Хроники «зазеркалья»: а вот и Canon!

Сергей Асмаков

Лучше поздно, чем никогда

Новинки Panasonic

 

Главной новостью июля стал долгожданный анонс первой незеркальной модели Canon. Это событие занимает центральное место в нашем традиционном обзоре.

Лучше поздно, чем никогда

Многомесячное ожидание, которым томились многочисленные поклонники одного из легендарных фотографических брендов, наконец­то завершилось. 23 июля компания Canon официально представила первую в своей линейке незеркальную фотокамеру со сменной оптикой. Новинка получила лаконичное имя EOS M и компактный корпус, изготовленный из алюминиево­магниевого сплава (его размеры — 109×66×32 мм). Покупатели смогут выбрать один из четырех вариантов расцветки: черный, красный, серебристый или глянцево­белый.

Что касается техники, то в аппарате установлен 18-мегапиксельный КМОП-сенсор формата APS-C — такой же, как и у анонсированной в начале июня зеркальной модели EOS 650D. Одна из особенностей этого сенсора заключается в наличии специальных пикселов, обеспечивающих работу системы автоматической фокусировки с использованием метода фазовой детекции.

 

Canon EOS M

Фотоаппарат Canon EOS M
с зум-объективом EF-M 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM

Камера рассчитана на установку сменной оптики с новым байонетом EF-M. Обработка данных возложена на процессор DIGIC 5. Для визирования и работы с настройками в аппарате имеется ЖК-дисплей Clear View LCD II (1 млн пикселов) с 3-дюймовым сенсорным экраном на базе проекционно­емкостной технологии, который поддерживает возможность мультисенсорного ввода. Учитывая отсутствие оптического или электронного видоискателя, несколько разочаровывает то, что дисплей встроен в заднюю панель, а не установлен на поворотной платформе. Объяснить это можно разве что стремлением разработчиков сделать корпус аппарата максимально компактным.

Встроенной вспышки у EOS M нет. Правда, в отличие от Sony и Olympus, оснащающих свои фотоаппараты этого класса специфическими разъемами для подключения аксессуаров, Canon предпочла установить стандартный «горячий башмак». Таким образом, владельцы EOS M могут использовать любые внешние вспышки Canon.

 

Canon EOS M

На верхней панели корпуса EOS M имеется стандартный
«горячий башмак»

Специально для этой модели была разработана вспышка Speedlite 90EX, отличающаяся небольшими габаритами (под стать самой камере). Согласно предварительной информации, эта вспышка будет входить в стандартную комплектацию камеры — правда не во всех регионах.

На передней панели аппарата рядом с подсветкой автофокуса имеется окошко ИК-приемника. Таким образом, владельцы EOS M могут использовать с этой камерой фирменный пульт ДУ RC-6, но приобретать его придется дополнительно. В списке доступных опций также представлен внешний GPS-приемник GPE2, рассчитанный на установку в «горячий башмак».

 

Canon EOS M

Фотоаппарат Canon EOS M с объективом EF-M 22mm f/2 STM
и вспышкой Speedlite 90EX

Аппарат оснащен гибридной системой автоматической фокусировки, которая в зависимости от ситуации способна выбирать режим работы — с использованием метода фазовой детекции либо по контрасту. Отметим, что подобное решение пока не получило широкого распространения в моделях данного класса, однако оно реализовано в изделиях принципиального конкурента — в представленных осенью минувшего года камерах Nikon 1 V1 и Nikon 1 J1.

Блок основных органов управления расположен на задней панели аппарата справа от экрана дисплея. Здесь находится плоский четырехпозиционный указатель с клавишей подтверждения по центру, обрамленный вращающимся колесиком, а также три отдельные кнопки. Рядом с накладкой, служащей упором для большого пальца, размещена кнопка быстрого включения режима видеосъемки.

