Мастер-класс: создание и размещение Web-кино

Олег Татарников

Чем отличается Web-кино от классического

Сюжет и технические ограничения

Выбор правильного освещения

Выбор цвета из безопасного цветового пространства

Текст: титры для маленького экрана

Формат изображения и экранный размер

Сжатие

Охрана своих прав

Советы по размещению

 

Хотя Web-кино пока еще «ходит в коротких штанишках», оно представляет собой уникальный жанр, которому предстоит пробиваться к зрителю нетрадиционными способами, чтобы конкурировать с классическими формами. Осознание этого поможет вам максимально использовать все то, что могут предложить новые технологии и соответственно готовить содержание фильма, добиваясь большей интерактивности...

После репортажной съемки именно короткометражное кино извлекло наибольшую выгоду из распространения цифрового видео (DV, DVD, MPEG и др.), технологии которого дали руководителям дебютных проектов возможность конкурировать с самыми профессиональными игроками кинорынка, обладающими лучшим оборудованием. Однако не только дешевые аппаратные средства и программное обеспечение помогают кинопроизводителям с низким бюджетом прорываться на широкие рынки — главный маршрут к зрителю обеспечил им Интернет! Для того чтобы обойти традиционные системы распространения кинофильмов, производителям, не имеющим репутации и связей в кинобизнесе, достаточно зарегистрировать Web-сайт и распространять рекламу по Сети.

Такие киносайты, как Atom, iFilm или Reelscreen, доказывают гибкость и неисчерпаемость Интернет-технологий, и там, где другие dotcom-отрасли (термин от .com) пребывают в упадке, они живут и динамично развиваются, получая как инвестиции от кинопроизводителей, так и деньги за рекламу на сайтах и с продажи кассет и дисков. Но получение права на распространение популярных фильмов — непростая задача, поскольку популярность этого жанра очень высока и здесь приходится конкурировать с традиционными, уже раскрученными распространителями. Поэтому более привлекательным для таких сайтов является распространение фильмов независимых производителей, которые в силу ограниченности своего бюджета не могут позволить себе обратиться к традиционным средствам распространения. Такие производители платят небольшой вступительный взнос, регистрируются на сайте-дистрибьюторе, и их фильмы доходят до зрителя при помощи Интернета.

Но, чтобы подготовить фильм для интерактивного показа средствами Интернета и при этом не затеряться в Сети, вам необходимо придерживаться следующих ключевых позиций:

  • обеспечить уникальность содержания;
  • строго следовать техническим ограничениям:
    • правильно выбирать освещение, цвета и фактуры;
    • писать лаконичные тексты (и использовать большой размер букв при их написании);
    • не забывать об ограничении размера экрана;
    • правильно выбирать форматы и методы компрессии;
  • обратить внимание на защиту ваших прав, как кинопроизводителя;
  • и наконец, подумать о выборе средств и методов для представления и рекламы своей работы.

Если вы готовы к преодолению грядущих трудностей — принимайтесь за дело.

Чем отличается Web-кино от классического

Интернет накладывает некоторые ограничения на кинопроизводителя, но в основном в этих ограничениях либо нет ничего нового, либо, как часто бывает, это новое — не более чем хорошо забытое старое. Так, например, телевидение требует большего количества крупных планов, чем кино, и применяет крупные буквы в титрах. Интернет — это самый нестабильный канал для показа фильмов, а уж если для доступа в Сеть используется телефонная линия, то ваш фильм должен быть поистине шедевром, чтобы зритель досмотрел его до конца.

Итак, форма и содержание вашего фильма должны быть достаточно устойчивыми к изменению скорости модема, быстродействию компьютера зрителя и другим факторам, сопровождающим его показ в Интернете.

Однако, кроме выполнения технических требований, Web-кино отличается от традиционного и по жанру, и по формату, и по динамике. Web-кино словно возрождает традицию коротких постановок-историй и возвращает нас к тем временам на заре кинематографа, когда «волшебный фонарь» кино чудесным образом заменял театральные постановки.

Но теперь, помимо ограничений, знакомых кинематографистам прошлого, мы получили и новые, весьма оригинальные возможности, которые не могли себе даже представить в начале XX века.

В начало В начало

Сюжет и технические ограничения

Пионеры кинематографии рассказывают, что некоторые блестящие сценарии не удавалось реализовать только из-за различных технических проблем, вроде сложности с натурной съемкой, особенно в ночное время, на высоте или под водой… Точно так же Web-кино пока сковано многочисленными рамками, и не всякую идею удается реализовать в полной мере.

На Web доминируют фильмы-истории. Сценарий должен быть простым и лаконичным. Все сложные и трудно воспринимаемые моменты должны быть снабжены четкими комментариями; начало фильма и его финал должны быть максимально яркими и запоминающимися. Минимум персонажей, яркие образы, четко очерченные временные рамки. Одним словом, должно быть соблюдено классическое правило — единство места, времени и действия.

Особое внимание в Web-киноиндустрии необходимо уделять звуку. Действительно, звуковые потоки, несравнимые с видео по объему, использующие прогрессивные методы компрессии, наиболее точно и стабильно передаются по Сети. Ограничения по звуку в Web-кино по сравнению со всеми остальными — минимальны. Практически это означает то, что вы можете выражать свои творческие идеи посредством звуковых эффектов и музыки, переложив на них значительную часть работы по раскрытию содержания фильма. Здесь главное — не переборщить и не усложнить звуковое сопровождение настолько, что оно уже не будет должным образом восприниматься зрителем, не имеющим качественного звукового оборудования. Остерегайтесь чересчур сложного, иерархического представления звуков, которые не смогут достаточно хорошо воспроизводиться на домашних компьютерах: каждый визуальный план вашего фильма должен быть четко выделен и акцентирован по возможности простым и адекватным звуковым сопровождением. Что касается визуального представления — будьте проще! Пробуйте снимать с меньшим количеством деталей в кадре (поскольку они приводят к увеличению числа артефактов при компрессии), стройте сцену с преобладанием крупных форм, желательно одноцветных. Постарайтесь уменьшить число эпизодов с быстрым движением, а само движение сделайте как можно более плавным, так как алгоритмы сжатия в MPEG используют информацию о предыдущих кадрах и будут восстанавливать изображение тем полнее и быстрее, чем ниже будет избыточность в последующих. А быстрое движение — это быстро меняющиеся кадры, и повторов фрагментов изображения при этом очень мало, а следовательно, и результирующий поток данных при том же хронометраже фильма значительно увеличится. Сокращая быстрое движение везде, где это возможно, вы не только уменьшаете объем передаваемой информации, но и одновременно улучшаете качество изображения.

В начало В начало

Выбор правильного освещения

Освещение сцены при работе над Web-фильмом необходимо выбирать таким образом, чтобы минимизировать погрешности сжатия. Самый лучший эффект дает повышение контрастности освещения. Никаких мягких полутеней — только яркое освещение персонажа, контрастный фон, резкие перепады цвета. Это позволяет повысить степень сжатия, а неизбежная при компрессии потеря полутонов не слишком повредит общей картинке. Используйте по возможности жесткий и яркий свет — галогеновые прожекторы или другие лампы накаливания большой мощности (по бедности для этих целей подойдут слайд-проекторы), а для повышения контрастности применяйте контровый свет.

Так же, как и в случае со звуком, старайтесь не усложнять сцену: сосредоточьтесь на главном персонаже и пробуйте приглушить или удалить источники рассеянного света, которые сглаживают общее изображение.

В начало В начало

Выбор цвета из безопасного цветового пространства

Web-дизайнеры знают: для того чтобы спроектировать надежную картинку, необходимо пользоваться только цветами из Web-палитры. Конечно, можно и не соблюдать этого правила, но тогда никто не гарантирует вам, что зритель увидит то же самое, что вы задумали при проектировании. Web-кино сталкивается со схожими проблемами, хотя и в другой области. Проблема Web-кино заключается в выборе кодека для записи видео. Вот тут-то и начинает играть свою роль цветовое пространство: цвет при кодировании плывет, оттенки меняются, какие-то области цвета объединяются, а какие-то, напротив, «расслаиваются», и в результате общая картинка портится. Некоторые кодеки справляются с преобразованием цветов лучше, другие — хуже. В цифровом кино принято использовать кодек Sorenson, который обеспечивает наиболее мягкую, «киношную» картинку, но даже он может некорректно расслаивать яркие, ядовитые, чересчур насыщенные цвета. Поэтому, если ваша сцена слишком «искусственная», то пользоваться им не стоит.

Чтобы сделать кодирование безопасным, остановитесь на ограниченной цветовой гамме, которую желательно сразу проверить кодированием. Набор цветов должен быть ограниченным, цвета — четко дифференцированными, заполнения — ровными, с минимумом тонких цветовых оттенков. Если такие оттенки дает освещение (что неизбежно, например, при съемке воды или стекла), то попытайтесь тут же представить их в максимально отдаленном от реализма виде, чтобы, испорченные при последующем кодировании, они не вызывали удивления у зрителей.

Использование ярких и чистых цветов и уход от пастельных оттенков должны предотвратить ошибки кодирования и сжатия, которые неизбежны при тонких цветовых переходах и на границе светотени.

В начало В начало

Текст: титры для маленького экрана

Если вы хотите сделать профессиональные титры для вашего Web-кинофильма, то столкнетесь со следующей проблемой: «барабан» (титры, идущие снизу вверх) или бегущая строка (слева направо) будет смотреться солидней и аккуратней, если буквы будут маленькие (как в настоящем кино). Однако такие буквы после компрессии будут выглядеть абсолютно неразборчиво. Можно пойти и по пути телевидения, то есть делать буквы не менее чем в 1/10 высоты (буквы меньших размеров там обычно неразборчивы), а для верности — даже 15-20%, четкими рубленными шрифтами без засечек.

В первой прикидке формата ориентируйтесь на размеры ЖК-мониторов ваших видеокамер, а далее — на окна предварительного просмотра в программах для видеомонтажа (если в таком окошечке текст уверенно читается, то вы на верном пути). Не забывайте об ограничениях цветовой палитры и выбирайте максимально контрастные цвета для текста и фона. Чтобы уменьшить степень компрессии и сохранить максимальную четкость картинки, при запуске титров вы должны избегать излишней динамики действия на фоне бегущих титров.

В начало В начало

Формат изображения и экранный размер

Низкие скорости соединений в современном Интернете обеспечивают слишком медленные потоки данных, не подходящие производителям Web-кино. Поэтому доставить зрителю полноэкранное кино пока невозможно. Достаточно сжатое для связи по модему видео в лучшем случае будет выглядеть как снятое через матовое стекло. Кроме того, имеются сильные ограничения в размерах. Так, большинство работ для Web-кино изначально сделано в разрешении не более 640×480, а размеры фильма для трансляции заведомо ограничены «четвертушкой» 320×240. Однако для большинства модемов и это разрешение великовато, поэтому многие предпочитают размер 160×120, который наиболее распространен в Web-киноиндустрии. Исходное разрешение 640×480 или 320×240 сохраняется для представления фильмов на CD или для показа по телевидению.

Некоторые кодеки имеют собственные предпочтения в размерах. Например, широко распространенный в презентационных роликах Cinepak, удобный для хранения и показа с CD-ROM, лучше работает с очень малыми размерами изображения (160×120 и меньше), а популярный у цифровых киношников кодек Sorenson хорошо справляется даже с 320×240 при малом потоке, и, даже если у вашей аудитории нет быстрого выхода в Интернет, вы можете переслать Sorenson-фильм для отложенного просмотра.

В начало В начало

Сжатие

Итак, вы кинопроизводитель и должны решить, какое сжатие использовать. С одной стороны, вам следует ограничить поток данных, чтобы оставить возможность передачи своего фильма по Сети, а с другой — сохранить художественный образ для адекватного восприятия. Это означает, что в каждом конкретном случае вам придется тщательно подбирать и настраивать метод сжатия, принимая во внимание неизбежные в таких случаях погрешности цветового преобразования картинки при кодировании, артефакты, возникающие при компрессии, особенно при сложной динамике и большом количестве движений в фильме, а также учитывать сложность и качество музыкального сопровождения.

Варианты по умолчанию вам мало помогут — для каждого кинофильма вам необходимо продумать выбор параметров настройки сжатия. Здесь часто возникает дилемма, и вы должны сделать оптимальный выбор: качественное быстрое движение или разборчивый текст, четкая картинка и высококачественный звук…

Если ваш кинофильм не имеет музыкального сопровождения, то можно оптимизировать поток звука, сузив диапазон и ограничив его качество таким уровнем, который будет достаточным только для передачи речи. Или же, напротив, можно пожертвовать плавностью действия и четкостью картинки в пользу высокого качества звука, что особенно важно, например, для концертов или клипов. В последнем случае можно пренебречь даже синхронизацией звука с видео (в некоторых кодеках есть специальная установка для такой привязки).

Общий поток вы, естественно, должны выбрать в зависимости от пропускной способности линий связи, используемых большинством ваших потенциальных зрителей. Конечно, при модемном соединении 28,8 Кбит/с вы ничего приличного не покажете, разве что попросите зрителя загрузить ваш фильм для отсроченного просмотра.

Но, возможно, в ближайшем будущем скорости возрастут, и тогда вам следует подумать о применении одной из потоковых технологий трансляции.

В начало В начало

Охрана своих прав

Хотя Интернет — это новый и пока еще не очень солидный способ просмотра и распространения фильмов, кинопроизводители должны быть начеку, поскольку проблем с нарушением авторских прав там больше, чем в традиционной системе. Конечно, не стоит диктовать свои условия сразу же при дебюте и расставлять копирайты на каждом кадре. Однако исходные материалы следует сохранить, чтобы при случае (например, если успех вашего фильма превзойдет «Титаник» или «Звездные войны») можно было легко доказать авторство.

Еще одна проблема, связанная с распространением фильмов в Интернете, касается вопросов с продажей (поручительством) прав на его показ. Если вы заключаете такой договор сразу, то имейте в виду, что он может оказаться эксклюзивным, то есть никто, кроме второй стороны договора, ваш фильм показывать не сможет, а затем более солидный прокатчик откажется брать его у вас, мотивируя это тем, что материал уже «не свежий». Кроме того, если какой-либо прокатчик, получив эксклюзивное право на показ, вдруг перестает транслировать ваш фильм, тот будет безвозвратно потерян. Поэтому оговаривайте, если возможно, условия показа на какой-то определенный срок, по истечении которого ваши права к вам полностью возвращаются и вы можете искать, куда бы пристроить свою работу для дальнейшего показа.

Авторские отчисления за показ фильмов на Web-сайтах пока не стандартизированы, но если вы имеете выбор, то поинтересуйтесь сначала посещаемостью этих сайтов, а затем — ценами на баннерную рекламу. Выгоду здесь подсчитать сложно — может быть, она для вас будет только в том, чтобы поскорее заявить о себе, но в любом случае базовая сумма доходов прокатчика должна определяться ценой рекламы, умноженной на число посещений.

В начало В начало

Советы по размещению

Места трансляции самодеятельных фильмов становятся все более популярными. Такие сайты, как iFilm или Atom, находятся в верхней части таблицы посещаемости. С увеличением посещаемости и ростом доходов с рекламы эти сайты начали расширять и спектр услуг, предлагая трансляцию самых разнообразных кино- и видеоработ. Кроме того, Web-сайты начинают пользоваться доверием у кинопроизводителей, так как дают им полный контроль над процессом показа и распространения, уникальную оперативность и возможность быстрого представления своих работ, а также освобождают от затрат на изготовление копий и транспортные расходы.

Естественно, чем солиднее сайт-прокатчик, тем больше требований он предъявляет к вашему фильму: помимо качества и хронометража (фильмы для показа в Интернете, как правило, короткометражные — 30 минут или меньше) он требует новинок, выпущенных не позднее последних двух лет и еще не демонстрировавшихся на других сайтах. Вас также могут спросить, не имеете ли вы своего фильма на других носителях (типа CD или DVD), а если да, то кто и где их распространяет и т.д. После этого прокатчик обычно требует уплатить вступительный взнос порядка 50-100 долл. Экономия на этом этапе и обращение к сайтам, не требующим ни подтверждений, ни взносов, не всегда оправданны — они могут оказаться плохо работающими, не посещаемыми зрителями или недобросовестными.

 

В статье использованы материалы лекций Рассела Эванса (Russell Evans), автора курса Practical DV Filmmaking, который выйдет в феврале в издательстве Focal Press (Англия).

КомпьютерПресс 1'2002


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует