24-дюймовый монитор ASUS ML248H

Дизайн и технические характеристики

Возможности по настройке

Тестирование

Максимальная и минимальная яркость

Точность цветопередачи

Цветовой охват монитора

Время реакции пиксела

Выводы

Дизайн и технические характеристики

Непростая это задача описывать дизайн монитора. Действительно, все производители твердят об уникальном, стильном, неповторимом дизайне своих решений, однако, окинув взглядом полки магазинов, заставленные ЖК-мониторами, понимаешь, что все они выглядят практически одинаково. Тонкая рамка классического глянцево­черного цвета, обрамляющая экран, — вот современный стандарт в оформлении ЖК-мониторов.

Нижняя часть рамки в мониторе ML248H довольно широкая, что идет в разрез с последними модными тенденциями. Еще один дизайнерский элемент, выделяющий монитор ASUS ML248H из общего ряда, — это задняя панель, выполненная из белого пластика. Не будем судить — хорошо это или плохо. Такова задумка дизайнеров, кому-то такое решение придется по душе, кому-то — нет.

Весьма оригинальна также подставка этого монитора — она выполнена в форме двух соединенных колец. Регулировать положение монитора по высоте такая конструкция подставки не позволяет, возможно лишь незначительно менять угол наклона. Опция крепления монитора к стене с использованием стандартных крепежных отверстий VESA на задней панели в данном случае не предусмотрена.

 

Рисунок

Размеры монитора без подставки составляют 571,4x400 мм, а его толщина чуть больше 2 см. С учетом подставки габаритные размеры монитора составляют 571,7x430,6x220 мм, а вес — 4,1 кг. Отметим, что блок питания в этом мониторе внешний.

Поверхность экрана монитора ASUS ML248H имеет матовое антибликовое покрытие. Сенсорная кнопка включения и сенсорная панель настроек монитора расположены справа на нижней части рамки вокруг экрана.

В мониторе ASUS ML248H используется широкоформатная (соотношение сторон 16:9) TN-матрица с размером по диагонали 24 дюйма (61 см). Напомним, что TN-матрицы применяются сейчас в большинстве ЖК-мониторов. Это самые дешевые матрицы, которые отличаются высокой скоростью переключения пикселов (малое время реакции пиксела), но, к сожалению, не очень хорошей цветопередачей и небольшими углами обзора. Еще один недостаток TN-матриц заключается в том, что черный цвет в них не является черным, то есть выключить пикселы так, чтобы они совсем не пропускали свет, не удается. Именно с этим связано то обстоятельство, что TN-матрицы обладают не очень высоким уровнем статического контраста, измеряемым как отношение яркости на белом фоне к яркости (при тех же настройках) на черном фоне. Правда, эта проблема в мониторе ASUS ML248H решается за счет использования технологии динамического увеличения контраста, о чем будет рассказано далее.

Отличительной особенностью этого монитора является применение светодиодной (LED) подсветки. В сравнении с традиционными мониторами, в которых используются люминесцентные лампы с холодным катодом (Cold Cathode Fluorescent Lamp, CCFL), мониторы с LED-подсветкой имеют меньшую толщину, а в некоторых случаях — более широкий цветовой охват и лучшую цветопередачу.

Существует два типа LED-подсветки: на основе белых светодиодов и на основе цветных светодиодов, комбинация свечения которых позволяет получить белый свет. Чаще всего для этих целей применяются RGB-триады — именно они используются в дорогих профессиональных мониторах. Второй тип подсветки позволяет получить широкий световой охват. Причем, как правило, в этом случае применяется так называемое тыльное расположение RGB-триад, когда светодиоды располагаются в определенном порядке позади ЖК-матрицы по всей площади экрана.

В случае использования LED-подсветки на белых светодиодах, как правило, применяется торцевая подсветка, когда светодиоды располагаются на торцах матрицы (чаще всего над и под матрицей) и их излучение направляется в световод, представляющий собой толстый лист прозрачного полимера, перфорированного особым образом.

Отметим, что мониторы с LED-подсветкой на базе белых светодиодов не обеспечивают широкого цветового охвата. Спектр излучения белых светодиодов не столь широк, как у RGB-триад, поэтому цветовой охват мониторов на базе белых светодиодов довольно узок и мало чем отличается от цветового охвата мониторов с традиционными CCFL-лампами подсветки — он может лишь соответствовать либо слегка перекрывать цветовой охват пространства sRGB.

Возвращаясь к монитору ASUS ML248H, заметим, что нигде в документации не упоминается, какой именно тип LED-подсветки в нем применяется. Впрочем, это несложно будет выяснить в ходе тестирования монитора.

Максимальное поддерживаемое монитором разрешение составляет 1920x1080 пикселов, а размер одного пиксела — 0,265 мм.

Для подключения монитора к компьютеру предусмотрены два разъ-ема: VGA (D-Sub) и HDMI, а на сенсорной панели управления имеется клавиша, позволяющая выбрать источник сигнала. Отметим, что к монитору прилагается кабель HDMI — DVI-D, благодаря чему этот монитор можно без проблем подключать к видеокарте с разъемом DVI-D.

Согласно заявленным техническим характеристикам, максимальная яркость монитора ASUS ML248H составляет 250 кд/м2, а уровень динамического контраста — 10 000 000:1. В терминологии компании ASUS такая контрастность называется ASUS Smart Contrast Ratio (ASCR)

Напомним, что статическая контрастность ЖК-панели определяется как отношение яркости белого и черного цветов. Разница между понятиями статической и динамической контрастности состоит в том, что в первом случае яркость подсветки при измерениях должна оставаться неизменной. Поэтому показатель статической контрастности является характеристикой ЖК-панели. В случае динамической контрастности яркость белого и черного цветов измеряется отдельно, то есть при различном уровне яркости подсветки.

Для того чтобы увеличить показатель динамической контрастности, нужно снизить светимость черного цвета, чего легко достичь, уменьшив яркость подсветки до минимального уровня. Следовательно, значение динамической контрастности всегда будет гораздо выше, чем статической.

Мониторы с технологией динамической контрастности отслеживают распределение яркости изображения по экрану и соответствующим образом подстраивают режим работы ламп подсветки. Если на экране присутствует объект белого (R=G=B=255) цвета, то динамическая контрастность на данном кадре не будет отличаться от статического показателя. Однако при отсутствии таких объектов появляется возможность снизить яркость подсветки, выполнив соответствующий пересчет изображения в сторону повышения яркости. В этом случае уровень светимости черного действительно уменьшится, что положительно скажется на восприятии картинки зрителем. Собственно, в этом и заключается суть динамической контрастности. Таким образом, показатель динамической контрастности является довольно абстрактным, достичь его на практике можно лишь путем поочередного отображения черных и белых полей. Данная технология важна в случае просмотра фильмов или для игр, где часто встречаются темные сцены, однако при традиционных видах работы на ПК смысла в ней нет — гораздо большее влияние на качество изображения оказывает показатель статической контрастности.

Что касается других характеристик монитора ASUS ML248H, то они следующие. Углы обзора монитора составляют 170° по горизонтали и 160° по вертикали. Отметим, что в данном случае речь идет об углах обзора, измеряемых по классической методике расчета углов обзора по снижению уровня статического контраста. То есть предельный угол обзора соответствует направлению, для которого уровень контраста уменьшается в 10 раз по сравнению с уровнем контраста, измеряемым по нормали к поверхности экрана.

Заявленное время отклика пиксела составляет 2 мс (по методике Gray-to-Gray, GTG).

Энергопотребление монитора в активном режиме составляет менее 30 Вт, а в «спящем» режиме — менее 1 Вт.

Ну и последнее, о чем необходимо упомянуть, — это наличие разъема для наушников на тыльной стороне монитора. Использовать этот разъем можно только в том случае, если монитор подключается к видеокарте по интерфейсу HDMI с передачей звука.

Возможности по настройке

Как мы уже отмечали, для управления монитором предназначена сенсорная панель, расположенная в правом нижнем углу монитора.

В меню настроек можно выбрать русский язык, так что настроить монитор ASUS ML248H не составит труда.

Вообще, для настройки монитора достаточно иметь возможность регулировать яркость, контраст, а также задавать цветовую температуру путем регулирования уровня каждого канала (R, G, B) или выбирать предустановленный режим цветовой температуры. Данные возможности предусмотрены во всех современных ЖК-мониторах (естественно, и в ASUS ML248H), но, как правило, производители на этом не останавливаются. Модель ASUS ML248H в этом плане не исключение — в ней имеется довольно большое количество разнообразных дополнительных настроек. В частности, в мониторе ASUS ML248H шесть предустановленных режимов настроек (SPLENDID Video Preset Modes): стандартный, театральный, игровой, пейзажный, ночной и режим sRGB. В документации не указывается, чем эти настройки отличаются друг от друга, а потому, вооружившись спектрофотометром и программой для измерения яркости и цветовой температуры (basiCColor Display 4.1.9), мы решили выяснить это сами. Оказалось, разница заключается лишь в яркости. При переключении из одного режима в другой цветовая температура не меняется.

