IP-телефония набирает обороты. Компьютерная телефония тоже
На сегодняшний день понятие о доминирующем положении IP-протокола уже закрепилось не только в умах, но и в реальной жизни. Как следствие, наиболее перспективными в развитии являются (или еще станут) услуги, основанные именно на базе IP, и, в частности, IP-телефония.
Сегодня развитие этой технологии уже достигло того уровня, когда услуги IP-телефонии стали достаточно надежными и качественными, чтобы рассматриваться как альтернатива услугам традиционной телефонной связи. Энтузиазм на рынке IP-телефонии не только не утихает, но и продолжает активно расти. Согласно прогнозам аналитиков, в мире ожидается значительный (в ближайшие годы в десятки раз) рост голосового IP-трафика (VoIP). На сегодняшний день объем рынка услуг по передаче голоса поверх IP уже превысил 1 млрд. долл., а в течение ближайших нескольких лет, по разным прогнозам, достигнет 8,5-24 млрд. долл. (например, по данным IDC, в 2002 году объем рынка VoIP составит 23 млрд. долл.). Однако даже при таком разбросе показателей развития рынка большинство аналитиков и производителей солидарны в том, что IP-телефония является магистральным путем развития телекоммуникационной индустрии. Ярким примером может служить мобильная связь, третье поколение которой уже внедряется в некоторых странах — передача информации в системах UMTS базируется на IP-протоколе. Игорь Масленников, заместитель генерального директора CompTek, выразил свое мнение по этому поводу следующим образом: «IP-протокол победил, поэтому за судьбу IP-телефонии можно не волноваться… IP-телефония живет и развивается, поскольку живет и развивается сам Интернет».
Основные тенденции и итоги прошедшего года в развитии IP-телефонии были подведены на Пятой ежегодной конференции по компьютерной и IP-телефонии, которую провела компания CompTek International. Первые выводы о развитии IP-телефонии можно сделать, проанализировав состав участников, число которых с каждым годом неуклонно растет. И если в 1999 году в конференции приняли участие 165 делегатов, то в 2000-м это число возросло до 277 представителей из 152 компаний. Основной костяк участников составили российские провайдеры услуг IP-телефонии, разработчики решений компьютерной телефонии, а также представители традиционной телефонии. При этом по численности участников секция по IP-телефонии была практически в два раза представительнее, чем секция компьютерной телефонии. Интерес представляет следующая тенденция: заметную активность начали проявлять небольшие региональные поставщики услуг IP-телефонии. И это не удивительно: если в 1999 году число лицензий исчислялось десятками, то на сегодняшний день количество выданных лицензий на предоставление услуг IP-T уже перевалило за четыре сотни. По словам председателя исполнительного комитета Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ) Аркадия Кремера, это является важнейшим показателем как динамики развития, так и потребительского спроса. А технический директор CompTek Петр Кочегаров в своем выступлении отметил прошедший год как «год зрелости» рынка компьютерной и IP-телефонии. По оценке специалистов CompTek, объем российского рынка компьютерной телефонии составляет 2,5 млн. долл. при реализации около 12 тыс. портов КТ (компьютерной телефонии), тогда как объем рынка IP-телефонии составляет от 4 до 6 млн. долл. при продажах 5-10 тыс. портов в год.
Терминологические аспекты
Появление IP-телефонии в 1996 году стало точкой отсчета кардинально нового уровня услуг по передаче голоса. Многие конечные потребители знают о IP-телефонии только то, что, во-первых, это что-то, связанное с Интернетом, а во-вторых, это просто дешево. Если немного перефразировать и расширить эти «определения», то можно утверждать, что, появившись и развиваясь как дешевая альтернатива традиционным телефонным сетям, IP-телефония — как технология — на сегодняшний день является базовой площадкой для абсолютно нового способа общения. Ведь это не банальная экономия денег абонентов на международных разговорах, а создание ряда новых услуг для пользователей и новых возможностей для операторов.
При этом здесь могут пересекаться «интересы» как компьютерной, так и IP-телефонии. Компьютерная телефония обеспечивает доступ к новым услугам с помощью цифрового телефона или компьютера, а IP-телефония играет роль транспорта голоса по IP-сетям.
В качестве примера услуг компьютерной телефонии, организованных поверх IP-телефонии, можно привести голосовую, или телефонную, систему для доступа к информации. Другими словами, телефонный аппарат абонента становится способом (интерфейсом) для получения информации. Суть сервиса заключается в следующем: абонент звонит на определенный номер, который никогда не бывает занят, и попадает на цифрового (компьютерного) секретаря. Далее, следуя его указаниям и нажимая соответствующие клавиши на телефоне или произнося команды голосом, пользователь добирается до нужной информации — базы данных, справочной службы — и получает требуемый ответ. Другая ипостась этой услуги — так называемый сервис Click-on-the-Web, или Click-to-Talk (нажми, чтобы поговорить), который в настоящее время приобретает огромную популярность. Благодаря ей пользователь, находясь на Web-сайте какой-либо компании или магазина, имеет возможность кликнуть иконку и поговорить с их представителем, специалистом или консультантом об интересующем его продукте непосредственно в online. Существующая сегодня статистика эффективности этой услуги, по крайней мере для Интернет-магазинов, свидетельствует о том, что после общения с консультантом процент сделавших покупку заметно возрастает.
И таких примеров можно привести множество. Еще на предыдущей, четвертой конференции по компьютерной и IP-телефонии представитель кемеровской ГТС рассказал о Христианском информационном агентстве, которое стало применять компьютерную телефонию (автоматическое голосовое меню и тональный набор) для сбора отзывов прихожан.
Итак, что же, собственно, представляет собой IP-телефония? Аркадии Кремер объясняет это так: «Широко распространенным толкованием IP-телефонии сегодня является ее представление как наиболее простой для реализации услуги из пакета, включающего передачу данных и видео по протоколу IP. При этом передача голоса — не самая значительная составляющая этого пакета, способствующая, однако, продвижению приложений электронной торговли или добавляющая элемент живого общения в Интернет-конференции или интерактивные сетевые игры». Вполне уместно сказать и о том, что IP-телефония — это использование IP-сети для транспорта звонков с телефона на телефон, с компьютера на компьютер, с компьютера на телефон и наоборот. Причем доля последних в ближайшие годы будет нарастать. По прогнозу IDC, уже в этом году 25% всех пользователей Интернета будут осуществлять голосовые соединения со своих компьютеров, а к 2004-му их число возрастет до 60%.
Технические аспекты
С момента появления и по настоящее время основным протоколом для IP-телефонии является семейство протоколов H.323, разработанное ITU. Первые версии этих протоколов подчеркивали новизну и недоработанность технологии передачи голоса поверх IP, что и вызвало целый ряд нареканий на качество этой передачи.
Однако в последнее время начали появляться новые протоколы (или обновленные версии существующих), призванные улучшить ситуацию. В первую очередь это четвертая версия основного протокола Н.323, обеспечивающая поддержку практически всех новых услуг IP-телефонии. SIP (Session Initiation Protocol) — протокол IETF, разработанный по аналогии с HTTP и обеспечивающий гораздо большие возможности для создания новых голосовых и телефонных приложений в IP-сети. Третий протокол — ITU H.248, более известный как MGCP/ MEGACO, — это протокол управления шлюзами для IP-телефонии. У всех протоколов много общего — они занимаются инициацией и завершением голосовых соединений и предусматривают передачу голоса средствами IP-сети (в UDP-пакетах) под управлением RTP/RTCP-протоколов.
Следствием этого является неверное мнение о низком качестве передачи голоса через IP-сеть. Однако в данном случае вопрос заключается лишь в корректном выборе полосы пропускания и соответствующего кодека.
Гораздо более актуальными на сегодняшний день являются вопросы совместимости поступающих на рынок решений различных производителей оборудования, создание новых интегрированных приложений IP-телефонии, оценка качественных показателей. Так, например, для проверки различного оборудования на совместимость в сентябре 2000 года в компании CompTek был открыт Центр IP-телефонии, в задачи которого входит проведение комплексной технической экспертизы сложных проектов и обеспечение технической поддержки компаний, работающих в области пакетной связи. Любой специалист может обратиться в центр с проблемами, связанными с проработкой VoIP-проектов, совместимостью оборудования различных производителей, созданием оптимальных конфигурационных решений, планов телефонной нумерации, и с многими другими проблемами. Это подразделение располагает полным набором оборудования IP-телефонии Cisco Systems, Vocaltec, Quicknet и Dialogic.
Кроме того, по словам г-на Кремера, в рамках рабочей группы АДЭ по IP-телефонии в настоящее время ведется работа по согласованию технического задания на разработку норм на качественные показатели IP-телефонии и методики проведения их оценочных испытаний. Другой заслуживающей внимания инициативой является деятельность рабочей группы АДЭ по наблюдению за процессами стандартизации. Участие в деятельности этой группы содействует информированности в области бизнес-приложений стандартов и рекомендаций, выбору стратегии оснащения, расширению международного сотрудничества.
Экономические аспекты
В этом разделе мы остановимся на численных характеристиках IP-телефонии, причем с глобальной точки зрения, точнее с точки зрения операторов. Такая оценка более показательна, нежели отслеживание цен за минуту разговора, например, с США.
Основной тенденцией на рынке услуг IP-телефонии является постоянное снижение цен. Наряду с этим наблюдается увеличение трафика через каналы IP-телефонии. Из 100 млн. минут в месяц международного трафика, адресованного абонентам, находящимся в Российской Федерации, уже более 30 млн. минут направляются в страну через всевозможные системы IP-телефонии, минуя традиционные телефонные магистрали и каналы Ростелекома, МКС, «Совинтел» и других телефонных операторов.
При этом цены на услуги (трафик) IP-телефонии уже снизились настолько, что вплотную приблизились к себестоимости услуги. Вследствие этого падение цен вскоре прекратится и установится на отметке около 3-4 центов за минуту. Однако здесь есть подводные камни. На профессиональных операторов IP-телефонии оказывают сильное давление ведомственные операторы, способные предложить трафик по «условной» себестоимости, которая не имеет ничего общего с себестоимостью реальной. Дело в том, что за канал уже заплатило само ведомство и дополнительный трафик является «халявой».
Однако такая конкуренция имеет и оборотную сторону медали — операторы стремятся предложить своим абонентам больше услуг лучшего качества за те же деньги. В итоге конечный пользователь все равно в выигрыше. Но ему не следует забывать о стабилизации цен, а также об их возможном некотором повышении. Ведь не секрет, что стоимость трафика местной и IP-телефонной связи ниже, чем, скажем, в США, тогда как затратная часть практически та же.
Аспекты регулирования
На сегодняшний день вопросы регулирования деятельности операторов IP-телефонии, несмотря на уже многолетнюю работу, до сих пор не решены. Другими словами, лицензирование в настоящее время заметно отстает от рабочего процесса. К тому же нет определенной ясности, как регламентировать новейшие услуги, которые непосредственно после появления приобретают огромную популярность. В первую очередь это относится к уже упоминавшимся услугам типа Call-Center или Call-toWeb.
Сегодня уже разработаны предложения, положенные в основу лицензирования предоставления услуг IP-телефонии, разделы руководящего документа по телематическим службам в части описания службы передачи речевой информации в режиме реального времени с использованием ресурсов сетей пакетной передачи данных, а также концепция создания системы речевой информации с использованием технологий пакетной коммуникации. При этом важно отметить, что все указанные регулирующие документы являются технологически независимыми, то есть не препятствуют развитию и продвижению различных технологических решений.
Однако усложнение услуг и рост числа операторов рождает предложение перейти к упрощенной схеме лицензирования — так называемой уведомительной системе. Кстати, в рамках документов Всемирной торговой организации, членом которой в недалеком будущем собирается стать и Россия, отмечается, что услуги связи освобождены от лицензионной схемы и должны регулироваться по максимально упрощенным методикам.
Заключение
В качестве резюме можно привести заключительную фразу из отчета о Пятой конференции по компьютерной и IP-телефонии: «Конференция еще раз продемонстрировала все возрастающий интерес к этим достаточно новым областям телекоммуникаций со стороны всех участников рынка. Компьютерная и IP-телефония сегодня — уже сформировавшиеся отрасли бизнеса, обладающие высоким потенциалом развития». Это выгодно как операторам, так и конечным пользователям, которым уже в недалеком будущем будут доступны широчайшие возможности, которые нельзя было реализовать на традиционных АТС, — системы интегрированной почты (unified messaging), интеграция телефонного справочника со службами каталогов и многое другое. Ясно одно: за такими системами будущее и мы к нему движемся семимильными шагами.
КомпьютерПресс 2'2001