology eXtended (BTX).
Согласно планам Intel, постепенный переход от систем формфактора ATX к BTX должен был произойти в течение 2004-2005 годов. В этот период в продаже появились корпуса и barebone-системы формфактора BTX, а компании Gateway и Dell даже наладили выпуск готовых ПК в корпусах BTX. Однако в силу ряда причин перевести индустрию на новый формфактор не удалось. К началу 2006 года стало ясно, что затея провалилась, и в сентябре Intel официально отказалась от дальнейшего развития и поддержки BTX.
Основная идея стандарта BTX заключалась в повышении эффективности работы системы охлаждения. Для достижения этой цели была изменена топология материнских плат, конструкция корпусов ПК и, разумеется, штатных элементов системы охлаждения. Центральным элементом последней является так называемый модуль термического баланса (Thermal Module, ТМ), в котором объединены радиатор центрального процессора, вентилятор и аэродинамический кожух, направляющий поток воздуха внутрь корпуса. О ремонте этого модуля и пойдет речь в данной статье.
Стандарт BTX допускает использование ТМ двух типоразмеров — полноформатного и низкопрофильного. Последний отличается меньшей высотой (соответственно меньшим диаметром крыльчатки вентилятора). В качестве примера возьмем полноразмерный ТМ, как более распространенный.
Рассмотрим конструкцию модуля. Он состоит из массивного радиатора центрального процессора, который заключен в П-образный пластиковый кожух. Вентилятор, нагнетающий воздух внутрь кожуха, крепится к открытому торцу последнего.
Хотя ПК стандарта BTX имеет ряд конструктивных отличий от ATX-систем, в процессе его эксплуатации возникают схожие проблемы. На крыльчатке вентилятора и на поверхности радиатора с течением времени накапливается изрядное количество пыли, вследствие чего снижается эффективность охлаждения, возрастает рабочая частота вращения вентилятора, а следовательно, повышается уровень шума. В особо запущенных случаях толстый слой слежавшейся пыли может полностью блокировать крыльчатку вентилятора. Кроме того, подшипники вентилятора со временем изнашиваются, что приводит к снижению частоты его вращения, росту температуры процессора и повышению уровня шума.
Демонтированный модуль ТМ
Для поддержания эффективности системы охлаждения на приемлемом уровне необходимо не реже раза в год проводить «генеральную уборку» внутри системного блока, чтобы удалить залежи скопившейся там пыли, очистить поверхности радиаторов, а заодно проверить состояние вентиляторов. При эксплуатации ПК стандарта BTX эти действия не менее актуальны, чем в случае АТХ-систем. Ведь в силу конструктивных особенностей системы охлаждения при аналогичных показателях тепловыделения центрального процессора вентилятор ТМ работает с более высокой нагрузкой, нежели вентилятор процессорного кулера компьютера, собранного в корпусе стандарта АТХ.
Один из двух фиксаторов, удерживающих
радиатор в кожухе
Конструкция большинства современных процессорных кулеров (в особенности бюджетных моделей) дает возможность заменить вентилятор и очистить радиатор, не демонтируя последний с системной платы. К сожалению, особенности конструкции ТМ стандарта BTX не позволяют проделать эти операции с такой же легкостью. Для выполнения профилактических работ модуль придется демонтировать.
Чтобы извлечь радиатор из кожуха,
необходимо отогнуть металлические
петли фиксаторов
Чтобы снять ТМ, необходимо отключить провод вентилятора от системной платы, а затем открутить четыре винта, при помощи которых он крепится к пластине опорного модуля (Support and Retention Module, SRM). После этого можно аккуратно поднять ТМ вверх. Стоит обратить внимание на то, что торец кожуха, обращенный к передней панели корпуса, снабжен эластичным уплотнителем и плотно прилегает к внутренней стороне решетки воздухозаборника.
Радиатор ТМ
После того как ТМ извлечен из корпуса, приступим к его разборке. Первым делом демонтируем радиатор. Он держится на двух металлических петлях-фиксаторах, зацепленных за специальные выступы на внешних сторонах боковых панелей кожуха. Чтобы извлечь радиатор из кожуха, необходимо одновременно отогнуть металлические петли в противоположные стороны. Эту операцию лучше выполнять на столе, чтобы неожиданно выскользнувший из рук радиатор (а весит он около килограмма!) не наделал бед.
Последовательность действий при снятии пистонов
Теперь демонтируем вентилятор. Обратите внимание, что для крепления вентилятора к монтажным отверстиям кожуха используются не привычные винты-саморезы, а оригинальные пластиковые пистоны. В силу этой особенности снять вентилятор возможно лишь после того, как из кожуха извлечен радиатор.
