Время открыть карты… Интернет-карты
На прилавках компьютерных магазинов появились десятки наименований карточек Интернет-доступа
Что нужно знать при покупке Интернет-карты?
Советы бывалого юзера: «Увеличивающиеся» рисунки на Web-страницах
Около года назад ведущие российские провайдеры, словно сговорившись, выпустили на рынок до пяти номиналов карточек доступа в Интернет.
Пластиковые прямоугольнички быстро освоились на прилавках компьютерных магазинов и витринах салонов сотовой связи. Что за азарт охватил провайдеров? Стоит ли покупать диковинный пластик? И чем «карточный» Интернет лучше традиционного (по договору с провайдером Интернет-услуг)? Все эти вопросы и станут предметом обсуждения в данной статье.
Что за страсть к картам?
Прежде всего оговоримся, что Интернет-карта — это кусок пластика, на котором записаны реквизиты (пароль и логин, код доступа и прочая необходимая информация) для временного доступа в Интернет через узел конкретного провайдера-эмитента карты и ее номинал (сумма предоплаченного времени работы в Сети). Собственно, карточка сама по себе не представляет никакой ценности: прочитал информацию и выбросил. Пластиковый формат выбран, скорее, для форсу: покупать ту же полезную информацию на листе бумаге в запечатанном конверте как-то не очень солидно. Купив карточку, вы стираете пленку защитного слоя с регистрационных данных, вводите их при подключении к провайдеру и работаете, пока хватит денег.
Назначение карточек предоплаты Интернета мне как-то раз доходчиво описала Ирина Трухлина из провайдерской компании «Зенон Н.С.П.». Объясняла она приблизительно так: «Пошел человек в магазин купить себе пару-тройку баночек пива с сухариками — посидеть под телевизор, смотрит — есть Интернет-карточки, взял да и купил себе на вечерок-другой немножко Интернета». Логично? Еще бы. Но причины популярности Интернет-карточек кроются немного глубже.
Дело в том, что сегодня по степени хлопотности подключение к Интернету ничуть не проще, чем покупка сотового телефона. В обоих случаях надо: провести исследование рынка; выяснить, у какого поставщика ниже цена и лучше качество услуг; решить, какой тарифный план выбрать; сходить в офис для заключения договора; а потом еще контролировать состояние счета и ежемесячно посещать банк для оплаты услуг. Такой букет приключений не испугает только самых решительных и располагающих массой свободного времени потенциальных пользователей Интернета. Но на этом трудности не заканчиваются — есть еще зловещее словосочетание «абонентская плата» (пользуешься или нет, но какой-то минимум ежемесячно плати). То есть почти всегда с заключением договора ты приобретаешь новую финансовую ответственность. За свои же деньги. А оно нам надо? Словом, вариант с заключением договора не подходит для людей, которые в принципе готовы платить за Интернет, но лишь время от времени (по мере необходимости), а никак не регулярно. И это их право. Это право надо уважать. А уважить таких покупателей как раз и помогают Интернет-карты.
Распространенной является и другая ситуация: работал себе в Интернете, работал, и вдруг (в субботу) деньги на счету кончились. А время, как назло, не терпит. Можно, конечно, дозваниваться в службу поддержки и выпрашивать весьма ограниченный кредит, а можно сбегать в ближайший магазин бытовой электроники и купить Интернет-карточку требуемого номинала. Ну чем не временный выход? Заодно можно сравнить и качество услуг, предлагаемых разными провайдерами.
Что нужно знать при покупке Интернет-карты?
Да почти ничего. Одно из коммерческих призваний Интернет-карт состоит в том, чтобы вовлечь в Сеть как можно больше новых клиентов. Те, кто решился на покупку компьютера и модема, наверное, рискнут потратить долларов пять на Интернет, чтобы хоть одним глазком взглянуть на то, о чем так часто говорят их друзья. Интернет-карта как раз и хороша тем, что не предлагает никакой «привязанности» к провайдеру. А размер финансового риска, связанного с приобретением неудачной карты, четко определяется ее номиналом. Однако привести ряд общих рекомендаций по выбору карты все же имеет смысл:
- Если вы не знаете, какого провайдера предпочесть, то никто не мешает вам со временем перепробовать несколько карт минимального номинала (обычно 5 долл.).
- Нередко почасовая стоимость предоплаченного доступа в Интернет по карточке бывает явно выше, чем при оплате доступа в кредит (по договору). Как говорится, в розницу всегда дороже, чем оптом. Однако разница эта на малых номиналах не столь уж существенна.
- При выборе Интернет-карты обратите внимание на срок ее действия. Карты отдельных провайдеров имеют ограниченный период действия со дня активации (скажем, месяц). Будьте осторожны.
- Как правило, чем выше номинал карты, тем дешевле получается доступ в пересчете на час, поэтому покупать их выгоднее. Однако если вы не уверены в качестве услуг от конкретного карточного провайдера, то не стоит сразу рисковать внушительным номиналом.
- Существуют карты, в которых доступ в ночное время — бесплатный или стоит сущие десятки центов. Поэтому если вам позволяет режим, то ищите карты с «ночными» тарифами.
- Проследите, чтобы у приобретаемой вами карты не истек срок годности. Обычно он указывается на обратной стороне в графе «Активировать до…».
К сожалению, не все Интернет-карты, как и йогурты, «одинаково полезны». Некоторые только прикидываются «простушками». А на деле порой предлагают такой механизм подключения, что у неподготовленного пользователя случается временный шок. Покупатель карты в конце концов разберется, но потратит немало нервов, и в следующий раз чересчур «умному» провайдеру ничего не обломится. Отсюда следует еще один совет: перед покупкой прочитайте правила регистрации для получения доступа в Сеть на обратной стороне Интернет-карточки. Если со второго раза не поймете — оставьте карточку на прилавке. Пусть ее дилер совместно с эмитентом изучают, а сами потратьте деньги на более дружественный кусочек пластика.
Цены — вот что забавно!
Сегодня на одном лишь московском рынке представлено более 60 номиналов и видов карт от различных Интернет-провайдеров. Их общую эмиссию оценить можно лишь весьма приблизительно. Скажем, «MTУ-Интел» еще в прошлом году отчиталась о том, что продала свою миллионную Интернет-карту. 31-летний москвич купил карточку в книжном магазине «Библио-Глобус», а наутро получил на счет вместо 25 долл. целых 500. Если предположить, что большинство из них были номиналом в 10 долл. (хотя есть номиналы карт этого типа в 5, 25 и 50 долл.), то получается, что за годы карточной программы реализовано Интернет-активов на сумму порядка 10-15 млн. долл. — у одного только провайдера. А «карточных» провайдеров (хотя и не таких сильных) на рынке — почти два десятка. Словом, оборот на этом рынке получается сумасшедший.
Предложение Интернет-карт по прайс-листу Web-магазина http://www.Dostavka.ru/ и на справочном сервере http://www.Price.ru/ очень разнообразно. Минимальный номинал, который приходилось встречать — 1,25 долл. за час в Интернете. Следующий по списку номинал — 3,5 долл. за 3 часа в дневное время. Больше всего предложений — карты с номиналом 5 долл., некоторые из которых позволяют работать днем более 4 часов, а ночью — почти 10 часов. Карты удобно покупать и в Интернет-магазинах. Правда, там не любят «минимальные номиналы», и предложение обычно начинается с 10-долларовых карт. Зато реально можно получить условно-бесплатную доставку (ну, доллар они, возможно, «накинут»).
Среди особо интересных карточных тарифов можно отметить неограниченный доступ в Сеть в течение одного выходного дня. Скажем, «Unlimited одного выходного дня» (Week-end) от «ЭЛВИС-Телеком» стоит меньше 6 долл. Еще более радикальным является «Unlimited четырех выходных дней» от того же провайдера за 19,5 долл. То есть за 20 долл. можно каждое воскресенье сидеть сутки напролет в Интернете в течение месяца. Кто скажет, что это дорого? А вот полностью неограниченный по времени ежедневный доступ в Сеть стоит около 60 долл. (например, по карте CityLine «Bonus Pack»). Любопытно, что от предоставления услуг unlimited по кредитным тарифным планам отказались очень многие провайдеры, а по карточкам предоплаты такая услуга все еще возможна. Не менее привлекательным является и тариф с ночным неограниченным доступом в Сеть каждый день в течение месяца с полтретьего ночи до девяти утра за 14-15 долл. (так называемые ночные unlimited и близкие к ним условия есть у CityLine, «Россия Онлайн» и у других провайдеров). Бесплатный ночной unlimited может служить дополнением к дневному тарифному плану. Например, по карточке ROL «20 RU» с 10:00 до 2:00 доступ предоставляется по тарифу 40 центов в час, в остальное время (до 9 часов утра) — бесплатно. В принципе, тем, кто встает в 7 утра, — тоже будет удобно.
Практически цена карточного доступа в Интернет в дневное время колеблется в диапазоне 0,40-1,25 долл. — в зависимости от номинала и здравомыслия провайдера-эмитента. Ночное же время (обычно с 2:00, но бывает и с 0:00) обходится куда дешевле — 0,00-0,45 долл.
Краткие выводы
Для нас Интернет-карты — самый простой способ заглянуть в Интернет или пополнить свой счет (для зарегистрированных у провайдера пользователей). Провайдерам же Интернет-карты выгодны и как бизнес, и как маркетинг (завлечь в свои сети как можно больше потенциальных клиентов, часть из которых станет постоянными пользователями). Нередко для покупателей Интернет-карта становится недорогим способом оценить и качество услуг конкретного поставщика. Риск в 5 долл. можно себе позволить. Кстати, по карточкам можно оплачивать и расширенные сервисы, предоставляемые провайдером (место для размещения персонального Web-сервера, почтовый ящик с IMAP4 и прочие). Если вы уже определились с провайдером и решили пользоваться Сетью регулярно, то карточки — не для вас. Гораздо дешевле будет подобрать кредитный тарифный план и заключить с Интернет-провайдером полноценный договор. Общий вывод — карточек не надо бояться, но и изначально верить в высокое качество предоставляемых услуг было бы крайне неосмотрительно.
В данной теоретической статье намеренно не приводятся примеры реальной работоспособности услуг по Интернет-картам и не описываются механизмы регистрации для входа в Сеть. К сожалению, здесь нет единых рецептов: каждый провайдер использует свои процедуры и механизмы карточной авторизации. Поэтому в ближайший месяц редакция КомпьютерПресс планирует опубликовать собственное бытовое тестирование Интернет-карт ведущих провайдеров, где расскажет читателям о своих впечатлениях.
КомпьютерПресс 2'2001