Кластерный подход к созданию системы нового поколения подготовки ИКТ-специалистов в вузах
Состояние подготовки ИКТ-специалистов в вузах
Создание региональных кластеров ИКТ — вуз
Региональные кластеры ИКТ — вуз
Состояние подготовки ИКТ-специалистов в вузах
О недостатках в подготовке специалистов в российских вузах в области информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) хорошо известно.
Помимо причин, общих для всей системы высшего образования, эти недостатки об-условлены следующими обстоятельствами. ИКТ-индустрия характеризуется чрезвычайно высокими темпами развития. В условиях острой конкуренции ведущих мировых разработчиков полная смена аппаратнопрограммной базы в этой сфере происходит в течение одного-двух лет.
В большинстве российских вузов эти особенности ИКТ-индустрии не находят адекватного отражения в учебном процессе по ИКТ во всех основных его аспектах: кадровом, учебно-методическом, материальнотехническом, информационном и других, а также в научно-исследовательской деятельности кафедр.
Очевидно, что если современная ИКТ-индустрия имеет уникальные особенности, обусловленные ее чрезвычайно быстрым развитием, то и система подготовки специалистов в высшей школе в области ИКТ должна существенно отличаться от системы подготовки специалистов по другим отраслям. Однако какихлибо системных решений по этому вопросу нет. Известны лишь различные попытки разрешить данное противоречие. Например, чтобы избежать переподготовки выпускников ИКТ-вузов и доведения их до необходимой «кондиции», некоторые ИКТ-фирмы открывают в вузах свои кафедры. Понятно, что это решает лишь частные задачи той или иной компании. В качестве успешного примера более эффективных формы и содержания подготовки специалистов в высшей школе можно привести Московский физико-технический институт, в котором обучение студентов старших курсов осуществляется на базовых кафедрах научно-исследовательских институтов РАН. Однако приведенный пример отражает только частную инициативу и не позволяет решить проблему в целом.
Еще одной характерной чертой в подготовке ИКТ-специалистов является то, что образовательные ресурсы по ИКТ в каждом регионе рассосредоточены по небольшим кафедрам отдельных вузов. В таком разобщенном виде они не могут обеспечить необходимого уровня подготовки выпускников, соответствующего требованиям современной ИКТ-индустрии.
Таким образом, важно отметить системный характер несоответствия традиционных форм и содержания подготовки ИКТ-специалистов в российских вузах требованиям современной ИКТ-индустрии и то, что, к сожалению, на вызов времени, заключающийся в стремительном развитии ИКТ-отрасли, высшая школа ИКТ сегодня не дает адекватного ответа.
Создание региональных кластеров ИКТ — вуз
Общие положения
Для разрешения отмеченного системного противоречия необходимо обеспечить тесную взаимосвязь между ИКТ-индустрией и высшей школой по ИКТ. В условиях рыночной экономики это может произойти только естественным путем и на взаимовыгодных условиях. Для того чтобы возникли такие взаимовыгодные условия сотрудничества, необходимо интегрировать локальные научно-образовательные ресурсы, рассосредоточенные по небольшим кафедрам ИКТ региональных вузов, в единый научно-образовательных ресурс.
Одним из современных рыночных способов интеграции является так называемый кластерный подход. С позиции системных исследований под этим термином понимается объединение взаимосвязанных субъектов хозяйственной деятельности в единую организацион-ную структуру, элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости и совместно функционируют для достижения определенных целей. Кластеры, как правило, формируются там, где осуществляется или ожидается прорывное продвижение в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые рыночные ниши. Поэтому при создании в кластерах единой организационной структуры предусматривается реализация инновационных подходов.
В настоящее время в регионах России происходит создание с участием региональных властных структур разного рода кластеров: экономических, технологических, производственных, в частности ИКТ-кластеров. В процессе формирования ИКТ-кластеров активно участвуют ИКТ-фирмы. Например, создание региональных ИКТ-кластеров поддерживает и продвигает президент известного некоммерческого партнерства «РУССОФТ» Валентин Макаров. Созданный при непосредственной поддержке «РУССОФТ» Санкт-Петербургский ИТ-кластер включает технические вузы, центры НИР и разработки ПО крупных зарубежных компаний, поставщиков ИКТ-услуг, производителей ИКТ-продуктов, дистрибьюторов, системных интеграторов, а также различные инфраструктурные элементы развития. Другим примером ИКТ-кластера, но уже во главе с вузом является Производственно-технологический кластер Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (САФУ).
Региональные кластеры ИКТ — вуз
Адекватным ответом высшей школы ИКТ на стремительное развитие отрасли ИКТ, на наш взгляд, является создание региональных клас-теров ИКТ — вуз. Под таким кластером понимается объединение вузов региона, осуществляющих подготовку специалистов по одному и тому же направлению или специальности ИКТ (группе близких специальностей). Вузы регионального кластера ИКТ — вуз связаны между собой единым процессом подготовки и обучения студентов по одной и той же специальности или группе близких специальностей по ИКТ на базе объединения научно-образовательных ресурсов этих вузов по ИКТ.
