А к лицу ли нам ИСУ?
ИСУ (интегрированная система управления)
Бурно развивающиеся информационные технологии активно проникают практически во все сферы нашей жизни. Вчера — в вузы и на работу, сегодня — в квартиру, а завтра без консультации с компьютером вообще будет немыслимо что-нибудь спланировать или решить. И если для отдельного человека вопрос использования компьютера для принятия самостоятельного решения пока еще не стоит, то для предприятий такой вопрос существует уже довольно давно. Именно об информатизации предприятий, а точнее об использовании на предприятии ИСУ (интегрированной системы управления) и пойдет речь в этой статье.
У читателей может возникнуть абсолютно закономерный вопрос: какое отношение имеет истинно компьютерный журнал к управленческим технологиям? Оказывается, самое непосредственное, ведь ИТ являются инструментом управленческих технологий. Итак, рассмотрим документооборот в иерархической структуре стандартного учреждения. Чиновник готовит документ, подшивает его к отчету и отправляет дальше по инстанции. Последнее словосочетание уже давно стало притчей во языцех и на сегодняшний день является синонимом очень длительного процесса. Естественно, когда информация доходит до адресата (читай, до руководителя), то существенно, если не безнадежно, устаревает. Кроме того, повсеместно от инстанции к инстанции информация видоизменяется и искажается. Иными словами, итоговый документ настолько же далек от действительности как небо от земли. Видимо поэтому в нашем сознании даже укрепился странный стереотип: управленец — это человек с огромной интуицией, управляющий какой-либо организацией на основе минимальной информации о ее текущем положении.
Казалось бы, что может быть проще — установи компьютер и работай быстрее, но практика свидетельствует, что автоматизация отдельных рабочих мест в целом эффекта не дает. И на сегодняшний день многие руководители предприятий реально начали задумываться о полнофункциональном и интегрированном решении для собственного предприятия. Почему акцент сделан на интеграции? Чтобы ответить на этот вопрос, перенесемся на некоторое время назад, когда, на волне всеобщего ажиотажа, многие предприятия начали проводить автоматизацию, которая заключалась в поставке энного числа персональных компьютеров и серверов и в объединении их в сеть вместе с организацией сетевой печати. Однако создание сетевых папок и почтовых аккаунтов сложно назвать автоматизацией системы управления, и, конечно, ни о какой интеграции и тем более о детальной проработке процессов управления предприятия речи не шло. Но зато это было быстрое решение «под ключ», имевшее зачастую привлекательную стоимость.
Сегодня, когда рынок уже насыщен «быстрыми» техническими решениями и заказчики хотят видеть отдачу от вложенных денег, интеграторы-поставщики обратили свои взоры к прикладным информационным системам, которые способны обеспечить интеграцию управленческих процессов. Сейчас на рынке можно встретить практически любые предложения, но насколько точно и полно возможности прикладной ИС отвечают потребностям заказчика и как эти возможности использовать? Действительно, информационная система предприятия оказывает непосредственное влияние на успешность развития бизнеса: при отсутствии развитой информационной системы невозможно обеспечить адекватные управленческие технологии, соответствующие динамике сегодняшнего дня. В результате руководителям не удается получать по первому требованию точную информацию о текущем состоянии дел в компании и вероятность принятия оптимального решения падает.
Из вышесказанного нетрудно сделать вывод о том, что словосочетание «корпоративная ИС» вообще некорректно. На наш взгляд, точнее будет термин «интегрированная система управления». При этом следует иметь в виду, что компьютерная составляющая такой системы не является главной, а на первый план выходят управленческие технологии.
Интегратор или консультант?
Вследствие сумасшедших темпов развития информационных технологий вопрос, вынесенный в заглавие этого раздела, не кажется неуместным. Хотя многие задумаются — что же общего между технарями-интеграторами и «белыми воротничками»-консультантами? Это — использование возможностей информационных технологий для решения задач управления предприятием, и здесь интеграторам и консультантам приходится работать рука об руку. Постараемся очертить круг действий и тех и других. Системная интеграция отличается тем, что предлагает системные решения и координацию работы всей программно-технической инфраструктуры. Основная же задача консалтинга заключается в анализе проблем системы управления, в обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических новаций с учетом возможностей клиента.
Ведущим в этой паре выступает консультант, который тщательно прорабатывает вопросы о том, что необходимо для предприятия и каким это должно быть, дает несколько вариантов решений с обоснованием, из которых выбирается наиболее эффективный. Таким образом, решение принимается в несколько этапов. Первый и наиболее важный — это проработка основных бизнес-процессов (например, закупка товара), а также организационной структуры предприятия. Следующий этап — выбор программного обеспечения и железа под конкретный вариант управленческих технологий. Здесь выбор невелик. Крупными предприятиями (от 10 тыс. человек) обычно используется ПО, разработанное компаниями SAP AG, BAAN, Oracle, People Soft и J.D.Edwards, средними (от 1 тыс. человек) — Symix, Navizion, Axapta и пр. Что касается отечественных разработчиков ПО, то и здесь есть из чего выбрать, например семейство корпоративного ПО компаний «Новый Атлант», «АйТи», «Парус». В любом случае универсального решения для всех предприятий просто не существует, так как каждое из них по-своему уникально, и именно консультанту необходимо принять и обосновать решение об использовании тех или иных модулей программного обеспечения либо о разработке собственных. Далее к проекту подключаются системные интеграторы. Такая схема близка к идеальной (если вообще можно говорить о чем-либо идеальном). Но реалии сегодняшнего дня предлагают и другие решения.
В соответствии с мировыми тенденциями рынка традиционные системные интеграторы начинают создавать департаменты консалтинга или расширять уже существующие. Ярким примером движения системных интеграторов в этом направлении могут послужить покупки последними целых консалтинговых подразделений (планирующееся приобретение компанией Hewlett-Packard целого консалтингового подразделения компании PriceWaterHouse). Однако следует внимательно относиться как к консультантам, так и к интеграторам: у одних имеется многолетняя практика управленческого консалтинга предприятий, а у других — богатый опыт по прокладке сетей, поставке и установке компьютерного оборудования.
По мировой статистике, примерное соотношение затрат на проекты внедрения ERP-пакетов таково: 30% — на консалтинговые услуги, остальное — на программное и техническое обеспечение. Необходимо отметить, что консалтинговые услуги имеют фиксированную стоимость и никоим образом не должны зависеть от объема поставок программного и аппаратного обеспечения. Другими словами, фирма-консультант, которая проектирует ИСУ, может считаться независимым участником проекта, что дает ей полное право стать представителем заказчика и реально экономить деньги на программно-технической инфраструктуре, добиваясь наибольшего эффекта. Приемлемым, на наш взгляд, решением будет выбор консультанта, изначально специализирующегося на внедрении прикладного ПО (ERP-систем), с последующим привлечением интегратора для реализации поставленного технического задания. Такую схему легко реализовать, хотя только в последнее время рынок IT-консультирования стал набирать обороты. Например, непосредственно перед сдачей номера в печать стало известно, что одна из ведущих российских консалтинговых компаний «Юникон/МС Консультационная группа» была названа «Компанией 2000 года» именно за успехи в области ИТ-консультирования, хотя занимается этим направлением уже около десяти лет.
Взгляд в будущее
Сегодня с определенной долей удовлетворения можно процитировать известного литературного героя: «Лед тронулся, господа присяжные заседатели!» За последний год рынок ИСУ стал вполне зрелым, что подтверждается и ростом численных показателей (оборот, число заказов). Так, по данным некоторых ведущих консультационных компаний, их оборот по ИТ-консультированию за последний год вырос более чем вдвое. Эти цифры можно объяснить и с экономической точки зрения: при общем оздоровлении государственной экономики на предприятия приходят настоящие хозяева. Они заинтересованы в том, чтобы бизнес не просто работал, а был прозрачным для руководства на всех стадиях. Такое положение вещей и объясняет текущее смещение интересов крупных заказчиков — от системной интеграции к интегрированным системам управления предприятием. Иначе говоря, будущее — за интегрированными системами управления (полностью «встроенными» в производственный цикл предприятия). Уже сегодня имеются отдельные примеры внедрения ИСУ на крупных российских промышленных предприятиях, многие проекты находятся в стадии реализации. Можно с уверенностью утверждать, что потребность во внедрении ИСУ с каждым годом будет возрастать.
КомпьютерПресс 1'2001