Видеокарта ATI Radeon HD5870 — новый прорыв AMD?
Видеокарта AMD ATI Radeon HD5870
Накануне официального анонса видеокарт нового поколения AMD ATI Radeon HD5800 на сайтах околокомпьютерной тематики был большой ажиотаж. Многие новостные ленты и компьютерные форумы постоянно обновляли и добавляли свою информацию, а пользователи пытались угадать, какой же из прогнозов технических характеристик окажется точнее. И вот, после окончания срока неразглашения, мы наконец можем узнать все подробности о новых графических процессорах этой компании. В настоящей статье мы рассмотрим не только технические характеристики и технологии новой видеокарты AMD ATI Radeon HD5870, но и сравним ее с флагманом компании NVIDIA — GeForce GTX295.
Осенью этого года небезызвестная компания AMD официально анонсировала новое поколение графических чипов семейства Evergreen. На этот раз всеми любимые маркетологи компании AMD решили отказаться от численных обозначений своих графических чипов (ожидалось, что новый чип будет иметь маркировку RV870) и перейти к кодовым обозначениям в виде осмысленных слов. Представленный графический чип AMD ATI Radeon HD5870 является первым представителем нового семейства графический процессоров под названием Cypress, что в переводе означает «кипарис». Отметим, что это семейство будет включать высокопроизводительные одночиповые решения. Согласно слайдам AMD, показанным журналистам, вероятно, к концу этого года или началу следующего появится семейство Hemlock, включающее высокопроизводительные решения с двумя графическими процессорами на одной плате (Radeon HD 5800 X2), а также семейство Juniper, которое должно занять нишу бюджетных решений (Radeon HD 5700 и, возможно, Radeon HD 5600). То есть через полгода практически вся линейка графических процессоров AMD будет полностью обновлена.
Однако вернемся к новому графическому чипу AMD ATI Radeon HD 5870. В первую очередь отметим, что он не является доработанной версией предыдущих графических чипов линейки RV770. Это новое решение, которое, конечно, включает многие технологии, примененные в предыдущих сериях, но в то же время имеет другое строение и содержит новые технологии. В первую очередь это переход на новый техпроцесс — 40 нм, где AMD является законодателем моды в компьютерной индустрии. Площадь кристалла была значительно увеличена и составляет 334 мм2 против 263 мм2 у предыдущих серий Radeon HD 4800. Количество транзисторов возросло и перевалило за отметку в 2 млрд, что является рекордом среди графических решений на данный момент. Помимо изменения тактовых частот, что происходит в новых процессорах всегда, в два раза больше стало количество унифицированных процессоров — 1600. Количество текстурных блоков в новом графическом чипе тоже в два раза больше — 80. Сравнение технических характеристик видеокарт ATI Radeon HD 4890 и новой ATI Radeon HD 5870 сделано в табл. 1.
Однако технические характеристики всегда изменяются при переходе на новый технологический процесс. Гораздо интереснее узнать о новых технологиях. Новый графический процессор AMD Radeon HD 5870 первым из графических чипов в мире полностью поддерживает все инструкции набора API DirectX 11/Shader Model 5.0. Тут, конечно, стоит спросить, нужна ли эта поддержка, да и сама технология конечным пользователям, ведь даже игр, поддерживающих DirectX 10, в мире не так уж много, а тут уже следующая версия. Стоит отметить, что новые графические чипы, поддерживающие 11-ю версию этого API, обратно совместимы со всеми предыдущими версиями. Про API DirectX 11-й версии написано уже немало, и поскольку на данный момент игр, полностью созданных с учетом этой технологии не существует, мы не будем останавливаться на ее описании. Другое дело — технология Eyefinity, которую AMD представила впервые.
Новая технология Eyefinity предназначена для того, чтобы подключать к компьютеру уже не два, а три и более мониторов! Таким образом, объединив несколько мониторов в единое рабочее пространство, пользователь получит один большой монитор с очень высоким разрешением.
Специальный аппаратный комплекс позволяет подключать к одной видеокарте нового поколения до шести мониторов, при этом можно создавать различные конфигурации подключения. Тут стоит отметить, что стандартная видеокарта Radeon HD5870 позволяет подключить только три монитора. Для подключения шести мониторов необходима видеокарта Radeon HD5870 Eyefinity Edition с шестью портами miniDisplayPort, которая еще не выпущена. Количество и тип разъемов видеокарт могут различаться в зависимости от предпочтений производителя видеокарты.
Новые драйверы Catalyst позволяют выставлять различные режимы работы мониторов, включая стандартные режимы клонирования и расширения рабочего стола на несколько мониторов. Анонсированная технология дает пользователю возможность работать как с оконными, так и с полноэкранными 3D-приложениями. При этом, по заявлению компании AMD, для поддержки данной технологии в компьютерных играх не требуется устанавливать какие-либо специализированные обновления для игр или дополнительные драйверы. Конечно, протестировать данную технологию пока возможности нет, однако она очень интересна и заманчива для пользователей. А теперь рассмотрим новинку и результаты ее тестирования.
Видеокарта AMD ATI Radeon HD5870
Видеокарта AMD ATI Radeon HD5870 предоставляет конечному пользователю максимальную производительность однопроцессорного решения на базе последних графических процессоров AMD. О технических характеристиках этой модели мы уже говорили, а теперь рассмотрим ее внешний вид и систему охлаждения. Примененная в данной модели система охлаждения, по сравнению с системой, установленной на референсных видеокартах серии Radeon HD4870/HD4890, существенно изменилась. Длина печатной платы, а вместе с ней и системы охлаждения увеличилась: новая видеокарта является еще и лидером по длине!
В верхней части платы на привычном месте расположены два 6-контактных разъема питания видеокарты. В этой же части платы, но ближе к интерфейсам размещены разъемы Crossfire для связки двух видеокарт. В отличие от предыдущих версий видеокарт AMD, в этой модели предусмотрены два отверстия для забора воздуха, находящиеся на задней стороне видеокарты. По своей форме они напоминают что-то фантастическое. Система охлаждения построена на основе 4-контактного управляемого вентилятора, выполненного в виде турбины. Воздух от вентилятора охлаждает алюминиевый радиатор, который накрывает графический процессор и микросхемы памяти. При этом радиатор имеет медное окончание, соприкасающееся с графическим чипом. От медного основания отходят четыре медные трубки, охлаждаемые алюминиевым радиатором. Выход воздуха осуществляется через небольшое отверстие рядом с интерфейсами подключения. Также обратим внимание, что обратная сторона платы полностью закрыта металлическим кожухом.
В этой модели используются микросхемы памяти GDDR5 производства компании Samsung, которые имеют маркировку K4G10325FE-HC04. Время выборки этих микросхем равно 0,4 нс, а номинальная частота составляет 1,25 ГГц (5 ГГц QDR). Поскольку микросхемы памяти в видеокарте работают на частоте 1,2 ГГц, у видеокарты есть запас по небольшому разгону.
Задняя часть видеокарты, на которой расположены интерфейсы, имеет два разъема DVI, HDMI и Display-Port.
Отметим, что по сравнению с предыдущими референсными видеокартами от AMD новая система охлаждения стала работать значительно тише. Температура при максимальной нагрузке и режиме простоя снизилась по сравнению с референсными видеокартами Radeon HD4870 и HD4890. В табл. 2 приведено сравнение показателей энергопотребления и температуры для графических карт на базе Radeon HD4890 и Radeon HD4870.
Методика тестирования
Методика тестирования видеокарт подробно изложена в статье «Новая методика тестирования процессоров, компьютеров и видеокарт», опубликованной в сентябрьском номере журнала, а потому мы не станем повторяться. Отметим лишь, что в этом тестировании в качестве операционной системы мы использовали новую ОС Windows 7 Ultimate. Референсные результаты для видеокарты NVIDIA GeForce GTX295 также были получены на новой операционной системе с последней на момент написания статьи версией драйвера NVIDIA ForceWare 190.62.
Для тестирования видеокарт мы применяем тестовый скрипт ComputerPress Game Benchmark Script v.4.0, который позволяет полностью автоматизировать весь процесс тестирования и выбирать игры для тестирования и разрешение экрана, при котором они запускаются, настройки игр на максимальное качество отображения или максимальную производительность, а также задавать количество прогонов для каждой игры.
Интегральные показатели производительности видеокарты представлены на рис. 1, а абсолютные результаты тестирования — на рис. 2-20.
Рис. 1. Интегральный показатель производительности |
|
Рис. 2. Результаты тестирования в игре Quake IV (Patch 1.42) при настройке на максимальное качество |
Рис. 3. Результаты тестирования в игре Quake IV (Patch 1.42) при настройке на минимальное качество |
Рис. 4. Результаты тестирования в игре Half-Life: Episode 2 при настройке на максимальное качество |
Рис. 5. Результаты тестирования в игре Half-Life: Episode 2 при настройке на минимальное качество |
Рис. 6. Результаты тестирования в тесте Call of Juares DX10 Benchmark v.1.1.1.0 при настройке на максимальное качество |
Рис. 7. Результаты тестирования в тесте Call of Juares DX10 Benchmark v.1.1.1.0 при настройке на минимальное качество |
Рис. 8. Результаты тестирования
в игре S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl (Patch 1.005) при настройке на максимальное качество |
Рис. 9. Результаты тестирования
в игре S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl (Patch 1.005) при настройке на минимальное качество |
Рис. 10. Результаты тестирования в игре S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky (Patch 1.007) при настройке на максимальное качество |
Рис. 11. Результаты тестирования в игре S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky (Patch 1.007) при настройке на минимальное качество |
Рис. 12. Результаты тестирования в игре Crysis v.1.2.1 (CPU Score) при настройке на максимальное качество |
Рис. 13. Результаты тестирования в игре Crysis v.1.2.1 (CPU Score) при настройке на минимальное качество |
Рис. 14. Результаты тестирования в игре Crysis v.1.2.1 (GPU Score) при настройке на максимальное качество |
Рис. 15. Результаты тестирования в игре Crysis v.1.2.1 (GPU Score) при настройке на минимальное качество |
Рис. 16. Результаты тестирования в игре Left 4 Dead при настройке на максимальное качество |
Рис. 17. Результаты тестирования в игре Left 4 Dead при настройке на минимальное качество |
Рис. 18. Результаты тестирования в тесте 3DMark06 v.1.1.0 при настройке на максимальное качество |
Рис. 19. Результаты тестирования в тесте 3DMark06 v.1.1.0 при настройке на минимальное качество |
Рис. 20. Результаты тестирования в тесте 3DMark Vantage v. 1.0.1 |
Выводы
Во всех тестах эти две мощные графические карты шли наравне с попеременным успехом. В целом одночиповое решение компании AMD получилось очень достойным на фоне двухчипового решения от компании NVIDIA. Но ведь скоро NVIDIA также обещает обновить всю линейку своих видеокарт. Каким окажется расклад сил после этого, мы узнаем только к концу года.