Целью создания регионального кластера ИКТ — вуз является повышение качества вузовского образования в области ИКТ, создание системы нового поколения подготовки ИКТ-специалистов в высшей школе и обеспечение тесной взаимосвязи вузов, осуществляющих подготовку ИКТ-специалистов, с организациями и фирмами ИКТ-индустрии. В этот клас-тер, кроме указанных вузов, должны входить фирмы ИКТ-индустрии региона, которые заинтересованы в подготовке ИКТ-специалистов данного профиля, соответствующие властные структуры, а также различные инфраструктурные организации.
Важно отметить, что региональный кластер ИКТ — вуз не является механическим объединением вузов с выполнением тех или иных договорных обязательств. Назначение кластера ИКТ — вуз — инновационным путем устранить несоответствие традиционных форм и содержания подготовки кадров в российской высшей школе в области ИКТ требованиям современной ИКТ-индустрии, создать систему нового поколения подготовки ИКТ-специалистов в высшей школе и тем самым совершить прорыв в повышении качества подготовки ИКТ-специалистов в вузах. Такой инновационный путь создания региональных кластеров ИКТ — вуз заключается в следующем. В кластере ИКТ — вуз процесс подготовки и обучения студентов старших курсов по специальности и направлению по ИКТ осуществляется на основе единого учебного плана и единой программы подготовки ИКТ-специалистов с использованием объединенного модернизированного образовательного ресурса. Этот ресурс, создаваемый на базе образовательных ресурсов по ИКТ вузов, входящих в кластер, включает: кадровое, учебно-методическое, материальнотехническое, информационное и другие виды обеспечения учебного процесса студентов старших курсов, обучающихся в вузах кластера по одному и тому же направлению или специальности ИКТ. Для организации и управления единым учебным процессом и вновь созданным единым образовательным ресурсом участники регионального кластера ИКТ — вуз создают новое объединенное научно-образовательное структурное подразделение, которое является ядром кластера ИКТ — вуз, под условным названием «Объединенный институт ИКТ». Это подразделение целесообразно создавать на базе ведущего университета региона, который имеет высший рейтинг по данной специальности по сравнению с другими вузами кластера ИКТ — вуз. По согласованию с участниками кластера он должен быть наделен соответствующими полномочиями и может одновременно являться структурным подразделением этого ведущего университета региона.
Для организации и проведения единого учебного процесса для студентов старших курсов по ИКТ в составе «Объединенного института ИКТ» создаются межвузовские кафедры: межвузовская выпускающая кафедра по данной специальности ИКТ и межвузовская кафедра специальных дисциплин по ИКТ. Эти кафедры образуются вместо соответствующих кафедр ИКТ вузов, входящих в кластер ИКТ — вуз. Они аккумулируют и модернизируют образовательные ресурсы выпускающих кафедр ИКТ вузов, входящих в кластер, и путем конкурсного отбора создают профессорско-преподавательский корпус нового формата, где преподаватели сочетают высокое педагогическое мастерство со знанием новейших программных продуктов, подтвержденным международными сертификатами в области ИКТ. Межвузовские кафедры «Объединенного института ИКТ» являются централизованнораспределенными структурными единицами и располагаются на территориях и площадях вузов, входящих в кластер ИКТ-вуз.
Таким образом, для региональных вузов, объединенных в кластер ИКТ — вуз, обучение студентов на старших курсах по специальности и направлению ИКТ, преподавательский корпус по ИКТ и ресурсное обеспечение образовательного процесса по ИКТ выведены за рамки традиционной вузовской среды отдельных вузов, входящих в кластер, и помещены в среду новой интегрированной научно-образовательной структуры «Объединенный институт ИКТ». Новая интегрированная научно-образовательная среда и новая интегрированная научно-образовательная структура характеризуются качественно новыми компонентами объединенного ресурсного обес-печения по ИКТ, необходимыми для установления тесных взаимосвязей с компаниями из ИКТ-индустрии.
Выводы
- Создавая в каждом регионе кластеры ИКТ — вуз и новые интегрированные научно-образовательные структуры «Объединенный институт ИКТ», мы тем самым выводим на рынок ИКТ мощный, интегрированный интеллектуальный кадровый ресурс, состоящий, с одной стороны, из высокопрофессионального профессорско-преподавательского корпуса, а с другой — из молодых и энергичных кадров, только начинающих свою профессиональную деятельность в сфере ИКТ, — студентов старших курсов и выпускников «Объединенного института ИКТ». Такой объединенный кадровый ресурс, в отличие от небольших кафедр ИКТ отдельных вузов, обладает огромным творческим и интеллектуальным потенциалом, способным обеспечить выполнение научно-исследовательских разработок и научно-практических работ, решение сложнейших задач по созданию новых программных и аппаратных средств ИКТ совместно с отечественными и зарубежными организациями и фирмами ИКТ и является интересным и перспективным игроком на рынке научно-образовательных услуг по ИКТ.
