Электронный бизнес в России: штрихи к портрету, информация для размышления
2001 год был богат событиями в Интернет-экономике России. Многие издания еще не один раз предложат читателям цифры, так или иначе отражающие положительные тенденции развития этой отрасли. Мне же, как менеджеру, существующему внутри этой среды, хотелось бы поделиться с читателями впечатлениями от ежедневных «прямых контактов» с ее представителями. Цель этих размышлений одна — попытаться внести свой вклад в наше общее поступательное движение в «экономику света».
свое время западными теоретиками онлайнового бизнеса было предсказано становление умной Сети с многофункциональными и гибко настраиваемыми узлами. Эта идея продолжает свою жизнь, оставаясь тенденцией. Однако на данный момент (и это относится не только к России) Сеть у нас недостаточно умна, хотя может и должна быть умнее, чтобы решать те задачи, которые ставит перед ней бизнес. Ее «технологический» интеллект уже состоялся путем стандартизации передачи данных на уровне сетевых протоколов. К месту вспомнить и знаменитую концепцию, некогда провозглашенную Sun Microsystems: «Вся Сеть — компьютер». Суть ее в том, что вычисления можно разумно распределить по различным узлам Сети, превратив саму Сеть в большую вычислительную машину, способную работать по сверхпрограмме. Можно ли эту идею перенести на электронный бизнес? Легко ли сегодня связать логикой такой сверхпрограммы разнородные бизнес-сайты, автоматизировать информационный обмен между ними, за ограниченный промежуток времени создать единую деловую сеть?
Похоже, что стандартизовать бизнес-процессы со всем их многообразием и амбициями участников будет не менее трудно, чем решить инженерные задачи. На практике отсутствие стандартов приводит к фактическому отказу от онлайнового партнерства многих игроков. Возьмите, например, компании, которые сталкиваются с проблемой предоставления прайс-листов определенного формата, скажем, на отраслевую торговую площадку. А если таких площадок несколько? Задача начинает требовать новых ресурсов.
Борьба за стандартизацию форматов еще только начинается. Одной из первых ласточек стало соглашение между компаниями Microsoft, Intel, фирмой «1С» и несколькими известными отечественными Интернет-компаниями о поддержке единого стандарта обмена коммерческой информацией в формате XML.
Собрать мобильную межкорпоративную сеть, своего рода компьютер бизнес-приложений, действующий по единым законам, с высокой степенью автоматизации операций на каждом узле, будет еще долго не под силу многим отраслям экономики. Выход из этого положения один — накопление опыта, вынашивание компаниями запросов нового уровня, активное вовлечение в электронную среду все большего числа представителей офлайнового бизнеса, и в том числе обязательно малых и средних компаний.
Последний процесс активно шел в течение 2001 года. Характерно, что свои проблемы в Интернете пытались решать уже не только торговые компании-посредники, на плечах которых и так держится новая волна проектов по электронной коммерции. Налицо нарастание интереса к Сети многих российских производителей, которые если и не выступают в роли заказчика разработок, то заняты интенсивным изучением возможностей электронной среды. Причем все чаще малыми и средними компаниями поднимаются вопросы не только о создании брендовых сайтов, но и о построении достаточно сложных систем на основе Web, способных обслуживать реальные потребности предприятий. Речь идет о создании торговых площадок, систем обмена деловой информацией между партнерами, дилерами и поставщиками, между подразделениями и филиалами компаний. В течение года на рынок поступали сведения о тендерах на разработку CRM- и ERP-решений с многофункциональными Web-приложениями — все это признаки взросления «среднего класса» компаний, а вместе с тем и взросления рынка.
Все больше руководителей российских компаний задаются вопросом, быть ли их бизнесу в Интернете прямо сегодня, а если быть, то в каком виде и качестве. Взвешеный ответ на этот вопрос и есть наша ближайшая перспектива, та самая дорога к умной Сети, где Сеть — это компьютер, но уже для бизнеса. И здесь ИТ-специалисты, которые нередко берут на себя роль консультантов, должны сделать все возможное, чтобы офлайновый бизнес поверил в перспективы новой экономики и избежал разочарований. В чем же основная причина этих разочарований?
Прежде всего дело в завышенном уровне ожиданий отдачи от Интернет-проектов, что отчасти связано с идейными спекуляциями на этот счет на рынке разработок. Хотя в общем-то это не причина, а следствие других, более глубоких причин, в числе которых — неспособность многих компаний самостоятельно развивать проект, их весьма низкая культура потребления консалтинговых услуг в области электронного бизнеса, необдуманное потребление дешевых и поверхностных решений от разработчиков — решений, не способных развиваться и гибко подстраиваться под новые потребности бизнеса.
