Создание VxD на Visual C++ без ассемблерных модулей
Общая схема драйвера VxD
Минимальный виртуальный драйвер должен содержать секцию резидентного кода, в которой расположены блок описателя устройства, диспетчер системных сообщений и обработчики сервисных функций.
Обработчик системных сообщений анализирует код сообщения, переданный в EAX, выделяет интересующие его сообщения, обрабатывает их и возвращает сброшенный флаг CF в случае успеха, и установленный — в случае неудачи. Для всех необрабатываемых сообщений должен возвращаться сброшенный флаг CF.
Обработчики сервисных функций вызываются по таблице, так что каждой функции соответствует собственный обработчик. Способ передачи параметров и возврата результатов определяется разработчиком.
При необходимости драйвер может содержать обработчики запросов V86 и PM API. Для доступа к данным виртуальных машин DOS, указатели на которые могут передаваться в регистрах при запросе, достаточно преобразовать их в линейные 32-разрядные адреса, ибо первый мегабайт адресного пространства текущей виртуальной машины непосредственно «виден» из VxD. Для доступа к данным приложений Win16 потребуется выполнить отображение адресов посредством функции VMM _SelectorMapFlat.
Программирование VxD
Средства разработки, включаемые файлы и библиотеки
Минимально необходимый набор включаемых файлов и библиотек содержится в Windows 95 DDK (подкаталоги Inc32 и Lib). Обычно требуется включение хотя бы файлов BASEDEF.H и VMM.H.
Файлы VXDWRAPS.H, CONFIGMG.H и некоторые другие оформлены в стиле обычного языка C, поэтому при включении их в файлы типа CPP директивы #include необходимо помещать внутрь квалификатора extern "C":
extern "C" { #include <vxdwraps.h> }
Файлы из DDK можно включать и в тексты модулей обычных приложений, определив перед этим символическое имя Not_VxD. При этом определяются только полезные константы и типы, а определение специфических для VxD конструкций отключается.
Структуры, обычно используемые в VxD
VxD_Desc_Block - блок описателя устройства
Описывает структуру DDB. Заполняется статически, чтобы к моменту загрузки драйвера все поля имели нужные значения.
ULONG DDB_Next;
USHORT DDB_SDK_Version;
USHORT DDB_Req_Device_Number;
UCHAR DDB_Dev_Major_Version;
UCHAR DDB_Dev_Minor_Version;
USHORT DDB_Flags;
UCHAR DDB_Name [8];
ULONG DDB_Init_Order;
ULONG DDB_Control_Proc;
ULONG DDB_V86_API_Proc;
ULONG DDB_PM_API_Proc;
ULONG DDB_V86_API_CSIP;
ULONG DDB_PM_API_CSIP;
ULONG DDB_Reference_Data;
ULONG DDB_Service_Table_Ptr;
ULONG DDB_Service_Table_Size;
ULONG DDB_Win32_Service_Table;
ULONG DDB_Prev;
ULONG DDB_Size;
ULONG DDB_Reserved1;
ULONG DDB_Reserved2;
ULONG DDB_Reserved3;
- DDB_Next — поле для адреса следующего DDB в списке VMM. Инициализируется нулем.
- DDB_SDK_Version — версия DDK, с которой построен драйвер. Инициализируется константой DDK_VERSION.
- DDB_Req_Device_Number — идентификатор устройства. При отсутствии назначенного идентификатора задается нулевое значение.
- DDB_Dev_Major_Version — старшая часть номера версии драйвера.
- DDB_Dev_Minor_Version — младшая часть номера версии драйвера.
- DDB_Flags — для служебных флагов VMM. Инициализируется нулем.
- DDB_Name — имя устройства, дополненное пробелами до восьми символов.
- DDB_Init_Order — позиция драйвера в списке загрузки. Если порядок загрузки не важен, используется константа UNDEFINED_INIT_ORDER (нуль).
- DDB_Control_Proc — адрес функции диспетчера системных сообщений.
- DDB_V86_API_Proc — адрес функции диспетчера V86 API.
- DDB_PM_API_Proc — адрес функции диспетчера PM API.
- DDB_V86_API_CSIP — служебное поле, инициализируется нулем.
- DDB_PM_API_CSIP — служебное поле, инициализируется нулем.
- DDB_Reference_Data — служебное поле, инициализируется нулем.
- DDB_Service_Table_Ptr — указатель таблицы адресов процедур—обработчиков сервисных функций.
- DDB_Service_Table_Size — количество сервисных функций, реализованных в драйвере.
- DDB_Win32_Service_Table — служебный указатель таблицы функций Win32, инициализируется нулем.
- DDB_Prev — поле для адреса предыдущего DDB в списке VMM, инициализируется константой 'Prev'.
- DDB_Size — размер структуры описателя.
- DDB_Reserved1 — служебное поле. Инициализируется константой 'Rsv1'.
- DDB_Reserved2 — служебное поле. Инициализируется константой 'Rsv2'.
- DDB_Reserved3 — служебное поле. Инициализируется константой 'Rsv3'.
Client_Reg_Struc - структура пакета регистров клиента
Описывает состояние регистров процессора в вызвавшей виртуальной машине/приложении (клиенте).
ULONG Client_EDI;
ULONG Client_ESI;
ULONG Client_EBP;
ULONG Client_res0;
ULONG Client_EBX;
ULONG Client_EDX;
ULONG Client_ECX;
ULONG Client_EAX;
ULONG Client_Error;
ULONG Client_EIP;
USHORT Client_CS;
USHORT Client_res1;
ULONG Client_EFlags;
ULONG Client_ESP;
USHORT Client_SS;
USHORT Client_res2;
USHORT Client_ES;
USHORT Client_res3;
USHORT Client_DS;
USHORT Client_res4;
USHORT Client_FS;
USHORT Client_res5;
USHORT Client_GS;
USHORT Client_res6;
ULONG Client_Alt_EIP;
USHORT Client_Alt_CS;
USHORT Client_res7;
ULONG Client_Alt_EFlags;
ULONG Client_Alt_ESP;
USHORT Client_Alt_SS;
USHORT Client_res8;
USHORT Client_Alt_ES;
USHORT Client_res9;
USHORT Client_Alt_DS;
USHORT Client_res10;
USHORT Client_Alt_FS;
USHORT Client_res11;
USHORT Client_Alt_GS;
USHORT Client_res12;
Поля с именами Client_xxx содержат значения соответствующих регистров на момент обращения виртуальной машины или приложения к системной функции. В поле Client_Error может быть занесен код ошибки.
Для структуры введен синоним типа (typedef) с именем CRS. В файле VMM.H определены также вспомогательные структуры Client_Word_Reg_Struc и Client_Byte_Reg_Struc и объединение всех трех структур CLIENT_STRUCT.
DIOCParams - параметры запроса DeviceIoControl
DWORD Internal1;
DWORD VMHandle;
DWORD Internal2;
DWORD dwIoControlCode;
DWORD lpvInBuffer;
DWORD cbInBuffer;
DWORD lpvOutBuffer;
DWORD cbOutBuffer;
DWORD lpcbBytesReturned;
DWORD lpoOverlapped;
DWORD hDevice;
DWORD tagProcess;
- VMHandle — идентификатор виртуальной машины, сделавшей запрос.
- dwIoControlCode — код функции. Константы для определенных в системе кодов функций имеют префикс DIOC_, остальные функции определяются разработчиком.
GETVERSION (0) | Открывание и опрос интерфейса. Если драйвер не поддерживает Win32 API, он должен вернуть в EAX ненулевое значение. В противном случае в EAX возвращается нуль, а если задан буфер результата, то в него заносится номер версии драйвера. |
CLOSEHANDLE (-1) | Закрывание интерфейса. Драйвер должен прервать обработку всех асинхронных запросов по этому устройству и освободить относящиеся к нему ресурсы. |
- lpvInBuffer — указатель исходного буфера.
- cbInBuffer — размер исходного буфера в байтах.
- lpvOutBuffer — указатель буфера результата.
- cbOutBuffer — размер буфера результата в байтах.
- lpcbBytesReturned — поле для объема в байтах данных, занесенных драйвером в буфер результата.
- lpoOverlapped — указатель структуры типа OVERLAPPED (описатель адреса внутри файла и/или данных для асинхронной операции).
- hDevice — идентификатор устройства.
- tagProcess — идентификатор запроса. Вместе с полем hDevice образует уникальный внутри системы идентификатор запроса, по которому запрос может быть найден и аварийно прерван при получении запроса CLOSEHANDLE.
Функции VxD, вызываемые из системы
Диспетчер системных сообщений
Диспетчер системных сообщений драйвера представляет собой функцию, получающую параметры в регистрах и возвращающую результат во флаге процессора CF (carry flag).
