AMD HD5870 CrossFire — два флагмана в одной упряжке
После анонса видеокарт на базе новейших графических процессоров от компании AMD — ATI Radeon HD5870 — в нашу тестовую лабораторию поступило несколько экземпляров этих видеокарт. Но поскольку мы уже протестировали видеокарту ATI Radeon HD5870 и сравнили ее с флагманом от компании NVIDIA, в настоящей статье мы рассмотрим производительность связки двух видеокарт нового поколения ATI Radeon HD5870 в режиме CrossFire.
Перед тем как перейти к тестированию двух видеокарт на базе ATI Radeon HD5870 в режиме CrossFire, напомним несколько отличительных особенностей новых графических чипов, установленных в данных видеоадаптерах. В конце осени этого трудного года всеми любимая компания AMD официально анонсировала новое поколение графических чипов семейства Evergreen. Графический чип ATI Radeon HD5870 является первым представителем нового семейства графических процессоров с кодовым названием Cypress, что в переводе означает кипарис. Отметим, что это семейство будет включать только высокопроизводительные решения, основанные на одном графическом ядре. Двухъядерные решения будут относиться к другому семейству видеокарт, которое пока находится в разработке. Хотя слухи о грядущем анонсе более производительной видеокарты ATI Radeon HD5890 и появляются в Интернете, но на данный момент графический чип ATI Radeon HD5870 считается самым производительным решением, предлагаемым AMD.
Скажем несколько слов о новом графическом чипе AMD ATI Radeon HD 5870. В первую очередь отметим, что он не является доработанной версией предыдущих графических чипов линейки HD4800. Это технологически новое решение, которое, конечно, включает многие технологии, примененные в предыдущих сериях, но в то же время имеет иное структурное строение и содержит новые технологии. Конечно, нельзя обойти вниманием и переход на новый, 40-нм техпроцесс — в этой области AMD является законодателем мод. Площадь кристалла была увеличена и составляет 334 мм2 против 263 мм2 у предыдущих графических чипов серии Radeon HD 4800. Количество транзисторов увеличилось и перевалило за отметку в 2 млрд, что на данный момент является рекордом среди пользовательских графических решений. По последним сведениям, новое решение от NVIDIA имеет 3 млрд транзисторов, но поскольку реальных прототипов Fermi еще никто, кроме инженеров NVIDIA, не видел, первенство пока за AMD. Помимо изменения тактовых частот графического процессора и памяти изменилось и количество унифицированных процессоров, коих стало ровно в два раза больше — 1600. Количество текстурных блоков в новом графическом чипе также в два раза больше — 80.
AMD ATI Radeon HD5870
Sapphire ATI Radeon HD5870
Нельзя обойти вниманием и тот факт, что новые графические процессоры AMD Radeon HD 5870 — первые графические чипы в мире, полностью поддерживающие все инструкции набора API DirectX 11/Shader Model 5.0. Технология DirectX 11 реализована в только что вышедшей операционной системе Windows 7, которая пришла на смену Windows Vista. Однако существенных изменений в работе интерфейса Windows 7 с применением видеокарт, поддерживающих эту технологию, нами замечено не было. Поэтому необходимо задаться вопросом о целесообразности поддержки этого API с учетом того, что ни одна из новых игр в полной мере не поддерживает даже версию DirectX 10, которая вышла уже достаточно давно. Не говоря уже о поддержке версии DirectX 10.1, которой AMD в свое время так гордилась. Однако отметим, что новые графические процессоры, поддерживающие 11-ю версию этого API, обратно совместимы со всеми предыдущими версиями.
