Гаджеты
Gadget приспособление; устройство; техническая
новинка.
Англо-русский политехнический словарь
Мобильный телефон и коммуникатор
Слово «гаджет» появилось в русском языке сравнительно недавно, но сегодня оно известно почти всем и употребляется к месту и не к месту буквально повсюду: и в молодежном сленге, обозначая всякие модные технические «штучки», «феньки», «мульки» и «прибамбасы», и в речи технарей, но здесь скорее в пренебрежительном значении по отношению ко всякой ерунде, техническим безделушкам, просто бесполезным устройствам или даже к так называемым «фэйкам» (от англ. fake — подделка; мошенничество), то есть к фальшивкам, имитирующим какое-то техническое достижение и имеющим своей целью вытрясти побольше денег из инвесторов.
обственно говоря, у этого слова не было бы особого смыслового наполнения, если бы не американский художественный фильм, а затем и мультипликационный сериал под названием «Инспектор Гаджет», где главный герой, превращенный в полуробота и начиненный всяческими забавными техническими средствами, никак не может выбрать из них подходящее для данного случая и использует их в основном не по назначению.
CyberShot DSC-T1 от Sony является сегодня самой маленькой 5-мегапиксельной камерой в мире
Однако затем это слово утратило свое ироническое значение и стало употребляться для именования различных достижений современной техники. Впрочем, это и не удивительно, так как различные электронные устройства давно переросли границы оптимальной разумности и, как правило, интегрируют в себе различные функции, хотя при этом ни одну из них как следует не выполняют (увы, у каждого свои недостатки!). Вы еще не купили себе часы, выставляющие точное время по атомным хронометрам со спутника, или хотя бы электронную собаку? Представляете, какая экономия на собачьем корме! Всего 10-15 тыс. долл. — и вам нужно будет тратиться только на энергию для ее подзарядки от сети! В общем, сегодня у любого современного человека, не чуждого техническим новинкам, есть универсальный аргумент приобретения очередного гаджета — он, дескать, «творческая личность».
А если говорить серьезно, то в бешеном ритме современной жизни всем, кто хочет поспевать за потоком сегодняшнего информационного обмена и полноценно участвовать в жизни общества XXI века, соответствующий технический инструментарий просто необходим. Да и мир гаджетов намного шире обыденных представлений о нем и постоянно ломает любые рамки, в которые его норовят втиснуть. Сначала гаджетами считались любые портативные устройства — начиная от ноутбуков и мобильных телефонов и заканчивая цифровыми фотоаппаратами и аудиоплеерами. Потом эти вещи перешли в разряд обыденных, а термином «гаджет» стали называть еще более портативные устройства: карманные компьютеры, MP3-плееры, миниатюрные цифровые фотоаппараты, звуковые системы для путешественников и GPS-навигаторы для определения своего местоположения по спутникам.
Однако этим дело вовсе не ограничивается. Прежде всего, не стоит зацикливаться на миниатюрных размерах — настоящим «гаджетоманами» любые ограничения принципиально чужды. Самый большой и широко известный в мире гаджет — это дом Билла Гейтса («хижина дяди Билли», как его еще называют), создателя небезызвестной компании Microsoft. Понятно, что дом одного из богатейших жителей нашей планеты, да еще и имеющего отношение к компьютерам, до отказа начинен хитроумной электроникой. Кстати, для отмены голосовых команд, управляющих всеми устройствами в этом доме, служит известное американское восклицание «Uups!», а свидетели утверждают, что теперь это самое главное слово в чудо-доме, поскольку из-за частых ошибок большинство действий проще выполнить по старинке, то есть вручную! Ну чем не гаджет во всех значениях этого слова?
Philips E-Ink электронная книжка с электронными чернилами.
Компания E-Ink предлагает сделать даже радиогазету,
на которой будут отображаться новости, взятые, например, из RDS обычных радиоканалов
Самые же маленькие гаджеты это, например, «умная пыль» (http://robotics.eecs.berkeley.edu/~pister/SmartDust/), которая организует радиосеть микроскопических сенсоров, скажем, на поле боя. У нее даже есть своя операционная система с ядром, занимающим 8 Кбайт, а инсталляция заключается в ее разбрасывании или приклеивании. Пыль автономна (то есть может питаться, вырабатывая энергию от вибрации поверхности) и легко конфигурируется в зависимости от решаемой задачи. Как всегда, к хорошему делу приложило руку военное ведомство DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency; http://www.arpa.mil/).
Gametrac мобильный комбайн под управлением Windows CE от
компании Tiger Telematics
(http://www.gametrac.com/).
Футуристический дизайн скрывает цифровую камеру, Bluetooth,
GPS-навигатор, GPRS-телефон и… обычный КПК для игр, прослушивания музыки в MP3
и просмотра фильмов в MPEG
Кроме того, не следует ограничиваться только электроникой. Так, например, появились современные средства распространения (и даже печати на принтере) запахов; ткани, способные менять цвет в соответствии с минимальными колебаниями температуры человеческого тела; циркониевые браслеты; люстры Чижевского; пирамидки и т.д. — все это самые настоящие гаджеты, причем без всякой электроники!
Вернемся, однако, к вещам куда более серьезным, но при этом настолько же приземленным и доступным, как циркониевые браслеты или пирамидки Чижевского (рекламу одной такой мне недавно бросили в почтовый ящик: люстра Чижевского, выполненная в виде пирамидки — очень удобно и дешево, «два в одном», но жаль, что не из циркония), хотя отнюдь не менее захватывающим, чем «хижина дяди Билли». Как вы понимаете, под данное выше определение подходит очень большое количество устройств, однако основной интерес для нашего компьютерного журнала представляют высокотехнологичные электронные штуковины: карманные компьютеры и аксессуары к ним, необычные сотовые телефоны/коммуникаторы также с аксессуарами, музыкальные устройства типа mp3-плееров и наушников, огромные дисплеи, вмонтированные в очки, а также бытовые гаджеты: стиральные машины, холодильники и микроволновки с выходом в Интернет и управлением по мобильному телефону.
Куда мы катимся?
принципе, гаджеты представляют определенный интерес не только для техноманов. Очевидно, что с помощью этих устройств компании-производители могут решить проблему снижения темпов роста в высокотехнологических отраслях, расширяя рынки сбыта и создавая новые потребительские ниши. Общество уже насыщено компьютерами, сотовыми телефонами и другими приборами, и мало кого занимает идея апгрейда или смены устройства, если оно прекрасно справляется со своими функциями и не ломается. Следовательно, снижаются темпы роста продаж новых устройств, компании теряют прибыли, падают котировки акций, что весьма болезненно отражается на экономике в целом. Кроме того, на этих необычных для сегодняшнего дня устройствах обкатываются новые технологии и научные разработки, поскольку, создавая прообразы электронных устройств будущего, компании развивают различные научные направления. К тому же анализ рынка гаджетов позволяет производителям понять, что будет через десять или двадцать лет и куда направить свои усилия и инвестиции. Более того, разработка гаджетов — это один из способов для создания и развития новой компании: достаточно придумать что-то, чего прежде не было, что хоть чем-нибудь отличается от того, что есть, и привлекает покупателей, — и вы уже получили стартовый капитал. Конечно, новые и необычные устройства появляются как грибы после дождя и столь же быстро исчезают, но иногда именно они дают в руки разработчиков материал для изучения спроса и определения направлений будущего развития.
Новый пространственный дисплей HelioDisplay может показывать изображение прямо в воздухе перед вами (http://www.io2technology.com)
Судя по количеству подобных устройств и их возрастающей доле на рынке, уже сегодня можно предположить, что мы стоим на пороге серьезных перемен. Нечто подобное происходило в свое время с радио и телевидением, не так давно революцию в нашем сознании произвели персональные компьютеры, затем появился Интернет, а теперь стоит приглядеться ко всяческим малопонятным устройствам, которые норовят превратиться в необходимые в домашнем обиходе вещи и стать такими же привычными, как телевизор или пылесос.
Компьютеризованное человечество переходит на следующий уровень — оно становится полностью цифровым даже в быту. Например, в общем количестве фотокамер доля цифровых в среднем в мире составила 33, в Европе — 32, в США — 38, в Японии — 66%, после Рождества в Европе и США их станет более 50%, а в Японии уже через несколько лет — почти к 100%!
