Двадцать вопросов в 20-летний юбилей компании «Аквариус»
На вопросы отвечает старший вице-президент компании «Аквариус» Владимир Шибанов.
— 2009 год, вероятно, был одним из самых непростых для компании за ее 20-летнюю историю. Что вы можете сказать о текущей ситуации?
— По нашим прогнозам, даже в этом кризисном году компания «Аквариус» повторит свой оборот прошлого года или даже превысит его.
Владимир Шибанов
— Что удалось сделать за прошедшие 20 лет, а что до сих пор остается в планах на будущее?
— Для меня главным достижением «Аквариуса» является его многолетняя стабильность и способность преодолевать все возникающие на его пути преграды. При этом «Аквариус» все эти годы занимается производственной деятельностью, которая является одной из самых трудных областей компьютерного рынка. На отечественном компьютерном рынке практически не осталось компаний, которые могут похвастаться такой многолетней историей. Да и на мировом рынке таких долгожителей не так много. Компанию, проработавшую на отечественном компьютерном рынке 20 лет, можно смело назвать ветераном, но она не смогла бы так долго работать без агрессивности и напористости молодых. Это и является формулой успеха «Аквариуса»: многолетний опыт плюс молодой азарт.
— Какую часть в обороте компании занимает госзаказ, а какую — корпоративный сегмент и СМБ?
— В первую очередь «Аквариус» ориентируется на корпоративный сегмент, при этом порядка 70% бизнеса «Аквариус» — это поставки в госсектор, а остальное — крупные и средние корпоративные клиенты. На розничный рынок мы, может быть, не успели выйти, но с учетом кризиса и хорошо, что мы вовремя опоздали. Первым восстанавливаться стал именно госсектор, после того как пошло движение бюджетных средств. Розница же находится в самом сложном положении, как и те компании, которые ориентировались только на нее.
При существующей модели развития компании я считаю, что идеальным является соотношение 50 на 50, а именно 50% — государственный сектор и 50% — крупные и средние частные компании. Именно это соотношение позволяет чувствовать себя спокойно в любой ситуации.
— Насколько перспективен для компании ритейл в сложившихся условиях?
— На самом деле более двух лет назад мы достаточно серьезно обсуждали вопрос вхождения в розничный рынок. Но на тот момент уже была сформирована стратегия комплексных решений, и в итоге мы пошли по ее пути. То есть одна стратегия подавила другую. Оглядываясь назад, с учетом кризиса и произошедших событий мы видим, что решение выйти в розницу стратегически было не очень правильным.
— «Аквариус» всегда делал упор на работе с образовательными и медицинскими учреждениями. Будет ли продолжена эта традиция, и каких новых проектов ждать в этих сферах?
— Реализация стратегии развития «Аквариуса» в области производства законченных комплексных решений началась в 2004 году с выпуска мобильного компьютерного класса AquaCart. Действительно, и сегодня наиболее популярно семейство решений именно для сферы образования. Оно является самым отработанным и разветвленным. Компания постоянно развивает предлагаемые решения, улучшая их характеристики и расширяя функции.
И данная традиция будет продолжена, поскольку кризис — это не повод для государства отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Инвестиции в человеческий капитал — образование и здравоохранение — будут ключевым приоритетом бюджетных расходов, и у «Аквариуса» есть что предложить госзаказчику.
— Какова сейчас структура продаж по различным продуктовым линейкам компании?
— Год еще не завершен, но по ситуации на данный момент в распределении продаж по продуктовым линейкам доля ПК выросла до 65% (в 2008 г. — 57%), при этом доля серверного оборудования осталась прежней — 22%. Мониторы — 8%. Переход к поставкам комплексных программно-аппаратных решений привел к резкому увеличению доли ПО, которая составляет сегодня более 10%.
— Будут ли изменения в продуктовых линейках в ближайшее время?
— Конечно же, изменения будут. «Аквариус» всегда предлагает востребованные решения, следуя тенденциям развития рынка.
— Какие платформы выбраны в качестве оптимальных для десктопов и ноутбуков?
— Не совсем правильно говорить о комплектующих, которые входят в состав наших продуктов. Ведь заказчик покупает, например, ПК Aquarius, а не набор определенных комплектующих. Сама марка Aquarius гарантирует использование оптимальных комплектующих по производительности, цене и качеству.
— Развитию каких направлений компания планирует уделять особое внимание?
— Мы достигли определенного этапа и сегодня предлагаем рынку ряд комплексных решений, «кирпичиков» более высокого уровня. Но данные решения закрывают еще не весь спектр. Мы пришли к пониманию того, что комплексные решения исключительно на базе оборудования Aquarius нас также сдерживают. Поэтому сейчас стали смотреть на рынок шире и включать в комплексные решения оборудование и программную составляющую других вендоров. Кстати сказать, западные партнеры с удовольствием участвуют в подобных проектах.
При этом хотелось бы подчеркнуть, что «Аквариус» не переходит границу и не называет себя системным интегратором. Мы являемся российским производителем комплексных решений.
Кроме того, одним из основных направлений технологического развития компании «Аквариус» является сфера информационной безопасности. В свете принятия закона № 152-Ф3 специалисты компании «Аквариус» приступили к работе по созданию комплексных решений по защите информации и персональных данных. Например, «Аквариус» выпустил серию автоматизированных рабочих мест (серия «Бастион») с предустановленными средствами защиты информации. Были разработаны оптимальные по цене и функциональности конфигурации АРМ для каждого класса ИСПДн (от К4 до К1).
— Насколько оправдал себя переход на прямые контракты с вендорами и заказчиками?
— Если говорить о прямых соглашениях с вендорами, то очевидно, что они являются показателем значимости «веса» компании на рынке, а также ее финансовой устойчивости и репутации. Кроме того, понятно, что прямые контракты с основными производителями позволяют компании находиться на пике прогресса, выпускать новые продукты одновременно с мировыми премьерами, поскольку прямое соглашение подразумевает более тесный контакт с R&D-департаментами, прямое сотрудничество в области производства и разработки.
— Что вы можете сказать о сегменте информационных терминалов? Насколько это направление перспективно для компании?
— Сегодня мы поставляем информационные терминалы в рамках комплексного решения для эффективного инфраструктурного преобразования почтовых операторов, банков, магазинов и других государственных и коммерческих организаций, деятельность которых предусматривает услуги приема и обслуживания посетителей. В составе системы электронной очереди терминал выполняет функции организации очередности обслуживания, регистрации посетителя в очереди, печати талона, на котором выведены дата и время регистрации в очереди, номер очереди.
В решении для образования «Цифровая школа» инфотерминалы используются для быстрого доступа к расписанию занятий. В решении для здравоохранения AquaMed — для самостоятельной записи на прием к врачу.
— Насколько, на ваш взгляд, будут востребованы нетбуки в корпоративном сегменте?
— Очевидно, что функционал у нетбуков выше, чем у КПК. На них можно установить полнофункциональный софт, в том числе и прикладной с удобным для работы интерфейсом. Кроме того, на них удобнее работать (шире клавиатура и дисплей, можно применять и в планшетном исполнении с поворотным сенсорным экраном). Поэтому нетбуки могут использоваться как легкие переносные устройства с возможностью работы одновременно и в проводных, и в беспроводных сетях. Отсюда и области применения, основными из которых являются образование и медицина, а вспомогательными — учет и контроль в любой из отраслей (особенно, если подключить к нетбуку датчик или считыватель кодов, меток).
Таким образом, нетбуки — это все-таки не самостоятельные и широко распространенные продукты (пришедшие на смену ноутбукам), а нишевые устройства, подходящие для использования в определенных областях.
— Насколько актуальна для российского рынка виртуализация, в частности виртуализация серверов?
— Разумеется, интерес к виртуализации серверов есть. Этому способствует стремление заказчиков консолидировать ресурсы физических серверов в ИТ-инфраструктуре и одновременно снизить расходы на электроэнергию и совокупную стоимость владения (TCO).
— Имеются ли планы по разработке собственных софтверных решений?
— Комплексные решения — это плоды сотрудничества с разработчиками ПО. Так, по программному обеспечению для «тонких» клиентов мы сотрудничаем с украинскими разработчиками. Из иностранных компаний — это LANDesk, с которым мы заключили OEM-соглашение, Microsoft, VMWare, Google, Paragon и др.
— Подстегнет ли ИТ-рынок вступление с 1 января 2010 года в силу закона «О персональных данных»?
— Безусловно. Принятие Государственной Думой РФ 8 июля 2006 года Федерального закона № 152-Ф3 «О персональных данных» поставило перед государственным сектором и коммерческими предприятиями ряд конкретных задач, которые должны быть решены к 1 января 2010 года.
Большинство операторов персональных данных начали проводить активную подготовительную работу только в 2008-м и текущем году, когда стала доступна нормативная база и появилось более четкое понимание мер, необходимых для соблюдения закона.
Кроме того, «Порядок проведения классификации информационных систем персональных данных», утвержденный приказом ФСТЭК России, ФСБ России и Мининформсвязи России, в сочетании с методическими рекомендациями ФСТЭК и ФСБ привел к тому, что информационные системы персональных данных районных поликлиник, больниц, детских домов (а также общеобразовательных школ, в которых в электронном виде хранится информация о здоровье учащихся) относятся к самому защищенному первому классу (К1). И меры по защите ИСПДн К1 требуют серьезных средств защиты, больших денежных вложений, а также наличия в этих организациях квалифицированных специалистов в области информационной безопасности для обслуживания данных систем.
В предыдущие годы, когда бесчисленному количеству организаций требовалось купить компьютерную технику и они только-только услышали о ФЗ № 152-Ф3, заказчики задавали вопросы о защите персональных данных непосредственно поставщикам техники. Поэтому компания «Аквариус» и другие фирмы, работающие с большим кругом региональных партнеров, взяли на себя работу по разъяснению требований закона «О персональных данных», тем самым оказывая своим партнерам экспертную поддержку по самому широкому кругу вопросов защиты персональных данных в соответствии с законом № 152-ФЗ — от выбора решений по защите рабочих мест, серверов и сетевого взаимодействия до выработки алгоритма действий, необходимых для аттестации ИСПДн уполномоченными на то организациями.
— Какие решения компания «Аквариус» предлагает для обеспечения информационной безопасности и защиты персональных данных?
— Сегодня решения компании «Аквариус» в области информационной безопасности охватывают весь спектр средств и услуг по защите информации — от конфиденциальной информации и персональных данных до информации, составляющей государственную тайну. Компанией поставляются как законченные решения с применением средств защиты информации, так и средства вычислительной техники для построения защищенных информационных систем.
Компания «Аквариус» является лицензиатом ФСТЭК России и ФСБ России и имеет в своем распоряжении всю нормативную базу по защите персональных данных, в том числе нормативную базу ФСТЭК и ФСБ. Партнерами компании «Аквариус» являются ведущие отечественные производители средств защиты информации, системные интеграторы и организации, аккредитованные ФСТЭК России.
Сегодня «Аквариус» проводит работу по созданию ИСПДн, в том числе в государственных организациях, образовательных и медицинских учреждениях. При этом основную задачу мы видим в том, чтобы предлагаемые нами решения получили одобрение аттестующей организации. Поэтому работа над проектом осуществляется с самого начала в тесном контакте с аттестующей организацией, чтобы гарантировать заказчику успешную аттестацию ИСПДн на соответствие требованиям федерального закона.
— Какие изменения произошли в сервисной программе? Смогли ли пережить кризис региональные сервис-центры компании?
— В этом году мы запустили новую сервисную программу работы с региональными сервисными центрами (СЦ). Программа направлена в первую очередь на сокращение сроков ремонта у конечного заказчика, а также на поддержку основных авторизованных СЦ. В рамках программы происходит модернизация нашей сервисной сети. Наиболее крупные и надежные СЦ становятся базовыми региональными сервисными центрами, которым мы оказываем наибольшую поддержку.
В кризис мы наблюдаем тенденцию к сокращению количества сервисных центров. Многие СЦ просто перестали существовать, в том числе и те, что на протяжении 10 лет успешно работали на данном рынке. Сейчас на федеральном уровне практически не выделяются бюджетные деньги на сервис, соответственно количество аукционов резко сократилось. А на проводимых аукционах усилилась конкуренция, в конкурсах стало участвовать большое количество мелких компаний, заинтересованных в получении заказа любой ценой. И часто они выигрывают торги за счет занижения стоимости контракта.
— Какой прогноз вы можете дать по изменению оборота вашей компании в IV квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года?
— Замораживание бюджетов наших целевых заказчиков в течение полугода привело к всплеску деловой активности в IV квартале 2009 года. Благодаря серьезному портфелю заказов на этот период результаты IV квартала более чем в два раза превысят соответствующий показатель предыдущего года.
— Один из признаков окончания кризиса — это появление вакансий. Есть ли сейчас вакансии в компании «Аквариус»?
— «Аквариус» — одна из немногих (если не единственная) компаний на рынке, которая не сократила из-за кризиса ни одного сотрудника. Соответственно кадровая политика не претерпела никаких изменений. Происходит обычная ротация кадров, появляются новые вакансии, причем в таком же ритме, что и до кризиса.
— Долгосрочный прогноз в нынешних условиях — дело неблагодарное, но все-таки что, на ваш взгляд, ожидает компанию в 2010 году?
— Я думаю, что «Аквариус» останется одним из лидеров российского рынка в области производства компьютерного оборудования для крупных корпораций и государства. Будет гораздо больше комплексных решений для различных сфер деятельности. И в рамках создания новых решений у нас будет больше взаимоотношений с разными вендорами.
Революции не будет. Просто, выйдя из кризиса, нам следует упрочить свои позиции. Я думаю, что мы станем компанией номер один в том сегменте, который закрываем сегодня, — корпорации и государство. Мы не пойдем в розницу или малый бизнес. Системной интеграцией тоже заниматься не будем. Мы можем осуществлять интеграцию только в рамках создания каких-то локальных офисов (которых, правда, очень много). Готовые «кубики» с промышленного производства отдаем системному интегратору, а систему верхнего уровня строит уже интегратор.