Экосистема социальных медиа

Часть 2

Андрей Найдич, Александр Прохоров

Twitter

Twitter Apps (Приложения на базе Twitter)

Facebook

Facebook Applications (Приложения на базе Facebook)

Facebook Gaming (Игры на базе Facebook)

Social search and browsing (Социальный поиск и серфинг)

Social networks Other (Другие социальные сети)

Community platforms (Платформы сообществ)

Social shopping (Социальные покупки)

Content sharing (Приложения разделения социального контента)

Social Referral (Платформы поддержки социальных рефералов)

Photo sharing (Фотообменные сервисы)

 

В последнее время появляется всё больше и больше новых соцмедиаприложений. В существенной мере это связано с тем, что порог вхождения для их использования падает вследствие того, что пользователям не нужно вводить свои данные при регистрации каждый раз, когда они хотят протестировать новое приложение, поскольку можно использовать данные имеющегося аккаунта, например в Facebook.

Cоциальная экосистема привязана к ведущим соцмедиаплатформам, таким как Facebook, Twitter, LinkedIn и т.п., которые базируются на сервисах установления связей между пользователями, то есть на построении так называемого социального графа, и предлагают дополнительные сервисы. Разработчики расширяют возможности платформ для построения дополнительных сервисов инструментов и приложений, эксплуатирующих социальный граф посредством предоставления разработчикам доступа к API платформы, тем самым увеличивая количество продуктов и повышая конкурентоспособность платформы.

Платформы, базирующиеся на увлечениях и интересах пользователей, такие как Fancy или Pinterest, предлагают вертикально ориентированные сервисы, то есть организуют пользователей на основе графа интересов (interest graph). Подобные сети концентрируются на базе определенной тематики (музыка, живопись или любые другие увлечения). Модели монетизации в подобных сетях включают рекламу, подписки на обзоры, элементы электронной коммерции, использование виртуальных валют и пр.

Охватить возможности растущего числа сервисов без их классификации становится все труднее. В первой части статьи мы начали обзор экосистемы социальных медиа на базе карты­классификатора, предложенной компанией Buddy Media (рис. 1); во второй части мы предлагаем описание разделов, которые не были рассмотрены в первой.

 

Рис. 1. Экосистема соцмедиаресурсов (источник: Buddy Media, 2012)

Twitter

Twitter показан отдельным элементом на карте (см. рис. 1), вокруг него базируется целая группа приложений Twitter Apps.

Созданный в 2006 году, Twitter — один из самых посещаемых сайтов в мире — система микроблоггинга, позволяющая отправлять короткие (до 140 символов) текстовые сообщения (рис. 2). Возможности сервиса постоянно расширяются — например функция «Списки Твиттера» позволяет отслеживать не только отдельных авторов, но и целые списки. В 2010 году добавлена возможность смотреть видео и фотографии прямо на сайте.

 

Рис. 2. Twitter — первый сервис микроблоггинга

Владелец сервиса — компания Twitter, Inc. насчитывает более 900 сотрудников. Сервисом пользуется более 200 млн человек. Информация о предпочтениях аудитории Twitter представляет огромный маркетинговый интерес. Любой пользователь Twitter может принять участие в беседе с представителями бренда в реальном времени и повлиять на распространение информации о нем. Монетизация сервиса осуществляется преимущественно за счет рекламы; только в 2010 году доход компании от продаж онлайн-рекламы составил 45 млн долл.

Twitter Apps (Приложения на базе Twitter)

На базе Twitter существуют десятки приложений, расширяющих его функциональность.

В частности, отмеченный на рис. 1 сервис Wefollow.com служит для классификации, рейтингования, поиска экспертов и просто интересных людей в Twitter по темам (рис. 3). Идея сервиса проста: он предназначен для того, чтобы разобраться в какой­то теме, найти эксперта и установить с ним контакт.

 

Рис. 3. Wefollow.com служит для поиска интересных людей в Twitter

Примерно такие же идеи эксплуатирует сервис StockTwits, только концентрируется на более узкой теме — финансовой. StockTwits — это платформа для общения, сбора информации и получения советов от профессиональных экспертов, площадка для обмена финансовыми идеями в реальном времени (рис. 4).

 

Рис. 4. StockTwits — платформа для обмена финансовыми идеями

Выбирая опцию Follow (Следовать), пользователь может следить за активностью интересующих его экспертов.

Еще один ресурс, относящийся к данной группе, — Twitpic, который позволяет размещать фотографии в Twitter и распространять их в режиме реального времени (рис. 5). Twitpic может использоваться независимо от Twitter, при этом имена и пароли пользователей Twitpic те же, что и в Twitter. Комментарии к фотографиям присылаются как ответный твит. Любой пользователь Twitter может размещать фотографии на сайте. Существует ряд приложений для смартфонов (iPhone, BlackBerry Android, Windows Phone 7), которые позволяют загружать фотографии в Twitpic.

 

Рис. 5. Twitpic — это сервис, позволяющий размещать фотографии в Twitter

Facebook

На рис. 1 Facebook выделен самым жирным шрифтом и окружен двумя группами компаний — Facebook Apps и Facebook Gaming.

Facebook — самая популярная социальная сеть, она предлагает широкий набор функций: создавать профили, приглашать друзей, обмениваться с ними сообщениями, оставлять сообщения на своей и чужой «стенах», загружать фотографии и видеозаписи, создавать сообщества по интересам и пр.

Сервис начал работу в 2004 году, а в 2011-м оборот компании составил 5 млрд долл., чистая прибыль — 1 млрд долл. В октябре 2012 года аудитория Facebook составляла около миллиарда пользователей. Каждый день в социальной сети пользователи оставляют 3,2 млрд «лайков» и комментариев и публикуют 300 млн фотографий. На сайте зафиксировано 125 млрд «дружеских связей», соединяющих все континенты (рис. 6).

 

Рис. 6. Плотность социальных связей на базе соцсети Facebook, источник JEGI

Facebook привлек крупнейшие компании в качестве инвесторов. Например, в 2007 году Microsoft объявила о приобретении 1,6% акций Facebook за 240 млн долл. В 2012-м Facebook объявил о приобретении фотосервиса Instagram за 1 млрд долл. В конце января 2013 года социальная сеть опубликовала финансовую отчетность, которая показывает снижение чистой прибыли компании на 95%. За IV квартал 2012-го прибыль составила 64 млн долл., что в 5 раз меньше полученной за аналогичный период 2011 года.

С 2007-го Facebook развивает технологии, позволяющие программистам создавать приложения и зарабатывать на этом, что существенно повышает посещаемость сайта.

Значительным продвижением рекламной стратегии Facebook стал запуск в 2011 году сервиса Timeline. Новый пользовательский интерфейс настроен на то, чтобы пользователь представил личные сведения, добавляя времени и структуры социальному контенту, представленному в виде персонального рассказа о себе. Facebook продвигает технологию Open Graph, которая позволяет сторонним сайтам и приложениям обмениваться информацией о пользователях для того, чтобы персонализировать предложения, настройки и сервисы в соответствии с интересами и предпочтениями пользователей. С помощью технологии бренды могут создавать приложения для взаимодействия с потребителями как на Facebook, так и за его пределами. Суть технологии состоит в том, что если вы зарегистрированы в Facebook, то сайты партнеров Facebook могут показывать информацию, предлагать товары и сервисы, соответствующие исключительно вашим интересам, о которых известно по вашим действиям в Facebook. При этом не нужно заново регистрироваться на этих веб­сайтах и давать какую-либо информацию о себе.

Facebook Applications (Приложения на базе Facebook)

Одно из достоинств Facebbok — это наличие всевозможных сервисов на его основе. Например, сервис Likester — агрегатор «лайков», основанный на контенте пользователей Facebook, позволяет узнать, что нравится некоторой целевой аудитории( книги, сайты, страницы и т.п.) На момент написания статьи Likester отследил 1 126 651 453 Facebook-лайков (Likes) от миллионов пользователей из 120 000 городов. Сервис наглядно показывает, что такая простая операция, как щелчок кнопки «мне нравится», создает ценную маркетинговую информацию, которая сама по себе выступает как часть контента и одновременно его агрегатор, особенно если аудитория пользователей исчисляется миллионами. На основе данной информации Likester предоставляет маркетинговые услуги.

Платформа Likester AdCenter предлагает сервисы исследования лайков (Researching Likes) в качестве маркетингового инструмента. Клиенты могут исследовать, что и по каким параметрам выбирают пользователи на разного рода Facebook-страницах.

Сервис позволяет провести анализ, касающийся жителей определенного региона. Вы можете узнать, какие книги предпочитают жители Москвы, какие страницы или фильмы нравятся жителям Краснодара и т.д. Сервис позволяет выполнить и более сложные запросы, например, какие книги нравятся тем жителям региона, которые любят конкретное произведение.

Платформа также предлагает такой сервис, как демографические исследования (Researching Demographics), которые позволяют выяснить, где проживают люди, которым нравятся определенные страницы Facebook. Платформа также предоставляет возможности создания и управления 20 типами рекламы для Facebook непосредственно из приложения Likester, можно воспользоваться сервисом сегментирования аудитории и публикации рекламы; сервис также позволяет проводить мониторинг и создавать отчеты о рекламных кампаниях.

Другой сервис, Booshaka, помогает выработать маркетинговую стратегию, позволяя понять, кто чем интересуется из числа ваших фанатов в Facebook. Сервис дает вам инструменты, необходимые для выявления активности ваших последователей и поклонников, а также возможность направлять так называемый маркетинг сарафанного радио, посредством которого удовлетворенные пользователи рассказывают друзьям о своем опыте. Сарафанному радио люди склонны доверять в наибольшей степени, так как человек, который советует какой­либо товар или услугу, не имеет в этом личной выгоды.

Facebook Gaming (Игры на базе Facebook)

Среди бизнес-проектов, запущенных на платформе Facebook, игры Zynga являются одним из наиболее успешных и приносят реальный доход. Zynga была основана в 2007 году и вскоре получила около 30 млн венчурных инвестиций. Три года спустя Zynga провела первичное размещение акций (IPO) на бирже NASDAQ, в ходе которого привлекла около 1 млрд долл. Игры приносят компании немалый доход. К наиболее прибыльным играм компании относятся Cafe World и FarmVille, позволяющие разводить виртуальных животных (рис. 7), а также Mafia Wars, в которой нужно «разводить» мафиози.

 

Рис. 7. Игра FarmVille, позволяющая разводить виртуальных животных

Большое количество игроков тратят реальные деньги на приобретение виртуального оружия, чтобы наказать своих врагов, или на закупку виртуальной провизии для виртуальных ресторанов. Другим известным разработчиком бесплатных социальных сетевых игр является компания Playfish, принадлежащая Electronic Arts. (В 2009 году Electronic Arts приобрела Playfish за 400 млн долл.) Основанная так же, как и Zinga, в 2007 году Playfish в настоящее время привлекает более 55 млн пользователей в месяц, при этом около 40 млн посещений осуществляют пользователи Facebook. Игра «Who has the Biggest Brain?» — первый хит компании (рис. 8). Она была одной из первых Facebook-игр, которая привлекла миллионы ежедневных игроков и позволила компании аккумулировать средства, необходимые для производства других хитов.

 

Рис. 8. Сыграть в игру «Who Has The Biggest Brain?» можно
и с помощью мобильного приложения

Большую часть дохода компания зарабатывает на продаже виртуальных товаров внутри своих игр.

Social search and browsing (Социальный поиск и серфинг)

У термина «социальный поиск» есть разные значения. Социальным называют поиск, который учитывает так называемый социальный граф пользователя. Релевантность рассчитывается с учетом большей значимости документов, к которым имеют отношение друзья пользователя, инициировавшего поиск. Иное значение термин приобретает тогда, когда говорится о поиске по материалам социальных сетей, где контент появляется практически в реальном времени. Данные возможности, в частности, реализует сервис Topsy — поисковая система, специализирующаяся на поиске по социальным медиа, таким как блоги, твиттер, сообщения в социальных сетях. Статистику упоминаний тех или иных ключевых слов можно отображать графически (рис. 9).

 

Рис. 9. Сервис Topsy специализируется на поиске по социальным медиа

В феврале 2012 года Topsy и Яндекс объявили о партнерстве — Яндекс начал использовать результаты Topsy для realtime-поиска.

Другой поисковый сервис — Spokeo, помеченный на рис. 1, специализируется на поиске персональной информации. Сервис представляет собой агрегатор информации из социальных сетей, который собирает данные из многих онлайн- и офлайн-источников (таких как телефонные справочники, социальные сети, фотоальбомы, маркетинговые исследования, списки рассылки, бизнес-сайты, правительственные сведения о переписи населения и объектах недвижимости. Эта агрегированная информация может включать демографические данные, социальные профили, а также сведения о предполагаемой собственности и т.д.

Social networks Other (Другие социальные сети)

Facebook и Twitter на рис. 1 вынесены отдельно как два крупнейших соцмедиаресурса, при этом показаны сервисы на их основе, но помимо двух данных грандов существуют десятки других, также весьма популярных соцсетей — на рис. 1 они вынесены в категорию «Другие».

Огромной популярностью в мире пользуется социальная сеть LinkedIn (рис. 10), специализирующаяся на предоставлении поиска и установлении деловых контактов. В сети зарегистрировано свыше 200 млн пользователей, представляющих 150 отраслей бизнеса из 200 стран.

 

Рис. 10. LinkedIn — ведущая соцсеть профессиональных контактов

Социальная сеть LinkedIn была запущена в 2003 году, а в 2011-м капитализация компании достигла 9 млрд долл.

LinkedIn предоставляет широкий набор функций, в том числе возможность поиска компаний, людей, групп по интересам, создания новых групп, представления через существующие контакты и расширения связей; можно публиковать резюме и искать работу; получать рекомендации; указывать вакансии; информировать о деловых поездках, предстоящих конференциях, читаемых книгах.

Источников монетизации в LinkedIn несколько — премиальные аккаунты, реклама. За 2012 год котировки LinkedIn взлетели почти на 70%, выручка достигла порядка 900 млн долл., а прибыль — около 70 млн долл. при том, что три года назад компания была убыточна. Владельцы LinkedIn построили на базе сети мощный инструмент поиска сотрудников и предлагают его на коммерческой основе корпоративным рекрутерам.

Создателям Linkedin удалось построить на базе миллионов зарегистрированных пользователей ресурс для менеджеров по подбору персонала. Система Recruiter позволяет выбрать сферы деятельности, где могут работать подходящие кандидаты, указать необходимые должности и опыт, географию поиска, и система выдает список потенциальных претендентов, а также сообщает, кто из них знаком с сотрудниками фирмы, приглашающей нового работника.

Около половины пользователей LinkedIn живут в США и приблизительно 25 млн зарегистрированы в Европе.

Основные перспективы роста LinkedIn находятся за пределами США, где проживают более 60% пользователей социальной сети, которые, однако, генерируют лишь 36% ее доходов.

Существуют десятки соцсетей с миллионными аудиториями. Например, отмеченная на рис. 11 соцсеть Tagged, ориентированная на новые знакомства, насчитывает около 100 млн пользователей.

 

Рис. 11. Социальная сеть Tagged

Community platforms (Платформы сообществ)

Платформы сообществ — это инструментарий, который позволяет создать собственную изолированную социальную сеть под собственное сообщество.

Например, подобный сервис (функции обмена информацией внутри социальной среды, ограниченной вашей рабочей группой) предлагает Groupsite.com (рис. 12). Приложение предоставляет поддержку дискуссий, календарей, форумов, блогов, файловых хранилищ, фотогалерей, поддержку подгрупп.

 

Рис. 12. Сервис Groupsite.com предоставляет функции обмена информацией
внутри вашей рабочей группы

Похожий сервис — GROU.ps (рис. 13) — можно использовать для обмена информацией с группой ваших учеников, для общения только в кругу семьи или рабочей группы. Вы и ваши коллеги могут установить приложение для общения — поддержки чата, обмена фотографиями и пр. Приложение бесплатное, его поддерживает более 200 тыс. групп.

 

Рис. 13. Социальный сервис Grou.ps

Еще одно приложение подобного рода — Mixxt — позволяет создать частную корпоративную социальную сеть, которую полностью контролируют ее создатели, причем участниками могут быть обычные пользователи, не имеющие навыков программирования.

Social shopping (Социальные покупки)

Социальные покупки — метод торговли, при котором друзья обмениваются покупательским опытом.

Сайты социальных покупок могут генерировать доход не только на базе рекламы, но и на продаже информации о поведении пользователей и об их отношении к товарам и брендам. Сайты социальных покупок предлагают разные способы мотивации. Некоторые базируются просто на желании пользователей делиться опытом о совершении покупок. Другие предлагают материальное поощрение за предоставление информации репутационными баллами, которые можно накапливать и превращать в подарки.

Некоторые веб­сайты комбинируют функции сравнения покупок с социальными функциями, другие используют чужие соцсети для осуществления функций социальных продаж вместо создания собственных, например приложение Facebook Connect позволяет пользователям спрашивать их Facebook-друзей о целесообразности той или иной покупки. Существуют также приложения, которые позволяют продвигать бизнес местных торговых предприятий.

В частности, отмеченное на рис. 1 приложение Swipely изначально существовало как социальная сеть, в которой пользователи делились информацией о своих покупках с друзьями, а позднее оно трансформировалось в интернет-сервис, в котором бизнес-участники могут создавать промо­акции для своих потребителей на основе доступа к аналитике клиентских расходов и отправки клиентам маркетинговых сообщений (рис. 14).

 

Рис. 14. Swipely позволяет бизнес-участникам создавать промо-акции
для своих потребителей

Потребители регистрируют кредитную или дебетовую карту на Swipely, а затем зарабатывают очки и награды, используя карты при покупках. К категории «социальные покупки» относятся также приложения для мобильного шопинга. Например, Zappli — провайдер решений для мобильного шопинга — предлагает решения InstaBuy и myShopamanion. InstaBuy — это система для совершения мгновенных платежей. Программа шифрует и хранит пользовательские данные в телефоне и вместо того, чтобы перенаправлять пользователя на сайт продавца, позволяет оставаться в приложении мобильного телефона и быстро совершить свою покупку.

Приложение для социального мобильного шопинга — myShopamanion, которое может совмещать поиск товаров с возможностью выхода на друзей и возможностью опроса их в реальном времени о целесообразности той или иной покупки.

Content sharing (Приложения разделения социального контента)

Название группы сервисов говорит само за себя. Здесь представлены приложения, которые позволяют разделять (совместно использовать) различные формы контента — документы, презентации и пр. Обычно сервис позволяет быть в курсе активности ваших друзей, (публикации ими новых документов).

В качестве примера можно назвать приложение Scribd — это онлайновый сервис разделения документов и виртуальная библиотека, где пользователи могут искать, рейтинговать и загружать документы (рис. 15).

 

Рис. 15. Сервис Scribd — онлайновый сервис разделения документов

К этой же категории можно отнести приложения, которые позволяют делиться информацией о локальных заведениях бытового сервиса. Например, сервис Yelp, основанный в 2004 году, позволяет помочь людям найти местные службы, такие как стоматология, парикмахерская, механические мастерские и пр., которые они посещают вместе с друзьями и соседями. В 2012 году Yelp насчитывал около 84 млн ежемесячных уникальных посетителей. Пользователи сервиса написали более 33 млн отзывов. Можно использовать Yelp, чтобы найти сообщения о событиях, или поговорить с другими участниками сервиса. Каждый владелец бизнеса (или менеджер) может установить бесплатную учетную запись для отправки фотографий и сообщений своим клиентам. Yelp зарабатывает на размещении рекламы местных предприятий. Получить доступ к Yelp можно через iPhone, Android, BlackBerry, и ряд других мобильных приложений. Yelp извещает население о последних локальных событиях.

Social Referral (Платформы поддержки социальных рефералов)

Платформы поддержки социальных рефералов — это приложения, которые помогают продавцам использовать капитал, вложенный в клиентов. На этом капитале можно заработать путем установки прямых связей между потенциальными покупателями и теми, кто уже стал владельцем товара. Подобный подход позволяет использовать маркетинговую ценность клиентской базы бренда. У каждого продавца есть так называемые тихие клиенты (они как раз составляют самую многочисленную группу), которые не будут выступать в соцсетях как защитники достоинств купленных товаров или как­то активно продвигать бренд, но с удовольствием порекомендуют его, если о целесообразности покупки спросил друг-покупатель.

Именно этот принцип использует сервис TurnTo (рис. 16). Компания предоставляет три продукта:

 

Рис. 16. Сервис TurneTo позволяет использовать маркетинговую ценность
клиентской базы бренда

  • Ask Owners (спроси владельца) — позволяет покупателям задавать вопросы людям, которые уже купили те предметы, которые пользователи рассматривают в качестве возможной покупки;
  • Purchase Sharing позволяет использовать клиентский опыт в качестве референса для друзей и других покупателей. То есть получить ответ на вопрос «Почему вы выбрали именно этот продукт?»;
  • Social Merchandising сообщает покупателям, кто из их друзей (из числа Facebook-френдов или их адресной книги) уже стал владельцем того или иного товара и может дать надежный совет.

Photo sharing (Фотообменные сервисы)

Еще одна категория — «Фотообменные сервисы» — представлена многочисленными сервисами, наиболее популярными среди которых следует назвать Flickr и Picassa.

Flickr является одним из первых сервисов данного рода, он предназначен для хранения и использования цифровых фотографий и видеороликов (рис. 17). Сервис имеет в своей базе более 6 млрд изображений.

 

Рис. 17. Flickr — один из первых фотообменных сервисов

Picassa — программа для работы с цифровыми фотографиями, приобретенная компанией Google в 2004 году. Приложение интегрировано с фотохостингом Picassa Web Albums, Blogger, Gmail, YouTube, Google Earth и Google Plus и предоставляет сервисы загрузки фотографий со сканера и камеры, индексацию фотографий на жестком диске компьютера, различные режимы просмотра, а также функции геотегинга (запись координат в метаданные), редактирование, отправка фотографий по электронной почте и публикация их в блогах.

На рис. 1 представлены также вспомогательные блоки (Plug-ins widgets — плагины и виджеты), а также сервисы сокращения ссылок (URL Shorteners), позволяющие создать короткий алиас*на длинный URL, что может понадобиться для использования в сообщениях Твиттера и других сервисах, длина сообщений в которых ограничена, для исключения фильтров на определенные доменные имена.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 06'2013


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует