Рынок ЖК-мониторов
По данным компании IDC, рынок жидкокристаллических мониторов в 2003 году достиг объема в 20 млрд. долл. и впервые обогнал рынок ЭЛТ-мониторов. По мере усовершенствования технологий производства и снижения цен на ЖК-мониторы ЭЛТ-мониторы постепенно вытесняются с рынка и, вполне вероятно, вскоре сохранятся исключительно в профессиональной сфере.
Тенденции развития
урное развитие рынка ЖК-мониторов во всем мире началось в 2002 году. И если до этого ЖК-мониторы, главным образом благодаря своей цене, воспринимались в основном как предмет роскоши, то начиная с 2002 года вследствие падения цен на них и существенного улучшения их технических характеристик они вышли на массовый рынок, где до тех пор безраздельно господствовали ЭЛТ-мониторы.
Постепенно для всех стал очевидным факт, что в скором времени ЖК-мониторы полностью вытеснят с рынка ЭЛТ-мониторы. В связи с этим на локальном рынке появилось множество компаний, которые под своим логотипом пытались продавать мониторы, произведенные в Китае. Конечно, конкурентную борьбу выдержали далеко не все и большинство компаний со временем ушли с этого рынка. А если говорить о дне нынешнем, то российских компаний, продвигающих на нашем рынке ЖК-мониторы под своей торговой маркой, осталось совсем мало например компания Rover Computers, которая смогла устоять в конкурентной борьбе за счет обеспечения большого объема поставок и, конечно же, должного уровня сервиса и качества продукции.
Если говорить об итогах 2002 года для российского рынка в целом, то, по данным аналитических агентств, объем продаж ЖК-мониторов увеличился за 2002 год на 24% и преодолел отметку в 3 млн. проданных устройств. В денежном исчислении рынок ЖК-мониторов составил более 780 млн. долл.
Как уже отмечалось, выход ЖК-мониторов на массовый рынок в 2002 году стал возможен благодаря снижению цен на ЖК-матрицы. В целом за весь 2002 год падение цен на ЖК-мониторы составило 20%, и именно поэтому, несмотря на увеличение объема продаж мониторов на 24%, рост показателей в денежном выражении оказался несколько скромнее, составив всего 21%. В этих условиях прибыльность бизнеса по продвижению мониторов на рынок немного снизилась, что и стало решающим фактором в отсеве мелких компаний и формировании рынка.
Одновременно с общим падением цен на ЖК-мониторы увеличивался спрос на модели с размером диагонали 17 дюймов, которые становились все более популярными. Начиная с 2003 года, стали постепенно сокращаться объемы продаж 15-дюймовых мониторов при увеличении 17-дюймовых.
2003 год оказался не менее успешным для рынка ЖК-мониторов. Рост объема продаж в мире составил 51,3% (рис. 1). Столь же удачным стал рынок ЖК-панелей для ноутбуков, рост объема продаж которых составил 30% по сравнению с 2002 годом. Кроме того, можно сказать, что с 2003 года начал бурно развиваться рынок ЖК-телевизоров. Так, рост объема продаж ЖК-телевизоров в мире в 2003 году составил 233,33% в сравнении с 2002 годом, а по абсолютному показателю в 2003 году было продано 5 млн. ЖК-телевизоров.
Рис. 1. Динамика развития рынка ЖК-мониторов, ЖК-панелей для ноутбуков и ЖК-телевизоров
В 2004 году динамика развития рынка ЖК-мониторов и ЖК-панелей для ноутбуков не изменилась. Так, в 2004 году в мире было продано 71,04 млн. ЖК-мониторов, 47,7 млн. ЖК-панелей для ноутбуков и 10,1 млн. ЖК-телевизоров. Таким образом, в сравнении с 2003 годом прирост объема продаж ЖК-мониторов составил 32,29%, прирост объема продаж ЖК-панелей для ноутбуков 23,58%, а прирост объема продаж ЖК-телевизоров 102%.
По прогнозам аналитических компаний, тенденция роста объема продаж ЖК-матриц для мониторов, ноутбуков и телевизоров сохранится и в 2005 году. Ожидается, что рост объема продаж ЖК-мониторов составит 32,9%, а всего будет продано 94,4 млн. ЖК-мониторов. Рост объема продаж ЖК-матриц для ноутбуков составит 16,4%, а всего будет продано 55,4 млн. ЖК-матриц. Рынок ЖК-телевизоров увеличится по объему продаж на 98%, достигнув отметки в 20 млн. ЖК-телевизоров, проданных в течение года.
Если обратиться к данным, характеризующим развитие рынка ЖК-мониторов по отдельным регионам (рис. 2), то выяснится, что максимальное количество ЖК-мониторов в 2004 году было продано в Европе (28,4 млн. штук). Аналогичные прогнозы делаются и на 2005 год: Европа будет самым крупным рынком ЖК-мониторов и всего в 2005 году их будет продано 36,9 млн. штук, а рост объема продаж составит 30%. После европейского рынка наиболее привлекательным является рынок США, где, по прогнозам, в 2005 году будет продано 32,9 млн. ЖК-мониторов, а рост объема продаж составит 45,58%.
Рис. 2. Динамика развития рынка ЖК-мониторов по регионам
ЖК-панели против плазмы
омимо того что ЖК-технологии интенсивно вытесняют с массового рынка ЭЛТ-мониторы, они начинают довольно энергично вторгаться в сегмент мониторов с большим размером экрана (более 30 дюймов), где до этого безраздельно господствовали плазменные панели.
Здесь стоит сделать небольшое отступление от статистических выкладок и вспомнить о том, что когда-то считалось, что размеры ЖК-панелей имеют свой физический предел в 20 дюймов. В настоящее время этот предел успешно преодолен, однако последствия этого неверного прогноза существенно повлияли на формирование рынка. Дело в том, что многие крупные компании допустили в свое время стратегическую ошибку, сделав ставку только на плазменные технологии и вложив крупные средства (в том числе и правительственные займы) в строительство заводов по их производству. В настоящее время стало совершенно очевидно, что никаких физических ограничений на размер ЖК-панели не существует и именно за ЖК-технологиями будущее в сегменте мониторов с большим экраном. Плазменные панели так и не стали (а теперь уже и не станут) массовым продуктом. Казалось бы, что мешает отказаться от их производства и полностью перейти на выпуск ЖК-панелей, куда более привлекательных по цене и востребованных на рынке? Но не стоит забывать, что многие крупные компании (например, NEC, Pioneer, Panasonic) обременены производством собственных плазменных панелей и в их интересах тормозить развитие рынка ЖК-панелей (рис. 3).
Рис. 3. Деление рынка больших ЖК-экранов и плазменных панелей
Конечно, изменить ситуацию не под силу даже этим компаниям, а потому ожидается, что в 2005 году наступит переломный момент, когда рост объема продаж плазменных панелей прекратится и начнется его постепенный спад, а к 2008 году доля плазменных панелей снизится до 29%, в то время как доля ЖК-панелей увеличится до 71% (рис. 4).
Рис. 4. Тенденция изменения рынка больших ЖК-панелей и плазменных панелей
Если же говорить о 2005 годе, то ожидается, что рост объема продаж ЖК-панелей составит 184,5% в сравнении с 2004 годом, а рост объема продаж плазменных панелей только 20,69%, хотя, конечно, в штучном выражении объем продаж плазменных панелей (490 млн. штук) будет в 2,4 раза превосходить объем продаж ЖК-панелей. Впрочем, превосходство плазменных панелей перед ЖК-панелями в штучном выражении будет недолгим, и, по прогнозам, уже в 2007 году больших ЖК-панелей будет продано больше (588 млн. штук), чем плазменных (440 млн. штук).
Цены на большие ЖК-панели и плазменные PDP-панели в 2005 году продолжат снижение. Причем если сравнивать 32-дюймовые ЖК- и PDP-панели, то цены на ЖК-панели окажутся ниже (аналогичное ценовое преимущество наблюдалось и в 2004 году). Однако плазменные панели с размером диагонали 42 дюйма все еще сохраняют ценовую привлекательность в сравнении с ЖК-панелями того же размера (рис. 5).
Рис. 5. Динамика изменения цен на ЖК-панели и плазменные PDP-панели
Если же сравнивать ЖК- и PDP-панели по их характеристикам, то в силу принципиально различных технологий у каждой из них имеются как свои преимущества, так и недостатки (см. таблицу).
Преимущества плазменной и ЖК-технологий
К преимуществам плазменных панелей относят большие размеры экрана, такие же как у ЭЛТ-мониторов, и углы обзора, высокое качество цветопередачи, отсутствие инертности переключения отдельного пиксела. В то же время ЖК-панели превосходят DPD-панели по таким характеристикам, как яркость, контраст, разрешение и энергопотребление.
Впрочем, несмотря на некоторые преимущества плазменных панелей перед ЖК-панелями, стоит еще раз подчеркнуть, что дальнейшая судьба этого сегмента рынка предрешена. Никто более не вкладывает средства в строительство новых фабрик по выпуску PDP-панелей и уж тем более в научно-исследовательские разработки. Поэтому ожидать, что когда-либо свойственные плазменным панелям недостатки будут устранены, не приходится, тогда как производство ЖК-панелей это динамически развивающийся рынок.
В статье использованы аналитические материалы, предоставленные корпорацией Sony.