 

Canon EF-M 22mm f/2 STM

Широкоугольный объектив Canon EF-M
22mm f/2 STM

В отличие от большинства камер этого типа, при помощи сенсорного экрана EOS M можно управлять не только отдельными настройками, но и всеми функциями аппарата. Нажатие на центральную кнопку четырехпозиционного указателя вызывает на экран специальное «сенсорное» меню быстрого доступа к различным настройкам.

Аппарат позволяет получать снимки размером до 5184×3456 пикселов. Изображения можно сохранять в формате JPEG и/или RAW (14 бит). В распоряжении фотографа имеется набор программ сюжетной съемки и полный комплект творческих режимов (P/A/S/M). Для новичков предусмотрен режим Scene Intelligent Auto, при активации которого камера автоматически выбирает оптимальные настройки и сюжетную программу, исходя из результатов анализа фотографируемой сцены. Максимальная скорость серийной съемки с полным разрешением и фокусировкой по первому кадру — 4,3 кадра в секунду.

 

Canon EF-M 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM

Зум-объектив Canon EF-M 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM

Как и большинство современных фотоаппаратов, EOS M способен снимать видео стандартной и высокой четкости (до 1080 линий с прогрессивной разверткой и частотой 24, 25 либо 30 кадров в секунду) в формате H.264 со стереозвуком.

Встроенные художественные фильтры (Creative Filters) позволяют получать необычные снимки, причем оценить воздействие фильтра на изображение можно непосредственно в процессе визирования кадра на экране дисплея.

Аппарат оборудован полноразмерным SD-слотом и рассчитан на работу со сменными носителями форматов SD, SDHC и SDXC. Предусмотрена поддержка карточек Eye-Fi. Для подключения к внешнему оборудованию имеется порт HDMI, а также интерфейс USB и аналоговый AV-выход, конструктивно объединенные в одном компактном разъеме. Источником питания камеры служит литий­ионный аккумулятор LP-E12. По данным производителя, его емкость позволяет сделать до 230 снимков без подзарядки.

 

Рисунок

Адаптер для установки объективов Canon
линеек EF и EF-S на камеру EOS M

Вес фотоаппарата без объектива — 298 г.

Одновременно с новой камерой Canon анонсировала два объектива с байонетом EF-M. Один из них — компактный светосильный EF-M 22mm f/2 STM с фиксированным фокусным расстоянием (экв. 35 мм; 1:2,0). Минимальная дистанция фокусировки составляет 15 см. Длина корпуса объектива — 23,7 мм, диаметр — 60,9 мм, вес — 105 г. Конструкция предусматривает возможность установки фильтров с резьбой диаметром 43 мм.

Второй объектив — универсальный зум EF-M 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM (экв. 29-88 мм; 1:3,5…5,6), оснащенный встроенной системой оптической стабилизации изображения. Как и в моделях линейки Sony NEX, управление включением системы оптической стабилизации объектива осуществляется через меню настроек камеры. Минимальная дистанция фокусировки составляет 25 см. Длина корпуса объектива — 61 мм, диаметр — 60,9 мм, вес — 120 г. Предусмотрена возможность установки фильтров с резьбой диаметром 52 мм.

Кроме того, в продаже появится специальный адаптер, позволяющий устанавливать на камеру EOS M сменные объективы Canon линеек EF и EF-S.

Согласно обнародованной информации, модель EOS M будет доступна в нескольких вариантах комплектации. Так, предусмотрены комплекты с объективом EF-M 22mm f/2 STM либо EF-M 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM, а также с обоими сразу. Другой вариант поставки включает объектив EF-M 22mm f/2 STM и адаптер для установки оптики серии EF.

 

Рисунок

Относительные размеры светочувствительных сенсоров, используемых
в современных цифровых фотоаппаратах

Естественно, сейчас высказываются различные мнения относительно того, насколько удачным окажется дебют Canon в новом для нее сегменте и стоило ли вообще выпускать подобный продукт с таким опозданием. Ведь прошло уже почти четыре года с момента анонса первой модели аппарата подобного типа. Несомненно, Canon за это время потеряла часть потенциальных покупателей EOS M, которые просто устали ждать и предпочли приобрести продукцию более расторопных конкурентов — благо, предложение в этом сегменте с каждым кварталом становится всё более разнообразным.

Впрочем, на руках у Canon есть как минимум один козырь: ее сотрудники могли наблюдать за развитием ситуации в этом сегменте и анализировать данные о продажах и предпочтениях пользователей. Конечно, эта информация в значительной степени повлияла на выбор стратегии, а кроме того, позволила избежать некоторых ошибок, допущенных конкурентами.

Если говорить о серийно выпускаемых моделях, то к концу минувшего года четко оформились три подхода к созданию незеркальных фотокамер со сменной оптикой. Первый (наиболее очевидный) заключается в создании подобных моделей на основе ключевых компонентов зеркальных фотоаппаратов. Именно этим путем пошли компании Olympus, Panasonic и Sony. Незеркальные модели со сменной оптикой этих производителей оснащены такими же сенсорами, какие применяются в их зеркальных фотоаппаратах (см. табл.). Такой подход позволяет, образно говоря, убить двух зайцев: во-первых, сократить производственные затраты за счет унификации ряда ключевых компонентов с более массовыми на данный момент зеркальными моделями, а во-вторых, обеспечить высокое качество получаемого изображения.

Совершенно иной подход был воплощен в жизнь компанией Pentax в аппарате Pentax Q. Ее разработчики взяли за основу сенсор от компактных фотоаппаратов. В этом случае тоже есть выигрыш, получаемый от унификации (причем с еще более массовыми компактными моделями), а также от технической возможности сделать самую маленькую модель в классе, не прибегая к дорогостоящим техническим ухищрениям. Однако с точки зрения качества получаемых изображений подобная концепция выглядит, мягко говоря, неконкурентоспособной. Так что фактически камера Pentax Q является скорее дорогой игрушкой для ностальгирующих по компактным пленочным фотоаппаратам 80-х, нежели полноправным игроком данного сегмента.

И наконец, компания Nikon предпочла третий вариант, сделав выбор в пользу сенсора нестандартного формфактора CX. Как видно на приведенной диаграмме, он располагается ровно посередине между сенсорами, используемыми в компактных фотоаппаратах с несменной оптикой, и зеркальными фотокамерами.

Безусловно, подобный шаг можно объяснить в первую очередь маркетинговыми соображениями, а именно желанием руководителей Nikon четко сегментировать линейку выпускаемых цифровых фотоаппаратов со сменной оптикой и ни в коем случае не допустить прямой конкуренции своих моделей системы 1 с зеркальными. Это вполне согласуется с политикой Nikon, которая позиционирует фотоаппараты системы 1 не как альтернативу зеркальным камерам, а как предложение для владельцев компактных моделей, не вполне удовлетворенных техническим качеством получаемых снимков.

Недостаток подхода Nikon заключается в том, что, пытаясь защитить собственные зеркальные модели от «внутреннего каннибализма» (то есть переориентации части потенциальных покупателей на камеры системы 1), компания пожертвовала одним из важнейших конкурентных преимуществ. Ведь не секрет, что многие продвинутые пользователи отождествляют техническое качество снимков с размером сенсора. И формально с этим трудно поспорить: ведь очевидно, что чем больше площадь рабочей поверхности сенсора, тем больше размер его ячеек, а это, в свою очередь, обеспечивает техническую возможность получения изображения с более широким динамическим диапазоном и гораздо меньшим уровнем цифрового шума (особенно при съемке в условиях недостаточной освещенности). С этой точки зрения аппараты на базе сенсоров формата APS-C и 4/3 выглядят предпочтительнее моделей Nikon 1. К тому же Nikon не сумела сделать свои камеры более компактными: некоторые модели конкурентов, оборудованные сенсорами большего размера (в частности, Olympus PEN), имеют меньшие габариты.

Таким образом, перед Canon, как перед былинным богатырем, открывались три направления. Вариант с сенсорами компактных фотоаппаратов, выбранный Pentax, является заведомо проигрышным, так что, по большому счету, выбирать пришлось из двух оставшихся.

В итоге руководство Canon признало наиболее привлекательным первый вариант и, образно говоря, решило пойти по стопам Sony. Не нужно глубоко вдаваться в детали, чтобы заметить очевидное сходство в подходе этих японских брендов к созданию незеркальных камер со сменной оптикой. Как и разработчики Sony, их коллеги из Canon создали новый фотоаппарат на базе сенсора формата APS-C и ряда других компонентов от одной из недавно выпущенных зеркальных моделей (у EOS M немало общих компонентов с EOS 650D). Как и у первых моделей NEX, у камеры EOS M нет встроенной вспышки. Сходство прослеживается даже в минималистском дизайне объективов Sony серии SEL и пары представленных моделей Canon с байонетом EF-M.

И еще один характерный штрих. На корпусах камер Sony серии NEX красуется логотип «альфа», которым маркируются зеркальные модели. Аналогично Canon выпустила дебютную незеркальную модель под маркой EOS, как бы подчеркивая ее родство с серией зеркальных моделей.

Очевидно, что руководителям фотографического подразделения Canon также пришлось подумать о предотвращении «внутреннего каннибализма», поскольку в текущей линейке компании представлено немало зеркальных моделей начального уровня. Но, в отличие от Nikon, в Canon ее предпочли решить за счет ценообразования. С одной стороны, благодаря такому подходу Canon удалось создать аппарат, который по набору технических характеристик и функциональных возможностей претендует на лидерство в своем классе. С другой стороны, у потенциальных покупателей возникает вполне закономерное недоумение по поводу того, что цена EOS M заметно выше не только по сравнению с прямыми конкурентами, но и по сравнению с рядом зеркальных моделей Canon. Согласно предварительной информации, в США розничная цена EOS M в комплекте с объективом EF-M 22mm f/2 STM составит 800 долл. Это выглядит довольно странно, учитывая тот факт, что Canon позиционирует EOS M не как альтернативу, а скорее как дополнение к уже имеющемуся зеркальному фотоаппарату.

Таким образом, на данном этапе рыночные перспективы модели EOS M представляются не слишком радужными. Дебютировала она значительно позже конкурентов, и явно завышенная цена не добавляет ей привлекательности. Кроме того, сегодня основные игроки данного сегмента (в частности, Olympus, Panasonic и Sony) могут предложить более разнообразный ассортимент сменной оптики для аппаратов этого типа. По большому счету, в такой ситуации круг потенциальных покупателей EOS M ограничивается главным образом преданными поклонниками марки, которые проявили незаурядное терпение и все­таки дождались появления модели подобного типа в линейке Canon.

Новинки Panasonic

Уделив должное внимание главному событию, перейдем к другим новостям. В середине июля компания Panasonic представила цифровую камеру системы Micro Four Thirds. Модель Lumix DMC-G5 оснащена 16-мегапиксельным КМОП-сенсором Live MOS (4/3 дюйма), процессором Venus Engine VII FHD, электронным видоискателем, выдвигающейся встроенной вспышкой и поворотным ЖК-дисплеем с 3-дюймовым сенсорным экраном (920 тыс. пикселов). Камера оборудована байонетом для установки сменных объективов стандарта Micro Four Thirds. На верхней панели корпуса предусмотрен «горячий башмак» для установки внешней вспышки и других аксессуаров.

Одной из особенностей этого фотоаппарата, на которой акцентируют внимание ее создатели, является быстродействующая система автоматической фокусировки по контрасту. Как утверждает производитель, по быстродействию и точности работы она не уступает системам автофокуса зеркальных камер, работающих по методу фазовой детекции.

