Рынок ИТ-консалтинга в России
О чем говорим?
Наверное, самой популярной темой за последние полгода стал финансовый кризис. О том, что происходит и что будет происходить в связи с этим с ИТ-рынком, писали все экономические и многие компьютерные издания. Мнения авторов во многом совпадают, хотя подчас можно встретить весьма противоречивые рассуждения. Например, в ряде компьютерных публикаций говорится о том, что на рынке России ИТ-консалтинг пострадает меньше других ИТ-услуг и доля этого сегмента соответственно вырастет. Действительно, время перемен ставит непростые задачи перед многими руководителями: как сократить расходы на ИТ и не подорвать работу компании, как оптимизировать число сотрудников и сохранить ИТ-поддержку бизнеса, насколько эффективно обратиться к ИТ-аутсорсингу и не приведет ли это вместо экономии к дополнительным тратам, как обеспечить безопасность в условиях ухода ИТ-сотрудников. Одним словом, количество вопросов, при решении которых не обойтись без консультантов, в кризис не уменьшилось.
В общеэкономических изданиях тема ИТ-консалтинга тоже поднимается, однако соображений, созвучных тем, что высказываются в ИТ-изданиях, в них почти нет. По прочтении нескольких статей и попытке выявить тенденцию возникает вопрос, об одних ли и тех же рыночных сегментах говорят авторы. Сомнения усиливаются в случае обращения к количественным данным, публикуемым аналитиками общеэкономических и компьютерных изданий.
Ознакомимся с рейтингом консалтинговых групп России, представленным компанией «РА Эксперт» (табл. 1, табл. 2 и табл. 3), и с некоторыми данными компании IDC.
В табл. 1 представлены консалтинговые группы, которые заняты как бизнес-консалтингом, так и ИТ-консалтингом. В табл. 2 и табл. 3 приведены данные по выручке консалтинговых групп, занятых непосредственно ИТ-консалтингом, который подразделяется на «ИТ-консалтинг — управленческое консультирование» и «ИТ-консалтинг — разработка и системная интеграция».
Рассмотрим данные, представленные в первой строчке табл. 1, табл. 2 и табл. 3 (данные по компании IBS). Для того чтобы оперировать меньшим количеством нулей и в дальнейшем сравнить эти показатели с данными IDC, представим сумму выручки в долларах по среднегодовым курсам. Тогда можно сказать, что совокупная выручка от консалтинговых услуг IBS за 2007 год составила около 287 млн долл., а за 2008-й — около 335 млн долл. При этом объем выручки ИТ-консалтинга (сумма показателей в табл. 2 и табл. 3) в 2008 году был равен примерно 300 млн долл.
Сопоставим эти показатели с данными компании IDC, которая по результатам 2007 года оценила весь рынок ИТ-услуг в России в размере 4,4 млрд долл., отводя при этом на долю сектора «консалтинг информационных систем» лишь 5,7%, или около 250 млн долл.
Очевидно, что под терминами «выручка от консалтинговых услуг» в исследованиях «РА Эксперт» и «выручка по категории “Консалтинг информационных систем”» в отчете IDC подразумеваются разные вещи. Для того чтобы понять, в чем причина столь существенных расхождений, необходимо выяснить, что понимается под услугами ИТ-консалтинга и под выручкой в области ИТ-консалтинга, а также какие работы следует относить к услугам ИТ-консалтинга.
Оказывается, на этот вопрос можно найти развернутый ответ. Та же компания IBS приводит достаточно полное описание своих услуг в области ИТ-консалтинга. Эти услуги находятся в рамках достаточно большого числа направлений: «Аудит информационных технологий», «Стратегический ИТ-консалтинг»; «Экономика ИТ»; «Управление ИТ-службой», «Управление ИТ-услугами и ресурсами»; «Управление ИТ-персоналом»; «Проектный ИТ-консалтинг»; «Управление бизнес-приложениями и ИТ-инфраструктурой».
Если теоретически всем более-менее понятно, что представляют собой услуги ИТ-консалтинга, то почему нет единой методики для подсчета рынка ИТ-консалтинга?
Заметим, что это общая проблема. Очень часто разные исследователи, на теоретическом уровне понимая под термином примерно одно и то же, переходя к его количественной оценке, на практике получают совершенно разные результаты. Действительно, при количественной оценке неизбежно применение некой методики подсчета, зависящей от многих факторов: целей исследования, требуемой точности, наличия средств на исследования и т.п. Поэтому аналитики, использующие различные методики, могут получать совершенно разные оценки, порой различающиеся на порядок.
Приведу простой пример. Недавно слышал в телепрограмме приблизительно такой разговор. Гость говорит, что в России смертность по такому-то заболеванию во столько-то раз меньше, чем в США. И сам же отвечает почему. Потому что у нас количество смертей измеряют в период нетрудоспособности, а в США — в период нетрудоспособности плюс в период, в который могут проявиться осложнения. Казалось бы, небольшой нюанс — а оценка совсем другая.
Вот пример ближе к компьютерной тематике. Рассмотрим следующую задачу. Известно, что в «Газпром» поставили 1000 компьютеров. Спрашивается, в каком вертикальном сегменте рынка произошел рост? Компания-поставщик может подать данные, что в сектор рынка «Нефть и газ» поставлено 1000 компьютеров. Однако если копнуть глубже, то окажется, что 500 компьютеров из партии поступило в больницу системы «Газпром», а следовательно, они попали в сектор «Медицина». В больнице есть учебный класс для лечащихся детей, где установили 50 компьютеров. Таким образом, эти компьютеры на самом деле надо было учесть в секторе «Образование».
Возвращаясь к нашей проблеме, зададимся вопросом: как же все-таки подсчитать услуги от ИТ-консалтинга? Как компании, желающей предельно достоверно предоставить данные о себе аналитикам, определить, сколько в каком договоре у нее было консалтинговых услуг? Подсчитать все договоры, в которых оказывались консалтинговые услуги, и вычесть из них стоимость других видов работ практически невозможно. Более корректно подсчитать объем договоров, в которых заказчику требовался только консалтинг, но очевидно, что даже если контракт заключен на предоставление консалтинга, то по нему будут выполняться и работы, не являющиеся консалтингом в чистом виде. Например, в проекте на проведение консалтинга всегда будет составляться отчет, возможно, потребуются услуги программиста по тестированию программы разработчика и т.п. Очевидно, что решение этой задачи облегчает наличие модели рынка, то есть матрицы, задающей соответствие между сегментами рынка ИТ-услуг (то, что заказывает клиент, и как называется контракт) и видами работ исполнителя (чем конкретно занимается исполнитель). Обработав большое количество заказов, можно сказать, сколько процентов разного вида работ приходится выполнять в рамках того или иного контракта. Подобные модели создаются в компании IDC при анализе рынка ИТ-услуг.
Структура подобной матрицы представлена на рис. 1 — в ней из сотен ячеек для примера показаны девять (они выделены цветом).
Рис. 1. Структура матрицы соответствия наименований договоров (секторов рынка)
и типов выполняемых в этих проектах работ
Если заполнить такую матрицу, то можно определить, что в среднем по рынку выполнения проектов в категории «Консалтинг информационных систем» на такой вид работ, как проектирование информационных систем, приходится столько-то процентов, а на планирование поддержки ИС — столько-то и т.д.
Очевидно, что набор работ при выполнении тех или иных договоров будет немного отличаться от страны к стране, но не кардинально. Обратимся к рис. 2, который построен на базе подобной матрицы, описывающей рынок США. Из рисунка видно, что одни и те же виды работ могут присутствовать в разных контрактах. В частности, в рамках договора на оказание услуг консалтинга ИС в среднем по рынку вам может потребоваться на разных этапах до 18 типов работ.
Рис. 2. Соотношение различных видов деятельности исполнителя
при работе по контрактам трех разных видов (источник: IDC)
При этом на этапе планирования (рис. 3) это чаще всего будут работы по проектированию ИТ-систем, а на этапе внедрения (рис. 4) — работы по планированию миграции ИС.
Рис. 3. Соотношение различных видов деятельности исполнителя при работе
по контракту «Консалтинг ИС» на этапе планирования ИТ-систем (источник: IDC)
Рис. 4. Соотношение различных видов деятельности исполнителя
при работе по контракту «Консалтинг ИС» на этапе внедрения ИТ-систем (источник: IDC)
Из анализа рис. 1-4 очевидно, что имеют в виду в IDC, подсчитывая такой сегмент рынка ИТ-услуг, как консалтинг информационных систем.
Для того чтобы понять, почему возникают столь существенные различия в разных исследованиях, рассмотрим еще один абстрактный пример. Представьте себе, что менеджер компании заполняет анкеты для трех аналитических компаний и в каждой анкете один и тот же вопрос сформулирован по-разному:
- укажите объем услуг ИТ-консалтинга, выполненный вашей компанией в таком-то году;
- укажите объем услуг ИТ-консалтинга, выполненный вашей компанией в таком-то году. Под услугами ИТ-консалтинга мы понимаем (далее следует полное описание категории);
- разбейте оборот услуг, оказанных вашей компанией в таком-то году, на предложенные десять категорий, включая категорию «ИТ-консалтинг».
Очевидно, что во всех трех случаях ответы будут разными.
Итак, в терминологии «РА Эксперт» ИТ-консалтинг — это широкое понятие, которое подразумевает гораздо больше видов работ, чем в методологии IDC.
Мы отнюдь не утверждаем, что аналитики одной компании правы, а другой — нет. Разные аналитические компании оперируют различными областями исследования. Для одних ИТ-рынок является одним из сегментов макроэкономики, другие, например IDC, максимально подробно сегментируют ИТ-рынок и рынок ИТ-услуг. Каждая компания имеет право на свою методику, но важно, чтобы пользователи и интерпретаторы этих данных изучали методику исследования и помнили, что, даже если смысл того или иного рыночного понятия кажется очевидным, переходя на цифры, следует еще раз уточнить, что именно измеряли аналитики в конкретном случае.
Известное выражение «есть ложь, есть наглая ложь, и есть статистика» появилось не только потому, что инструментарий аналитиков далек от идеала и аналитика зачастую служит чьим-то личным интересам, но и во многом в силу того, что тот, кто интерпретирует статистические данные, недостаточно глубоко изучает предмет анализа.
Толкование видов работ, приведенных на рис. 2 Профессиональная ИT-сертификация — проверка, оценка знаний и умений, в результате которой выдается документ, позволяющий предоставить работодателям и клиентам доказательство индивидуального уровня специализации и полномочия. Сертификация включает работы на составление тестов, проведение тестирования и аттестации. Обучение техническим навыкам — тренинг в области профессиональной подготовки, включающий подготовку и образование в области разработки, установки и/или использования оборудования, программного обеспечения, систем и сетей. Телефонная поддержка — подразумевает консультирование по телефону пользователей, решение проблем, а также оказание помощи в устранении ошибок. Уровень поддержки определяется временем суток или днем недели, необходимой срочностью решения проблемы, а также типом вопросов. Анализ пользовательских интерфейсов — включает работы по проведению и анализу юзабилити-тестов по разрабатываемым или внедряемым приложениям. Цель таких работ состоит в том, чтобы проверить систему пользовательского интерфейса или другой части приложения на интуитивность, простоту использования и оценить степень ее влияния на бизнес-результаты. Подготовка документации — составление инструкций по эксплуатации системы или приложения. Миграция ИТ-системы — это обеспечение перехода от существующей вычислительной среды к новой или модифицированной. Поддержка перебазирования — это помощь организации по переводу сотрудников, бизнес-отделов, производственных и сервисных подразделений или целой организации из одного места в другое. Услуги включают деинсталляцию и реинсталляцию ИТ-систем. Интеграция интерфейсов приложений — преобразование данных из одного формата в другой, который может быть прочитан другим приложением. Кастомизация коробочного ПО — инструктирование по настройке программного обеспечения Разработка ПО под заказ — представляет собой деятельность, которая связана с написанием приложений для конкретного предприятия с учетом местных бизнес- или системных требований. Реинжиниринг программного обеспечения — должен обеспечить повышение качества и эффективности старых приложений (тех, что являются наследством устаревшей ИТ-инфраструктуры), чтобы либо усовершенствовать их, либо обеспечить базу для внедрения новых приложений и их развития. ИT-инсталляция — распаковка, инспектирование, а также сборка и подключение элементов системы. Установка может включать настройку, тестирование и конфигурирование. Конфигурирование системы — включает все задачи, решение которых необходимо для запуска системы в эксплуатацию. Это подразумевает проверку кабельных подключений, силовых установок, отсутствия конфликтов совместимости, а также гарантию производительности всей системы. Тестирование и отладка ИТ-систем — гарантирует, что элементы системы согласованы и настроены таким образом, что обеспечивают заданный уровень производительности, который отвечает потребностям пользователей. Обычно данный вид работ включает проведение стресс-теста (Stress tests), который выполняется для проверки работы системы в режиме пиковых нагрузок. Управление проектом — подразумевает ответственность и надзор за сроками сдачи проекта. Обычно эта деятельность включает разработку сетевого графика проекта и обеспечение следования ему. Подготовка площадки — обеспечение необходимых коммуникаций, питания (в том числе бесперебойного) и других систем и средств, требуемых для работы ИТ-систем. Анализ поставщиков — подразумевает консалтинговую деятельность, в рамках которой консультант производит оценку сильных и слабых сторон продуктов, вендоров и поставщиков услуг и дает рекомендации относительно наилучших практик. Проектирование информационной системы (ИС) — предполагает определение ресурсов и спецификаций для построения информационной системы в рамках определенного проекта. Проектирование включает анализ ИТ-архитектуры, технологии, требуемых навыков персонала и оценку готовности предприятия к внедрению того или иного решения. Планирование поддержки ИТ-систем — подразумевает анализ деятельности, которая потребуется для обеспечения работы ИТ-систем в объеме, необходимом для следования выбранной ИT-стратегии. Данная работа включает оценку многих факторов, в том числе анализ гарантийных условий, анализ расценок, требования к кадровым ресурсам для обеспечения поддержки всех элементов рассматриваемой ИТ-инфраструктуры. Управление изменениями ИТ-систем — это процесс оценки и выработки рекомендаций по преобразованию ИТ-департамента в соответствии с существенными изменениями в ИТ-системах или в связи с подготовкой к таким изменениям. Данный вид деятельности также может включать оценку квалификации ИТ-персонала заказчика. Планирование производительности ИТ-систем — подразумевает оценку нынешнего потенциала ИТ-системы и предполагаемой нагрузки на нее для следования бизнес-стратегии. Эта деятельность включает разработку долгосрочной стратегии по удовлетворению системных требований для достижения ожидаемого результата. Разработка ИТ-стратегии — включает анализ деятельности организации, ее текущих ИT-возможностей и потребностей в ИТ в будущем, работу по созданию тактического плана действий в области ИТ для достижения заданной бизнес-стратегии. Услуги по разработке ИТ-стратегии требуют знания современных тенденций в области перспективных ИТ-архитектур. Оценка потребностей в ИТ — это процесс определения требуемых технологий, навыков персонала, организации информационных потоков, рабочих помещений и анализ необходимых поставщиков этих ресурсов для перехода с текущих ИТ-систем на те, которые смогут обеспечить реализацию необходимой бизнес-стратегии. ИТ-бенчмаркинг — решает задачи измерения эффективности текущей ИТ-системы и сравнения ее с наилучшей отраслевой практикой, то есть дает периодические измерения рентабельности используемой ИТ-системы. Анализ функционирования ИТ-системы — подразумевает применение методик оценки и анализа бизнес-процессов, организационной структуры, навыков ИТ-специалистов и других элементов информационных систем. В результате комплексной оценки этих элементов делается вывод о том, насколько эффективно компания использует ИТ-ресурсы. Совершенствование ИТ-процессов — представляет собой структурированный подход, который рассматривает деятельность компании и возможности ИТ-департамента и разрабатывает оптимальный метод повышения производительности труда на основе рационализации и автоматизации текущей деятельности компании. |