Как уже отмечалось, устанавливать цветовую температуру можно как вручную (регулируя уровни каналов R, G, B), так и выбирая из трех предустановленных цветовых режимов: холодный, обычный и теплый. Наши измерения показали, что «холодный» цветовой режим соответствует температуре 7600 К; «обычный» режим — 6700 K, а «теплый» — 6300 К.

Тестирование

После знакомства с монитором ASUS ML248H рассмотрим результаты его тестирования.

В ходе тестирования монитор подключался к компьютеру по цифровому интерфейсу DVI-D, а для измерения технических характеристик использовался программно-аппаратный комплекс, включающий спектрофотометр GretagMacbeth Eye-One Pro, программный пакет ProfileMaker Pro 5.0.5, программу basiCColor Display 4.1.9, цифровой осциллограф BORDO 211A и фотодатчик.

В ходе тестирования измерялись следующие характеристики монитора:

  • максимальная и минимальная яркость;
  • точность цветопередачи;
  • цветовой охват монитора;
  • время реакции пиксела.

Максимальная и минимальная яркость

Прежде чем перейти к рассмотрению результатов тестирования, подчеркнем, что характеристики, заявленные для самой ЖК-матрицы (монитора), и те значения, которые удается измерить, — это далеко не одно и то же. Так, максимальную и минимальную яркость можно измерять по-разному (например, при различном значении цветовой температуры и для разных профилей монитора), а следовательно, получать различные значения. Естественно, что для пользователя важны те показатели, которые он получит при рабочих (то есть комфортных для работы) настройках монитора.

Для измерения максимальной и минимальной яркости использовался спектрофотометр GretagMacbeth Eye-One Pro в сочетании с программой basiCColor Display 4.1.9. Значения максимальной и минимальной яркости фиксировались в центральной точке экрана.

Первоначально монитор калибровался и профилировался при следующих настройках программы basiCColor Display 4.1.9:

  • метод калибровки — Software (монитор не поддерживает функцию редактирования LUT-таблицы (аппаратная калибровка), поэтому возможно только редактирование LUT-таблицы видеокарты (программная калибровка));
  • настройка калибровки — Office:
    • точка белого — D65,
    • тональная гамма — 2.2,
    • свечение — белый максимальный (120 кд/м2), черный минимальный;
  • настройка профиля — LUT based:
    • тип профиля — 16-бит LUT,
    • хроматическая адаптация — CAT02.

После проведения калибровки и создания профиля с помощью программы basiCColor Display 4.1.9 измерялись максимальное и минимальное значения яркости по белому полю в центральной точке экрана.

При измерении максимальной яркости в настройках монитора уровень контраста и уровень яркости устанавливались на 100%, а при измерении минимальной яркости — на 0%.

Согласно проведенным измерениям, максимальный диапазон изменения яркости монитора ASUS ML248H в центральной точке экрана составляет от 7 до 283 кд/м2. Попутно мы также измерили энергопотребление монитора в режимах настройки на максимальную и минимальную яркость. При настройке на максимальную яркость его энергопотребление составило 24 Вт, а на минимальную яркость — 11 Вт.

Точность цветопередачи

Отметим, что точность цветопередачи сильно зависит и от установленного уровня яркости, и от калибровки монитора, и от созданного профиля. Обычно производится несколько процедур калибровки и создается несколько профилей монитора, а затем выбирается тот профиль, который точнее всего соответствует цветопередаче.

При определении точности цветопередачи монитор предварительно калибровался и профилировался точно так же, как при определении максимальной и минимальной яркости. Уровень яркости выставлялся равным 120 кд/м2. Далее с помощью программы basiCColor Display 4.1.9 (уже без проведения калибровки и профилирования) оценивалась точность цветопередачи путем сопоставления референсного цветового шаблона с результатами его измерения. По результатам сопоставления определялось усредненное по всем цветовым полям значение цветовой разницы DE 94. Согласно проведенным измерениям, оно составило 0,53 (рис. 1), что является очень неплохим результатом для монитора, который в принципе не предназначен для профессиональной работы с цветом. Вообще, при значении DE 94 менее единицы можно говорить об очень высокой точности цветопередачи. Во всяком случае, на глаз заметить разницу в цвете при DE 94 менее единицы просто невозможно.

 

Рисунок

Рис. 1. Сравнение референсного шаблона с результатами его измерений
для определения точности цветопередачи

Цветовой охват монитора

Определение цветового охвата монитора производилось с применением программного пакета ProfileMaker Pro 5.0.5 по сохраненному профилю, полученному при калибровке и профилировании монитора.

Как выяснилось (рис. 2-4), цветовой охват монитора ASUS ML248H близок к цветовому охвату стандартного монитора с профилем sRGB (хотя немного и отличается от него). А вот до профиля AdobeRGB 1998 цветовой профиль монитора ASUS ML248H явно не дотягивает, особенно в зеленых и желтых тонах. На основании этих данных можно сделать вывод, что в мониторе ASUS ML248H используется самый простой тип LED-подсветки на основе белых светодиодов (аналогичные светодиоды применяются в подсветке ЖК-матриц в ноутбуках). Как уже отмечалось, ЖК-мониторы с LED-подсветкой на базе белых светодиодов не позволяют получить широкий световой охват.

 

Рисунок

Рис. 2. Двумерное сопоставление цветового охвата
профиля монитора с цветовым охватом профиля AdobeRGB 1998
в координатах Lab при уровне L = 50

Рисунок

Рис. 3. Двумерное сопоставление цветового охвата
профиля монитора с цветовым охватом профиля AdobeRGB 1998
в координатах Lab при уровне L = 75

Рисунок

Рис. 4. Двумерное сопоставление цветового охвата
профиля монитора с цветовым охватом профиля AdobeRGB 1998
в координатах Lab при уровне L = 25

Время реакции пиксела

Для измерения времени реакции пиксела использовались фотодатчик и цифровой осциллограф BORDO 211A. При измерениях с помощью специальной утилиты включалась или выключалась горизонтальная линия шириной в один пиксел, цвет которой мог изменяться в градациях серого. Посредством фотодатчика и осциллографа регистрировалось время изменения яркости пиксела.

Методика измерения времени реакции пиксела подобна методике измерения Grey-to-Grey (GTG), однако не повторяет ее полностью, поэтому результаты измерения не могут быть сопоставлены с техническими данными, приводимыми в документации.

Измерение времени реакции пиксела проводилось на откалиброванном по описанной выше методике мониторе. Уровень яркости и контраста выставлялся равным максимальному значению.

В ходе тестирования измерялось время перехода между следующими состояниями полутонов (в координатах R-G-B) пиксела: 0-0-0, 50-50-50, 100-100-100, 150-150-150, 200-200-200, 255-255-255.

Под временем перехода понималось время, за которое пиксел изменяет свою яркость от 0 до 90% или от 100 до 10%.

После измерения всех возможных переходов между различными полутонами рассчитывалось усредненное значение времени реакции пиксела. Для расчета усредненного значения вычислялось среднегеометрическое время переходов между всеми полутонами. Рассчитанное таким образом значение и является временем реакции пиксела по нашей методике измерения.

Нужно отметить, что процедура измерения времени реакции пиксела на современных ЖК-мониторах может оказаться непростой задачей из-за широтно­импульсной модуляции светодиодной подсветки. Для того чтобы измерение времени реакции пиксела оказалось возможным, необходимо избавиться от мерцания. Именно поэтому при измерении времени реакции пиксела мы устанавливали максимальную яркость монитора, при которой мерцание не наблюдается.

Результаты измерения времени перехода между различными состояниями пиксела приведены в таблице. Среднее время реакции пиксела, рассчитанное по описанной нами методике, составило 2,2 мс, что совпадает с временем, заявленным производителем. Если же говорить о времени переключения пиксела с черного на белый цвет (включение пиксела), то оно составляет 3 мс, а время переключения с белого на черный цвет (выключение пиксела) — 1,2 мс. Суммарное время включения и выключения пиксела равно 4,2 мс.

Выводы

Подводя итоги тестирования монитора ASUS ML248H, можно отметить, что это модель с очень неплохими характеристиками, которая вполне стоит 7000 руб. — такова ее приблизительная розничная цена. Этот монитор с одинаковым успехом можно применять и для работы, и для игр, а вот для операций с цветом он не слишком подходит.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 01'2011


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует