Тестирование видеокарт на чипах NVIDIA

NVIDIA GeForce GTS450

Методика тестирования

Результаты тестирования

Участники тестирования

Видеокарта Manli GeForce GTS450

Видеокарта Gigabyte GeForce GTS450

Видеокарта Gigabyte GeForce GTX460

Видеокарта Zotac GeForce GTX480AMP!

Выводы

 

После выпуска и успешных продаж видеокарт верхнего и среднего ценового диапазона лидер рынка графических видеокарт — компания NVIDIA анонсировала новый графический чип GeForce GTS450. Новый графический процессор нацелен на то, чтобы полностью охватить рынок видеокарт среднего уровня за счет меньшей цены и хорошей производительности в современных играх DirectX 11. Ориентировочная стоимость видеокарт на базе этого процессора составляет чуть более 100 долл. — такая цена должна обеспечить массовые продажи этих решений на мировом рынке. В настоящее время считается, что монитор должен поддерживать разрешение Full HD (1920x1080), однако статистика демонстрирует несколько иную картину. Если опираться на данные Google Analitics и Valve Steam Survey, то наиболее популярным (более 70%) является разрешение, находящееся в интервале между форматом 4:3 1024x768 и 16:10 (1680x1050). А видеокарты на основе графических процессоров NVIDIA GeForce GTS450 обеспечивают высокую производительность при таком разрешении. Они должны заменить уже устаревшие модели GeForce GTS250. С выпуском GeForce GTS450 компания NVIDIA охватила своими новыми решениями весь рынок дискретных видеокарт, за исключением сегмента low-end. Выпуск графического чипа, ориентированного на low-end-видеокарты, ожидается в самое ближайшее время. Здесь мы рассмотрим две новые видеокарты на основе чипа GeForce GTS450, одну видеокарту на основе графического чипа GeForce GTX460 и одно высокопроизводительное решение на базе GeForce GTX480. Кстати, большинство производителей видеокарт решили не ограничиваться выпуском референсных видеокарт и в нашем тестировании представлены три видеокарты с измененными характеристиками. Но вначале немного расскажем о чипе GeForce GTS450.

NVIDIA GeForce GTS450

Новый графический процессор с кодовым названием GF106, ориентированный на установку в видеокартах среднего ценового диапазона, выполнен по технологическим нормам 40 нм, как и все новые модели графических чипов NVIDIA. На базе графического чипа GF106 сейчас анонсирована единственная модель — GeForce GTS 450, которая пришла на смену видеокартам GeForce GTS250. Поскольку основной принцип наименования моделей видеокарт у компании NVIDIA остался прежним, пользователь не будет в замешательстве при выборе модели. Хотя в названии модели поменялась всего одна цифра, она существенно отличается от предыдущей модели. Отметим, что анонсированные видеокарты на основе этого чипа имеют несколько урезанные характеристики. Так, исходя из заявленных технических характеристик чипа GF106, видеокарты на его основе должны поддерживать 192-битную шину памяти и 24 блока ROP, а выпущенные видеокарты имеют лишь 128-битную шину и 16 активных блоков ROP с уменьшенным количеством кэш­памяти. Поэтому можно предположить, что в ближайшем будущем будут выпущены более мощные версии видеокарт на базе графических чипов GeForce GTS450 в полноценном варианте. Конечно, новый графический чип унаследовал поддержку всех современных нововведений API DirectX 11, таких как аппаратная тесселяция и вычислительные возможности DirectCompute.

Что касается архитектуры нового процессора, то стоит отметить, что, за исключением количественных отличий (частота ядра и памяти, шина памяти, а также некоторые отключенные блоки), новый графический чип GF106 идентичен более производительному процессору GF104, устанавливаемому в видеокартах GeForce GTX460/470. Мультипроцессоры SM в новом чипе не отличаются от GF104, они содержат по 48 потоковых CUDA-ядер. Каждый из мультипроцессоров имеет 16 блоков загрузки и сохранения данных, а также удвоенное количество блоков для выполнения специальных функций (SFU), восемь текстурных блоков, в отличие от четырех TMU во флагманском чипе GF100, — всего получается 32 TMU. Кроме их количества на SM, никаких изменений по сравнению с GF100 нет.

