Суета вокруг планшетов

Сергей Асмаков

Ниша для планшетов

Новые формы

Верить ли прогнозам?

 

Планшетные компьютеры нового поколения стали одной из главных тем минувшего года и, судя по всему, останутся в центре внимания и в нынешнем. Ажиотаж вокруг этих устройств продолжается: на проходившей в январе выставке CES 2011 были продемонстрированы модели в общей сложности более 80 производителей. Но соответствует ли столь высокая активность реальным потребностям в ПК подобного типа?

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала разберемся с позиционированием планшетов и тем положением, которое они занимают на рынке портативных электронных устройств. Прежде всего необходимо отметить, что аналитики четко разделяют традиционные планшетные ПК (которые выпускались еще лет десять тому назад) и современные мультимедийные планшеты (к коим относится большинство устройств нового поколения). Отличительные особенности последних — развитые коммуникационные возможности, а также приоритет функций поиска, загрузки и воспроизведения различных типов медиаконтента.

Ниша для планшетов

В настоящее время мультимедийные планшеты занимают нишу между смартфонами и нетбуками, а их прямыми конкурентами являются UMPC, MID-устройства и смартбуки. Впрочем, соперничество в данном случае получается чис­то номинальным, поскольку устройств перечисленных типов практически нет в продаже вследствие отсутствия спроса. Что касается набирающих популярность электронных ридеров, то их вряд ли стоит рассматривать как конкурентов мультимедийным планшетам. Дело в том, что ридеры предназначены для решения более узкого круга задач (с которыми они, кстати, справляются гораздо лучше планшетов) и относятся к совершенно иной ценовой категории. С тем же успехом в конкуренты планшетам можно записать и цифровые фоторамки.

Опираясь на статистические данные, проследим динамику роста поставок мультимедийных планшетов в течение прошлого года. По данным IDC, во II квартале 2010 года было поставлено 3,3 млн планшетов, а в III — уже 4,8 млн. Таким образом, рост составил внушительные 45%. Абсолютным лидером продаж (что, впрочем, было вполне предсказуемо) стал Apple iPad: по итогам III квартала его доля составила 87,4%. Однако к концу года ситуация стала меняться. Согласно отчету агентства Strategy Analytics, в IV квартале 2010 года было поставлено порядка 10 млн планшетов, но при этом доля Apple iPad сократилась до 75% (хотя количество отгруженных устройств по сравнению с III кварталом при этом выросло более чем в 1,7 раза). По мнению аналитиков, основной причиной сокращения доли iPad стало появление целого ряда новых моделей на базе ОС Google Android во главе с Samsung Galaxy Tab. Всего же в минувшем году было поставлено немногим более 17 млн мультимедийных планшетов, из них 14,8 млн — Apple iPad.

Впрочем, впечатляющий рост продаж на старте не должен вводить в заблуждение: мультимедийные планшеты являются нишевым продуктом и будут оставаться таковым на протяжении как минимум пары ближайших лет. В этом нетрудно убедиться, если проанализировать структуру продаж в минувшем году: в мире было реализовано порядка 270 млн смартфонов, около 35 млн нетбуков и более 160 млн ноутбуков. Объем поставок мультимедийных планшетов, напомним, составил порядка 17 млн штук.

С одной стороны, если чисто математически интерполировать прошлогодние темпы роста планшетов на ближайшую перспективу, можно прийти к выводу, что их доля будет год от года увеличиваться. Что, собственно, уже сделали аналитики в своих отчетах. Например, IDC прогнозирует увеличение объема продаж мультимедийных планшетов в нынешнем году до 40 млн штук, а по мнению специалистов DisplaySearch, этот показатель вырастет втрое относительно результатов минувшего года и, таким образом, превысит отметку в 55 млн штук. При этом аналитики обеих компаний сходятся во мнении относительно того, что доля планшетов будет стремительно увеличиваться за счет сокращения долей нетбуков и ноутбуков (последних — в меньшей степени).

С другой стороны, не менее очевидным является и тот факт, что даже при самых оптимис­тичных сценариях развития мультимедийные планшеты не смогут в обозримом будущем полностью вытеснить с рынка ни смартфоны, ни нетбуки. В первом случае принципиальную роль играет фактор мобильности (как ни крути, но даже самые компактные планшеты не попадают в категорию карманных устройств), во втором — принадлежность к различным типам устройств, даже несмотря на прямое «родство» аппаратных платформ. К тому же большинство экспертов сходятся во мнении, что современные планшеты по своей сути — это скорее смартфоны с большим экраном, нежели лишенные клавиатуры нетбуки.

Новые формы

Не исключено, что в перспективе грань, разделяющая планшетные ПК и нетбуки, может постепенно исчезнуть. Это предположение выглядит не таким уж фантастическим, если посмотреть на ряд оригинальных моделей мультимедийных планшетов, представленных в начале нынешнего года.

Начнем с двух устройств компании ASUS, анонсированных в январе. Оба построены на платформе NVIDIA Tegra 2, оснащены ЖК-дисплеями с 10,1-дюймовым сенсорным экраном и работают под управлением ОС Android 3.0.

Отличительная особенность конструкции модели Eee Pad Slider — выдвигающаяся панель, на которой размещена аппаратная клавиатура. В отличие от телефонов­слайдеров, верхнюю часть корпуса (в которой размещен экран) можно установить под углом относительно его нижней части, где находится клавиатура.

 

Рисунок

Планшет-слайдер ASUS Eee Pad Slider
оснащен выдвигающейся клавиатурой
и специальным фиксатором, позволяющим
закрепить панель дисплея в вертикальном
положении

В модели Eee Pad Transformer используется модульная конструкция. Приобретя опциональную док­станцию, этот планшет можно трансформировать в устройство, внешне похожее на нетбук. Помимо аппаратной клавиатуры и сенсорной панели в корпусе док­станции размещены дополнительные аккумуляторные батареи, благодаря чему время автономной работы Eee Pad Transformer увеличивается до 16 ч.

 

Рисунок

Планшет ASUS Eee Pad Transformer можно дооснастить опциональным модулем,
превращающим устройство в некое подобие нетбука

Компания Samsung Electronics представила планшет­слайдер Sliding PC 7 Series, построенный на платформе Intel Oak Trail и работающий под управлением ОС Windows 7. Верхняя часть корпуса, в которой установлен ЖК-дисплей с 10,1-дюймовым сенсорным экраном, сдвигается относительно нижней, и в этом положении планшет превращается в некое подобие нетбука с 81-клавишной аппаратной клавиатурой и сенсорной панелью. Устройство оснащено беспроводным сетевым адаптером, портами USB и HDMI. По данным производителя, продолжительность автономной работы составляет до 9 ч.

 

Рисунок

Планшет-слайдер Samsung Sliding PC 7 Series

Создатели Sliding PC 7 Series отмечают, что благодаря трансформирующемуся корпусу этот планшет удобен как для интернет-серфинга и воспроизведения разнообразного медиаконтента, так и для работы с офисными приложениями и электронной почтой. В линейке Sliding PC 7 Series представлены модификации с 32 и 64 Гбайт флэш­памяти.

Весьма интересную концепцию предложила компания Lenovo, представившая устройства LePad и IdeaPad U1. Собственно говоря, LePad — это обычный мультимедийный планшет с широкоформатным 10,1-дюймовым сенсорным ЖК-дисплеем. Он построен на базе процессора Qualcomm Snapdragon, оснащен 1 Гбайт ОЗУ, 16 либо 32 Гбайт флэш­памяти, встроенными беспроводными адаптерами Bluetooth иWi-Fi, а также модулем сотовой связи третьего поколения. По данным производителя, встроенный аккумулятор обеспечивает до 8 ч автономной работы. Функционирует LePad под управлением ОС Android с фирменной графической оболочкой, созданной разработчиками Lenovo.

 

Рисунок

Планшет Lenovo LePad

Специального термина, которым можно было бы обозначить «классовую принадлежность» устройства IdeaPad U1, пока что не придумали. Поэтому придется охарактеризовать его как портативный ПК без встроенного дисплея, по совместительству выполняющий функции настольной док­станции для планшета LePad. «Начинка» у IdeaPad U1 вполне серьезная: процессор Intel Core i5-540UM, работающий с тактовой частотой 1,2 ГГц, 2 Гбайт ОЗУ типа DDR3, 2,5-дйюмовый жесткий диск емкостью 320 Гбайт, встроенные беспроводные адаптеры Bluetooth 2.1 и Wi-Fi (IEEE-802.11b/?g/n), а также интерфейсы USB и HDMI. Функционирует IdeaPad U1 под управлением ОС Windows 7 Home Premium. Размеры устройства — 270x210x33,2 мм; вес — 1,8 кг.

 

Рисунок

Планшет Lenovo LePad можно установить
в устройство IdeaPad U1, получив таким образом
полнофункциональный ноутбук

Сценарий использования этих устройств выглядит следующим образом. Планшет LePad предназначен главным образом для эксплуатации в мобильных условиях. По возвращении домой или на рабочее место владелец может установить LePad в крэдл IdeaPad U1 и получить в свое распоряжение полнофункциональный ПК с привычной «настольной» ОС, уже подключенный ко всем периферийным устройствам и средствам коммуникации. Планшет в данном случае выполняет функцию дисплея, а специально разработанная для этой пары устройств технология Hybrid Switch позволяет автоматически синхронизировать между ними пользовательские данные.