 

Lumix DMC-G5

Фотоаппарат Lumix DMC-G5
с объективом Lumix G Vario 14-42mm F3.5-5.6 ASPH OIS

На верхней панели Lumix DMC-G5 установлен селектор для выбора режимов съемки, а также кнопка быстрого включения записи видео. Рядом со спусковой кнопкой появился новый орган управления — качающийся рычажок, при помощи которого можно управлять трансфокатором, а в ручном режиме оперативно изменять настройки выдержки или диафрагмы.

Камера позволяет получить снимки размером до 4608×3456 пикселов. В настройках предусмотрена возможность выбора желаемого соотношения сторон кадра из четырех вариантов — 4:3, 3:2, 16:9 либо 1:1. Изображения можно сохранять в формате JPEG и/или RAW. Также предусмотрена функция съемки стереоскопических фотографий в формате MPO. В распоряжении фотографа имеется интеллектуальный авторежим (iA Plus), более двух десятков программ сюжетной съемки, полный комплект творческих режимов (P/A/S/M). Сенсорный экран позволяет выбрать точку фокусировки путем прикосновения к нужной области изображения на встроенном дисплее.

В режиме серийной съемки с фокусировкой по первому кадру камера позволяет запечатлеть до шести полноразмерных изображений в течение одной секунды. Для фотографирования высококонтрастных сцен предусмотрен режим HDR. При его активации камера снимает серию кадров с различными настройками экспозиции и затем автоматически объединяет их в одно изображение.

 

Lumix G Vario 45-150mm F4.0-5.6 ASPH MEGA O.I.S

Объектив Lumix G Vario 45-150mm F4.0-5.6 ASPH MEGA O.I.S

Интересная функция, реализованная в Lumix DMC-G5, — фотосъемка с использованием электронного затвора. При его активации не задействуется механический затвор камеры, что позволяет делать снимки практически бесшумно, не привлекая внимание окружающих даже в тихой обстановке.

Помимо фотографий, аппарат позволяет снимать видео стандартной и высокой четкости (до 1080 линий с прогрессивной разверткой с частотой 25, 30, 50 либо 60 кадров в секунду) в формате MPEG-4 либо AVCHD.

Камера оборудована полноразмерным SD-слотом и поддерживает работу со сменными носителями форматов SD, SDHC и SDXC. Для подключения к внешнему оборудованию предусмотрены интерфейс USB и выход HDMI. В качестве опции доступен беспроводной пульт управления DMW-RSL1. Питается аппарат от литий­ионного аккумулятора, емкость которого, как утверждает производитель, позволяет сделать до 320 снимков без подзарядки.

Размеры корпуса камеры без объектива — 120×83×71 мм; вес — 396 г. Модель будет выпускаться в трех вариантах — в корпусе черного, серебристого или белого цвета.

Одновременно с этой камерой Panasonic представила новый зум­объектив стандарта Micro Four Thirds. Модель Lumix G Vario 45-150mm F4.0-5.6 ASPH MEGA O.I.S. (заводской индекс — H-FS45150) предназначена для съемки удаленных объектов. Диапазон эквивалентных фокусных расстояний этого объектива — 90-300 мм, минимальная дистанция фокусировки — 90 см. Бесшумный шаговый двигатель позволяет пользоваться трансфокатором в процессе видеосъемки, а оптическая система стабилизации изображения MEGA O.I.S. предотвращает смазывание изображения при съемке на длинном фокусе.

Длина корпуса объектива — 73 мм, диаметр — 62 мм, вес — 380 г. Предусмотрена возможность установки светофильтров с резьбой диаметром 52 мм; в комплект поставки входит бленда. Объектив будет выпускаться в корпусе черного и серебристого цвета.

Цены на камеру Lumix DMC-G5 и объектив Lumix G Vario 45-150mm F4.0-5.6 ASPH MEGA O.I.S. пока не объявлены. Производитель обещает обнародовать эту информацию за 30 дней до начала продаж.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 08'2012


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует