Европейская комиссия обвинила Intel в мошенничестве
16 мая компания AMD распространила пресс-релиз, в котором сообщалось, что в ходе продолжительного судебного разбирательства иска компании AMD к Intel Европейская комиссия признала вину корпорации Intel и обвинила ее в нанесении «ущерба миллионам европейских потребителей путем преднамеренных действий, направленных на то, чтобы на многие годы вывести из игры конкурентов на рынке компьютерных чипов. Нельзя терпеть такое серьезное нарушение антимонопольного законодательства Европейского союза». Также было сделано заключение, что «Intel стремилась скрыть условия, связанные с ее денежным отчислениями». Европейская комиссия потребовала, чтобы Intel немедленно прекратила свою бизнес-практику, и наложила на нее штраф в размере 1,06 млрд евро (1,45 млрд долл.).
«Сегодняшнее постановление является важным шагом на пути к установлению действительно конкурентного рынка, — заявил Дирк Маер (Dirk Meyer), президент и главный исполнительный директор компании AMD. — AMD постоянно была лидером по части технологических инноваций, и мы стремимся перейти из мира, в котором правила корпорация Intel, в мир, в котором правят потребители».
«После тщательного расследования Европейская комиссия пришла к одному выводу — Intel нарушила закон и нанесла ущерб пользователям, — отметил Том МакКой (Tom McCoy), исполнительный вице-президент AMD по юридическим вопросам. — Это постановление положит конец монопольному раздуванию цен корпорацией Intel, и европейские потребители смогут ощутить преимущества более широкого выбора и инновационных решений».
В постановлении Европейской комиссии, в частности, говорится, что:
- «компания Intel давала полностью или частично скрытые скидки компьютерным производителям с условием, чтобы они приобретали все или почти все процессоры архитектуры x86 у компании Intel»;
- «с октября 2002-го по декабрь 2007 года корпорация Intel делала выплаты главному розничному холдингу Media Saturn Holding за то, чтобы он продавал ПК только на базе Intel во всех странах своего присутствия»;
- Intel «непосредственно вмешивалась в связи между компьютерными производителями и AMD. Intel делала денежные отчисления компьютерным производителям — вне связи с какими-либо покупками у Intel — с условием, чтобы они откладывали или отменяли выпуск продуктов на базе AMD».
Конечно, компания Intel не могла оставить без комментариев решение Европейской комиссии. Собственно, в этой ситуации у Intel нет другого выхода, кроме как публично отрицать все выдвинутые против нее обвинения и не соглашаться с решением Европейской комиссии. Действительно, не может же компания Intel публично согласиться с обвинениями в нечестном бизнесе. А потому 13 мая Пол Отеллини (Paul Otellini), президент и главный исполнительный директор корпорации Intel, сделал следующее заявление в связи с решением Европейской комиссии, касающимся методов бизнеса Intel: «Мы категорически не согласны с этим решением. Мы считаем его неверным и не учитывающим жесткую конкуренцию на современном рынке микропроцессоров, характеризующемся непрерывной чередой инноваций, ростом производительности и снижением цен. Потребителям не было нанесено абсолютно никакого вреда. Intel подаст апелляцию. Мы убеждены в том, что наши приемы ведения бизнеса не нарушают европейское законодательство. Естественным результатом на рынке с высокой конкуренцией и двумя крупнейшими поставщиками является то, что если у одного поставщика продажи увеличиваются, то у другого — снижаются. Генеральный директорат Еврокомиссии по вопросам конкуренции отказался получить важные доказательства, которые противоречат утверждениям в вынесенном решении, или проигнорировал их. По нашему мнению, названные доказательства подтверждают, что если компания хорошо работает, то рынок вознаграждает ее, а если плохо — рынок реагирует соответствующим образом. Intel никогда не продавала свою продукцию по цене ниже себестоимости. Однако мы последовательно инвестировали в инновации, производство и разработку лидирующих решений. В результате мы можем предоставлять скидки на нашу продукцию с тем, чтобы соревноваться на высококонкурентном рынке, предоставляя потребителям во всем мире преимущества, связанные с массовым производством микропроцессоров. Несмотря на нашу убежденность в своей правоте, на период процедуры апелляции мы намерены сотрудничать с Комиссией с тем, чтобы выполнять ее решение. В любом случае нет никаких сомнений в том, что Intel продолжит инвестировать в разработку новой продукции и технологий, обеспечивающих Европу и остальной мир самыми высокопроизводительными процессорами по более низким ценам».
Напомним, что этот «наезд» компании AMD на своего единственного конкурента отнюдь не первый. Ну любит компания AMD заниматься судебными разборками и при каждом удобном случае подает очередной судебный иск против Intel. Конечно, далеко не все «наезды» AMD завершаются успешно, но есть (хотя и мало) и положительные примеры. Так, в 2008 году Корейская комиссия по справедливой торговле (Korea Fair Trade Commission, KFTC) наложила на Intel штраф в размере 26 млрд вон (около 25,4 млн долл.), заявив, что компания принудительно установила свое господствующее положение, выплатив миллионы долларов за то, чтобы использовались только чипы ее производства, откладывался выпуск продуктов AMD и/или не разрабатывались никакие новые продукты с чипами AMD. Комиссия также заключила, что «южнокорейские потребители были вынуждены покупать ПК по более высоким ценам из-за того, что местным производителям приходилось покупать более дорогие процессоры Intel». Помимо наложения штрафа комиссия предписала Intel прекратить практику денежных выплат производителям ПК за то, чтобы они не имели дел с AMD. Сейчас Intel оспаривает это постановление.
В 2005 году Японская комиссия по справедливой торговле (Japan Fair Trade Commission, JFTC) установила, что Intel нарушила антимонопольные законы, навязав полностью или частично эксклюзивные отношения с пятью японскими производителями ПК. Intel не стала оспаривать это решение.
Федеральная комиссия США по торговле (Federal Trade Commission, FTC) и офис генерального прокурора Нью-Йорка занимаются расследованием по делу о нарушении антимонопольных законов со стороны компании Intel. В 2005 году компания AMD подала частную тяжбу в Окружной суд Делавэра, рассмотрение которой назначено на весну 2010 года.
Ну а теперь, после изложения фактов, давайте поразмышляем, чем же вызвано это решение Европейской комиссии. Что это — узаконенный рэкет по-европейски или стремление навести порядок на рынке? Было бы крайне наивно полагать, что до сих пор, на протяжении нескольких десятилетий, Еврокомиссия не догадывалась о нечестной игре Intel на рынке и о тотальном нарушении ею антимонопольных законов, и только компания AMD наконец-то открыла глаза Еврокомиссии и поведала обо всех махинациях Intel. Конечно же, порядок на рынке здесь вообще ни при чем. Странно другое: почему столь внушительный по размеру штраф был наложен на компанию Intel именно в разгар экономического кризиса в Европе и куда, собственно, пойдут эти деньги? Экономика Европы на ладан дышит и, кроме амбиций, что она пуп земли, у Европы, собственно, ничего больше нет. Понятно, что сегодня для Европы миллиард евро — это немалые деньги, и, как говорится, цель оправдывает средства. Что ж, в Европе по-своему борются с кризисом, не стесняясь в средствах. Это у нас на кризисе очень быстро научились делать деньги и превратили его в доходный бизнес. Это в России кризис лелеют, взращивают и финансируют и, конечно же, не дадут ему «загнуться», пока не выкачают все деньги из всевозможных антикризисных программ. Но в Европе либо так и не поняли, что кризис можно превратить в статью дохода, либо просто отсутствуют антикризисные программы и воровать негде, но факт остается фактом — с кризисом они пытаются бороться. А для достижения своих целей и государственный рэкет можно вполне узаконить, и обвинить кого угодно и в чем угодно. Ну а уж если подвернулся судебный иск одной американской компании против другой — грех не нагреть на этом руки. Обвинить Intel в нечестной игре, прикрываясь европейским антимонопольным законодательством, — дело нехитрое. Тут весь фокус в трактовке законодательства. Впрочем, это касается не только компании Intel. Любую успешную на рынке компанию можно обвинить в нечистоплотности — было бы желание. Вообще, может ли успешный бизнес быть честным и порядочным — вопрос, скорее, философский.
Конечно же, компания Intel ведет очень агрессивную политику на рынке, пытаясь максимально сократить долю своего конкурента и установить монополию. Вполне возможно, что с точки зрения антимонопольного европейского законодательства действия компании Intel не совсем законны. Вполне возможно, что компания Intel всячески поддерживает своих партнеров, давая им скидки на свою продукцию, поддерживая их рекламные кампании, оплачивая их присутствие в торговых сетях (а вы попробуйте продвигать свой товар в сети, к примеру, «Эльдорадо», бесплатно!). Но что же в этом плохого и незаконного? То, что компания Intel оказывает финансовую поддержку именно тем компаниям, которые сотрудничают исключительно с ней и не сотрудничают с компанией AMD? Но ведь это вполне логично! С какой стати Intel будет оплачивать присутствие компании в крупной розничной сети, если она занимается производством компьютеров как на процессорах Intel, так и на процессорах AMD? Поддерживать своих партнеров — вполне логично, но поддерживать конкурентов — это нонсенс!
Попробуем представить себе, что компания Intel станет на рынке вести себя так же пассивно, как и AMD. Компания AMD обещает всем от этой честной конкуренции золотые горы и насыщение рынка дешевыми компьютерами. Но так ли это? Если обратиться к российским реалиям, то большинство компаний, являющихся партнерами Intel и пользующихся скидками и иными привилегиями, будут вынуждены просто закрыться, поскольку не смогут обходиться без финансовой поддержки Intel. Те же, что останутся, без финансовой поддержки Intel будут вынуждены поднимать цены на свою продукцию, что в конечном счете отразится и на покупателях их продукции. Этим непременно воспользуются партнеры компании AMD, которые тоже поднимут цены. Прилавки федеральных непрофильных розничных сетей, которые сегодня завалены компьютерами различных отечественных производителей, постепенно опустеют, поскольку весьма сомнительно, что партнеры Intel смогут самостоятельно оплачивать свое присутствие в этих сетях. Следовательно, если вдруг компания Intel изменит свою маркетинговую политику, плохо будет всем. Причем можно предположить, что в Европе всё произойдет примерно по тому же сценарию, и вряд ли Еврокомиссия этого не понимает. Но что делать, ведь нужно как-то поддерживать свою больную экономику...