К сожалению, совет искать лучшие решения и платить дорого далеко не всегда является оптимальным. Разумеется, ни вложение в опытных специалистов-менеджеров, ни умело разработанная рекламная кампания проекта, ни изящная регистрация ресурсов в поисковых системах с привлечением профессионалов не будут лишними, если только все это не подорвет самого бизнеса. Но есть две вещи, которые кому-то могут показаться банальными, но которые, на мой взгляд, крайне важны для создания комфортной психологической атмосферы в работе небольших компаний, делающих в Сети первые шаги.
Во-первых, Интернет-ресурс является для компании беспрецедентной возможностью предоставить каждому желающему наиболее полную, адресную, продуманную и оперативную информацию о себе и своих услугах. Другими словами, опираясь на сайт, можно строить специфические стратегии продаж как с участием менеджеров по работе с клиентами, так и без них. И это, безусловно, хороший шанс для многих российских фирм, то есть тот случай, когда даже незначительный рост продаж или положительное изменение потенциальной аудитории потребителей услуг компании побуждает руководство продолжить развитие проекта.
Во-вторых, корпоративный Web-ресурс может сократить расходы на традиционную рекламу, если используется параллельно с офлайновыми рекламными инструментами: прессой, наружной рекламой и т.п.
Самое важное в этих двух положениях заключается в том, что внимание к ним может (как минимум психологически, но в большинстве случаев и материально) оправдать расходы на разработку Web-систем и для этого не требуются профессиональные менеджеры от электронного бизнеса — эти вопросы вполне могут решаться штатными сотрудниками предприятий.
К сожалению, огромное количество компаний до сих не делает и этого. Прислушиваясь к полемике разработчика Web-систем и потенциального заказчика, нередко слышишь из уст последнего: «Мы готовы вкладывать деньги в Интернет-проекты, если вы покажете, как их зарабатывать». Однако платить за консалтинг в чистом виде, без чего невозможно построение ни одной серьезной системы, готовы далеко не все малые и средние компании. Многие разработчики вынуждены включать расходы на консалтинговые услуги в стоимость разработки технологической платформы.
Когда предприниматель решается на Интернет-проект для поддержки своего бизнеса, встает еще один вполне закономерный вопрос: а работает ли это в России? И если полтора-два года назад в уклончивом ответе разработчика звучало больше слов, чем цифр, а цифры в основном касались количества и качества Интернет-аудитории, то сегодня нам уже есть что сказать о российском электроном бизнесе. Вот несколько довольно ярких фактов.
В апреле 2001 компания «Дилайн» обнародовала результаты Интернет-продаж за 2000 финансовый год в России. Согласно релизу, оборот торговой площадки достиг рекордной для российской B2B1 -коммерции величины — 52,5 млн. долл. и за десять месяцев работы количество клиентов системы увеличилось в 20 раз.
Чуть позже российская торговая система
ГИСИС анонсировала официальные данные о снижении закупочных цен в системе в процессе ее эксплуатации на 5-7%. Это было одно из первых подтверждений в российской практике прогнозов западных теоретиков B2B. Теперь оно далеко не единственное. И наконец, в мае 2001 года российский ГАЗ известил о продаже первого автомобиля через Интернет. Само по себе это событие является скорее PR-акцией, чем показателем, однако для российской автомобильной промышленности оно — далеко не ординарный случай.
В 2001 году на российском рынке разработок в области электронной коммерции начали звучать слова, еще не знакомые уху массового потребителя.
Прежде всего это было появление специализированных технологических платформ, которые с самого начала включали в себя инструменты тотального мониторинга деловой активности пользователей электронной торговой системы. В какой-то степени произошло смещение акцентов в представлении систем для электронной коммерции — от чисто технологических возможностей к аналитическому потенциалу, обеспечивающему развитие бизнеса.
Другое важное событие — появились и были публично представлены первые исследования российских коммерческих Web-ресурсов по usability (удобству их использования посетителями), а в конце 2001 года прошли и первые семинары. Довольно забавно выглядела ситуация, когда специалисты по usability смогли указать на темные места некоторых известных проектов, предлагающих онлайн-услуги. Понимание массовым сознанием того, что перестановка нескольких кнопок на сайте или изменение структуры товарного ряда либо делового предложения могут способствовать продажам больше, чем иная рекламная кампания, — еще один признак взросления рынка.
В заключение мне хотелось остановиться еще на одном важном моменте. Российский потребитель Интернет-решений как никто другой нуждается в недорогих системах, позволяющих гибко производить доработку по мере развития бизнеса. Для массового потребителя, а это прежде всего малые и средние компании, вопрос поэтапности вложений часто оказывается решающим — и об этом не должны забывать разработчики, строя свою маркетинговую политику.
КомпьютерПресс 2'2002