Зачем внедряют ERP в России
Использование функциональности, интеграция приложений и их доработка
Задачи проектов и их реализация
Удовлетворенность результатами внедрения
Недавно компания Microsoft представила результаты исследования уровня зрелости ERP-решений, используемых различными российскими компаниями (см. «Исследование зрелости внедрений ERP-систем в российских компаниях: Microsoft Dynamics ERP Index»). Методология исследования зрелости ERP-систем в российских компаниях была разработана для Microsoft аналитическим агентством IDC при участии аудиторско-консалтинговой компании KPMG. В ходе исследования в ноябре — декабре 2009 года были опрошены 150 бизнес-руководителей и руководителей ИТ. Опрос проводился в компаниях с оборотом от 50 до 500 млн долл., представляющих такие отрасли, как торговля, производство, транспорт, телекоммуникации, при этом половина опрошенных компаний находилась в Москве. Отбор с точки зрения производителей и поставщиков ERP-решений и применяемой компаниейреспондентом системы управления не осуществлялся, поэтому в выборку вошли пользователи практически всех основных систем управления предприятием, присутствующих на российском рынке.
В данной статье приводятся наиболее интересные результаты данного исследования.
Индекс зрелости ERP-рынка
Индекс зрелости ERP-рынка (Microsoft Dynamics ERP Index) рассчитывался как произведение двух коэффициентов, полученных в ходе исследования: проникновения и эффективности ERP-систем. Коэффициент проникновения учитывает полноту внедрения функциональности, степень интеграции решения в ИТ-инфраструктуру предприятий, охват пользовательской аудитории, удобство работы, стоимость владения и степень использования решений топменеджментом компаний. Он оценивался на основе нескольких факторов, таких как число внедренных функциональных модулей, число рабочих мест, подключенных к системе, наличие неиспользованных лицензий, степень интеграции различных модулей системы, степень доработки решения, использование системы для принятия решений. Коэффициент эффективности ERP-систем отражает полноту достижения целей внедрения решений и рассчитывается исходя из ответов респондентов на вопрос, какие цели ставились перед началом проекта внедрения и в какой мере каждая из них была достигнута.
Согласно результатам исследования (рис. 1), коэффициент проникновения для российского рынка ИСУП составил 68%, а коэффициент эффективности — 81%. Таким образом, потенциал корпоративных систем управления используется в среднем всего на 55%. При среднем значении индекса зрелости ERP-рынка 55% минимальный результат оказался равен 20%, а максимальный — 95%.
Рис. 1. Индекс зрелости российского рынка ERP, 2009
При этом почти двум третям предприятий следует предпринять шаги, направленные на оптимизацию существующих бизнес-приложений.
Использование функциональности, интеграция приложений и их доработка
В исследовании были выделены 24 функциональные области, которые потенциально могут быть автоматизированы с помощью интегрированной системы управления предприятием. В среднем компании продемонстрировали довольно высокую степень освоения функциональности своих систем управления — 50%. Тем не менее важно понимать, что далеко не все они нуждаются в полном освоении функциональности ИСУП.
Доля автоматизированных рабочих мест также весьма высока — 58% от общего числа. Правда, фактическое число купленных лицензий оказалось гораздо выше из-за просчетов при планировании проекта внедрения: у 14% опрошенных компаний в среднем 21% купленных ими лицензий оказался избыточным.
В ряде компаний одновременно используются системы разных производителей, поэтому им предстоит решать вопрос интеграции и обмена данными. У большинства компаний (67%) обмен данными происходит в режиме реального времени, еще у 23% — с определенной периодичностью.
Согласно опросу, только 7% компаний практически не прибегали к доработке систем в ходе внедрения, а 67% компаний указали на то, что им пришлось значительно или очень существенно дорабатывать внедряемую ERP-систему. Это свидетельствует об определенных проблемах российского рынка ERP-систем, а именно о возможных ошибках при выборе поставщика решения и о непринятии компаниями тех бизнес-процессов, которые «зашиты» во внедряемые системы.
Говоря о зрелости решений, отметим следующее. Чем дольше идет работа над внедрением ERP-системы, тем большее количество функциональных областей и рабочих мест автоматизируется, растет охват и интеграция различных модулей между собой (рис. 2). Вместе с тем эффективность решений респонденты оценивают достаточно высоко, и здесь зависимость от возраста системы не столь очевидна.
Рис. 2. Зависимость коэффициентов проникновения и эффективности
от возраста проекта
Задачи проектов и их реализация
Основными задачами проектов автоматизации на данный момент являются сокращение времени на подготовку финансовой отчетности и автоматизация российского бухгалтерского и налогового учета. В то же время 67% от общего числа опрошенных компаний ставили задачу повышения прозрачности деятельности предприятия перед началом проекта внедрения (рис. 3).
Рис. 3. Цели, которые ставят компании перед началом проекта внедрения
Если задачи автоматизации бухгалтерского и налогового учета в соответствии с требованиями российского законодательства компании научились решать при помощи ERP-систем максимально эффективно — полностью этих целей достигли 88 и 78% респондентов соответственно, то с реализацией других, более комплексных задач всё обстоит не столь благополучно. Например, полностью решить задачу сокращения времени поставок или оптимизации планирования смогли лишь чуть более половины компаний, а с автоматизацией бухучета и подготовки отчетности по международным стандартам не справились 12% компаний.
Основной причиной неэффективности внедрения, с точки зрения авторов исследования, является недостаточно глубокий анализ требований к системе на этапе планирования проекта внедрения, что, в свою очередь, вызвано недостаточной вовлеченностью менеджеров бизнес-подразделений в проект автоматизации, неправильным подходом к выбору системы, а также неготовностью пользователей к участию в проекте.
Для чего используется ERP
По данным опроса, в 27% компаний система управления вообще не применяется для принятия решений высшим руководством, иными словами — их системы не поддерживают решение бизнес-задач компаний.
Ненамного лучше обстоят дела и с автоматизацией документооборота. Четверть опрошенных компаний так и не смогла отказаться от бумажного документооборота, а еще 50% компаний сделали это частично. На практике это означает, что большое количество документов в таких компаниях по-прежнему оформляется вручную.
Большинство опрошенных предприятий уже решили задачу управления цепочками поставок и логистическими операциями (рис. 4), а также задачи управления основными ресурсами предприятия, включая управление финансами и персоналом.
Рис. 4. Внедренные функциональные модули ERP-систем
Основная масса российских компаний не так сильно нуждается в автоматизации процесса подготовки отчетности по международным стандартам, как крупнейшие российские компании, поэтому лишь 17% из них успешно ее реализовали. Эта задача является одним из пяти наиболее приоритетных направлений для инвестиций (рис. 5).
Рис. 5. Планируемая к внедрению в ближайшие год-два функциональность ERP-систем.
Пять основных направлений инвестиций
Что касается планируемых в ближайшие два года проектов внедрения ERP, то чаще всего компании говорят о необходимости планирования производства, о внедрении управления проектами и портфелями проектов, а также инструментов бизнес-аналитики. Управление взаимоотношениями с клиентами тоже является важной задачей для многих российских компаний.
Заслуживает внимания тот факт, что в условиях, когда многие компании испытывают экономические затруднения, 32% из них планируют расширение функциональности своих решений.
Удовлетворенность результатами внедрения
Невысокий уровень зрелости решений на базе ERP-систем неизбежно приводит к недостаточной удовлетворенности результатами внедрения в первую очередь основных пользователей этих систем — руководителей бизнеса. На рис. 6 представлена статистика ответов на вопрос «Насколько функциональность системы соответствует вашим ожиданиям до внедрения?», заданный бизнес-руководителям и ИТ-директорам опрошенных компаний.
Рис. 6. Ожидания руководителей ИТ и бизнеса, связанные с функциональностью системы
На рис. 7 приводится статистика ответов на вопрос «Насколько повысилась скорость получения управленческой информации после внедрения системы?», заданный бизнес-руководителям и ИТ-директорам опрошенных компаний.
Рис. 7. Повышение скорости получения управленческой информации
с точки зрения руководителей ИТ и бизнеса
По мнению авторов опроса, причины столь значительных различий в оценке результатов проектов внедрения ERP-систем ИТ-директорами и руководителями бизнеса нередко связаны с недостаточной вовлеченностью руководителей бизнеса в проекты внедрения, с отношением к проектам внедрения ERP-систем как к техническим, а не стратегическим с неполной формулировкой целей проекта.
Тем не менее подавляющее большинство респондентов (по 78% ИТ-директоров и финансовых директоров) считают, что совокупная стоимость владения ERP-системой, включая затраты на ее внедрение и поддержку, оправдывает себя.
Некоторые выводы
Представленные результаты свидетельствуют о том, что российские компании используют потенциал своих корпоративных систем управления лишь немногим более чем наполовину. Не менее 15% решений весьма незначительно интегрированы в деятельность компаний и неэффективны.
Задачи, которые компании решают при помощи ERP (ИСУП), зачастую носят тактический характер. Основной задачей проектов создания корпоративных систем управления по-прежнему остается автоматизация управления бухгалтерией, финансами, персоналом, расчетом заработной платы. Лишь немногие компании пытаются решать с помощью ERP стратегические проблемы. Такие задачи, как финансовый и стратегический анализ, бизнес-аналитика, управление проектами, оказываются в списке целей проектов по внедрению ERP менее чем в половине случаев. Подобная ситуация приводит к тому, что ожидания руководителей бизнеса от внедрения ERP по завершении проекта зачастую не оправдываются. В то же время руководители, принимающие технологические решения, склонны переоценивать эффект от внедрения.
В целом можно сделать вывод, что невысокая степень раскрытия потенциала внедренных решений связана с тем, что многие предприятия относятся к внедрению ERP-решений как к техническому, а не бизнес-проекту. Владимир Водянов, директор департамента Microsoft Business Solutions в России, так прокомментировал результаты данного исследования: «Компании, которые уже внедрили ERP-решения или только готовятся к подобным проектам, помимо стандартных аспектов, касающихся стоимости, сроков проекта и функциональности, должны обращать внимание на конечные цели использования ERP-систем сотрудниками и топменеджерами. Практика бизнеса требует отношения к ERP-проектам как к проектам оптимизации и повышения эффективности деятельности предприятий, а не как к сугубо техническим проектам».