В отличие от описанных устройств, которые уже в ближайшее время сможет приобрести любой желающий, планшетный ПК Staging, продемонстрированный компанией MSI в ходе CES 2011, пока является прототипом. Отличительной особенностью этого устройства является встроенный миниатюрный проектор, установленный в поворотном модуле, который размещен в специальном утолщении корпуса (см. фото). Самое интересное, что проектор можно задействовать не только для показа презентаций или слайд­шоу на любой подходящей поверхности. Панель­опора, выдвигающаяся из задней части корпуса, позволяет установить планшет в вертикальном положении, а проектор в этом случае переключается в режим отображения виртуальной клавиатуры, которая гораздо удобнее для работы с большими объемами текста, нежели ее экранный аналог.

 

Рисунок

Прототип планшета MSI Staging
оснащен многофункциональным встроенным проектором

Конечно, пока подобные гибриды являются экзотикой, а их рыночные перспективы туманны. С одной стороны, нельзя игнорировать тот факт, что выпускавшиеся не так давно ноутбуки- и нетбуки­трансформеры (с выворачивающимся на внешнюю сторону экраном) не сумели завоевать признания пользователей. С другой стороны, появление субкласса устройств, сочетающих в себе черты планшетов и нетбуков, представляется вполне вероятным — как минимум потому, что никто не будет сравнивать подобные модели с iPad. А это, согласитесь, неплохой способ выделиться на фоне десятков конкурентов.

Верить ли прогнозам?

Текущий расклад сил на рынке мультимедийных планшетов можно охарактеризовать фразой «Apple и остальные». Как мы уже упоминали, более 80% проданных в 2010 году устройств этого типа пришлось на долю единственной модели Apple, в то время как в графе «прочие» теснятся изделия нескольких десятков производителей. Даже с учетом определенного сокращения доли Apple в последнем квартале минувшего года эта компания по-прежнему доминирует в данном сегменте, а количество проданных ею устройств с каждым месяцем увеличивается. Таким образом, нетрудно предположить, что динамика роста доли мультимедийных планшетов на рынке мобильных устройств в нынешнем году по-прежнему будет напрямую определяться объемами продаж iPad. Однако не менее очевидно и то, что Apple вряд ли сможет в одиночку обеспечить темпы роста, предсказанные аналитиками.

Во­первых, «яблочная компания» традиционно старается поддерживать определенный дефицит наиболее востребованных на данный момент товаров, чтобы продлить период ажиотажного спроса, обеспечивающий, помимо прочего, весьма эффективную и совершенно бесплатную рекламу. Во­вторых, еще в прошлом году партнеры Apple, непосредственно занимающиеся производством iPad, столкнулись с дефицитом некоторых комплектующих (в частности, дисплейных панелей с сенсорным экраном). Таким образом Apple не сможет резко увеличить объемы производства по чисто техническим причинам.

Нет сомнений в том, что остальные 80 компаний смогут совместными усилиями выпус­тить за год 20, 30 или даже 50 млн планшетов. Проблема заключается в том, что желающих приобрести подобные устройства будет значительно меньше. Вряд ли имеет смысл спорить с тем, что публика воспринимает iPad (как, впрочем, и большинство других продуктов Apple) совершенно иначе, нежели многочисленные модели конкурентов. Главным образом потому, что для большинства людей, приобретающих гаджеты от Apple, первична имиджевая составляющая, а такие аспекты, как технические характеристики, функциональность, удобство использования (а зачастую и здравый смысл), практически не влияют на принятие решения о покупке. И в этом смысле ситуация, сложившаяся в сегменте мультимедийных планшетов, разительно отличается от той, которая наблюдалась два­три года тому назад в новорожденном сегменте нетбуков. Соответственно и развиваться рынок мультимедийных планшетов будет совершенно иначе.

Иными словами, для оценки перспектив iPad и планшетов других производителей требуются принципиально разные системы координат. К сожалению, никому из аналитиков пока не удалось подсчитать, сколь велика среди покупателей iPad доля тех, кому необходим именно мультимедийный планшет, а не абстрактный новомодный гаджет от Apple. И поскольку такой информацией пока никто не располагает, существующие оценки рыночного потенциала моделей остальных производителей являются чисто умозрительными. Что ж, посмотрим в начале следующего года, насколько точными окажутся нынешние прогнозы.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 03'2011


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует