Компания EliteGroup: мы вам еще покажем…
В рамках выставки Computex 2009, проходившей в Тайбэе (Тайвань) с 2 по 6 июня, нашему корреспонденту удалось встретиться и побеседовать с вице-президентом компании EliteGroup Дэвидом Чьеном (David Chien).
КомпьютерПресс: Не могли бы вы рассказать о результатах деятельности компании ECS за прошлый год? Какова была ваша доля рынка в сегменте материнских плат и видеокарт в России и в мире в целом?
Дэвид Чьен: Говоря о доле рынка компании, нужно отметить, что 2009 год является определяющим для бизнеса всех компаний. Причина тому — глобальный экономический кризис, который заставил всех не только быть очень экономными, но и по-новому взглянуть на бизнес вообще. В разгар экономического кризиса из-за падения объемов продаж большинство компаний было вынуждено сокращать персонал. Однако ECS стала исключением из этого правила. В 2008 году мы смогли удержать свои позиции на рынке и по доле рынка стали третьими в общемировом рейтинге. Под долей рынка компании ECS я подразумеваю суммарный рынок, включающий как канальные поставки, так и OEM-бизнес. Таким образом, мы являемся довольно успешной компанией на рынке как по канальным поставкам, так и в сегменте OEM-бизнеса.
Вице-президент компании EliteGroup
Дэвид Чьен
Вообще, на мой взгляд, доля рынка компании не является определяющим показателем. Не менее важен ее доход. К примеру, если рассмотреть результаты прошлого года, то ASUS стала компанией номер один в сегменте материнских плат. Однако в прошлом году она потеряла очень много денег. То есть можно приобрести хорошую долю рынка, но при этом потерять в прибыли. Что касается компании ECS, то при неплохих позициях на рынке (по доле рынка) в прошлом году мы делали весьма неплохие деньги. То есть если сравнивать нас с компанией ASUS, то мы делали деньги, а они их теряли.
КП: А не могли бы вы уточнить вашу долю рынка по материнским платам за прошлый год?
Д.Ч.: В целом в сегменте материнских плат наша доля рынка в 2008 году составляла 17-18%, и мы были третьей компанией по доле рынка, а второе место занимала компания Foxconn.
КП: Однако представители компании Gigabyte заявляют, что их доля рынка в сегменте материнских плат составляет 22%. Получается, что именно компания Gigabyte является второй по доле рынка в сегменте материнских плат.
Д.Ч.: Нет. Это неправда. Точнее, все зависит от того, как считать. Суммарная доля рынка компании определяется как объемом продаж под собственном брендом (канальные поставки), так и объемом OEM-продаж. Однако компания Gigabyte не имеет OEM-бизнеса и оперирует только показателями канальных поставок материнских плат, что не вполне корректно. То есть при подведении итогов она учитывает только объем канальных продаж, а не объем продаж в целом. Если говорить именно о канальных продажах, то, может быть, Gigabyte действительно имеет порядка 22%, однако если говорить о суммарном объеме продаж материнских плат, то доля рынка Gigabyte существенно меньше. Дело в том, что OEM-бизнес материнских плат составляет в мире порядка 65%. Именно поэтому второй компанией в сегменте материнских плат по доле рынка является Foxconn, для которой OEM-бизнес составляет порядка 93%. Ну а третья компания, как я уже говорил, — ECS. Это и понятно, ведь Foxconn производит материнские платы для таких крупных фирм, как HP, Dell и др., а ECS выпускает материнские платы для таких компаний, как Acer, Lenovo, а также HP и Dell. Поэтому я бы сказал так. Если рассматривать только OEM-бизнес, то в нем компанией номер один является Foxconn, однако ее позиции в канальных продажах очень слабые. Компания Gigabyte, наоборот, имеет очень сильные позиции в канальных продажах, однако ее OEM-бизнес практически равен нулю. Компания ECS занимает золотую середину. Примерно 60% нашего бизнеса — это OEM, а оставшиеся 40% — это канальные продажи.
Если говорить об OEM-бизнесе материнских плат, то, как я уже отмечал, в нем компанией номер один является Foxconn, а на втором месте по доле рынка — ASUS/Pegatron, на третьем месте — ECS. Однако если в прошлом году ASUS и Pegatron считались одной компанией, то сейчас это две отдельные фирмы. В настоящее время компания ASUS в большей степени фокусируется на ноутбуках и нетбуках и все в меньшей степени — на материнских платах. Собственно, именно поэтому она и организовала компанию Pegatron, которая специализируется именно на рынке компонентов для ПК.
КП: Компания ECS занимается производством не только материнских плат, но и видеокарт, ноутбуков, нетбуков и даже моноблочных ПК. Какой из бизнесов является для вас доминирующим?
Д.Ч.: Если говорить о канальных поставках, то мы фокусируемся на материнских платах, а рынок ноутбуков для нас — это преимущественно OEM-бизнес. Что касается канального бизнеса, то, на мой взгляд, лучше фокусироваться на чем-то одном. Мы стараемся не повторять ошибок других фирм. К примеру, еще пару лет назад у компании Gigabyte были очень серьезные финансовые проблемы. Они пытались заниматься производством различных аксессуаров и компонентов, таких как память, мобильные телефоны, картридеры, флэшки и т.п. Однако очень скоро осознали, что потерпели фиаско на этом рынке, и вернулись к производству материнских плат. Дело здесь в следующем. Например, вряд ли вы станете покупать телефон Gigabyte. Скорее всего, вы предпочтете телефон какой-нибудь известной на этом рынке компании типа Nokia. То есть на рынке мобильных телефонов для Gigabyte просто нет места. Кстати, такая ситуация сложилась и у MSI, которая несколько лет назад безуспешно пыталась производить мобильные телефоны.
КП: А каковы ваши позиции на российском рынке в сегменте материнских плат?
Д.Ч.: В России мы занимает третье или четвертое место по доле рынка, то есть наша доля примерно такая же, как у MSI. Однако ситуация в России для нашей компании сейчас не очень хорошая, что связано с нестабильностью экономики. Многие фирмы в России не имеют достаточных средств для закупки продукции, а система кредитования фактически не работает. Есть компании, которые задолжали нам уже очень много. Российский рынок очень консервативный, и если мы сейчас будем агрессивными на нем, то, скорее всего, просто потеряем деньги и ничего не получим взамен.
КП: Какие новые продукты вы представляете на выставке Computex 2009?
Д.Ч.: В этом году мы продолжаем фокусироваться на материнских платах серии Black Series. Однако новых решений не так много, поскольку у компании Intel не так уж и много новых продуктов. Естественно, у нас есть материнские платы на чипсете Intel X58 и две модели плат на чипсете Intel P55, который будет анонсирован в сентябре.
КП: Как повлияло решение компании Intel отложить на сентябрь начало массовых продаж процессоров семейства Intel Core i5 и чипсета Intel P55 на бизнес компании ECS?
Д.Ч.: Это решение компании Intel практически никак не отразилось на нашем бизнесе. Дело в том, что в период экономического кризиса все большим спросом начинают пользоваться дешевые решения и все меньшим — дорогие. До кризиса доля рынка высокопроизводительных систем составляла порядка 7%, а в период кризиса снизилась до менее чем 3%. Именно поэтому отсрочка в выходе на рынок нового семейства процессоров Intel никак не отразилась на нашем бизнесе, поскольку мы фокусируемся не на топовых высокопроизводительных решениях, а на массовых решениях среднего уровня. Кстати, интересно отметить, что если до 2008 года доля массовых решений среднего уровня составляла примерно 55-60%, то сейчас она достигает примерно 70%.
КП: А как экономический кризис отразился на соотношении систем на процессорах AMD и Intel?
Д.Ч.: Решения на процессорах AMD более дешевые по сравнению с решениями на процессорах Intel, а потому доля компании AMD неизбежно возрастает в период кризиса. К примеру, на крупнейшем рынке Китая до кризиса доля AMD составляла примерно 45%. Однако по результатам I квартала этого года она составила уже 55%. Причина, конечно, в цене.
КП: А каково соотношение плат ECS для процессоров Intel и AMD?
Д.Ч.: Сейчас доля плат ECS для процессоров AMD составляет порядка 30% и продолжает увеличиваться, а доля плат для процессоров Intel соответственно уменьшается. До кризиса доля плат под процессоры Intel составляла примерно 80-83%, а сейчас — не более 70%.
КП: Как вы считаете, как изменится рынок материнских плат в ближайшие пять лет? Ведь не секрет, что ноутбуки становятся все более популярными, а экономический кризис, когда востребованы наиболее дешевые решения, неизбежно закончится.
Д.Ч.: Понимаете, любой рынок, в том числе и рынок материнских плат, всегда проходит три этапа развития: этап роста, этап стабилизации и этап спада. Как изменится рынок материнских плат через пять лет зависит от того, на каком именно этапе он находится сейчас. Я думаю, что рынок материнских плат входит в этап стабилизации и через пять лет он еще не начнет падать, но и роста, конечно, наблюдаться не будет.
Рынок ноутбуков растет, однако многие развивающиеся страны и даже Россия, особенно в регионах, до сих пор испытывают большую потребность в настольных ПК. Рынок ноутбуков действительно стремительно развивается, но пока только в развитых странах с хорошим уровнем проникновения Интернета. Ведь что такое ноутбук? Это прежде всего мобильное решение и средство выхода в Интернет. Но ведь далеко не всем нужно именно мобильное решение. Многие пользователи предпочитают более функциональные стационарные решения. Кроме того, ноутбуки пока не могут сравниться по производительности с настольными ПК, и если, к примеру, речь идет об играх, то альтернативы стационарным ПК просто не существует. Так что в ближайшие пять лет никаких глобальных изменений на рынке материнских плат не произойдет.
Единственное, что изменится, — это количество глобальных производителей материнских плат. Дело в том, что, как показывает история, выживают только три или две сильнейшие компании. Сейчас рынок ИТ довольно зрелый и на нем работают две компании, производящие процессоры, три компании, выпускающие графические процессоры, и три производителя жестких дисков. Основных производителей материнских плат сейчас пять, но выживут только трое из них. А ведь еще 10 лет назад производителей материнских плат на Тайване насчитывалось чуть ли не 100. Сейчас идет борьба за попадание в этот список сильнейших. Если сравнивать нас с ASUS и MSI, то мы дешевле, но по сравнению с Foxconn, конечно, нет. В то же время мы лучшие по соотношению «цена/качество», то есть при равной производительности наши материнские платы дешевле.
Мы долгое время являлись OEM-компанией, а чтобы выйти в канал и начать эффективную работу с ним, нужно время. Например, компания Gigabyte имеет очень сильные позиции в канальных продажах. Маркетинг — это же очень просто: нужны деньги и время — и о вас все узнают и начнут покупать. Мы работаем над этим. Еще пять лет назад никто не знал ECS, но в прошлом году у нас появились Black Series — и нас начали узнавать.
КП: Вы довольны работой ваших дистрибьюторов в России?
Д.Ч.: Прошлый год был очень трудным для дистрибьюторов. Но они выжили, и мы продолжаем сотрудничать. Трудно выделить, кто из них лучше, а кто хуже. Все они хороши для нас, иначе бы мы не работали вместе.