Новости компьютерной аналитики
Российская экономика стимулирует ИТ-рынок
Эра «голубозубых» наушников начинается
Онлайн-поиск нового поколения
налитики компании IDC отметили повышенный интерес ряда софтверных компаний к программным продуктам, интегрирующим поиск на локальном компьютере и в Интернете (desktop search). Основная задача, которую предстоит решить мировым продавцам ПО, заключается в том, будет ли новая поисковая технология реализовываться в качестве отдельного приложения или же поставляться пользователям как плагин к уже существующим программам (операционные системы, браузеры).
Впрочем, расширенная модель поиска пока еще не оказала существенного влияния на расстановку сил на рынке и изменения ожидаются в течение ближайших пяти лет. Однако события последнего времени, в частности недавнее включение Lookout Software в состав MSN, анонсированное с большой помпой решение desktop search от Google, новые возможности в работе Tiger от Apple, а также намерение Microsoft в будущем внедрять поисковую технологию во все свои операционные системы, ясно указывают на то, что конкурентная борьба начинает усиливаться. Помимо того что desktop search создает новый источник рекламного дохода, технология открывает новое поле для борьбы за десктопы пользователей.
Однако у новых возможностей, к которым в скором времени корпорации собираются приобщить пользователей, есть один недостаток, связанный с безопасностью находящихся на жестком диске данных. Поскольку desktop search объединяет поиск в Сети и на винчестере, то потенциально возможным становится просмотр контента жесткого диска извне. Например, в недавно запущенном проекте Google Desktop Search, позволяющем осуществлять полнотекстовый поиск в текстовых файлах, документах Microsoft Word, Excel, PowerPoint, электронных сообщениях и логах Интернет-пейджера AOL Instant Messenger (AIM) на локальных накопителях, уже найдена «дыра». Она может использоваться злоумышленниками для проведения XSS-атак (Cross-Site Scripting) на удаленные компьютеры. Для совершения нападения достаточно, чтобы жертва загрузила составленный особым образом URL. Этот недостаток может отпугнуть многих пользователей и является серьезным препятствием для загоревшихся данной идеей корпораций.
Российская экономика стимулирует ИТ-рынок
сследование российского отделения IDC показало, что главной движущей силой ИТ-рынка России является общий экономический рост страны. Основным потребителем было и остается правительство. Общий объем рынка в 2003 году составил 7,1 млрд. долл., при этом аналитики IDC прогнозируют 26-процентный рост в конце нынешнего года. В течение нескольких следующих лет наиболее высокими по-прежнему будут корпоративные инвестиции в сырьевые секторы экономики, а также в финансовую и правительственную сферу. Однако возрастут денежные вливания и в новые направления в торговлю и телекоммуникации. Если эти тенденции сохранятся, то к 2008 году суммарный объем затрат на ИТ в России может превысить отметку в 17 млрд. долл.
Мощный рост, который испытала российская экономика в 2003 году, позволил как корпоративным, так и частным потребителям увеличить расходы на ИТ. Благодаря этому положительные тенденции отмечались во всех отраслях рынка. По итогам 2004 года повышение экономического потенциала в России обещает быть не столь впечатляющим. ИТ-рынок станет стабильным, и основные инвестиции будут направляться на оборудование, программное обеспечение и услуги. При этом на приобретение оборудования приходится наибольший приток средств в ИТ-рынок России, хотя доля этого сектора и снизилась с 68,6 (2002 год) до 66,6% (2003 год). Сокращение обусловлено изменением экономической политики предприятий малого и среднего бизнеса, которые начинают переходить от расходов на инфраструктуру к закупке решений в узкоспециализированных областях бизнеса.
Как уже говорилось, главным потребителем ИТ в России является правительственный сектор. Далее, с небольшим отрывом, следуют сельское хозяйство, строительство и добывающая промышленность. В 2004 году на эти рынки пришлось 48% всех затрат на российские ИТ. Рост данных рынков ожидается и в следующие годы, но по темпам роста их обгонят секторы образования и розничной торговли, доли которых в общих затратах на ИТ пока находятся на низком уровне. Также ожидается рост со стороны банковского сектора, который к 2008 году может войти в тройку лидеров по потреблению ИТ.
Эра «голубозубых» наушников начинается
огласно данным компании InStat/MDR, стереонаушники с Bluetooth-интерфейсом имеют неплохой потенциал на рынке. До последнего времени основной акцент в продажах делался на мононаушники для мобильных телефонов. Их популярность обусловлена прежде всего использованием в hands free-устройствах. Однако помимо удобных возможностей для прослушивания музыки наушники нового поколения позволяют вести разговор по мобильному телефону. Впрочем, согласно мнению Джойса Пучера (Joyce Putscher), директора технологической группы InStat/MDR, рост продаж данных устройств сдерживается отсутствием предложения по умеренным ценам. Вместе с тем, приобретая наушники с Bluetooth, пользователь получает все преимущества использования мирового стандарта. Наушники могут применяться со многими Bluetooth-совместимыми устройствами от мобильных телефонов до MP3-плееров и ноутбуков.
Кроме того, аналитики In-Stat/MDR отметили следующие характерные черты данного рынка:
- рынок Bluetooth-наушников в Европе развивается активнее, чем в США. Причина этого заключается в том, что продавцы хотят убедиться в достаточном спросе на Bluetooth-наушники со стороны владельцев мобильных телефонов с поддержкой Bluetooth, а также добиться содействия сотовых операторов в деле убеждения потенциальных покупателей в преимуществах Bluetooth-наушников;
- в 2004 году продажи наушников в Европе превысили ожидаемые. В 2005-2008 годах, по прогнозам In-Stat/MDR, ожидаются ответные действия операторов США по поддержке мобильных телефонов с Bluetooth. Мировые же продажи мононаушников с Bluetooth-интерфейсом с 2004-го по 2008 год, согласно In-Stat/MDR, значительно возрастут;
- среди выпущенных в этом году устройств с поддержкой Bluetooth 1.2, предусматривающего адаптивную перестройку частоты (AFH) и улучшенную передачу голоса, преобладают наушники, PDA и другие устройства, однако пока лишь немногие мобильные телефоны поддерживают данную версию;
- рынок Bluetooth-чипсетов с 2003-го по 2004 год вырос более чем в два раза продажи составили 146 млн. единиц. Таким образом, сохраняется прошлогодняя тенденция (за период 2002-2003 годов продажи также удвоились).
Palm OS сдает позиции
о информации Gartner, мировые продажи КПК в III квартале 2004 года превысили аналогичный показатель прошлого года на 13,3%. При этом впервые лидером продаж стала платформа PocketPC, оттеснившая традиционную Palm OS за счет существенного спада продаж последней в III квартале. Поставки компании сократились на 13,3%, а HP, напротив, продемонстрировала рост в 19,6% по сравнению с III кварталом 2003 года. На третье место по популярности среди ОС для мобильных устройств вышла Blackberry от компании RIM.
Похоже, что 14-летнему царствованию Palm OS приходит конец. Предполагается, что по итогам 2004 года поставки КПК на платформе Palm OS снизятся приблизительно на 23% по сравнению с 2003 годом, то есть до 4,4 млн. устройств. Продажи КПК с PocketPC тем временем увеличатся на 15% и составят около 5 млн. устройств.
Для третьего крупного игрока этого рынка компании RIM, наладонники которой отличаются тем, что они единственные работают на основе собственной ОС, III квартал текущего года также был удачным. Продажи устройств от RIM за этот период выросли на 356,5%.
Таким образом, мировой объем поставок КПК пока распределяется следующим образом: PalmOne 26,2%, HP с PocketPC 24,2%, RIM 19,8%. При этом если на мировом рынке продажи КПК от компании RIM пока уступают PalmOne и HP, то в США наладонников RIM Blackberry было реализовано на 30% больше, чем HP iPAQ.
Четвертое место досталось компании Dell с долей в 6,5% от мирового объема продаж, что на 37,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. На американском рынке продажи Dell также больше по процентному соотношению, чем на мировом, 9,1% рынка.
Пятерку основных производителей КПК замыкает компания Symbol Technologies, поставляющая промышленные КПК, с 2,2% мирового рынка.
Аналитики Gartner предполагают, что доля рынка PalmOne в IV квартале текущего года может вырасти, так как модели этой компании традиционно лидируют в рождественских и новогодних продажах. Но уже в I квартале 2005 года HP или RIM могут занять ведущую позицию на мировом рынке КПК.
Софт потихоньку продается
о данным IDC, мировой доход от продаж программного обеспечения в 2003 году увеличился на 5,1% и составил 178 млрд. долл. По итогам 2004 года эта цифра может возрасти до 189 млрд. долл. Более трети всего реализуемого в мире софта приходится на пятерку ведущих вендоров: Microsoft, IBM, Oracle, SAP и Computer Associates.
Между тем Энтони Пикарди (Anthony Picardi), старший вице-президент отдела исследований мирового рынка программного обеспечения IDC, утверждает, что, даже несмотря на восстановление индустрии после первого ее спада, двузначных показателей роста, свойственных рынку в прошлом десятилетии, в обозримом будущем ждать не приходится. Вопросы безопасности и качества программного обеспечения, а также множество изменяющихся макроэкономических факторов замедляют рост софтверной индустрии. Согласно прогнозу, рынок будет стабильно расти на протяжении пяти лет (2003-2008) с CAGR (Compound Annual Growth Rate общий темп годового роста) в 6,9%.
Не произойдет коренных перемен и в географическом распределении объема продаж. Наибольшие продажи по-прежнему будут характерны для североамериканского региона, на который в 2003 году пришлось более половины всех коробочных поставок программного обеспечения. Развивающиеся рынки Азии и Центральной Европы являются довольно перспективными, однако в данных регионах росту объема продаж препятствуют пиратство, политическая нестабильность и неприемлемая для многих потребителей стоимость продуктов.
Поскольку рынок софта стал более насыщенным и устоявшимся, большой вклад в его рост вместо глобальных тенденций начинают вносить инициативы отдельных компаний. По мнению IDC, продавцы введут одну или несколько бизнес-стратегий, предусматривающих использование программного обеспечения по требованию, поставку софта в качестве услуги, исследование путей развития нишевых рынков, а также политика создания альянсов для разработки решений.
Ожидается дальнейший рост популярности Linux. К 2008 году данная ОС может выйти на четвертое место в мире (сейчас она занимает седьмое место).