Подходы к интеграции приложений Enterprise Service Bus
Интеграция по типу «точкаточка»
Введение
Интеграция приложений — вопрос, который рано или поздно встает перед ИТ-подразделением любой организации, в которой этих приложений больше одного. Вот далеко не полный перечень задач, укладывающихся в понятие «интеграция»:
- необходимость ведения общих справочников (например, справочников клиентов или сотрудников);
- запуск активностей в одной информационной системе при наступлении событий в другой;
- бизнес-процесс (организованная последовательность действий, выполняемых как людьми, так и информационными системами), протекающий в нескольких приложениях;
- информационное взаимодействие с бизнес-партнерами (например, автоматический запрос цен на комплектующие у поставщика);
- унификация информационных обменов и бизнес-процессов в филиалах компании.
Если выполнение подобного рода действий происходит на предприятии редко (например, раз в день), то организовать эти действия можно кустарным путем — например с помощью ручной выгрузки данных из одного приложения в формате Excel и загрузки их в другое приложение или вообще с помощью дублированного ввода информации сразу в две системы. Однако если потребность в информационном взаимодействии приложений возникает много раз в день, то встает вопрос о неэффективном использовании человеческих ресурсов и, как следствие, возникает необходимость автоматизации этой процедуры.
Интеграция по типу «точкаточка»
Задача интеграции «точкаточка» относительно проста. Нужно понять, каким образом каждая из двух взаимодействующих систем готова передавать и получать данные, создать соответствующие технические решения для обращения к этим интерфейсам, а также реализовать механизм преобразования данных из формата системыисточника в формат системыприемника. В лучшем случае информационные системы предоставляют для интеграции специальный программный интерфейс (API), а в худшем — чтение и запись информации приходится производить непосредственно в базу данных приложения. В результате возникает локальное интеграционное решение — некий обособленный программный модуль собственной разработки со всеми вытекающими требованиями к его обслуживанию и поддержанию актуальности.
Интеграция «точка-точка»
Это не составляет большую проблему до тех пор, пока интеграций «точкаточка» мало — одна-две. Однако практика показывает, что количество интеграций «точкаточка» имеет склонность возрастать, а качество управления этими интеграциями — наоборот, стремительно падать. Причин тому много: возрастает число модулей интеграции, из организации уходят разработчики, делавшие тот или иной модуль, изменяются форматы данных в интегрируемых системах и т.д. Печальным итогом эволюционного развития интеграций «точкаточка» является сложнейший «фарш» интеграционных взаимодействий между приложениями предприятия, отношение к которому сотрудников ИТ-подразделения проще всего выразить в нескольких словах: «Пока работает — лучше не трогать». Однако такая ситуация не устраивает ни само ИТ-подразделение, ни бизнес-заказчиков.
Интеграционный «фарш»
Единая сервисная шина
Пережив несколько поколений различных подходов к интеграции приложений, мировая индустрия программного обеспечения пришла к концепции единой сервисной шины предприятия (Enterprise Service Bus, ESB). С точки зрения архитектуры, ESB — это программное решение, обеспечивающее взаимодействие всех интегрируемых приложений через единую точку, единообразно, предоставляя разработчикам и администраторам унифицированные и централизованные средства разработки, тестирования и контроля протекания всех интеграционных сценариев.
Основными компонентами, составляющими современную сервисную шину, являются:
- брокер сообщений — это высокопроизводительная магистраль для обмена сообщениями в унифицированном формате между приложениями в режиме реального времени;
- адаптеры — технологические адаптеры и адаптеры к бизнес-системам обеспечивают взаимодействие с приложениями в том формате, который для них приемлем, представляя информацию из этих сообщений в унифицированном формате, воспринимаемом брокером — чем больше различных адаптеров предоставляет та или иная интеграционная платформа, тем больше шансов, что для ее внедрения в вашей организации не потребуется дополнительных работ по созданию адаптеров, специфичных для ваших систем;
- среда разработки интеграционных сценариев — чем проще и быстрее происходит разработка сценариев интеграции, тем меньше вложения средств в эту разработку, а следовательно, быстрее возврат от вложенных средств. Современная интеграционная шина предоставляет в распоряжение разработчика визуальные средства конструирования интеграционных сценариев, позволяющих в большинстве случаев обходиться без низкоуровневого кодирования;
- SOA-средства — следование принципам сервис-ориентированной архитектуры является безусловным стандартом для всех интеграционных решений типа «единая сервисная шина» (что понятно по его названию). Информационные системы рассматриваются здесь как поставщики и потребители сервисов, все опубликованные в шине сервисы помещаются в единый реестр с возможностью повторного использования и управления политиками, связанными с сервисами;
- различные инструменты контроля и управления (аудиты, протоколирование, централизованный мониторинг, контроль соблюдения соглашения об уровне услуг и т.д.).
Преимуществами использования единой сервисной шины можно назвать:
- масштабирование — возможность строить решения любого размера и нагруженности;
- гибкость — возможность реализовывать и изменять интеграционные сценарии без существенного вовлечения разработчиков;
- безопасность — встроенные средства аутентификации и авторизации обеспечивают контроль доступа к сервисам на уровне самой шины, избавляя разработчиков интеграционных сценариев от задач по реализации этих механизмов;
- использование открытых стандартов — позволяет уменьшить вовлеченность дорогостоящих специалистов по проприетарным технологиям;
- централизация средств контроля и администрирования — позволяет избежать «размытия» точки ответственности за интеграционные сценарии, обеспечить оперативное наблюдение и раннее оповещение в случае сбоев.
Еще одним важным требованием к функционалу ESB-среды является возможность реализации интеграции с внешними организациями — бизнес-партнерами, поставщиками, корпоративными клиентами, удаленными филиалами. Особенностями такой интеграции является непредсказуемое качество каналов, отсутствие гарантий доставки информации и слабая готовность к интеграции как таковой — как правило, организация-партнер предоставляет очень ограниченный спектр форматов обмена данными. На этот случай в составе интеграционной шины должно присутствовать средство построения B2B-взаимодействия, позволяющее осуществлять информационный обмен по открытым, в том числе отраслевым, стандартам, обеспечивать гарантированную доставку, обладать средствами настройки информационного обмена в разрезе конкретного бизнес-партнера и, конечно же, работать в полном соответствии с принципами самой интеграционной платформы, изолируя разработчика интеграционных сценариев от технических деталей взаимодействия с партнером.
Enterprise Service Bus
Управление бизнес-процессами
Существенная доля интеграционных сценариев подразумевает, что в информационный обмен вовлекаются не только приложения, выступающие в роли источников или приемников информации, но и люди — сотрудники организации, выполняющие различные задания или принимающие решения. В этом случае мы можем говорить о выходе за рамки «чистой» интеграции и появлении в фокусе нашего внимания новой сущности — бизнес-процессов, а в требованиях к интеграционной платформе — новой функциональности по управлению бизнес-процессами (Business Process Management, BPM). При наличии BPM-требований интеграционная платформа должна предоставить в распоряжение разработчика:
- средство визуального проектирования бизнес-процессов — оптимально, чтобы этими средствами могли воспользоваться люди, далекие от ИТ, — например бизнес-аналитики или методологи. Кроме того, чрезвычайно полезным является возможность переноса моделей бизнес-процессов из специализированных средств моделирования в среду разработки. Это же средство должно давать возможность проектировать формы заданий для участников процессов, причем максимально ограждая разработчиков от программирования;
- среду исполнения бизнес-процессов — специальный движок, обеспечивающий обработку бизнес-правил, передачу заданий между пользователями и информационными системами в соответствии с разработанными моделями бизнес-процессов, а также обработку исключительных ситуаций (например, превышения исполнителем времени, отведенного для выполнения задания);
- портал участников бизнес-процессов — специализированный портал, позволяющий пользователям запускать процессы, участвовать в них, контролировать ход запущенных процессов и осуществлять административные воздействия в соответствии с установленными для них правами;
- средства мониторинга и контроллинга. Возможность оперативного и ретроспективного анализа протекания бизнес-процессов — важная часть любой платформы BPM.
На данный момент многие производители ПО склонны объединять BPM-среду и интеграционную шину в единую платформу промежуточного ПО, убирая существовавшее несколько лет строгое разделение между BPM-системами и средствами для интеграции приложений. Такой подход очень прогрессивен. Некоторые вендоры идут еще дальше и присоединяют к платформе профессиональные средства для моделирования бизнес-процессов. Пионером в этом является компания Software AG, предлагающая решение, объединяющее в себе известное средство моделирования ARIS Platform и интеграционную/BPM среду webMethods.
Комплексное использование интеграционной платформы
Предложения на рынке
На текущий момент можно выделить три группы предложений ПО для построения ESB. Эти группы разнятся как по цене, так и по предлагаемой функциональности.
Первая группа — предложения от фирм, чьи продукты лидируют в исследованиях аналитических агентств по всем обозначенным в статье категориям (ESB, SOA Governance, BPM, B2B). В эту группу входят:
- IBM с линейкой продуктов WebSphere;
- Software AG c интеграционной платформой webMethods;
- Oracle с целой серией предложений;
- Tibco с линейкой Business Integration.
В принципе, тем, кто не любит компромиссы, можно выбирать любого из этих производителей — все перечисленные компании предлагают полноценные линейки продуктов (правда, в случае с Oracle не всегда понятно, о каком именно продукте идет речь, поскольку после покупки ряда компаний Oracle предлагает сразу несколько продуктов, не всегда в достаточной степени интегрированных между собой). Немного особняком стоит Tibco, так как размер этой компании гораздо меньше размера остальных участников данной четверки, что может вызвать некоторые сомнения в ее стабильности. Software AG — пока не очень известный на российском рынке производитель, но у платформы webMethods, которая является сегодня ключевым предложением этой компании, большой потенциал. IBM и ее продукты знают и используют уже очень многие предприятия, но у некоторых из них возникают претензии по стоимости самого внедрения и обслуживания системы.
Вторая группа предложений — это компании, сконцентрированные в основном на «чистом» ESB-функционале и достигшие здесь успеха. В эту группу попадают: Sun (Glassfish), Progress (Sonic) и Fujitsu.
Предложения от этих компаний хороши, если вы не собираетесь расширять сферу применения своей платформы в сторону BPM и/или B2B. В противном случае вы рискуете оказаться наедине с недостаточно проработанной функциональностью и существенно увеличить свои расходы на ее доработку до соответствия своим потребностям.
Третья группа наиболее многочисленна и включает все предложения, не вошедшие в предыдущие две группы. Перечисление всех предложений на тему ESB в данной статье бессмысленно, вы можете получить такой список в любом поисковике. Если ваш бюджет на интеграцию ограничен, а сами вы склонны к экспериментам — вы вполне можете попытать счастья с любым из них. Однако риски, касающиеся как недостаточно проработанной функциональности, так и возможных проблем с надежностью, технической поддержки и перспектив развития продуктов, вы принимаете на себя.
Заключение
В заключение хотелось бы дать читателям несколько простых советов по выбору интеграционной шины:
- задумывайтесь о построении интеграционного решения, не дожидаясь, когда проблемы взаимодействия приложений прижмут вас к стенке. Чем больше завал, тем сложнее его разгребать;
- тщательно подойдите к выбору платформы. Ищите вендора, который удовлетворяет вас по всем позициям, благо сейчас есть из чего выбрать. Вас должны интересовать и технологические параметры платформы, и методологические аспекты внедрения;
- думайте о перспективе. Функциональные требования, которые осознаются вами сейчас, могут существенно измениться через год, и если платформа не будет их удовлетворять, то вам придется «переезжать» на другую. А один переезд, как известно, равен двум пожарам.