Пистоны состоят из двух частей: пластиковой втулки, один конец которой рассечен на четыре сегмента, и блокирующего стержня с широкой шляпкой. Установленный внутрь втулки стержень распирает сегменты ее рассеченного конца, блокируя перемещение вдоль оси крепежных отверстий.
Конструкция фирменного пистона: втулка (слева),
фиксирующий стержень
Чтобы разблокировать втулку пистона, необходимо с внутренней стороны надавить тонким предметом на ось фиксирующего стержня, вытолкнув его наружу, а затем полностью вынуть стержень из втулки, потянув его за шляпку с внешней стороны. Затем извлекаем втулку, надавив на нее пальцем с внутренней стороны.
Штатный вентилятор ТМ
Справиться с двумя нижними пистонами несложно, а вот пара верхних может вызвать определенные проблемы, так как доступ к ним затруднен. Здесь стоит рассчитывать лишь на собственное терпение и ловкость.
Итак, ТМ полностью разобран. Теперь можно очистить кожух и радиатор от налипшей пыли. Самый простой и надежный способ — промыть эти детали сильной струей теплой воды. Перед тем как перейти к «водным процедурам», нелишне будет извлечь крепежные винты из кожуха, а также очистить подошву радиатора от остатков термопасты. Очистку можно выполнить и пылесосом, однако, как показывает практика, при сильном загрязнении этот вариант не столь эффективен.
Новый вентилятор Cooler Master размером 92x92x25 мм
с поддержкой PWM
Осталось разобраться с вентилятором. Если он исправен, можно ограничиться очисткой поверхности лопастей крыльчатки от пыли. Однако если вентилятор сильно шумит в процессе работы, а его крыльчатка прокручивается с заметным усилием, придется подыскать ему замену.
Здесь необходимо обратить внимание на два момента. Во-первых, это нестандартный размер — 92x92x38 мм. А во-вторых, стандарт BTX предусматривает использование широтно-импульсной модуляции (ШИМ) для управления частотой вращения и штатный вентилятор оборудован 4-контактным разъемом для подключения к системной плате.
Последовательность действий при установке оригинальных пистонов
Увы, найти новый вентилятор аналогичной размерности сейчас практически невозможно. По этой причине пришлось приобрести вентилятор стандартного размера 92x92x25 мм. Выбор пал на одну из моделей Cooler Master, поддерживающую систему управления скоростью вращения методом широтно-импульсной модуляции и оснащенную 4-контактным разъемом для подключения к материнской плате. Согласно спецификации, скорость вращения этого вентилятора варьируется в пределах от 850 до 2200 об./мин, а максимальная производительность составляет 39,3 CFM. Стоит также отметить, что выбранный вентилятор оснащен подшипниками качения и отличается низким уровнем шума: всего 12 дБ на минимальных оборотах и 33 дБ на максимальных.
При установке радиатора в правильном положении
выступы на нижней стороне боковых панелей кожуха должны
зайти в отверстия
металлической пластины
Теперь соберем ТМ и установим его в корпус. Если очистка радиатора и кожуха производилась при помощи воды, перед сборкой необходимо тщательно высушить эти детали.
Первый этап сборки — установка вентилятора. Его необходимо сориентировать таким образом, чтобы стрелка направления воздушного потока указывала внутрь кожуха. Для крепления вентилятора можно воспользоваться как привычными винтами, так и фирменными пистонами.
При использовании пистонов необходимо совместить монтажные отверстия вентилятора и кожуха, после чего до упора задвинуть в них втулку рассеченным концом вперед. Затем в отверстие втулки нужно вставить фиксирующий стержень и, нажав на шляпку, задвинуть его до упора.
Собранный ТМ с новым вентилятором
После того как вентилятор закреплен, устанавливаем радиатор. Правильно сориентировать радиатор помогут отверстия в его горизонтальной пластине — они должны совпасть с небольшими выступами, имеющимися на нижней стороне боковых панелей кожуха. Убедившись в том, что радиатор сориентирован правильно, вставляем его внутрь кожуха до защелкивания боковых фиксаторов.
Сборка ТМ закончена, и теперь осталось установить его в корпус, не забыв предварительно нанести слой термопасты на подошву радиатора.
***
Даже в отсутствие оригинальных комплектующих ремонт ПК, собранных в корпусах стандарта BTX, не является неразрешимой задачей. Возможно, кому-то операция по восстановлению старого ТМ покажется чересчур сложной. Однако, как ни соблазнительно выглядит идея приобрести новый ТМ и не мучаться с переборкой старого, реализовать ее на практике вряд ли удастся. Ведь производство специфических компонентов для системных блоков стандарта BTX было полностью прекращено примерно три года тому назад, да и выпущено их за недолгую историю этого формата было совсем немного.