Извилистая кривая последней версты

Широкополосный Интернет дома

Интернет для компаний

Технология завтрашнего дня

Прогнозы

 

Рынок решений последней мили в России на сегодняшний момент пока не занял определенного устойчивого положения. Это касается решений как для корпоративных пользователей, которым последняя миля необходима для доступа в Интернет, к корпоративным сетям или для связи филиалов, так и для частных пользователей, пока ограничивающихся «серфингом» по Сети.

Существует большое количество стандартов и технологий, позволяющих получать соединение со скоростью в несколько мегабит в секунду, однако высокие цены, наличие несовместимого оборудования, особенности отечественной кабельной проводки (в первую очередь телефонной), а также пробелы в законодательстве не позволяют перспективным технологиям (например, xDSL) быстро завоевать своих пользователей. Кроме того, зачастую технологии не оптимально, на наш взгляд, позиционируются. Яркий пример — московский провайдер ADSL-сервиса Точка.ру: здесь конечному пользователю предлагается высокоскоростной асимметричный канал с входящей скоростью до 8 Мбит/с и исходящей до 1,5 Мбит/с, а стоимость услуги — несколько сотен долларов. Естественно, что даже при огромном желании иметь такую скорость подключения у себя дома, многие просто не в состоянии подключиться самостоятельно, к тому же КПД такого канала у рядового пользователя не превысит 5-10%. Как следствие, за более чем годовую историю к Точка.ру подключились лишь немногим более 1000 абонентов, причем более 70% из них — корпоративные клиенты.

В связи с этим целесообразно разделить индивидуальных и корпоративных клиентов, поскольку их требования к скорости, качеству и доступности сервиса несопоставимы.

Широкополосный Интернет дома

Сегодня из всех возможных вариантов подключения домашнего компьютера к Интернету наиболее популярными являются два: традиционное модемное подключение (Dial-up) и подключение с помощью домашней сети, проложенной по подъезду, дому или кварталу. Варианты «единоличного» использования выделенной линии или каналов ADSL довольно редки, хотя на отечественном рынке (в Санкт-Петербурге) есть предложения по подключению со скоростями от 64 Кбит/с за 30 долл., однако это практически единичные случаи. Так что слухи о смерти модема, появившиеся года полтора назад, оказались несколько преувеличенными и подобная ситуация сохранится по крайней мере еще года два-три. Впрочем, широкополосным такой способ подключения назвать нельзя. Кроме того, модемных пользователей будут подталкивать к переходу на альтернативные методы подключения, например, введением повременной оплаты за телефон. Так, МГТС планирует ввести повременный учет оплаты за местные разговоры (так называемую повременку) уже со второго полугодия 2002 года, о чем сообщил в середине декабря 2001 года генеральный директор Владимир Лагутин.

Альтернатив модемному подключению довольно много, и все они обеспечивают скорость подключения в десятки раз больше. Поэтому миграция пользователей с модемов на домашние сети или DSL — вопрос времени. В Москве, например, действует более 200 таких сетей (http://www.mosnet.ru/), предоставляющих своим абонентам Ethernet-доступ как к Интернету, так и к ресурсам самой домовой (районной) сети. При этом цены да подключение и работу уже сравнялись с затратами на Интернет при модемном подключении. Например, Ethernet-провайдер Procenter (http://www.procenter.ru/), в Гагаринском районе столицы при подключении стоимостью 100-40 долл. (оборудование плюс работа), предлагает за 15 долл. 100 Мбайт трафика, а за каждый превышенный мегабайт — 0,15 долл. (тариф «Экономный»). При прямом пересчете «время—скорость—трафик» это предложение получается значительно выгоднее модемного подключения. Другими словами, средний пользователь, выбирающий из Интернета в месяц около 150-200 Мбайт информации, будет платить за доступ около 20-30 долл., при высокой скорости подключения и экономии времени на просмотр страничек.

Подобными тарифами и скоростями московский (да и не только), ADSL-доступ похвастать не может — сегодня в Точка.ру по тарифному плану «Экономный» подключение составляет 399 долл., а абонентская плата — 99 долл., включая 300 Мбайт трафика (цены приведены без налогов). Отметим, что руководители этого проекта соглашаются, что с такими ценами о массовости говорить рано, и, по их прогнозам, сервис будет активно наращивать абонентскую базу при абонентской плате ниже 50 долл. Хотя такое заявление было сделано около года назад и потом неоднократно повторялось, однако воз и ныне там. В итоге мы видим подтверждение того, что монопольное положение на рынке является основной причиной неудачной маркетинговой политики, когда в борьбе за рынок предпочтение отдается ценовой конкуренции, а не повышению качества предоставляемых услуг и скорости их внедрения.

Следовательно, для ADSL остается только рынок корпоративных клиентов, а также небольших локальных домовых сетей. Как показывает практика, именно такая схема подключения является оптимальной: ADSL в качестве решения последней мили и сеть Ethernet у конечного пользователя (рис. 1). Подобная схема отлично зарекомендовала себя в Екатеринбурге, где за короткое время по городу были развернуты узлы доступа и к Интернету через локальные сети уже подключено более 15% активных городских пользователей. При этом динамика такова, что к 2005 году количество таких пользователей может достигнуть 50% от общего числа Интернет-потребителей.

Разводку по подъезду не обязательно делать только по технологии Ethernet — в качестве альтернативы можно использовать недавно появившуюся в России технологию HPNA, работающую по стандартной телефонной лапше и обеспечивающую скорость подключения к узлу доступа до 10 Мбит/с при расстояниях до нескольких сотен метров. В Москве компания «МТУ-Информ» решила подключать абонентов, используя эту технологию. Новости о ее внедрении приходят и из других городов, например из Омска и Нижнего Новгорода.

Однако в задачи нашего обзора входит не сравнение технологий HPNA, Ethernet и пр., а только описание, на наш взгляд, оптимальных по соотношению «цена/качество» вариантов подключения. Для домашнего пользователя, желающего одновременно бродить по Интернету без задержек, освободить телефонную линию и при этом не платить сумасшедших денег, таким вариантом является подключение через домашнюю сеть. Как правило, это локальная сеть подъезда/дома/района, подключенная к Интернет-провайдеру с помощью широкополосного канала, в качестве которого может выступать как проводная выделенная линия (медная либо оптическая), так и беспроводное соединение. При такой «архитектуре» конечный пользователь получит скорость доступа от нескольких десятков до сотен мегабит в секунду (в зависимости от загрузки сети), постоянное подключение и свободный телефон за сравнительно невысокую цену.

Возможно, в будущем найдут лучшее решение и пользователям станет выгоднее подключаться по «единоличной» ADSL-линии. Тому уже есть реальное подтверждение. Так, в Японии число абонентов ADSL-линий по состоянию на конец ноября достигло 1,2 млн., причем только в ноябре количество абонентов увеличилось на 300 тыс., а месяцем раньше — на 270 тыс. Такой рост числа подключений обусловлен снижением стоимости подключения и абонентского обслуживания (конкуренция — великая вещь!). В США, по прогнозам Cahners In-Stat, общее количество пользователей DSL-доступа достигнет 3,6 млн. к концу 2001 года, а к концу 2005-го дойдет до 13,5 млн. Кроме того, не за горами и ожидаемое снижение цен на ADSL-модемы: как только стоимость железа упадет ниже психологической отметки в 100 долл., ожидается взрыв спроса. И как только спрос начнет повышаться, цены поползут вниз. Этому способствует упрощение инсталляции и подключения — в Великобритании, например, уже планируются к запуску пакетные наборы для самостоятельной установки широкополосного соединения.

В начало В начало

Интернет для компаний

Требования, предъявляемые компаниями к решениям последней мили, существенно иные по сравнению с запросами домашних пользователей — здесь на первый план выходят симметричность канала и его качество (читай — скорость и доступность). Требование симметричности диктуется самой постановкой задачи (большинство решений — это соединение филиалов с практически симметричным трафиком): соотношение исходящего и входящего трафика здесь существенно меньше, нежели в случае домашнего Интернета (1 к 10). Вследствие этого наибольшую популярность приобретают симметричные технологии, например выделенная линия или новая технология SDSL, которая позволяет предприятиям получать и отправлять данные на скорости 2 Мбит/с. Наряду с SDSL широко используется и HDSL –– симметричная технология, работающая на расстояния до 5 км на скорости 2 Мбит/с.

При использовании ADSL (асимметричные цифровые абонентские линий) такая высокая скорость может быть достигнута только при получении данных, а при отсылке пользователям приходится довольствоваться гораздо меньшей скоростью. Однако многим предприятиям требуется большая скорость не только для получения данных, но и для их отсылки, что отчасти объясняет по-прежнему сильные позиции индустрии выделенных линий.

Согласно исследованию Nikkei Market Access (http://www.nikkeibp.asiabiztech.com/wcs/leaf?CID=onair/asabt/resch/150378), проведенному в Азии в августе-сентябре прошлого года, в настоящее время более 55% корпоративных пользователей пользуются выделенными линиями для доступа в Интернет, но уже складывается тенденция к переходу корпоративных пользователей от использования выделенных линий к более выгодным каналам ADSL или оптическим. Так, по сообщению Nikkei Market Access, большая часть пользователей «выделенок» думают о смене способа доступа в сторону технологий xDSL (рис. 2). Предполагается, что процент пользователей ISDN-линиями к 2002 году сократится с 35,1 до 23,6%, а количество пользователей аналоговых линий через год снизится с 14,8 до 9,2%. Количество же корпоративных пользователей, имеющих доступ в Сеть со скоростью более 512 Кбит/с (как правило, 2 Мбит/с), увеличится с 38,2 (в настоящее время) до 68,3 (рис. 3).

В начало В начало

Технология завтрашнего дня

G.HSDSL — новый симметричный стандарт из семейств xDSL — это европейский высокоскоростной Интернет-стандарт, потенциально способный предложить большую скорость. Хотя скорости DSL-соединений заметно разнятся, G.SHDSL может оказаться в два-три раза быстрее большинства версий DSL, предназначенных для бизнес-клиентов. Кроме того, стандарт G.SHDSL работает в сетях большей протяженности, чем ранние DSL-технологии, ограниченные довольно короткими дистанциями.

G.SHDSL — это сокращение для однопарной DSL-системы с высоким показателем пропуска битов, которую также называют симметрической высокоскоростной DSL-системой. Технология G.SHDSL была одобрена Международным союзом телекоммуникаций в феврале прошлого года. Стандарт G.SHDSL способен поддерживать скорость до 2,3 Мбит/с, а в некоторых случаях и до 4,6 Мбит/с. Передача данных симметрична, что означает, что пользователи могут одновременно скачивать и закачивать информацию. Новая технология позволяет обслуживать клиентов, располагающихся на расстоянии свыше 18 тыс. футов (почти 5,5 км) от коммутаторов телефонной компании, с помощью ретрансляторов — оборудования, усиливающего сигналы на большом расстоянии. В прошлых версиях DSL данное ограничение сокращало количество клиентов и предприятий, способных получать высокоскоростные сетевые услуги.

В США сейчас проходит множество лабораторных испытаний технологии G.SHDSL. Конкурирующие операторы отмечают, что они перейдут на новую технологию, как только она станет доступной. Аналитики и эксперты индустрии считают, что G.SHDSL со временем вытеснит современные DSL-технологии, которые обычно нацелены либо только на индивидуальных пользователей, либо только на корпоративные предприятия. «Американские телефонные компании сейчас рассматривают возможности реализации G.SHDSL, с тем чтобы заменить современные бизнес-предложения», — говорит Пат Херли, аналитик DSL-рынка из фирмы по исследованию телекоммуникационной индустрии TeleChoice.

В начало В начало

Прогнозы

Вследствие большого спроса на высокоскоростной Интернет-доступ доходы от продаж xDSL-оборудования возрастут с 4,8 млрд. долл. в 2000 году до — 10,4 млрд. в 2007-м, сообщается в результатах исследования, проведенного компанией Frost&Sullivan (http://www.frost.com/). В нем утверждается, что тенденция непрерывного роста объема сетевых инфраструктур в определенных регионах способствует увеличению данного рынка во всемирных масштабах. Frost&Sullivan утверждает, что некоторые страны объявили реализацию DSL-технологий, особенно ADSL, национальным приоритетом. На спрос влияют и богатые функциональные возможности DSL, позволяющие поддерживать услуги с повышенными требованиями к пропускной способности, такие как виртуальные частные сети, домашние сети, VoDSL и VOD.

По прогнозу TeleChoice (http://www.telechoice.com/), количество пользователей xDSL в США будет расти, но не так быстро, как прогнозировалось ранее. Кроме того, замедлятся и темпы роста (рис. 4). Несмотря на замедление роста числа пользователей xDSL, TeleChoice утверждает, что рост сохранится вплоть до 2004 года.

Из конкурентов xDSL нужно отметить кабельные технологии, которые сегодня в некоторых странах занимают лидирующие позиции. К тому же на развитие технологий доступа сильно повлияют и дополнительные услуги (телефония, видео по запросу и др.), поскольку рынок домашних пользователей только начинает развиваться. В связи с этим в более выигрышной ситуации окажутся те технологии, которые в сочетании с гарантированной высокой скоростью и бюджетной ценой смогут предоставить большее количество услуг.

В таблице приведен список наиболее перспективных технологий, которые займут доминирующие места на рынке доступа в Интернет в ближайшем будущем. Здесь также отражены основные группы приложений, которые можно реализовать с помощью этих технологий.

КомпьютерПресс 1'2002


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует