paint* 2.0
Когда создатель таких инструментов, как inferno* и flame* (не считая всего прочего), выдает на-гора новое изделие, было бы невежливым не обратить на это никакого внимания…
paint* 2.0 — это по сути своей Photoshop для кино- и видеоматериалов. Набор встроенных в него рисующих инструментов и эффектов очень похож на то, что мы имеем в Photoshop, но здесь особый акцент делается на применении данных эффектов не к статичным изображениям, а к последовательностям кадров. В этом смысле в программе paint*, как мы увидим далее, используется радикально иной способ хранения и обработки штрихов.
Сначала paint* открывает перед пользователем простой, узнаваемый интерфейс: плавающие палитры, инструменты для рисования, параметры этих инструментов, формы кистей, цвета, режимы рисования и так далее и тому подобное. Отличия от Photoshop начинаются с появления таких конструкций, как шкала времени (Timeline), кинолента (Film Strip) и рычаги управления кадрами (Frame Controls), которые позволяют регулировать временные характеристики изображения.
Отснятый материал, подлежащий редактированию, может загружаться в программу в любом формате, предпочтительно с помощью RAM Player, который сохраняет все кадры в оперативной памяти. Любые изменения, внесенные вами в кадр, затем автоматически просчитываются обратно в RAM Player, причем ответная реакция следует незамедлительно и в реальном времени.
Однако Player с ужасающей быстротой съедает оперативную память: каждая секунда, проигранная с разрешением D1, проглатывает сразу 32 Мбайт. при необходимости paint* умеет читать и записывать данные с диска и на диск, но в этом случае значительно снижается скорость его работы.
Отдельные кадры последовательно выдаются на Film Strip, сопровождаемые временным кодом. При помощи полосы прокрутки и рычагов управления кадрами можно свободно перемещаться по видеофрагменту или же, убрав с экрана индикаторы времени, «мелкими перебежками» совершать челночные движения вперед-назад. Дважды щелкнув на кадре, его можно вытащить на передний план для последующего редактирования.
Нарисуй!
Как всегда, пользователю предоставляется полный набор инструментов для рисования: штрихи произвольной формы и прямые линии, пустые и залитые прямоугольники, эллипсы и многоугольники, кривые Безье и текст. Этими инструментами можно наносить мазки, воспользовавшись кистями четырех категорий, включая аэрограф, чувствительный к нажатию, и кисти с эффектами (FX), а еще, как обычно, кисти произвольной формы, заданной пользователем.
Чтобы изменить способ взаимодействия наносимых кистью штрихов с уже имеющимся изображением, можно воспользоваться любым из тридцати восьми режимов рисования, среди которых есть такие фавориты Photoshop, как Additive, Subtractive, Dodge, Burn и др. Вы также можете задавать исходные режимы: Solid (Сплошной), Clone (Клонирование) и Clone Aligned (Связное клонирование), которые работают так же, как их Photoshop-эквиваленты, а также Rub Through (Протертый насквозь) и Gradient (Градиент), названия которых говорят сами за себя.
Однако главная прелесть paint* заключается в том, что он ухитряется сочетать эти гибкие, растровые по сути инструменты с объектно-ориентированным подходом, характерным для векторных пакетов. Каждый проведенный вами штрих сохраняется как независимый объект со своими параметрами, причем эти параметры можно редактировать и анимировать. Черкните по картинке, например, аэрографом, и после этого вы в любой момент сможете передвинуть свою закорючку куда угодно, повернуть ее или сжать произвольным образом.
Система ключевых кадров позволяет легко анимировать любые объекты — просто перенесите их на нужные кадры, а промежуточные движения выстроятся автоматически. Интерполяция по ключевым кадрам может быть линейной, кубической, константной или по Безье. В режиме Безье, принятом по умолчанию, при помощи узловых рычагов можно корректировать кривые перемещений.
Подделай!
Точно так же, как и в Track View в 3D Studio MAX и в других программах, каждый объект paint* заносится в список во временной шкале Timeline. Этот список — иерархический, и в нем перечисляются все текущие объекты со всеми их параметрами, разбитыми на подгруппы: масштаб, поворот, X/Y-координаты, цвет, прозрачность и так далее.
Все ключевые для этих параметров кадры затем отображаются во временной шкале в режиме Timeline, где показывается динамика параметра в течение всего видеофрагмента. Ключевые кадры можно «перетаскивать» по фрагменту и таким образом изменять точки входа/выхода объектов или их параметров. Соответствующий графический режим Graph отображает фактические значения каждой из характеристик с течением времени, и здесь также, чтобы что-то поменять, можно перемещать ключевые кадры. Кроме того, вы можете влиять на порядок наложения объектов, перемещая их вверх-вниз по иерархическому списку.
Выделять объекты здесь можно точно так же, как и в Photoshop, при помощи инструментов Freehand: «прямоугольник», «эллипс», «многоугольник» или «волшебная палочка». Это бывает полезно при применении эффектов paint* (или фильтров, как это принято в терминологии Photoshop), которых здесь огромное количество. Помимо регуляторов резкости, арифметики с каналами и HSV-операторов здесь предусмотрены и более экзотические варианты, например Magnifying Glass (Увеличительное стекло), Turbulence (Турбулентность), Fractal Noise (Фрактальный шум) и Ripple (Рябь на воде) плюс несколько видов монтажной склейки видеофрагментов. (Также можно пользоваться plug-in-модулями для Photoshop.) Автоматическое построение теней от любого объекта здесь вообще дело пустячное, причем большинство эффектов можно применять к анимированным выделенным областям.
paint* также умеет проделывать всякие хитрые штуки с кадрами, полученными из 3D Studio MAX, и даже с включенным каналом RLA. Используя информацию о глубине, сохраненную в таких файлах, paint* может вносить в изображение настоящие трехмерные сияния, блики, дымки и т.д., корректно учитывая форму и расположение объектов, их глубину по оси Z, их материалы и т.п. Что интересно: это, как нам кажется, первый пример использования информации, встроенной в MAX’овские RLA-каналы.
Кроме того, поставляемые в комплекте с программой paint* plug-in-модули можно использовать в MAX версий 2/2.5. С их помощью выстраивается двусторонняя связь между MAX и paint*: любые изменения в одной программе мгновенно отражаются на другой. Вы даже можете рисовать на развертке трехмерной сетки выделенного 3D-объекта и немедленно наблюдать результат своей работы в MAX. А поскольку paint*-изображения совершенно не зависят от разрешения, появляется возможность прямо на ходу масштабировать MAX’овские карты материалов абсолютно без потери качества.
Одним из самых мощных и полезных инструментов paint* является Tracker, который отслеживает траектории перемещения отдельных частей кадров и применяет их к любым другим объектам, будь то круг, текст, блик или что-то другое. Эта очень простая концепция имеет множество полезных приложений (см. врезку).
На самом деле данное замечание можно отнести ко всей программе в целом. Вообще-то paint* — пакет далеко не простой, и в нем можно создавать весьма и весьма сложные и впечатляющие эффекты. Хотя это совсем не значит, что пакет сложен в применении. Если вы уже пользовались Photoshop, то и здесь будете чувствовать себя как дома. Не требующая усилий интеграция с 3D Studio MAX чрезвычайно полезна, а комбинация фильтров и анимации позволяет добиваться совершенно поразительных результатов. Как помесь Photoshop и AfterEffects — paint* вполне может составить им конкуренцию.
КомпьютерПресс 2'1999