Немаловажно отметить и полную поддержку декодирования Blu-ray-фильмов, в том числе в популярном сегодня стереоформате. Новое решение NVIDIA поддерживает технологию 3D Vision Surround, позволяющую выводить стерео-изображение одновременно на три монитора. Но, как известно, эта технология может быть активна только в случае установки нескольких видеокарт NVIDIA в режиме SLI.

Отметим, что специально к выходу нового решения компания NVIDIA анонсировала новую версию драйверов для большинства современных видеокарт на чипах NVIDIA. Важнейшим для пользователей изменением является оптимизация производительности всех видеокарт новой линейки 400-й серии: GeForce GTX 480/470/465, GTX 460 и GTS 450. Как заявляет производитель, по сравнению с предыдущими версиями программного обеспечения при использовании новых драйверов прирост составит от 7 до 13% во многих современных играх. Также изменения коснулись поддержки стереорендеринга NVIDIA 3D Vision и его Surround-модификации, а также поддержки проигрывания 3D Blu-ray-дисков на мониторах с интерфейсом HDMI версии 1.4.

Программная оболочка установки видеодрайвера и его компонентов подверглась полной переработке. Теперь установщик включает не только драйвер для видеокарты и звука, но и стереодрайвер, ранее поставлявшийся отдельно. Пользователь может выбрать установку того или иного компонента (доступна выборочная установка), что ранее было невозможно. При установке драйвер показывает текущую версию установленных драйверов для всех имеющихся компонентов.

Методика тестирования

Для тестирования видеокарт мы используем тестовый скрипт ComputerPress Game Benchmark Script v.5.0, который позволяет полностью автоматизировать весь процесс тес­тирования, выбирать игры для тестирования, разрешения экрана, при которых запускаются игры, настройки игр на максимальное качество отображения или максимальную производительность, а также задавать количество прогонов для каждой игры.

Методика тестирования видеокарт подробно изложена в статье «Новый игровой бенчмарк ComputerPress Game Benchmark Script v.5.0», опубликованной в апрельском номере журнала, а потому мы не станем повторяться. Отметим, что в этом тестировании в качестве операционной системы мы использовали Windows 7 Ultimate 32 бит, а в качестве стенда — компьютер следующей конфигурации:

  • процессор — Intel Core i7 Extreme 965 (тактовая частота 3,2 ГГц, режим Turbo Boost активирован);
  • системная плата — Gigabyte GA-EX58-UD4;
  • чипсет системной платы — Intel X58 Express;
  • Intel Chipset Device Software — 9.1.1.1019;
  • память — DDR3-1066 (Qimonda IMSH1GU03A1F1C-10F PC3-8500);
  • объем памяти — 3 Гбайт (три модуля по 1024 Мбайт);
  • режим работы памяти — DDR3-1066, трехканальный режим;
  • тайминги памяти — 7-7-7-20;
  • жесткий диск — Western Digital WD3200AAKS.

Для видеокарт GeForce GTX480 и GeForce GTX460 устанавливался драйвер NVIDIA Forceware 258.96, а для остальных — последний видеодрайвер 260.99. Для наглядности представления результатов новых моделей мы приводим также результаты видеокарт Leadtek GTX470 и Leadtek GTX465, которые по своим техническим характеристикам находятся между тестируемыми моделями. Поскольку в этом тестировании принимали участие только видеокарты, поддерживающие API DirectX 11, в играх Heaven Benchmark 2, S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти и Dirt 2 мы использовали два режима настройки на максимальное качество. Таким образом, для этих игр были получены три, а не два результата. В этом исследовании, в отличие от ранее проводимых тестирований, не фигурирует такое понятие, как референсная конфигурация, а результаты сводятся к расчету интегральной оценки производительности по каждой игре (бенчмарку), которая не привязывается к референсной конфигурации. Поэтому для игр Heaven Benchmark 2, S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти и Dirt 2 среднегеометрическое бралось от трех полученных результатов, чтобы получить более реальную картину производительности в этих играх и задействовать новый API DirectX 11. В остальных тестах среднегеометрическое бралось от двух результатов — при настройке на максимальное и минимальное качество изображения.

Результаты тестирования

Сравнительные результаты тестирования в виде интегральных показателей для каждой игры показаны на диаграммах (рис. 1-10).

 

Рисунок
Рисунок
Рис. 1. Интегральные результаты видеокарт
в игре Gun Metal Benchmark
Рис. 2. Интегральные результаты видеокарт
в игре Call of Juares Demo
Рисунок
Рисунок
Рис. 3. Интегральные результаты видеокарт
в игре S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти
Рис. 4. Интегральные результаты видеокарт
в игре Crysis
Рисунок
Рисунок
Рис. 5. Интегральные результаты видеокарт
в игре Left 4 Dead 2
Рис. 6. Интегральные результаты видеокарт
в игре FarCry 2
Рисунок
Рисунок
Рис. 7. Интегральные результаты видеокарт
в игре Heaven Benchmark 2
Рис. 8. Интегральные результаты видеокарт
в игре Dirt 2
Рисунок
Рисунок
Рис. 9. Интегральные результаты видеокарт
в 3DMark06

Рис. 10. Интегральные результаты видеокарт
в 3DMark Vantage

Технические характеристики протестированных видеокарт, а также ориентировочные цены на них приведены в таблице.

Участники тестирования

Видеокарта Manli GeForce GTS450

Компания Manli — это новый игрок на российском рынке видеокарт. Manli (Manli Technology Group Limited) — производитель материнских плат, видеокарт и других комплектующих. Жесткий контроль качества и творческий подход к исследованиям и разработкам позволяют Manli создавать производительные, надежные и удобные продукты. Центральный офис этой компании находится в Гонконге, а производственные площади — в Китае. Исследовательские центры R&D (Research and Development) расположены в Китае и на Тайване.

 

Рисунок

Видеокарта Manli GeForce GTS450 является копией референсной видеокарты, представленной компанией NVIDIA сразу после анонса графического процессора GF106. Вследствие этого здесь установлена штатная система охлаждения на основе крупнопористого алюминиевого радиатора, который соприкасается лишь с графическим чипом. За охлаждение радиатора отвечает 4-контактный 80-мм радиатор, управляемый блоком PVM. В качестве микросхем памяти используются восемь популярных чипов Samsung K4G10325FE-HC05, расположенных с обеих сторон печатной платы. В целом эта видеокарта ничем не отличается от других копий референсной модели. Ориентировочная цена видеокарты Manli GeForce GTS450 пока неизвестна, поскольку продукция данного производителя только начинает поступать на российский рынок.

Видеокарта Gigabyte GeForce GTS450

Компания Gigabyte, являясь одним из лидеров на рынке видеокарт, конечно же, сразу представила свою новую модель на графическом чипе GeForce GTS450. Однако, в отличие от видеокарты Manli GeForce GTS450, это разогнанный вариант, причем с очень привлекательной ценой. Gigabyte GeForce GTS450, имеющая полное наименование GV-N450OC-1GI, отличается повышенной частотой графического ядра (830 МГц) и шейдерного блока (1660 МГц). При этом размер текстолита у нее больше, чем у референсной карты GeForce GTS450. Для эффективного отвода тепла от графического процессора в этой модели используется нештатная система охлаждения.

 

Рисунок

Она представлена массивным алюминиевым радиатором с двумя тепловыми трубками, который отвечает за отвод тепла от графического чипа. Охлаждение радиатора, который тянется вдоль всей печатной платы, обеспечивают два 80-мм вентилятора. Специфическое подключение вентиляторов к печатной плате с помощью 5-контактного разъема позволяет управлять каждым вентилятором по отдельности. Когда графическое ядро находится в режиме простоя и не выделяет много тепла, один из вентиляторов системы охлаждения останавливается, а другой вращается на минимальных оборотах. Такое решение весьма эффективно в плане как энергопотребления, так и шума, издаваемого вентиляторами. В этой видеокарте используются такие же микросхемы памяти, как и в референсной модели, — Samsung K4G10325FE-HC05. Они не имеют дополнительного жесткого охлаждения, однако охлаждаются воздушным потоком от вентиляторов, установленных на радиаторе, через прорези в нем. Микросхемы управления питанием VRM у этой модели также имеют охлаждение дополнительным алюминиевым радиатором, установленным над ними. Если судить по результатам тестирования, у этой видеокарты при более высокой частоте графического ядра охлаждение лучше, чем у референсной модели. По производительности она во всех играх опережала Manli GeForce GTS450 на 3-4 fps.

Видеокарта Gigabyte GeForce GTX460

Видеокарта GIGABYTE GTX460 построена на графическом процессоре NVIDIA GeForce GTX460, который имеет ядро с кодовым названием GF104. Полное наименование модели — GV-N460OC-1GI. Эта видеокарта отличается от штатной версии NVIDIA GeForce GTX460 повышенной частотой работы графического ядра и памяти, о чем свидетельствуют буквы «OC» в названии модели. Компания Gigabyte установила на эту модель новую систему охлаждения, которая гораздо более эффективна, чем штатная система на референсной модели. Час-тоты памяти, графического ядра и унифицированных процессоров также были изменены и увеличены. Так, базовая частота графического ядра возросла с 675 до 715 МГц, то есть на 40 МГц. Унифицированные процессоры получили тактовую частоту на 100 МГц больше, чем у референсной модели. Частота памяти стандарта GDDR5 была оставлена прежней — 900 МГц. В результате компания GIGABYTE представила практически полностью модифицированный вариант референсной видеокарты GeForce GTX460, обеспечив при этом стабильность работы видеокарты на всем протяжении ее эксплуатации. Несмотря на увеличенные частотные характеристики, энергопотребление данной видеокарты не превышает аналогичный показатель ближайшей к ней модели GeForce GTX465, которая построена на более прожорливом графическом ядре GF100.

 

Рисунок

Как и все видеокарты от компании GIGABYTE, эта модель поставляется в стильной коробке, содержащей также диск с фирменным программным обеспечением, руководство по эксплуатации и установке и переходники DVI-VGA и DVI-HDMI. Кроме того, в комплект поставки входит кабель для подключения дополнительного питания для случая, когда у блока питания компьютера нет двух 6-контактных разъемов PCI-E.

Система охлаждения, установленная на этой модели, разработана в самой компании GIGABYTE. Она основана на массивном алюминиевом радиаторе, расположенном вдоль всей печатной платы, который охлаждается 60-мм управляемым вентилятором, подключенным 4-контактным разъемом к плате. Для большей эффективности рассеивания и переноса тепла от основания радиатора, который соприкасается с графическим ядром, в радиаторе установлены две алюминиевые тепловые трубки. Они переносят тепло от сердцевины на края радиатора. Отметим, что микросхемы памяти, представленные чипами Samsung K4G10325FE-HC05, не имеют системы охлаждения и не соприкасаются с радиатором системы охлаждения. Дополнительное охлаждение предусмотрено только для блоков VRM, которые сильно греются при работе видеокарты. Сверху радиатора расположен пластмассовый кожух с логотипом компании.

По результатам тестирования эта модель опередила ближайшую видеокарту GeForce GTX465. Более того, она практически догнала более производительную модель GeForce GTX470. За отличные показатели производительности, бесшумность, низкое энергопотреб­ление и привлекательную цену данная видеокарта получила знак «Редакция рекомендует».

Ориентировочная цена модели составляет 7400 руб., тогда как ее ближайший конкурент — видеокарта Leadtek GeForce GTX465 — в розничной сети стоит 7100 руб. Стоимость видеокарты Leadtek GeForce GTX 470, до которой почти дотягивает по производительности данная модель, — в среднем выше 9 тыс. руб.

Видеокарта Zotac GeForce GTX480AMP!

Компания Zotac к настоящему моменту сильно потеснила других производителей hi-end-видеокарт на графических чипах NVIDIA. Продукция Zotac отличается высоким качеством сборки, а также многими инновационными решениями для продвинутых игроков. В нашем тестировании участвовала разогнанная версия самого производительного на момент написания статьи графического процессора NVIDIA GeForce GTX480. Компания Zotac давно выпус­кает высокопроизводительные решения — их название заканчивается на «AMP!». Видеокарта Zotac GeForce GTX480AMP! предоставляет пользователю максимальную производительность однопроцессорного решения от NVIDIA, но за эту производительность придется выложить кругленькую сумму. Эта видеокарта отличается от референсной модели практически всем, за исключением объема видеопамяти. Частота шейдерного блока в этой модели увеличена до 1512 МГц, частота графического ядра — до 756 МГц, а частота памяти — до 950 МГц. Инженерам Zotac удалось не только повысить общую производительность видеокарты за счет увеличения частотных характеристик, но и уменьшить при этом энергопотребление по сравнению с референсной моделью. Так, при максимальной нагрузке на графический процессор энергопотребление у данной модели сократилось на 15 Вт, что является очень хорошим показателем.

 

Рисунок

Нельзя обойти вниманием и систему охлаждения, установленную на этой модели, — это Zalman Dual Turbine VGA Cooler VF3000. Ее основной элемент — массивное медное основание, от которого к обширному алюминиевому радиатору идут две тепловые медные трубки. Вдоль всего радиатора проходят три тепловые трубки, которые эффективно распространяют тепло по всей его поверхности. Охлаждение радиатора осуществляется двумя 60-мм вентиляторами, подключенными к плате 4-контактным разъемом. Один из вентиляторов расположен непосредственно над графическим чипом, другой — над блоками VRM, которые также требуют эффективного отвода тепла. Для большей эффективности охлаждения микросхемы памяти и VRM-модули накрыты дополнительными алюминиевыми радиаторами. В целом система охлаждения этой модели отлично продумана и очень эффективна. И хотя данная видеокарта показывает высочайшую производительность в современных 3D-играх, ее цена завышена по сравнению даже с обычной видеокартой на чипе GeForce GTX480.

Выводы

Исходя из результатов тестирования, отметим, что видеокарта Gigabyte GeForce GTX460 работает быстрее модели Leadtek GeForce GTX465 во многих тестах, а в некоторых играх по своим показателям вплотную приближается к GeForce GTX470. Причина большей производительности данной видеокарты кроется в графическом ядре GF104 и в распределении ресурсов, которое имеет несколько серьезных отличий от GF100. И хотя данная видеокарта нацелена на массовый рынок, она имеет большую производительность, чем GeForce GTX465.

Различия GF100 и GF104 начинаются с потоковых мультипроцессоров SM (Streaming Multiprocessors). Вместо 32 ядер CUDA на SM в архитектуре процессора GF100 в новой модели GF104 используется большее их количество — 48. Благодаря увеличению количества текстурных блоков с четырех до восьми для каждого SM и блоков диспетчеризации с двух до четырех достигается большая производительность. Учитывая более высокие штатные частоты ядра и шейдерного блока у новой видеокарты, ее преимущество налицо.

В заключение отметим, что новая модель предоставляет пользователю высокую производительность в игровых приложениях, опережая более продвинутые модели типа GTX465. Также нельзя не отметить, что эта видеокарта позволяет играть в современные игры, поддерживающие новый API DirectX11. Новая модель продемонстрировала отличный потенциал в скорости работы тесселяции. В тестах Heaven Benchmark 2, Dirt 2 и S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти, которые имеют полноценную поддержку DirectX 11, новая видеокарта GIGABYTE GTX460 значительно опередила решение на базе GF100 — Leadtek GTX465.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 11'2010


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует