Каким будет офисное ПО будущего?
Анализ и прогноз развития рынка офисных приложений на 1999-2004 годы
В 1999 году мировая сумма рынка офисных приложений (включая OEM-соглашения) составила 7,4 млрд. долл. Microsoft стал бесспорным лидером рынка, получив 96,1% от общего количества пользователей платформы Windows. Исторические конкуренты Corel и IBM/Lotus продолжают борьбу на рынке, но их позиции постепенно ослабевают. По мнению IDC, к 2004 году рост прибыли от продажи офисных пакетов вырастет на 12,2% во всем мире.
Тенденции
С приходом Internet, ростом новых предложений от ASP и появлением операционной системы Linux для привлечения новых пользователей необходимо использовать различные инновации.
ThinkFree.com
ThinkFree.com — поставщик бесплатных офисных приложений, напрямую конкурирующих с Microsoft Office. Используя девиз «Твое рабочее место в киберпростанстве», ThinkFree Office позиционируется как полностью совместимый с Microsoft Office и построенный исключительно на Java офисный пакет, доступный совершенно бесплатно. Помимо этого предлагается ThinkFree на платформе Linux. ThinkFree содержит текстовый процессор, электронную таблицу, пакет презентационной графики и файловые папки. Приложения могут быть использованы в онлайн- и офлайн-режиме.
FreeDesk.com
FreeDesk предлагает бесплатные приложения, доступные через Web-браузер. Пользователи скачивают небольшой аплет, который обеспечивает доступ к полной версии пакета, включающего текстовый процессор, электронную таблицу, пакет презентационной графики, редактор Web-страниц и почтовый клиент.
Другие платформы: Corel и SUN для Linux
Corel: в апреле 2000 года Corel выпустил коробочную версию WordPerfect Office 2000 для Linux.
Sun: в июне 2000 года Sun анонсировал последнюю версию StarOffice 5.2 для платформ Solaris, Linux и Windows.
Рынок ASP
В ноябре 1999 года Microsoft анонсировала Microsoft Office Online, услуги хостинга для MS Office 2000. Днем раньше этого же года Corel вместе с FutureLink Corp анонсировали возможность использования офисного пакета через Internet в рамках пилотной программы.
Но проблема, стоящая сегодня перед Microsoft на новом ASP-рынке, — заставить существующих пользователей обновлять их продукты. MS Office — достаточно известный и многофункциональный офисный пакет, с каждой новой версией которого количество функций увеличивается. Не всем пользователям необходима такая функциональность, тем более если это связано с дополнительным вложением денег. Поэтому прибыль от аренды MS Office через Internet на условиях помесячной арендной платы может быть выше, чем от обычного обновления версий продукта.
Однако и аренда приложений через Internet не во всех случаях может решить данную проблему, например, если дело касается мобильных пользователей, которым необходима локальная копия офисного пакета для работы. В долгосрочной перспективе IDC планирует распространение альтернативных форм использования компьютеров. Одним пользователям будет необходима полная версия офисного приложения для работы, а другие будут использовать исключительно почтового клиента. Таким образом, в использовании MS Office просто нет необходимости.
Универсальным предложением от Microsoft в будущем для пользователей домашних компьютеров может стать набор из непосредственно компьютера с доступом в Internet, поддержка, сервис плюс хостинг MS Office на условиях ежемесячной арендной платы. В этом сценарии персональный компьютер уподобляется телефону.
Прогнозы
- До конца прогнозируемого периода практически закончится миграция с 16-разрядных на 32-разрядные приложения.
- Предположительно средняя стоимость новых офисных пакетов будет составлять 185 долл.
- На рынке приложений на платформе Linux будут представлены пакеты, предлагаемые бесплатно.
- Общий рост рынка офисных пакетов составит приблизительно 12,2%.
- Рынок приложений на платформе Windows вырастет на 12,3%, рынок приложений на платформе Macintosh на 4,8%.
(По материалам IDC, Office Suites Market Forecast and Analysis, 1999-2004, July 2000)