Беспроводные технологии
режде всего нужно назвать два основных свойства гаджетов. Во-первых, большинство современных гаджетов — все-таки устройства компактные: их легко брать с собой в дорогу, класть в пляжную сумку или просто засовывать в карман. Во-вторых, если одного взгляда на какое-то из традиционных устройств было достаточно, чтобы уверенно сказать, что это телефон или шариковая ручка, то теперь появилось уже целое поколение вещей, по внешнему виду которых определить их предназначение весьма затруднительно. В самом деле, какое название можно дать устройству, содержащему десяток популярных электронных приборов: видеотелефон, цифровой фотоаппарат, телевизор, видеокамеру, mp3-плеер, карманный компьютер и почтовый клиент с беспроводным доступом в Интернет и т.д.? Конечно, комбинация разных функций позволяет сразу делать массу разных дел одновременно (совсем как Юлий Цезарь!): можно во время общения по телефону смотреть фильмы и слушать музыку, одновременно играя в тетрис, но лучше при этом на всякий случай записывать разговор на карточку памяти, чтобы ничего не забыть в такой обстановке. Правда, когда видишь подобные комбайны, появляется чувство, что технический прогресс зашел куда-то не туда, хотя никто не будет отрицать, что современные беспроводные технологии связи, ставшие неотъемлемой частью большинства электронных гаджетов, развиваются столь стремительно во многом именно благодаря последним.
Следует особо подчеркнуть, что не погоня за мегагерцами и мегабайтами интересует современного пользователя, а удобство использования того или иного устройства и повышение степени свободы при его использовании в решении конкретных задач. Поэтому компьютерная отрасль вынуждена сменить ориентиры — перейти от решения задачи обеспечения максимальной производительности компьютеров к улучшению программных интерфейсов, обеспечению пользователя новыми простыми и удобными средствами ввода и вывода информации, а также к расширению спектра различных устройств, способных взаимодействовать друг с другом, подключаться к локальной сети или выходить в Интернет.
Появление нового трехмерного пользовательского интерфейса
может стать таким же революционным событием, каким в свое время было появление
компьютерной мыши.
Однако появился он впервые почему-то на мобильных телефонах…
В беспроводном мире гаджетов сегодня наиболее активно развиваются две технологии — Bluetooth и Wi-Fi.
Через Bluetooth карманные компьютеры соединяются с Интернетом посредством GPRS-технологии сотового телефона, синхронизируются с настольным компьютером, а в автомобиле Bluetooth-гарнитуры позволяют без проблем разговаривать по телефону: сотовая связь доступна, руки свободны, провода не мешают, а новые гарнитуры настолько миниатюрны, что могут висеть на ушах часами, не причиняя особых неудобств. При этом цены настолько снизились, что добавление Bluetooth-функциональности к КПК или к телефону увеличивает себестоимость устройств всего на несколько долларов, да и при продаже в розницу Bluetooth-устройства сегодня ненамного дороже аналогов, лишенных этой важной и полезной опции, так как время новизны уже прошло.
Технология Wi-Fi пока не приобрела такой популярности, как Bluetooth, однако ее перспективы весьма неплохие. Достаточно приобрести беспроводную точку доступа (Access Рoint) и клиентские беспроводные модули Wi-Fi домой или в офис, укрепить маленькую коробочку в укромном месте, подключив Ethernet-кабелем к серверу, — и можно отказаться от прокладки кабелей локальной сети. Настольные компьютеры при этом можно будет произвольно перемещать по квартире или офису и не озадачиваться поиском свободной розетки для ноутбука или КПК. Быстродействующая (до 11 Мбит/с) связь с локальной сетью (а следовательно, и выход в Интернет) возможна будет практически в любой точке (в радиусе нескольких сотен метров от точки доступа). Цена такого решения невелика уже сегодня, и, как показывает практика последних лет, заметное снижение цен должно произойти довольно скоро.
Известно, что компания Intel в новом чипсете Grantsdale собирается встроить чип для поддержки Wi-Fi, то есть сам настольный компьютер уже будет точкой доступа для Wi-Fi-устройств. Собственно, радиопередающего блока в чипсете, конечно, нет, но он будет поставляться отдельным модулем (по типу AMR). Да и кто мешает сторонним производителям плат на этом чипсете делать такие модули или помещать их прямо на плату? А во многих современных мобильных компьютерах встроенные клиентские беспроводные Wi-Fi-модули уже есть. В связи с этим вскоре надо ожидать очередного взлета всяческих интересных гаджетов, работающих с Wi-Fi.
Мобильный телефон и коммуникатор
ообще говоря, главное в телефоне — это размеры корпуса, удобство набора номера, устойчивая связь, возможность длительной работы от аккумулятора, а также наличие GPRS для выхода в Интернет и порта для подключения к компьютеру. Из аксессуаров стоит, наверно, рекомендовать только гарнитуру Hands free, да и то лишь тем, кто водит машину. К тому же некоторые современные опции в телефонах могут показаться вовсе не столь уж необходимыми.
В связи с этим интересны, например, новые разработки компании Intel, анонсировавшей технологию StrataFlash Wireless Memory System, которая объединяет сразу две разработки корпорации — методику Multi-Level Cell, позволяющую удвоить емкость каждой ячейки, и механизм разграничения памяти на независимые области для кода и данных. Результатом этих разработок стала микросхема, содержащая одновременно флэш- и оперативную память общей емкостью до 1 Гбайт. При этом длина и ширина корпуса микросхемы — всего 8Ѕ11 мм. Подобная компактность позволит уменьшить габариты сотовых телефонов с одновременным расширением их возможностей, требующих большой емкости памяти. Микросхема также отличается экономичностью — напряжение питания составляет всего 1,8 В.
Что касается GPS-модулей для телефонов, то это вопрос спорный. С одной стороны, многие современные операторы предоставляют услуги определения местоположения без всяких дополнительных модулей. Например, японские операторы на базе i-Mode-сервиса предоставляют такую услугу, но ее стоимость выше цен на универсальные GPS-модули для телефонов (точнее, коммуникаторов, обладающих операционной системой и возможностью загрузки программ для GPS-навигации), так что GPS-модули со временем окупаются лишь у часто «позиционирующихся» пользователей. Кроме того, такие услуги, как в Японии, есть далеко не везде, а в России они точно отсутствуют.
Сами телефоны тоже претерпевают неожиданные функциональные изменения, особенно в связи с распространением беспроводных технологий, поэтому некоторые привычные критерии для них теряют актуальность. Так, китайская компания CEC анонсировала сотовый телефон F88, выполненный в виде часов и предназначенный для китайских сетей стандарта CDMA. Наушник от этого мобильника надевается на палец, а для приема вызова его достаточно поднести к уху (впрочем, более привычные или беспроводные варианты телефонной гарнитуры также доступны).
Компания Sony выпускает новые наушники с функцией понижения
шума, которые подавляют уличные шумы на 70% (до 10дБ),
а полезные сигналы слышны очень хорошо:
Sony MDR-NC10 Fontopia Noise-Canceling Ear-Bud Headphones
Sony MDR NC11 Fontopia In-Ear Noise Canceling Portable Headphones
К тому же разработчикам показалось мало выпустить необычный гибрид телефона и наручных часов, поэтому по последней моде они оснастили новинку съемной камерой с матрицей на 300 тыс. пикселов. STN-экран F88 отображает 256 цветов. Несмотря на миниатюрный корпус, сей гаджет имеет встроенный аккумулятор емкостью 600 мА·ч и способен работать до 120 мин в режиме разговора и 100 ч в режиме ожидания. На ремешке таких телефонизированных часов располагается даже миниатюрная клавиатура, однако в функциональном списке модели значится и голосовой набор (который для такого миниатюрного устройства будет куда более удобен), а также есть возможность записать несколько минут разговора.
Но особенно интересными нам кажутся разработки в области трехмерных интерфейсов, которые появились почему-то тоже именно в мобильных телефонах, хотя распространение трехмерного пользовательского интерфейса может стать столь же революционным, как в свое время появление компьютерной мыши. Пока же подобная разработка под названием To Install Infocube 1.0 for Symbian 6 devices реализована для телефонов Nokia 7650, Nokia 3650 и Sony Ericsson p800. Владельцы этих телефонов могут попробовать поработать с трехмерным интерфейсом, скачав программу Infocube 1.0 с одноименного сайта. К тому же этот интерфейс может запускаться на любых платформах, так как доступен в Macromedia Shockwave.
Цифровые камеры
тверждается, что сегодня CyberShot DSC-T1 от Sony является самой тонкой 5-мегапиксельной камерой в мире. Имея толщину 2 см, эта камера может, однако, похвастаться «цейсовским» объективом Vario Tessar с 3-кратным оптическим увеличением и 2,5" ЖК-экраном. Малый размер обеспечивается призмой, которая поворачивает световой поток на 90°. Кроме того, из таких же миниатюрных 4-мегапиксельных моделей уже продаются Casio Exilim EX-Z4 Zoom, Pentax OPTIO S4 и Canon Digital IXUS 400.
SportVue портативные дисплеи для велосипедистов, автомобилистов
и прочих путешественников.
«Наглазник» крепится на шлеме и служит для отображения навигационной или технической
информации
В области цифровых фотокамер ожидается несколько интересных событий. Во-первых, появилась новая камера Sigma SD-10 (вторая после SD-9 с трехслойной матрицей Foveon). Поэтому всех любителей цифровой фотографии можно только поздравить — компании проявили редкостное упорство и, возможно, эта технология продолжит свое существование. Напомним, что уникальный трехслойный сенсор фирмы Foveon работает аналогично традиционной пленке: в каждой точке он меряет сразу три цвета, а не вычисляет их по сложному алгоритму, как остальные цифровые фотоаппараты. Говорят, что размер его сенсора такой же, как у APS-кадра (поэтому там применима вся APS-оптика) и что без проблем можно получить изображение в 10 мегапикселов.
Во-вторых, производителей вдруг обуяла тоска по прошлому — выпущено сразу несколько моделей в стиле ретро. Например, новая «лейка» (она же Panasonic) DIGILUX 2 (http://www.leica-camera.com/digital...2/index_e.html), которую подают как электронную версию классической любимицы фоторепортеров, в принципе, как цифровой фотоаппарат довольно банальна, но живо напоминает продукцию завода имени Феликса Эдмундовича Дзержинского (ФЭД) и имеет полностью ручное управление. Конечно, ретро всегда в моде, но какое отношение это имеет к цифровым камерам, которым не более десятка лет? Или, возможно, такая имитация «под старину» предпринята с целью отобрать у пленки последние козыри? Даже дизайнеров Sony вдруг вдохновили 8-миллиметровые любительские кинокамеры 70-х годов, и вот новейшая цифровая видеокамера DCR-IP45 формата MicroMV вдруг приобретает старомодную откидную ручку.
Дисплеи
ум продаж ЖК-телевизоров ожидается в 2004-2005 годах, поэтому жидкокристаллические панели для мониторов, пожалуй, еще год-другой особо не подешевеют (ведь изготавливаемые сегодня панели используются и для производства плоских телевизоров), но развитие производства таких панелей должно сказаться на снижении цен в будущем.
Так, например, информационное агентство Reuters сообщает, что, по данным аналитиков, в течение ближайшего десятилетия ЖК-телевизоры буквально вытеснят с рынка традиционные технологии на базе электронно-лучевых трубок. Если в 2002 году было продано менее 1 млн. ЖК-телевизоров, а к концу 2003 года ожидался объем продаж около 4 млн. устройств, то в 2004-м компании предполагают продать уже 8-10 млн. штук. Утверждается, что это как раз тот критический объем, по достижении которого предполагается значительное снижение цен, а следовательно, и резкий рост спроса. Действительно, этой отрасли сегодня есть куда расти, поскольку ежегодный объем продаж обычных ЭЛТ-телевизоров составляет стабильные 150 млн. единиц. Согласно разработанным аналитиками бизнес-моделям, удвоение объема продаж в следующем году заставит производителей ввести в действие новые производственные мощности, вследствие чего к 2005 году ожидается существенное падение цен — с нескольких тысяч до сотен долларов за ЖК-телевизор. Предполагается, что в ближайшие пять лет будет наблюдаться стабильный прирост производства, сопровождаемый увеличением спроса и снижением цен. По прогнозам, производство ЖК-телевизоров будет самой быстроразвивающейся отраслью электронной промышленности в течение следующих пяти лет.
Некоторые компании уже сегодня ощущают приближение грядущего бума. Например, в III квартале прошлого года на 93% выросла прибыль компаний LG и Philips от совместного производства ЖК-телевизоров. А многие крупные промышленные фирмы налаживают производство технологических линий по выпуску широкоэкранных панелей для ЖК-телевизоров, в частности — компания Sharp.
Однако на подходе и совершенно новая технология SED (Surface-conduction Electron-emitter Display), и сегодня фирмы Canon и Toshiba объединяются для выпуска плоских панелей на основе этой технологии (http://www.canon.com/technology/detail/device/sed_display/). И если компания Canon ранее никогда не производила телевизоров, то в тандеме с Toshiba и со своей сетью сервисных центров и дилеров она может оказать серьезное влияние на рынок дисплеев и телевизоров. Одним из преимуществ SED-дисплеев называют качество картинки (особенно по цвету), сравнимое с ЭЛТ-мониторами, а толщина SED-панели будет даже меньше, чем у современных ЖК. Кстати, принцип SED очень схож с ЭЛТ: по своей сути это такие же электронные пушки, вакуум, флуоресцентный слой, но пушки здесь микроскопические — на каждую точку изображения, потому, естественно, нет и громоздкой отклоняющей системы. К тому же в SED отсутствует подсветка, которая в ЖК-панелях потребляет много энергии, за счет чего у SED-панелей самое низкое энергопотребление среди всех технологий отображения. Одним словом, пока производство не наладится, у SED-панелей будет только один недостаток — высокая цена.
3D Vibrowoofer The U-beat (http://www.onska.co.uk/products.htm)
представитель нового поколения портативной виброакустики, а точнее совмещенный
с динамиками управляемый генератор вибраций. Надевается на шею и служит для
эмуляции звуковых эффектов в компьютерных играх
или при просмотре фильмов
Что касается применения гаджетов в мониторах, то из числа несомненно полезных можно выделить, например, дисплей для слепых, который создала японская компания Uniplan. Горизонтальная панель (16Ѕ12 см) состоит из 3 тыс. иголок, которые могут выдвигаться и выстраивать характерный рисунок, который можно «прочесть» пальцами.
Появляются и совсем уж фантастические технологии отображения, вроде нового пространственного дисплея по технологии HelioDisplay, который может показывать изображение прямо в воздухе перед вами (http://www.io2technology.com). И это совсем не голография — можно даже двигать рукой внутри объемного изображения. Уже создан 42" прототип устройства с функцией Тouchscreen, и если это не очередная авантюра для выманивания денег (как уже было много раз), то данная технология найдет много желающих ею воспользоваться. Пока же компания обещает к 2005 году наладить выпуск 0,5 млн. 40" панелей.
А компания Sharp, чтобы чем-то отличаться от других производителей, начала поставки ноутбуков Actius RD3D с более скромным стереоскопическим экраном. Технология напоминает просмотр стереофотографий, причем опцию стереоразделения всегда можно отключить (http://www.sle.sharp.co.uk/research/3d/3dbackground.htm).
Заключение
егодня, когда портативные устройства даже в базовой комплектации практически не уступают настольным системам ни по вычислительным мощностям, ни по мультимедийным возможностям, все более очевидным становится тот факт, что миниатюризация является неотъемлемой составляющей развития компьютеров. А число совсем маленьких компьютеров возрастет с 75 млн. в 2001 году до 450 млн. в 2007-м, то есть их станет больше, чем настольных компьютеров и ноутбуков, вместе взятых. К тому же непрерывный рост вычислительной мощности сопровождается стремительным уменьшением размеров компонентов и периферии компьютера.
Однако, несмотря на продолжающееся наступление малогабаритных компьютеров, многие из нас предпочитают работать с большими машинами, полагая (хотя и не всегда справедливо), что дорогая вещь должна быть солидной. Но поскольку производительность современных компьютеров все чаще обгоняет потребности приложений, стоит задуматься об удобстве использования компактных и специализированных устройств. Советуем вам не беспокоиться о мощности процессора и объеме памяти, а просто зайти в магазин, где вы найдете широчайший ассортимент таких устройств и аксессуаров различного предназначения и размера. Некоторые из них могут действительно показаться вам бесполезными штуковинами, без которых можно спокойно жить и дальше. Но нельзя не удивляться и даже не восхищаться полету мысли изобретателей. Впрочем, как именно их воспринимать и как к ним относиться — зависит только от вас, но в любом случае не забывайте о том, что многие из них могут стать нашим будущим, а если учитывать скорость развития современных технологий, то совсем недалеким.