«Зеркалки» для начинающих

Сергей Асмаков

Зеркальные камеры: за и против

Новые модели

 

Стараниями производителей зеркальные цифровые фотокамеры становятся все более популярными. В рамках этого обзора мы обсудим основные достоинства и недостатки этих устройств, а также рассмотрим зеркальные модели начального уровня, представленные в течение первых трех кварталов 2009 года.

Зеркальные камеры: за и против

Вот уже несколько лет ведущие производители цифровой фототехники прилагают огромные усилия для популяризации цифровых зеркальных аппаратов. И, надо сказать, массированные рекламные кампании принесли свои плоды: в сознании большинства людей, хотя бы немного интересующихся фототехникой, сформировался устойчивый стереотип о тотальном и безоговорочном превосходстве зеркальных фотокамер над аппаратами других типов. Разумеется, на самом деле это не совсем так.

Как и любое устройство, каждая модель цифровой фотокамеры имеет свои достоинства и недостатки. Конечно, возможности и характеристики различных аппаратов могут в значительной мере различаться, однако есть достоинства и недостатки, общие для каждого типа фотокамер. По большому счету, принципиальных достоинств у цифровых зеркальных камер три:

  • светочувствительный сенсор большого размера, позволяющий получать четкое изображение с незначительным цифровым шумом даже при использовании высокого уровня светочувствительности;
  • возможность установки сменных объективов, благодаря чему обеспечивается гибкость конфигурирования аппарата в зависимости от специфики выполняемых задач;
  • оптический TTL-видоискатель с подъемным зеркалом.

Строго говоря, светочувствительный сенсор большого размера и возможность использования сменной оптики есть и у некоторых фотоаппаратов, не являющихся зеркальными. В качестве примера можно привести дальномерные фотокамеры Leica M8 и Epson R-D1, а также аппараты системы Micro Four Thirds (такие как Panasonic Lumix DMC-G1 и DMC-GH1). Однако если рассматривать наиболее распространенные и доступные по цене решения, оснащенные светочувствительным сенсором большого размера и позволяющие использовать сменную оптику, то здесь альтернативы зеркальным моделям действительно нет.

В некоторых публикациях среди достоинств зеркальных цифровых фотоаппаратов также упоминаются высокоскоростная серийная съемка и возможность записи снимков в формате RAW. Однако это не соответствует действительности.

Возможность записи кадров в формате RAW имеется у целого ряда компактных цифровых фотоаппаратов — в частности у Canon Powershot G11 и S90, Fujifilm FinePix S200EXR, Panasonic Lumix DMC-FZ38 и множества других моделей, в том числе давно снятых с производства. Таким образом, эту возможность нельзя считать эксклюзивной функцией именно зеркальных фотокамер. То же самое можно сказать и о наборе так называемых творческих режимов съемки (P/A/S/M).

Что касается высокоскоростной серийной съемки, то рекорд в этой области на протяжении уже более полутора лет принадлежит отнюдь не зеркальной модели, а компактному цифровому фотоаппарату Exilim Pro EX-F1 компании Casio. Эта камера позволяет снимать до 60 кадров в секунду с максимальным разрешением, с огромным преимуществом опережая по этому показателю даже лучшие модели репортажных зеркальных фотоаппаратов.

Кратко резюмируя все вышеизложенное, можно констатировать, что зеркальные фотокамеры по сравнению с компактными моделями обеспечивают возможность получения изображений более высокого качества (в особенности при съемке в условиях недостаточной освещенности), позволяют использовать различные объективы и компоновать кадр, глядя в визир TTL-видоискателя. Что же ради этого придется принести в жертву?

Во-первых, массогабаритные показатели. Из-за того, что между внутренней линзой объектива и поверхностью светочувствительного сенсора необходимо разместить зеркало с подъемным механизмом, принципиально невозможно сделать зеркальный фотоаппарат (равно как и предназначенные для него объективы) карманного размера. Даже самые малогабаритные зеркальные модели гораздо больше и тяжелее компактных фотоаппаратов. Помимо чисто бытовых неудобств это может вызвать и определенные проблемы в процессе съемки: сделать громоздкой зеркальной камерой снимок, не привлекая внимания окружающих, практически невозможно.

Во-вторых, даже при относительно невысокой цене зеркальных аппаратов начального уровня как таковых совокупная стоимость владения таким устройством в итоге может составить весьма солидную сумму. Как минимум потому, что помимо самой камеры необходимо будет приобрести хотя бы пару приличных объективов, цены на которые начинаются от 200-300 долл. Стоимость же высококачественных зум-объективов ведущих производителей выражается 4- и 5-значными суммами в американской валюте. Помимо этого фотографу могут понадобиться и другие аксессуары: вспышки, дополнительные батарейные отсеки и пр.

В-третьих, стоит напомнить о пресловутом кроп-факторе. Как правило, зеркальные фотоаппараты начального и среднего уровня оснащаются светочувствительными сенсорами формата APS-C. В то же время большинство моделей объективов, выпускаемых для зеркальных камер, унифицировано с полнокадровыми моделями (у них размер сенсора соответствует кадру 35-миллиметровой пленки). Таким образом, при установке стандартного объектива на аппарат с сенсором формата APS-C фактический диапазон фокусных расстояний меняется в большую сторону (обычно в 1,5 раза). Следовательно, если на объективе указан диапазон 18-55 мм, то угловые размеры получаемых изображений будут соответствовать эквивалентному фокусному расстоянию 27-82,5 мм. И если в плане фотографирования удаленных объектов это даже хорошо, то для съемки больших объектов с близкого расстояния возможностей стандартной оптики может не хватить, и тогда возникнет необходимость в приобретении весьма недешевого сверхширокоугольного объектива.

Кстати говоря, использование съемной оптики порождает еще одну проблему — загрязнение поверхности светочувствительного сенсора. В процессе смены объективов во внутреннее пространство корпуса беспрепятственно проникает висящая в воздухе пыль и посторонние частицы, часть которых впоследствии может осесть на поверхности сенсора. Как следствие, на снимках начинают появляться темные точки. Практически во всех современных моделях цифровых зеркальных фотоаппаратов имеются специальные системы очистки поверхности сенсора, однако в некоторых случаях и они оказываются бессильны.

В общем, недостатков у зеркальных камер тоже хватает. Профессиональные фотографы в силу многолетней привычки (а отчасти и цеховой гордости) считают присущие зеркальным фотоаппаратам недостатки естественным продолжением их достоинств. Однако это мнение разделяют далеко не все фотолюбители, и с этим приходится считаться даже именитым производителям фототехники. Для того чтобы сделать цифровые зеркальные камеры более-менее массовым товаром, производителям пришлось учесть предпочтения целевой аудитории и внести ряд принципиальных изменений в казалось бы уже каноническую конструкцию. Прежде всего — реализовать возможность визирования не только через традиционный TTL-видоискатель, но и по экрану встроенного дисплея (так называемый режим Live View). Что бы там ни говорили профессионалы, но в реальной жизни возникает немало ситуаций, когда смотреть в глазок визира, мягко говоря, неудобно. В подтверждение этих слов можно привести результаты внутреннего исследования, проведенного компанией Sony в 2007 году. Согласно полученным данным, большинство респондентов из числа тех, кто планирует приобрести цифровую зеркальную камеру, поставили наличие режима Live View на первое место в списке наиболее важных факторов, влияющих на принятие решения о покупке.

Далее процесс пошел по нарастающей: производители стали внедрять в зеркальных камерах начального и среднего уровней решения, уже давно применяемые в компактных фотоаппаратах. В новых «зеркалках» появились функции записи видео, распознавания лиц, встроенные художественные фильтры, порт HDMI и т.д. Таким образом, современные цифровые зеркальные камеры (за исключением, пожалуй, самых дешевых и наиболее дорогих моделей) по обилию функций и удобству использования стали гораздо ближе к компактным цифровым фотоаппаратам. Так что неудивительно, что в последнее время все больше покупателей цифровых фотоаппаратов делают выбор в пользу зеркальных моделей. А теперь посмотрим, что же предлагают производители в категории цифровых зеркальных камер начального уровня в 2009 году.

Системы стабилизации изображения в цифровых зеркальных камерах

Использование систем стабилизации изображения позволяет значительно снизить вероятность получения смазанных снимков в случае применения телеобъективов, а также при съемке на «длинной» выдержке. В цифровой фототехнике получили распространение два типа таких систем.

Стабилизаторы первого типа, используемые компаниями Canon и Nikon, унаследованы от пленочных фотоаппаратов. Для стабилизации изображения служит встроенная в объектив дополнительная группа линз (блок стабилизации). Электромагнитный привод позволяет смещать одну из линз этой группы относительно оптической оси объектива. Величина и направление смещения вычисляются в режиме реального времени специализированным микропроцессором, который обрабатывает показания гиросенсоров, установленных в корпусе объектива.

Таким образом, для владельцев «зеркалок» Canon и Nikon возможность применения оптического стабилизатора изображения имеется только при установке объектива с соответствующей системой. Отличить их можно по аббревиатуре, присутствующей в названии объектива (IS у Canon и VR у Nikon).

Компании Olympus, Pentax и Sony используют собственные разновидности системы стабилизации изображения другого типа. Принцип ее работы заключается в компенсации движения за счет смещения платформы со светочувствительным сенсором в плоскости, перпендикулярной оптической оси объектива. Направление и амплитуда смещения вычисляются микропроцессором на основе показаний гиросенсоров, установленных в корпусе камеры. Этот же микропроцессор управляет двумя электроприводами, перемещающими платформу с сенсором в соответствии с изменением положения корпуса фотоаппарата. Впервые подобная система стабилизации изображения была внедрена в 2004 году в серийных моделях фотоаппаратов Konica Minolta, фотографическое подразделение которой впоследствии было поглощено компанией Sony.

Очевидно, что системы стабилизации изображения второго типа имеют важное преимущество, поскольку возможность использования этой функции не зависит от модели установленного в данный момент объектива.

Новые модели

В начале текущего года компания Canon представила недорогую зеркальную камеру EOS 500D, которая пришла на смену ранее выпускавшейся модели EOS 450D. Новинка оснащена 15,1-мегапиксельным КМОП-сенсором формата APS-C (кроп-фактор 1,6) и рассчитана на использование сменных объективов Canon серий EF и EF-S. Предусмотрена встроенная система очистки поверхности сенсора от пыли и посторонних частиц. Имеется выдвигающаяся вспышка, а также «горячий башмак» для установки внешних вспышек Canon серии Speedlite EX.

 

Рисунок

Canon EOS 500D с объективом
EF-S 18-55 мм, f3.5-5.6 IS

Обработка изображений возложена на процессор DIGIC 4. Благодаря характеристикам сенсора и применению усовершенствованных алгоритмов подавления цифровых шумов фотоаппарат позволяет снимать с настройками светочувствительности от 100 до 3200 единиц ISO. В камере используется 9-точечная широкозонная система автоматической фокусировки. Есть и функция автоматической коррекции настроек фокусировки с учетом распознанных в кадре лиц.

Максимальный размер получаемых изображений — 4752x3168 пикселов. Снимки можно сохранять в форматах JPEG и RAW. Максимальная скорость серийной съемки — 3,4 кадра в секунду; в одной серии можно сделать до 170 снимков в формате JPEG. Помимо статичных изображений камера позволяет записывать видео стандартной и высокой четкости (до 1080 линий с прогрессивной разверткой) в формате QuickTime (H.264). Для записи отснятого материала используются сменные карты памяти форматов SD и SDHC.

В камере установлен 3-дюймовый ЖК-дисплей Clear View, имеющий разрешение 920 тыс. пикселов. Благодаря функции Live View его можно применять для визирования в режимах фото- и видеосъемки.

Для подключения к внешнему оборудованию имеются интерфейс USB, аналоговый видеовыход (PAL/NTSC) и порт HDMI. В качестве источника питания используется литий-ионный аккумулятор LP-E5. Размеры корпуса камеры — 128,8x97,5x61,9 мм, вес — 480 г.

Компания Nikon летом нынешнего года представила модель D3000. Этот аппарат оснащен 10-мегапиксельным ПЗС-сенсором формата Nikon DX (кроп-фактор 1,5) и рассчитан на установку сменных объективов Nikkor AF-S и AF-?I, а также других серий с байонетом Nikon F. Предусмотрена встроенная система очистки поверхности сенсора от пыли.

 

Рисунок

Nikon D3000 c объективом
AF-S DX Nikkor 18-55 мм VR

В камере установлена 11-точечная система автоматической фокусировки Nikon Multi-CAM 1000 с функцией следящего автофокуса. Аппарат позволяет снимать с настройками светочувствительности от 100 до 1600 единиц ISO. Для работы с меню и просмотра снимков имеется 3-дюймовый ЖК-дисплей (230 тыс. пикселов). Аппарат оснащен встроенной выдвигающейся вспышкой. Есть и «горячий башмак» для установки внешней вспышки.

Максимальный размер получаемых изображений — 3872x2592 пикселов. Камера позволяет снимать серию со скоростью до 3 кадров в секунду. Полученные изображения можно сохранять в форматах JPEG и RAW (NEF), в том числе и одновременно.

В аппарате реализован ряд дополнительных функций, в том числе интерактивная система помощи начинающим фотографам и «электронная вспышка» (D-Lighting).

Для подключения к внешнему оборудованию имеются интерфейс USB и AV-выход. Размеры корпуса аппарата — 126x97x64 мм; вес — 485 г.

Более дорогая модель Nikon D5000 оснащена 12-мегапиксельным КМОП-сенсором формата Nikon DX (кроп-фактор 1,5). Из отличий стоит отметить увеличенный диапазон настроек светочувствительности (от 200 до 3200 единиц ISO), наличие режима Live View и ЖК-дисплей, установленный на поворотной платформе.

Максимальный размер получаемых изображений — 4288x2848 пикселов; скорость серийной съемки — до 3 кадров в секунду. Помимо статичных изображений можно записывать видео с разрешением 320x216, 640x424 либо 1280x720 и частотой 24 кадра в секунду.

 

Рисунок

Nikon D5000 c объективом
AF-S DX Nikkor 18-55 мм VR

Для подключения к внешнему оборудованию в камере Nikon D5000 имеются интерфейс USB, аналоговый AV-выход и порт HDMI. Размеры корпуса аппарата — 127x104x80 мм; вес без аккумулятора — 560 г.

Для записи отснятого материала в моделях Nikon D3000 и D5000 используются сменные карты памяти SD/SDHC. Источником питания служит литий-ионный аккумулятор EN-EL9а. Фотоаппараты можно приобрести как отдельно, так и в составе комплектов (kit), включающих помимо камеры один или два объектива. Подробную информацию о доступных вариантах комплектации можно найти на веб-сайте производителя (http://www.nikon.ru/).

В начале года компания Olympus представила пару новых зеркальных фотоаппаратов серии E-System. Модель Olympus E-450, пришедшая на смену ранее выпускавшейся E-420, оснащена 10-мегапиксельным КМОП-сенсором Live MOS формата 4/3 дюйма (кроп-фактор 2,0) и рассчитана на применение объективов стандарта E-System. Для очистки поверхности сенсора от посторонних частиц предусмотрен ультразвуковой фильтр. Аппарат оснащен встроенной вспышкой и «горячим башмаком» для установки внешней вспышки. Кроме того, имеется ИК-порт для дистанционного управления дополнительными вспышками.

 

Рисунок

Olympus E-450 c объективом
Zuiko Digital ED 14-42 мм, 1:3.5-5.6

Cистема LiveView позволяет осуществлять визирование по экрану 2,7-дюймового ЖК-дисплея HyperCrystal II, имеющего разрешение 230 тыс. пикселов. Камера оснащена 11-точечной системой автоматической фокусировки и позволяет производить съемку с настройкой светочувствительности в пределах от 100 до 1600 единиц ISO. Обработка данных возложена на специализированный процессор TruePic III+.

Максимальный размер получаемых изображений — 3648x2736 пикселов. Возможна запись снимков в форматах RAW и JPEG (в том числе и одновременно). Скорость серийной съемки — до 3,5 кадров в секунду. В одной серии можно сделать до восьми кадров формата RAW. При сохранении снимков в формате JPEG длина серии ограничена только емкостью используемой карты памяти. Для записи отснятого материала используются сменные карты памяти форматов CompactFlash Type I/Type II и xD-picture.

Помимо многочисленных настроек и 28 программ сюжетной съемки в распоряжении фотографа имеются три фильтра для художественной обработки изображений внутри камеры. В камере также реализованы функции оптимизации динамического диапазона и коррекции настроек с учетом распознанных в кадре лиц.

Для подключения к внешнему оборудованию в аппарате предусмотрены интерфейс USB и AV-выход. В качестве источника питания используется литий-ионный аккумулятор BLS-1. Размеры корпуса камеры — 129,5x91x53 мм, вес — 380 г.

Фотоаппарат Olympus E-620 рассчитан на установку оптики такого же стандарта, но имеет ряд отличий от описанной выше модели. Так, разрешение сенсора этой камеры составляет 12 мегапикселов, а диапазон настроек светочувствительности расширен до 3200 единиц ISO. Кроме того, E-620 оснащен системой стабилизации изображения, которая работает по принципу сдвига платформы со светочувствительным сенсором относительно оптической оси объектива. Для обеспечения максимального удобства 2,7-дюймовый ЖК-дисплей HyperCrystal III установлен на поворотной платформе.

 

Рисунок

Olympus E-620 c объективом
Zuiko Digital ED 14-42 мм, 1:3.5-5.6

Камера позволяет получать снимки размером до 4032x3024 пикселов. Фотограф может выбрать в настройках желаемое соотношение сторон снимков — 4:3, 3:2, 16:9 или 1:1. Максимальная скорость серийной съемки составляет 4 кадра в секунду. Размеры корпуса аппарата — 130x94x60 мм; вес — 475 г.

Модели Olympus Е-450 и E-620 можно приобрести как отдельно, так и в составе комплектов Kit (с объективом Zuiko Digital ED 14-42 мм, 1:3.5-5.6) и Double Zoom Kit (с объективами Zuiko Digital ED 14-42 мм, 1:3.5-5.6 и Zuiko Digital 40-150 мм, 1:3.5-4.5).

В сентябре текущего года компания Pentax, ныне являющаяся частью Hoya Corporation, представила зеркальную фотокамеру K-x. Этот аппарат оснащен 12-мегапиксельным КМОП-сенсором формата APS-C (кроп-фактор 1,5) и рассчитан на использование сменных объективов с байонетом Pentax KAF2. Камера оборудована системой стабилизации изображения Shake Reduction, работающей по принципу сдвига платформы со светочувствительным сенсором относительно оптической оси объектива. Для очистки поверхности сенсора от пыли и посторонних частиц предусмотрена специальная механическая система. Кроме того, на поверхность ИК-фильтра нанесено специальное покрытие, препятствующее налипанию пыли и образованию жировых пятен.

 

Рисунок

Pentax K-x c объективом smc Pentax DA
18-55 мм, f/3.5-5.6 AL

В аппарате используется 11-точечная система автоматической фокусировки SAFOX VIII. Есть и функция фокусировки с учетом распознанных в кадре лиц. Затвор усовершенствованной конструкции позволяет отрабатывать выдержки до 1/6000 с. Возможна съемка с настройкой светочувствительности в диапазоне от 100 до 12 800 единиц ISO. Функция Live View позволяет осуществлять визирование по экрану 2,7-дюймового ЖК-дисплея в процессе фото- и видеосъемки.

Максимальный размер получаемых снимков — 4288x2428 пикселов. Аппарат позволяет сохранять кадры в форматах JPEG и RAW (в фирменном PEF либо стандартном DNG). Скорость серийной съемки достигает 4,7 кадра в секунду. Помимо статичных изображений камера позволяет записывать видео с разрешением 640x416 либо 1280x720 и частотой 24 кадра в секунду.

Для начинающих пользователей в камере предусмотрено десять программ сюжетной съемки, а также режим Auto Picture, позволяющий автоматически выбирать нужную программу на основе анализа текущей сцены. Также имеется функция оптимизации динамического диапазона. Для съемки сцен с очень контрастным освещением реализован режим HDR — в этом случае камера делает три снимка с разными настройками экспозиции и затем совмещает их в одно изображение. Есть и набор художественных фильтров для обработки снимков.

Для записи отснятого материала используются сменные карты памяти формата SD/SDHC. Питается камера от четырех стандартных элементов формата АА. Габариты аппарата — 123x92x68 мм; вес — 580 г.

В мае компания Sony полностью обновила линейку цифровых зеркальных фотоаппаратов начального уровня. На данный момент младшей моделью является Sony ?230. Она оснащена 10-мегапиксельным ПЗС-сенсором формата APS-C (кроп-фактор 1,5), системой стабилизации изображения SteadyShot и рассчитана на установку сменных объективов с байонетом Sony Alpha, а также Minolta и Konica Minolta ?, Maxxum и Dynax с байонетом типа А. Камера оборудована 9-точечной системой автоматической фокусировки с функцией EyeStart. Для очистки поверхности сенсора от пыли и посторонних частиц предусмотрен специальный механизм. Возможна съемка с настройкой светочувствительности в диапазоне от 100 до 3200 единиц ISO.

 

Рисунок

Sony ?230 c объективом DT 18-55 мм, f3,5-5,6 SAM

Для работы с меню и просмотра снимков в аппарате установлен 2,7-дюймовый ЖК-дисплей Clear Photo LCD (230 тыс. пикселов). Есть выдвигающаяся встроенная вспышка и «горячий башмак» для подключения внешней вспышки.

Максимальный размер получаемых изображений — 3872x2592 пикселов. Снимки можно сохранять в форматах JPEG и RAW (в том числе одновременно). Скорость серийной съемки — до 2,5 кадров в секунду с максимальным разрешением.

Для начинающих фотографов предусмотрено шесть программ сюжетной съемки и интерактивная справочная система. Функция оптимизации динамического диапазона (D-Range Optimizer) позволяет сохранить максимум деталей изображения при съемке сцен с контрастным освещением.

Для записи отснятого материала можно использовать сменные карты памяти форматов Memory Stick Pro Duo и SD/SDHC. В камере имеется ИК-приемник беспроводного пульта ДУ. В качестве источника питания применяется литий-ионный аккумулятор NP-FH50. Для подключения к внешнему оборудованию предусмотрен интерфейс USB и порт HDMI. Размеры корпуса аппарата — 128x97x67,5 мм; вес — 450 г.

Основное отличие модели Sony ?330 — наличие режима Live View с быстрой автофокусировкой, для удобства использования которого ЖК-дисплей установлен на платформе с изменяемым углом наклона. Кроме того, у Sony ?330 иной дизайн корпуса, который немного толще (128x97x71,4 мм) и тяжелее (491 г).

 

Рисунок

Sony ?330 c объективом DT 18-55 мм, f3,5-5,6 SAM

Камера Sony ?380 выполнена в таком же корпусе, что и Sony ?330. Отличительная особенность старшей модели — более высокое разрешение ПЗС-сенсора (14 мегапикселов), что позволяет получать изображения размером до 4592x3056 пикселов.

 

Рисунок

Sony ?380 c объективом DT 18-55 мм, f3,5-5,6 SAM

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 10'2009


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует