Рынок сотовой связи России
МТС — «за» или «против»?
Когда у меня наконец появился заветный мобильник, сам собой возник вопрос: какого оператора сотовой связи выбрать, какой из них в состоянии обеспечить телефонное общение качественно, быстро, относительно недорого и, что немаловажно, везде, куда мне понадобится съездить в ближайшее время — в Сочи например. Операторов на московском рынке пока не слишком много, в основном на слуху МТС, «ВымпелКом» («Би Лайн»), да недавно появившийся «МегаФон» (Soniс Duo). Наглядевшись телерекламы про «два миллиона клиентов МТС» и проведя опрос друзей и знакомых, для которых мобильная связь давно не в новинку, я решил воспользоваться услугами МТС. Доводы в пользу именно этой компании мне казались убедительными.
Теперь, спустя год после приобретения своего первого сотового, могу и сам поделиться впечатлениями о работе крупнейшего на территории России оператора сотовой связи.
Безусловно, МТС не пользовалась бы такой популярностью при плохом качестве связи. В большинстве случаев оно превосходное. Тем не менее иногда при разговоре присутствует эхо, однако этим недостатком страдает не только МТС. Это беда всех GSM-операторов. Оно не связано ни с погодой, ни с местонахождением, а полностью зависит от работы приборов, подавляющих эхо. Чего не скажешь о так называемых провалах связи, которые напрямую зависят от местонахождения и качества обслуживания ближайших базовых станций, которых, кстати, по Москве и области хоть пруд пруди. Дополнительные неудобства вносит маниакальная тяга компании к придумыванию всё новых уникальных тарифных планов вместо постепенного снижения стоимости общения в рамках уже существующих. При этом за смену тарифного плана предусмотрена дополнительная плата.
Кроме того, у МТС зачастую случаются профилактики АССА (Автоматическая служба сервиса абонента), что не совсем удобно, например, в том случае, когда на счете 0 у.е., а позвонить необходимо как никогда. В таких случаях даже федеральные карты экспресс-оплаты становятся бесполезными, хотя теоретически мобильная связь должна оправдывать свое определение, а не предусматривать непосредственную близость стационарного телефонного аппарата.
Подобные ситуации, конечно, можно смело свалить на случай. Но становится очень обидно, когда по принципу «всякое бывает» работает система оплаты и подсчет оставшихся средств на лицевом счете. Значение баланса в МТС (088011) всегда точное, правда не совсем понятно, по какой системе оно выводится. Любая сумма, находящаяся на счете, округляется до целой. Наверное, так легче вести подсчет поступающих средств, который, кстати, осуществляется компанией довольно редко. И, что самое забавное, служба финансового контроля не отрицает того, что время от времени и у них «случаются всякие неполадки». Похоже, они уже становятся нормой, вследствие чего и возникают ситуации, когда начинаешь задумываться о честности родного оператора сотовой связи. Вроде бы абонентскую плату сняли со счета вчера, неужели сегодня взяли за следующий месяц? Или разговариваем много? А может, компьютеры МТС сначала высчитывают налоги, а только потом наговоренную сумму, соответствующую тарифному плану? Только вот налоги получаются слишком большими. Конечно, существует возможность заказать такую услугу, как детализация счета, однако она тоже обойдется вам в некоторую сумму, не содержащую ни сотых, ни десятых.
В общем, даже если взять в руки калькулятор, ручку и лист бумаги и попытаться приблизительно просчитать уровень ежемесячных расходов, все равно точную цифру узнать удастся далеко не каждому. Мои коллеги, с которыми я обсуждал эту проблему, называли в качестве причины вынужденной нечестности компании несовершенство ее биллинговой системы, рассчитанной всего на 50 тыс. абонентов. В отличие от компании «ВымпелКом», в свое время четко отследившей резкий рост пользовательской базы и вложившей средства в наращиваемую биллинговую систему, компания МТС понадеялась на русский авось и в результате в пожарном порядке вынуждена сейчас менять всю систему учета и контроля. По сведениям, полученным из разных источников, новая система уже приобретена и в настоящее время устанавливается.
Совсем недавно компания МТС предложила абонентам безлимитный тариф под названием «Эксклюзив» (видимо, это связано с оттоком состоятельных клиентов) — для тех, кто не желает обременять себя вышеперечисленными неприятностями. Его приобретение потребует от абонента 249 долл., что, скажем, не каждому по карману. В придачу к этому тарифу прилагаются базовый комплект бесплатных услуг, скидки на междугородные и международные переговоры и, конечно же, «абсолютно бесплатные» локальные звонки.
В целом, «Мобильные ТелеСистемы» очень строго придерживаются принципа «время — деньги». Поэтому невольно приходишь к мысли, а не сменить ли оператора? Многие пользователи уже перевели свои сотовые на обслуживание другими компаниями сотовой связи и пока довольны.
Павел Надворный