Код сообщения передается в регистре EAX. При возврате флаг CF должен быть сброшен, если сообщение обработано успешно, и установлен, если произошли ошибка или отказ в обслуживании. Для всех сообщений, которые не обрабатываются данным VxD, должен возвращаться сброшенный флаг CF.
Все регистры, не участвующие в возврате результата, должны быть сохранены. Рекомендуется оформлять диспетчер в виде naked–функции, чтобы гарантировать сохранение состояния флага CF после возврата, либо следить за кодом, который порождается компилятором.
Обработчики сервисных функций
Обработчики сервисных функций обычно тоже получают параметры в регистрах и возвращают результаты в регистрах и флагах процессора, однако они могут быть оформлены и в соответствии с соглашениями языков C.
Обязательной является только функция с нулевым номером, через которую выполняется запрос версии драйвера; она не получает параметров и возвращает версию в регистре EAX.
Все регистры, не участвующие в возврате результата, должны быть сохранены.
Обработчики вызовов API
Обработчики вызовов API получают в регистре EBX идентификатор (handle) текущей виртуальной машины (VM) клиента, а в регистре EBP — адрес структуры регистров клиента.
По стандартному соглашению, при общении к API драйвера в регистре AH передается номер функции, а в AL — номер подфункции. Остальные регистры могут передавать другие параметры запроса.
При необходимости возвратить информацию клиенту VxD модифицирует поля соответствующих регистров клиентской структуры; в момент возврата управления клиенту значения регистров восстанавливаются из нее.
Обработчик API может использовать все регистры, кроме EBP и сегментных.
Системные средства поддержки VxD
Некоторые системные сообщения
DEVICE_INIT - инициализация статического драйвера
- EBX — идентификатор системной виртуальной машины.
- ESI — адрес командной строки VMM в его PSP. Первый байт строки определяет ее длину.
Сообщение посылается после загрузки статического драйвера для его инициализации.
SYS_DYNAMIC_DEVICE_INIT - инициализация динамического драйвера
Сообщение посылается после загрузки динамического драйвера для его инициализации.
SYS_DYNAMIC_
DEVICE_EXIT - завершение динамического драйвера
Сообщение посылается перед выгрузкой динамического драйвера для завершения его работы.
CREATE_VM - создание новой виртуальной машины
- EBX — идентификатор создаваемой виртуальной машины.
Посылается в процессе создания новой виртуальной машины (VM), но до ее фактического запуска. На этом этапе VxD может определить, сможет ли он поддерживать создаваемую виртуальную машину, и запросить необходимые для поддержки ресурсы. Возврат установленного флага CF предотвращает создание машины.
VM_INIT - инициализация новой виртуальной машины
- EBX — идентификатор виртуальной машины.
Посылается в начале работы новой виртуальной машины, при ее инициализации, в контексте этой виртуальной машины. На этом этапе VxD может инициализировать ресурсы, выделенные для поддержки новой виртуальной машины.
Флаг CF всегда должен возвращаться сброшенным.
VM_TERMINATE - завершение виртуальной машины
- EBX — идентификатор завершаемой машины.
Посылается в начале процесса завершения виртуальной машины.
Флаг CF всегда должен возвращаться сброшенным.
DESTROY_VM - уничтожение виртуальной машины
- EBX — идентификатор уничтожаемой машины.
Посылается в конце процесса завершения машины, перед непосредственным удалением ее из системы.
Флаг CF всегда должен возвращаться сброшенным.
CREATE_THREAD - создание новой задачи
- EDI — идентификатор создаваемой задачи.
Посылается при создании в системе новой задачи. Создаваемая задача в этот момент еще не является текущей.
Возврат установленного флага CF предотвращает создание задачи.
THREAD_INIT - инициализация новой задачи
EDI — идентификатор задачи.
Посылается при инициализации задачи, в начале ее работы, в контексте задачи (новая задача является текущей).
Флаг CF всегда должен возвращаться сброшенным.
TERMINATE_THREAD - завершение задачи
- EDI — идентификатор завершаемой задачи.
Посылается в начале процесса завершения задачи. Завершаемая задача еще какое-то время может оставаться в системе, пока не будут завершены все ждущие операции ввода/вывода.
Флаг CF всегда должен возвращаться сброшенным.
DESTROY_THREAD - уничтожение задачи
- EDI — идентификатор уничтожаемой задачи.
Посылается в конце процесса завершения задачи, перед непосредственным удалением задачи из системы.
Флаг CF всегда должен возвращаться сброшенным.
SYSTEM_EXIT - завершение работы системы
- EBX — идентификатор системной виртуальной машины.
Посылается в начале процесса завершения работы системы, при запросе закрытия системы (shutdown), перезагрузки (reboot) или при аварийном завершении.
W32_DEVICEIOCONTROL - запрос от приложения Win32
- EBX — идентификатор текущей виртуальной машины.
- ESI — адрес блока параметров DIOCParams.
- Сообщение всегда посылается в контексте вызвавшей задачи Win32, так что драйверу напрямую доступно адресное пространство приложения. Драйвер обрабатывает запрос, извлекая из блока параметров и исходного буфера данные запроса, и возвращает в EAX код завершения:
0 — обработка завершена успешно;
-1 — начата асинхронная операция. Возвращается только в том случае, если параметру был задан ненулевой параметр lpoOverlapped.
код ошибки — если операция завершена неудачно.
Вместе с возвратом результата в EAX драйвер может заносить необходимую информацию в буфер результата, если он указан в блоке параметров.
Некоторые сервисные функции VMM
VMMCall, VMMJmp, VxDCall, VxDJmp - вызов сервисных функций VxD
void xxxCall (DWORD Service);
void xxxJmp (DWORD Service);
Service — код сервисной функции. Старшие 16 разрядов представляют собой идентификатор VxD, младшие 15 разрядов — номер сервисной функции.
Служит для обращения к сервисным функциям VMM и других VxD. Код функции одновременно определяет и VxD, к которому происходит обращение, и саму функцию этого VxD, так что конструкции VMMxxx и VxDxxx равнозначны. Константы для кодов функций определены во включаемых файлах соответствующих VxD; имена констант функций VxD, отличных от VMM, имеют уточняющие префиксы, например VPICD_Get_Version — запрос номера версии VPICD, драйвера виртуального контроллера прерываний.
Сервисные функции доступны только в драйверах, имеющих идентификаторы. К драйверам без идентификаторов «честный» доступ возможен только со стороны приложений. Со стороны других VxD он возможен лишь путем непосредственного поиска данного VxD в системном списке с последующим прямым доступом к таблице его сервисных функций.
Параметры для сервисной функции, как правило, передаются в регистрах; результаты возвращаются в регистрах и флагах процессора. Некоторые функции рассчитаны на вызов в стиле языков C, с помещением параметров в стек и возвратом результата в EAX. Имена функций, оформленных в стиле C, начинаются со знака подчеркивания (_).
Оба вызова оформляются в виде команды прерывания int 0x20, следом за которой размещается код функции. При первой отработке вызова VMM заменяет эту конструкцию на команду far call/jmp в соответствующий шлюз, что дает экономию времени при последующих вызовах. По этой причине конструкцию Int 20, если она не опознается отладчиком как VMMxxx/VxDxxx, нельзя проходить командой типа Step Over, так как стоп-точка будет установлена отладчиком сразу за командой Int и при этом будет испорчен расположенный за нею код функции. Отладчик SoftICE корректно опознает эти конструкции.
Различие вызовов Call и Jmp состоит в том, что вызов Call запоминает адрес возврата в стеке, а Jmp — нет. Методом Jmp вызываются «фатальные» функции, не требующие возврата, а также функции, после которых нужен возврат сразу к вызвавшей функции, без восстановления регистров и других завершающих действий. Без хорошего понимания механизма работы вызова Jmp лучше ограничиться использованием вызова Call.
_SelectorMapFlat - отображение сегментного адреса в линейный
_SelectorMapFlat ( DWORD VMHandle, DWORD Sel, DWORD Reserved );
- VMHandle — идентификатор виртуальной машины, которой принадлежит селектор. Если селектор относится к GDT, идентификатор игнорируется.
- Sel — селектор для отображения.
- Flags — резервный параметр, должен быть нулевым.
Функция получает параметры в стеке, в стиле языков C, и возвращает в EAX линейный адрес, соответствующий началу сегмента, селектор которого задан параметром Sel, либо — 1 в случае ошибки. При помощи этой функции возможен доступ из VxD к данным приложений Win16.
Полученный адрес действителен до момента возврата в VMM, после чего отображение может быть аннулировано. Чтобы сохранять отображение длительное время, необходимо использовать специальные средства работы со страницами — резервирование страниц, копирование элементов таблицы страниц и т.п.
Некоторые функции-обертки, определенные в VXDWRAPS
Out_Debug_String - вывод отладочного сообщения
void Out_Debug_String (char *String);
- String — указатель строки, выводимой в отладочный поток. Для перехода на новую строку используется символ '\n".
Системный отладочный поток можно просматривать отладчиками WDEB386, SoftICE, а также любым отладочным монитором.
_Sprintf - форматирование строки
ULONG _Sprintf (char *Buffer, char *Format, ...);
Функция аналогична стандартной функции sprintf языка C.
К сожалению, VMM не предоставляет функции, аналогичной vsprintf, поэтому для реализации функций целевого назначения, в основе которых лежит спецификация формата и список аргументов переменной длины (например, функций отладочного вывода или формирования строк специального вида), приходится использовать _Sprintf, копируя переменную часть списка аргументов (например, 10-20 двойных слов) из стекового кадра целевой функции.
Пример построения функции-обертки
Поскольку сервисная функция VMM _SelectorMapFlat не имеет стандартной обертки, возможная функция-обертка для нее могла бы выглядеть следующим образом:
#pragma warning (disable: 4035) // Блокировка предупреждения о невозврате _declspec (naked) void *SelectorMapFlat (DWORD VM, DWORD Sel, DWORD Rsv = 0) { VMMJmp (_SelectorMapFlat) // Передача управления VMM (void)(VM, Sel, Rsv); // Имитация использования параметров } #pragma warning (default: 4035) // Восстановление предупреждений о невозврате
Квалификатор _declspec (naked) подавляет генерацию пролога/эпилога, так что от функции остается лишь конструкция VMMJmp. При вызове этой функции-обертки параметры VM, Sel и Rsv помещаются в стек, затем туда же помещается адрес возврата, управление передается в функцию-обертку, при этом VMMJmp передает управление сервисной функции VMM _SelectorMapFlat, не запоминая нового адреса возврата в стеке. VMM использует значения параметров из стека, затем выполняет возврат по адресу, находящемуся на верхушке стека, при этом управление сразу возвращается в точку за вызовом функции-обертки, где находится код, удаляющий из стека параметры и использующий значение, возвращенное VMM в EAX.
Такая схема типична для построения функций-оберток, так как в полной мере использует особенности создания стекового кадра в языках C, а также возможности компилятора Visual C++ по оформлению функций. Без использования VMMJmp пришлось бы делать возврат дважды, а без использования квалификатора naked — дважды помещать в стек список параметров.
Пример простого VxD
В качестве примера приводится простейший VxD, отслеживающий события создания и уничтожения задач (threads). Единственная цель проекта — иллюстрация построения VxD целиком на C++. Драйвер намеренно сделан максимально простым, чтобы продемонстрировать прозрачность и относительную несложность базового VxD.
Для полного понимания всех рассмотренных вопросов, а также для разработки собственных VxD вам понадобится Windows 9x DDK — набор включаемых файлов и библиотек Microsoft. Примерно до весны 1999 года, когда появился DDK для Windows 98, DDK для Windows 95 распространялся Microsoft свободно и бесплатно; сейчас свободно можно получить только DDK для Windows 98, который гораздо менее удобен для небольших проектов. Однако DDK для Windows 95 до сих пор можно найти в Интернете при помощи поисковых систем — например, http://www.filesearch.ru/ — по ключевым словам Windows, 95, DDK. Объем архива — около 17 Мбайт (полного комплекта DDK для Windows 98 — в несколько раз больше).
При желании можно обойтись без «официальной», полной установки DDK, которая создает среду для разработки, принятую в Microsoft. Достаточно лишь распаковать подкаталоги INC32 и LIB и внести пути к ним в список путей поиска включаемых и библиотечных файлов компилятора (Tools -> Options -> Directories). После этого можно строить практически любые VxD (для некоторых — например, мультимедийных — может понадобиться добавление каталогов INC16, MMEDIA\INC и других специализированных).
В комплект файлов примера включены необходимые для построения файлы из DDK для Windows 95 (basedef.h, vmm.h, vxdwraps.h, vxdwraps.clb). Созданный VxD будет работоспособен под Windows 95, 98 и Me.
Для загрузки и тестирования драйвера можно воспользоваться утилитой Monitor, включенной в комплект примера. Для запуска утилиты достаточно распаковать архив и запустить файл Monitor.exe; в случае возникновения проблем нужно сделать изменения в реестре, запустив файл dbgmsg.reg.
КомпьютерПресс 2'2001