Хостинг: информация к размышлению
История хостинга в России: год 2001-й
Своим появлением на свет эта статья в равной степени обязана заданию редакции и читательским письмам. Вопросы наших читателей касались проблемы выбора компании-хостера для ряда личных и корпоративных серверов. При этом некоторые читатели имеют весьма обширный опыт общения с различными компаниями, в то время как другие не видят разницы между виртуальным и физическим сервером. Поверхностное знакомство с темой подтвердило ее актуальность — и мы приступили к исследованию состояния российского рынка хостинга.
Теория хостинга
юбой компании, занятой в сфере производства или предоставления услуг, необходим свой Web-сайт. Слава богу, это утверждение уже несколько лет никто не пытается опровергнуть. Создать Web-сайт крайне просто: для этого необходимы компьютер с постоянным (и желательно скоростным) доступом в Интернет и программное обеспечение Web-сервера, входящее в состав многих популярных операционных систем (MS Windows 2000 Server, UNIX etc) или распространяемое дополнительно как на коммерческой основе, так и бесплатно. Таким образом, проблем с созданием сервера не существует. Несколько более сложной задачей является само создание концепции сайта — как его дизайна, так и его содержимого. Для этой ответственной задачи необходим человек, как минимум обладающий навыком работы с графическим редактором и имеющий представление о языке создания Web-страниц (HTML). После создания сайта необходимо лишь распространить информацию о новом ресурсе среди пользователей Интернета или дождаться, пока автоматические поисковые системы сами найдут ваш сервер, проиндексируют его содержимое и включат его в свои базы. С этого момента начинаются проблемы…
Прежде всего большое количество посетителей вашего сайта (то, о чем вы мечтали, создавая его) приводит к росту нагрузки на ваш канал. Соответственно, чем больше посетителей одновременно работают с ним, тем медленнее каждый из них получает ответ сервера. Следовательно, снижается скорость работы пользователей. В результате многие не станут дожидаться загрузки странички, а значит не получат информацию о вашей компании. Таким образом, сервер не выполнит той задачи, для решения которой он создавался. Очевидным выходом будет расширение пропускной способности канала доступа в Интернет, что, однако, стоит немалых денег даже сегодня. Кроме того, не следует забывать, что провайдеры последней мили имеют привычку проводить профилактические работы на канале в удобное для них время и, как правило, забывают предупредить об этом пользователей. В результате ваш сервер может быть некоторое время недоступен. Кроме того, в случае повреждения канала на физическом уровне (что не редкость в крупных городах с их гигантскими сетями коммуникаций) на его восстановление может уйти довольно много времени (от пары часов до нескольких дней — в зависимости от типа канала). Помимо этого вам потребуется выделить специального сотрудника для контроля работы программной и аппаратной составляющих вашего сайта и пополнения его содержимого. Естественно, на него же возлагаются задачи контроля канала доступа в Интернет и решение всех связанных с ним проблем. Даже в самом простом случае (если этим будет заниматься начинающий «кул хацкер», обладающий необходимыми знаниями и навыками) это обойдется компании минимум в 150-200 долл. в месяц без учета стоимости выделенного канала. Дороговато, господа присяжные заседатели, я бы даже сказал, чересчур дороговато — и не только для частного лица, но и для организации. Отметим, что мы оценили самый примитивный вариант сайта — ни ASP, ни баз данных, ни поддержки почтового домена. Кроме того, если вам повезет с сотрудником, то через год вам придется или распрощаться с ним, или существенно увеличить его оклад, или смириться с его постоянным и явным «левачеством».
Именно по причине высокой стоимости владения собственным сервером и каналом доступа к Интернету многие счастливые обладатели собственных Web-серверов пустились на поиски путей снижения этих расходов. В результате многие компании начали специализироваться именно на предоставлении услуг размещения Web-сайтов на своих мощностях, что позволило значительно снизить стоимость владения сайтом для конечного пользователя. В итоге всю работу по поддержанию работоспособности аппаратной и программной составляющих сайта и канала доступа к нему берет на себя компания-хостер, оставляя за пользователем только своевременную оплату этой услуги и обновление содержимого сайта. И все оставались довольны: и компании-хостеры, поскольку на одном физическом сервере могли «жить» несколько сотен сайтов, что давало ощутимый доход; и пользователи, поскольку за поддержку они платили в несколько раз меньше, чем тратили на выделенный канал. Полная идиллия — богатеющие хостеры и радостные пользователи.
Практика хостинга
ольшинство хостинговых компаний не ограничиваются только размещением Web-сайтов на своих аппаратных и канальных мощностях. Как правило, все они начинали работу на рынке как провайдеры услуги dial-up и организации последней мили. И стоимость хостинга у них варьируется в зависимости от дополнительных условий размещения Web-сайта. Если сайт небольшой и желательно минимизировать стоимость его размещения, разместите его на одном сервере с кучей других новичков. Если проект пошел в гору и число посетителей растет — к вашим услугам отдельный сервер с меньшим количеством «соседей», но с рядом полезных дополнительных возможностей (PHP, mySQL etc). Ну а если ваш проект имеет отношение к электронной коммерции или к справочно-поисковым системам — не откажите себе в удовольствии арендовать выделенный сервер или разместите свой собственный сервер на площадке хостера. А бывает, что клиент и слышать ничего не хочет о размещении своего сайта на одном физическом сервере с кем бы то ни было. И неважно, что полный объем его сайта не превышает пары мегабайт, а посетителями являются он сам, двое-трое случайно забредших пользователей да десяток роботов поисковых систем.
Хотели как лучше?
рактика, к сожалению, не подтверждает прогнозов. Общение с рядом физических и юридических лиц, являющихся клиентами хостинговых компаний, не оправдало лучших надежд, ввергнув нас в пучину «тягостных раздумий о судьбах Родины» или, точнее, российского рынка хостинга. А на нем, господа, царят произвол и беспорядок. Но обо всем по порядку.
Возможность на одном физическом сервере размещать сотни Web-сайтов породила огромное количество компаний-хостеров. Элементарный расчет показал, что их прибыль может достигать баснословных величин. Действительно, если на сервере стоимостью в 1500 долл. (собран из комплектующих с Савеловского рынка) разместить 50 Web-сайтов и назначить ежемесячную плату в размере 50 долл., то месячный доход составит 2500 долл. На оплату канала доступа к Интернету положим ежемесячно 500 долл. В результате уже за первый месяц прибыль составит 500 долл. Естественно, никакие налоги с этой деятельности никогда никем не платились и платиться не будут. «Ура!» — закричали десятки вчерашних «кул хацкеров» и бросились создавать компании Pupkin’s hosting. Обрадовались и пользователи и, прельщенные низкой стоимостью размещения по сравнению с крупными игроками российского рынка, валом повалили в эти компании. И все было прекрасно: вчерашние «кул хацкеры» пересели на иномарки и перешли с пива на виски, а их клиенты рапортовали руководству о снижении стоимости хостинга сайта и получили премии и поощрения. Однако продолжалась эта идиллия недолго, поскольку всему есть предел. В данном случае пределом стали аппаратные возможности сервера и пропускная способность выделенного канала. На практике это проявилось как все более замедляющееся время ответа сервера на запрос и соответственно большее время, необходимое для отображения странички. Как правило, такие эффекты становятся явными при наличии на сервере порядка 300-400 Web-сайтов. Эта цифра заведомо оценочная, поскольку в каждом конкретном случае все определяется типом содержимого каждого сайта и количеством обращений на них. Например, нам известен «независимый» хостер, на сервере которого размещено порядка 650 сайтов, и проблемы с доступом к ним не существует, поскольку эти сайты относятся к типу «Я и моя собака» и посещаются исключительно их создателями и роботами поисковых систем. С другой стороны, у его коллеги проблемы начались уже с 200 сайтов, так как после умелой раскрутки некоторых из них количество их посещений достигло 1500 в день.
Естественно, наличие таких «самоделкиных» не могло не отразиться на общем состоянии рынка услуг хостинга. За последние два года стоимость сопровождения сайта упала до 40-60 долл. При этом наибольшие убытки понесли, как всегда, пользователи, поскольку далеко не все оказались настолько предусмотрительными, чтобы отдать предпочтение известному и уважаемому (правда, отнюдь не дешевому) провайдеру услуг хостинга. Зато сейчас все их первоначальные расходы окупились качеством услуг и бесперебойной работой сайта, привлекшего не одного клиента. Примечательно, что в этой непростой ситуации российские компании-хостеры проявили себя с наилучшей стороны: вместо того чтобы уйти с этого сегмента рынка, они спокойно и неторопливо готовились (в начале в ущерб себе) к тому радостному моменту, когда пользователь разочаруется в качестве полупиратского хостинга и вернется к ним. Примерно год назад инициатива полностью перешла в руки «легальных» хостеров, и теперь именно они определяют уровень цен на предоставляемые услуги хостинга. Как нам неофициально сообщили представители одного из лидеров российского хостинга, наличие пиратов их компании очень даже на руку, поскольку после полугода работы с ними пользователь начинает воспринимать минимальный сервис компании-хостера как нечто потрясающее (особенно их воображение поражают круглосуточная техническая поддержка и реальное разрешение возникших проблем по телефонному звонку) и вопрос об обоснованности абонентской платы даже не возникает.
Кроме того, общее снижение цен на размещение виртуальных серверов, как ни странно, благоприятным образом сказалось на росте клиентской базы именно крупных хостеров. Сегодня разница в цене на аналогичные услуги у крупного стабильного хостера и у «нелегала» составляет не более 100 долл. в год, что даже для компаний «малого бизнеса» существенной суммой не является. И предпочтение в большинстве случаев отдается гарантированно качественному и надежному хостингу.
Варяги российского рынка
омимо пиратов конкуренцию российским компаниям начинают составлять зарубежные хостеры, которые стараются захватить максимально возможную долю рынка. Столь повышенный интерес определяется в первую очередь завершением дележа зарубежного рынка хостинга. Однако у «варягов» есть одно узкое место: все их прекрасно оборудованные дата-центры с системами аварийного копирования и резервного питания находятся за пределами Рунета. Многие помнят шум, поднявшийся в Рунете, когда трассировка сайта одной весьма патриотической организации выявила факт нахождения их сервера в США. Помимо чисто моральных аспектов размещение сайта за пределами Рунета, в котором и обитает большинство ваших потенциальных посетителей, ставит факт его доступности в зависимость от транснациональных или даже трансматериковых магистралей. Право, это излишне. Сильной же стороной зарубежных хостеров являются мощь и наращиваемость их аппаратной и канальной базы, снимающие проблему перегрузок оборудования при увеличении клиентской базы. Именно оттуда пришло к нам понятие «фабрики хостинга».
Сам факт появления на нашем рынке зарубежных компаний весьма показателен. Естественно, на начальном этапе им придется работать с отрицательным или в лучшем случае — то есть при достижении некоторого минимума клиентов — с почти нулевым балансом. По большому счету, на начальном этапе идет долгосрочное вложение капитала в отечественный рынок.
Наш ответ Керзону
то время как иноземные «полчища» осаждают российский рынок, их очевидные конкуренты — российские хостеры — тоже не дремлют. Самой сильной их стороной является расположение их дата-центров в пределах Рунета. Абсолютное большинство российских хостеров начинали свою деятельность как провайдеры услуги последней мили и с тех самых пор последовательно наращивали свои каналы доступа к Рунету и (с чуть меньшим энтузиазмом) за рубеж. В результате годы предложения услуг dial-up позволили создать разветвленную и четко функционирующую систему технической поддержки пользователей и помогли осознать необходимость размещения российских сайтов не где-нибудь, а в России. Именно поэтому пионером российского хостинга стала компания «Демос», один из старейших провайдеров Интернета в Москве. Со временем предоставление услуги хостинга стало модным атрибутом любого российского Интернет-провайдера и совершенно непонятным образом подчеркивалось в рекламных материалах как признак солидности компании. Это утверждение является по меньшей мере спорным, поскольку о серьезности компании свидетельствуют в первую очередь ее реальные достижения.
Проблема выбора
е будем давать оценку работы той или иной хостинговой компании на российском рынке. Вместо этого приведем цифры, которые, как известно, являются лучшим аргументом. Итак, на врезке приведено распределение сайтов между компаниями-хостерами, а также динамика прихода новых и ухода старых пользователей. Как говорится: думайте сами, решайте сами.
Автор выражает благодарность Ирине Трухлиной (Zenon N.S.P., пресс-секретарь) и Марине Болдыревой (DEMOS Интернет) за помощь в подготовке этого материала.
КомпьютерПресс 2'2002