- Образование региональных кластеров ИКТ — вуз и новых интегрированных научно-образовательных структур «Объединенный институт ИКТ» с участием профильных фирм ИКТ-индустрии позволит наладить тесные связи и сотрудничество с российскими и зарубежными организациями и компаниями ИКТ-индустрии и на основе этого решить важнейшую задачу ИКТ-образования — адекватно реагировать в учебном процессе на чрезвычайно быструю смену аппаратнопрограммных средств ИКТ и отслеживать тенденции развития мировой ИКТ-индустрии. Кроме того, тесные связи и сотрудничество с российскими и зарубежными организациями и фирмами ИКТ-индустрии позволят высшей школе ИКТ решить следующие актуальные задачи:
- создать профессорско-преподава-тельский корпус нового формата, состоящий как из высококвалифицированных преподавателей с учеными степенями и званиями, обладающих огромным педагогическим мастерством, так и из профессионалов-практиков и разработчиков новейших программно-аппаратных средств ИКТ;
- дать преподавателям возможность активно участвовать в научно-исследовательских проектах с организациями и компаниями ИКТ-индустрии, чтобы они могли повышать свою квалификацию, поднимать уровень оплаты труда и своей мотивации;
- предоставить преподавателям возможность изучать учебно-методические материалы ведущих зарубежных организаций и фирм ИКТ-индустрии и использовать их в учебном процессе;
- проводить производственную практику, курсовое и дипломное проектирование на базе ведущих отечественных и зарубежных организаций и компаний ИКТ-индустрии и обеспечивать гарантированное трудоустройство выпускников в организациях и фирмах ИКТ-индустрии.
- Налаживание тесных взаимосвязей фирм ИКТ-индустрии в кластерах ИКТ — вуз с новыми интегрированными научно-образовательными структурами типа «Объединенный институт ИКТ» позволяет компаниям ИКТ-индустрии, в свою очередь, решить следующие задачи:
- укомплектовать свои региональные структурные подразделения молодыми ИКТ-специалистами — выпускниками вузов кластера ИКТ — вуз (бакалаврами, специалистами, магистрами ИКТ);
- обеспечить выполнение своих научно-исследовательских разработок и научно-практических работ в области ИКТ высокопрофессиональным профессорско-преподавательским коллективом нового интегрированного научно-образовательного подразделения кластера — «Объединенного института ИКТ».
- Региональные кластеры ИКТ — вуз, включающие интегрированные научно-образовательные структуры типа «Объединенный институт ИКТ» и имеющие в своем составе, кроме межвузовских кафедр ИКТ, различные инфраструктурные подразделения и организации по материальнотехническому обеспечению учебного процесса и эксплуатации программно-аппаратных средств ИКТ, являются свое-образным локомотивом инновационного развития региональных вузов, входящих в кластеры ИКТ — вуз, и позволяют на базе ИКТ решить следующие задачи инновационного развития региональных вузов:
- создать и постоянно развивать на современной унифицированной программно-аппаратной базе для вузов региона единое информационнообразовательное пространство;
- внедрить на унифицированной программно-аппаратной базе унифицированную для вузов региона современную систему дистанционного обучения и постоянно ее совершенствовать;
- вместо «лоскутной» автоматизации внедрить и постоянно совершенствовать для вузов региона унифицированную автоматизированную систему управления, которая позволит связать в единую электронную систему все основные виды деятельности вуза: учебный процесс, научные исследования и административнохозяйственное управление;
- внедрить в вузах региона на унифицированной программно-аппаратной базе современные электронные библиотеки и постоянно их совершенствовать;
- организовать постоянное повышение квалификации преподавателей непрофильных кафедр вузов региона в области современных ИКТ и оказывать им помощь в сертификации знаний в области ИКТ.
- В крупных регионах можно сформировать несколько кластеров ИКТ — вуз, готовящих ИКТ-специалистов по разным направлениям и специальностям. Тогда интегрированные научно-образовательные структуры типа «Объединенный институт ИКТ», входящие в разные кластеры, и участвующие в них фирмы ИКТ-индустрии могут быть объединены в еще более мощный многопрофильный региональный научно-образовательный и производственный ИКТ-кластер, способный решать сложные комплексные научно-технические задачи ИКТ-отрасли.
- Важно отметить, что в кластерах ИКТ — вуз будет иметь место так называемый синергетический эффект взаимодействия и саморазвития между фирмами ИКТ-индустрии и интегрированной научно-образовательной структурой типа «Объединенный институт ИКТ», что будет способствовать как дальнейшему повышению качества подготовки ИКТ-специалистов, так и развитию фирм ИКТ-индустрии и повышению их конкурентоспособности.