Вкратце расскажем о новой технологии Eyefinity, впервые примененной в этих графических процессорах. Она предназначена для того, чтобы подключать к компьютеру уже не два, а три и более мониторов. При этом, объединив несколько мониторов в единое рабочее пространство, пользователь получит один большой монитор с очень высоким разрешением. Как заявляет производитель — компания AMD, специальный аппаратный комплекс позволяет подключать к одной видеокарте нового поколения до шести мониторов, причем можно создавать различные конфигурации подключения. Референсная видеокарта ATI Radeon HD5870 дает возможность подключить только три монитора, а для подключения шести мониторов необходима видеокарта ATI Radeon HD5870 Eyefinity Edition с шестью портами miniDisplayPort, которая еще не выпущена. Количество и тип разъемов на видеокарте различаются в зависимости от предпочтений ее производителя. И хотя анонсированная технология Eyefinity привлекательна для пользователей, необходимо понимать, что за такое удовольствие придется отдать весьма круглую сумму. Ведь помимо видеокарт необходимы мониторы с узкими рамками, которых на рынке не так много и которые стоят дороже, чем обычные широкоформатные. К тому же, чтобы оценить преимущества этой технологии, необходимы три или более мониторов!
Новое программное обеспечение для управления видеоадаптером Catalyst позволяет выставлять различные режимы работы мониторов, включая стандартные режимы клонирования и расширения рабочего стола на несколько мониторов. Анонсированная технология дает пользователю возможность работать как с оконными, так и с полноэкранными 3D-приложениями. При этом, по заявлению компании AMD, для поддержки этой технологии в компьютерных играх не требуется устанавливать какие-либо специализированные обновления для игр или дополнительные драйверы. Конечно, протестировать данную технологию пока возможности нет, однако она очень интересна и заманчива для пользователей. А теперь рассмотрим некоторые технические характеристики моделей и перейдем к результатам тестирования.
Участвовавшие в нашем тестировании видеокарты по своей технической начинке полностью идентичны. Различаются они лишь наклейкой Sapphire на фирменной видеокарте от этой компании. Примененная в этих моделях система охлаждения, по сравнению с референсными системами, устанавливаемыми на видеокартах предыдущей серии Radeon HD4870/HD4890, существенно изменилась. Размеры печатной платы и системы охлаждения увеличились — теперь новые модели видеокарт также лидируют по длине! Поэтому при выборе данных моделей следует учитывать, сколько в корпусе свободного места. Во многие стандартные корпуса данная модель просто не поместится. Впрочем, при покупке такой видеокарты предполагается, что пользователь имеет нестандартный и достаточно просторный системный блок.
В верхней части видеокарты на привычном месте расположены два 6-контактных разъема питания видеокарты. На этой же части платы, но ближе к интерфейсам находятся разъемы CrossFire для связки двух видеокарт. В отличие от предыдущих версий видеокарт AMD, в этой модели предусмотрены два отверстия для забора воздуха, расположенные на задней стороне видеокарты. По форме они напоминают нечто фантастическое. Система охлаждения построена на основе 4-контактного управляемого вентилятора, выполненного в виде турбины. Воздух от вентилятора охлаждает алюминиевый радиатор, который накрывает собой графический процессор и микросхемы памяти. При этом радиатор имеет медное окончание, которое и соприкасается с графическим чипом. А от медного основания отходят четыре медные трубки, охлаждаемые алюминиевым радиатором. Выход воздуха осуществляется через небольшое отверстие рядом с интерфейсами подключения. Также обратим внимание на то, что обратная сторона платы полностью закрыта металлическим кожухом.
В обеих моделях видеокарт используются микросхемы памяти GDDR5 производства компании Samsung, которые имеют маркировку K4G10325FE-HC04. Время выборки этих микросхем равно 0,4 нс, а номинальная частота составляет 1,25 ГГц (5 ГГц QDR). Поскольку микросхемы памяти в видеокарте работают на частоте 1,2 ГГц, у видеокарт есть запас по небольшому разгону. На задней стороне видеокарт, где расположены интерфейсы подключения монитора, имеются два разъема DVI, HDMI и Display-Port.
По сравнению с предыдущими референсными системами охлаждения от AMD новая система охлаждения стала работать гораздо тише. Температура при максимальной нагрузке и режиме простоя также снизилась по сравнению с референсными видеокартами Radeon HD4870 и HD4890. В таблице приведено сравнение показателей энергопотребления и температуры для графических карт на базе Radeon HD4890 и Radeon HD4870. Отметим, что между референсной видеокартой от компании AMD и видеокартой производства Sapphire нет никаких различий в энергопотреблении (погрешность составляет порядка 2%).
Методика тестирования
Методика тестирования видеокарт подробно изложена в статье «Новая методика тестирования процессоров, компьютеров и видеокарт», опубликованной в сентябрьском номере нашего журнала, а потому не станем повторяться. Отметим лишь, что в этом тестировании в качестве операционной системы мы использовали новую ОС Windows 7 Ultimate. Референсные результаты для видеокарты NVIDIA GeForce GTX295 также были получены на новой операционной системе с последней, на момент написания статьи, версией драйвера NVIDIA ForceWare 191.07.
Для тестирования видеокарт мы использовали тестовый скрипт ComputerPress Game Benchmark Script v.4.0, который позволяет полностью автоматизировать процесс тестирования и выбирать игры для тестирования, разрешения экрана, при которых они запускаются, а также настройку игр на максимальное качество отображения или максимальную производительность, а также задавать количество прогонов для каждой игры.
Абсолютные результаты тестирования показаны на рис. 1-19, а интегральные показатели производительности видеокарт — на рис. 20.
Рис. 1. Результаты тестирования в игре Quake IV (Patch 1.42) при настройке на максимальное качество |
Рис. 2. Результаты тестирования в игре Quake IV (Patch 1.42) при настройке на минимальное качество |
Рис. 3. Результаты тестирования в игре Half-Life: Episode 2 при настройке на максимальное качество |
Рис. 4. Результаты тестирования в игре Half-Life: Episode 2 при настройке на минимальное качество |
Рис. 5. Результаты тестирования в тесте Call of Juares DX10 Benchmark v.1.1.1.0 при настройке на максимальное качество |
Рис. 6. Результаты тестирования в тесте Call of Juares DX10 Benchmark v.1.1.1.0 при настройке на минимальное качество |
Рис. 7. Результаты тестирования в игре S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl (Patch 1.005) при настройке на максимальное качество |
Рис. 8. Результаты тестирования в игре S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl (Patch 1.005) при настройке на минимальное качество |
Рис. 9. Результаты тестирования в игре S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky (Patch 1.007) при настройке на максимальное качество |
Рис. 10. Результаты тестирования в игре S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky (Patch 1.007) при настройке на минимальное качество |
Рис. 11. Результаты тестирования в игре Crysis v.1.2.1 (CPU Score) при настройке на максимальное качество |
Рис. 12. Результаты тестирования в игре Crysis v.1.2.1 (CPU Score) при настройке на минимальное качество |
Рис. 13. Результаты тестирования в игре Crysis v.1.2.1 (GPU Score) при настройке на максимальное качество |
Рис. 14. Результаты тестирования в игре Crysis v.1.2.1 (GPU Score) при настройке на минимальное качество |
Рис. 15. Результаты тестирования в игре Left 4 Dead при настройке на максимальное качество |
Рис. 16. Результаты тестирования в игре Left 4 Dead при настройке на минимальное качество |
Рис. 17. Результаты тестирования в тесте 3DMark06 v.1.1.0 при настройке на максимальное качество |
Рис. 18. Результаты тестирования в тесте 3DMark06 v.1.1.0 при настройке на минимальное качество |
Рис. 19. Результаты тестирования в тесте 3DMark Vantage v. 1.0.1 |
|
Рис. 20. Интегральный показатель производительности |
Выводы
По результатам тестирования нового графического процессора видно, что во всех тестах эти графические карты шли параллельно с переменным успехом. В целом одночиповое решение компании AMD получилось весьма достойным на фоне двухчипового решения от компании NVIDIA. Однако во многих играх установка дополнительного видеоадаптера Radeon HD5870 не дает ощутимого прироста в производительности. Общая прибавка производительности в пересчете на проценты составляет чуть больше 10% для большинства тестов. Если рассуждать логически, то покупка и установка дополнительной видеокарты просто нерентабельна и экономически невыгодна пользователю: по цене двух видеокарт он в итоге получает лишь 110% производительности. В синтетических тестах 3DMark Vantage видеокарты от AMD заметно уступают решениям NVIDIA, поэтому стоит дождаться нового бенчмарка от этой компании, который, как заявляет производитель, выйдет совсем скоро.