Тестирование видеокарт с интерфейсом PCI Express x16
ATI Radeon X850XT Platinum Edition (X850XT PE)
ASUS Extreme AX800XT Platinum Edition (X800XT PE)
Gigabyte GV-RX70P256V (X700Pro)
ASUS Extreme N6600 (GeForce 6600)
NVIDIA GeForce 6200 (GeForce 6200)
Gigabyte GV-NX59128D (GeForce PCX5900)
Sapphire X600Pro/128M (X600Pro)
ASUS Extreme N5750 (GeForce PCX5750)
В тестовой лаборатории «КомпьютерПресс» проведено тестирование видеокарт с интерфейсом PCI Express x16, построенных как на графических процессорах NVIDIA, так и на процессорах ATI Radeon.
Методика тестирования
естирование видеокарт проводилось на стенде в следующей конфигурации:
- процессор: Intel Pentium 4 560, Intel Pentium 4 530;
- системная плата: Albatron PX915G Pro (чипсет Intel 915G);
- память: 1 Гбайт DDR400 (двухканальный режим 2x512 Мбайт) Transcend (тайминги 2,5-3-3-5);
- жесткий диск: Maxtor 7B250S0.
Для тестирования видеокарт использовался видеодрайвер CATALYST 4.11 для карт на базе видеопроцессоров ATI и драйвер Detonator 66.93 для карт на базе видеопроцессоров NVIDIA. На компьютер устанавливалась операционная система Windows XP Professional SP2; кроме того, были отобраны следующие бенчмарки:
- 3DMark 2005 v 1.1.0;
- FarCry (Patch 1.3);
- DOOM III (сцена demo1);
- Unreal Tournament 2004.
Как и в случае любого тестирования при сравнительном тестировании видеокарт необходимо решить — при каких настройках видеокарты и самого бенчмарка проводить тестирование. Ведь современные драйверы видеокарт позволяют использовать множество различных настроек, о большинстве которых обычные пользователи имеют весьма смутное представление. Благо есть такой замечательный режим, как Default, то есть режим по умолчанию, в котором подавляющее большинство обычных пользователей и используют свои видеокарты. Именно поэтому тестирование видеокарт мы проводили с настройками драйвера по умолчанию.
Конечно, результаты тестирования зависят от настроек не только драйвера видеокарты, но и самого бенчмарка. В отношении таких игровых приложений, как FarCry, DOOM III, Unreal Tournament 2004, все достаточно просто — для запуска этих тестов использовалась утилита BenchemAll 2.62. Единственное, что подвергалось корректировке — это разрешение экрана.
С подробной методикой тестирования видеокарт можно ознакомиться на нашем компакт-диске или в статье «Методика интегрального сравнения производительности игровых видеокарт», опубликованной в январском номере журнала за 2005 год, а в нашей статье мы остановимся лишь на основных моментах.
Каждый тест запускался при различных разрешениях экрана: 640х480, 800х600, 1024х768, 1280х1024, 1600х1200 точек, а для теста Unreal Tournament 2004 дополнительно использовалось разрешение 1600x1024 точек. По характеру зависимости скорости обработки кадров (fps) от разрешения экрана можно определить, ограничивается ли результат теста производительностью видеокарты или производительностью подсистемы процессор—чипсет—память. Кроме того, для того чтобы оценить прирост производительности при увеличении тактовой частоты процессора, каждая видеокарта тестировалась с использованием и процессора Intel Pentium 4 3,0 ГГц, и процессора Intel Pentium 4 3,6 ГГц. Такой подход позволяет не только измерить производительность видеокарты, но и подобрать для каждой видеокарты оптимальный процессор с целью построения сбалансированного решения.
Для определения интегральной производительности видеокарты по совокупности всех тестов прежде всего рассчитывался интегральный показатель производительности в каждом из тестов по результатам, полученным для различных разрешений экрана. Для этого определялось средневзвешенное геометрическое результатов для различных разрешений экрана:
, где Wi — весовой коэффициент для i-го разрешения экрана.
Весовой коэффициент рассчитывался по формуле:
, где Xi результат теста при i-м разрешении экрана.
Интегральный показатель производительности видеокарты по совокупности тестов рассчитывался как среднее геометрическое интегральных показателей производительности каждого теста:
Заметим, что в данной формуле интегральный показатель производительности в тесте 3DMark 2005 предварительно делился на 250, с тем чтобы перейти от единиц 3DMark05 Score к традиционным fps.
Полученный таким образом интегральный показатель производительности характеризует среднюю скорость обработки кадров в fps на конкретном наборе тестовых программ.
Результаты тестирования
еперь перейдем к результатам нашего сравнительного тестирования. Напомним, что все тестировавшиеся видеокарты были оснащены интерфейсом PCI Express x16 и ориентированы на использование в новых платформах. При этом отметим, что все видеокарты с учетом как их производительности, так и стоимости можно условно поделить на три класса: high-end, middle-end и low-end.
К видеокартам класса high-end относятся карты стоимостью выше 500 долл., предназначенные в основном для создания игровых ПК, общая стоимость которых — порядка 2-3 тыс. долл.
Класс middle-end — это видеокарты, ориентированные на массовый сегмент рынка, и их стоимость составляет от 100 до 500 долл., а по своим возможностям и производительности эти карты вполне удовлетворяют требования большинства пользователей ПК.
К сегменту low-end можно условно отнести видеокарты начального уровня стоимостью менее 100 долл. Такие видеокарты не используются в игровых ПК и предназначены для построения систем начального уровня, где возможности по обработке 3D-графики не являются первостепенными. Классический пример использования видеокарт low-end — это barebone-системы.
Исходя из результатов тестирования, для каждой видеокарты мы постарались подобрать наиболее оптимальный процессор с тем, чтобы обеспечить баланс между производительностью видеокарты и процессора, — причем ориентировались в основном на модельный ряд процессоров Intel Pentium 4 с разъемом LGA775. Однако выяснилось, что для нескольких видеокарт не существует подходящего по производительности процессора Intel Pentium 4, способного обеспечить требуемую производительность и в некоторых случаях нам пришлось использовать модельный ряд процессоров AMD. При подборе оптимального процессора мы ориентировались исключительно на построение игрового ПК, а для компьютера, предназначенного для работы с офисными программами или для работы с 2D-графикой, данные рекомендации теряют всякий смысл.
Подробные технические характеристики тестировавшихся видеокарт представлены в табл. 1, а сводные результаты тестирования — в табл. 2 и на рис. 1.
Таблица 1. Технические характеристики тестировавшихся видеокарт
Таблица 2. Результаты тестирования видеокарт
Рис. 1. Рейтинг интегральной производительности видеокарт
Участники тестирования
ATI Radeon X850XT Platinum Edition (X850XT PE)
Модель ATI Radeon X850XT Platinum Edition — это представитель новейшего семейства видеокарт на базе процессора ATI Radeon X850XT (кодовое название чипа RV480). На момент проведения тестирования видеокарты на базе данного процессора еще не появились на рынке, поэтому для тестирования нам был предоставлен референсный образец самой компании ATI. Процессор ATI Radeon X850XT содержит 16 скоростных параллельных пиксельных конвейеров и шесть программируемых конвейеров вершинных шейдеров. В отличие от карт семейства X850XT, для которых тактовая частота процессора и видеопамяти составляет 520 МГц, для видеокарты карты семейства Platinum Edition этот показатель равен 540 МГц, а частота памяти — 559 МГц. Больше никаких различий между картами семейств X850XT и X850XT Platinum Edition нет, и в этом смысле серия X850XT Platinum Edition представляет собой разогнанный вариант серии X850XT.
Карта ATI X850XT Platinum Edition оснащена 256 Мбайт видеопамяти GDDR3, а в качестве модулей памяти используются чипы Samsung K4J55323QF-GC16 с временем выборки 1,6 нс, рассчитанные на частоту 600 МГц.
По результатам тестирования видеокарта ATI X850XT Platinum Edition оказалась рекордсменом производительности, заняв в рейтинге первое место.
В игре DOOM III (рис. 2) при разрешениях монитора ниже 1024х768 точек результаты в основном зависят от частоты процессора и соответственно не зависят от разрешения монитора. При таких разрешениях видеокарта остается недозагруженной, а полная загрузка наступает лишь при более высоких разрешениях. В связи с этим разрешение 1024х768 точек для данной видеокарты можно считать оптимальным, причем, как при использовании процессора Intel Pentium 4 как с тактовой частотой 3,0 ГГц, так и с тактовой частотой 3,6 ГГц.
Рис. 2. Результаты тестирования видеокарты ATI X850XT Platinum Edition в игре DOOM III
В игре FarCry (рис. 3) при использовании процессора Intel Pentium 4 3,0 ГГц наблюдается полная независимость результатов от разрешения экрана, что говорит о недозагруженности видеокарты из-за слабого процессора. При использовании процессора Intel Pentium 4 3,6 ГГц незначительное падение результатов можно обнаружить только при разрешении экрана 1600х1200 точек, а оптимальным разрешением, при котором производительность процессора сбалансирована с производительностью видеокарты, можно считать разрешение экрана 1280х1024 точки.
Рис. 3 Результаты тестирования видеокарты ATI X850XT Platinum Edition в игре FarCry
В игре Unreal Tournament 2004 (рис. 4) и при использовании процессора как с тактовой частотой 3,0 ГГц, так и процессора с тактовой частотой 3,6 ГГц наблюдается полная независимость результатов от разрешения экрана. То есть для данной карты оба процессора в этой игре оказываются недостаточно производительными, из-за чего карта не в состоянии реализовать весь свой потенциал.
Рис. 4. Результаты тестирования видеокарты ATI X850XT Platinum Edition в игре Unreal Tournament 2004
В противоположность ситуации в предыдущей игре в игровом тесте 3DMark2005 (рис. 5) результаты при любом разрешении полностью определяются возможностями видеокарты. В связи с этим изменение тактовой частоты процессора практически не отражается на результатах тестирования, так как процессор в данном случае не нагружен. И только при минимальном разрешении монитора в 640х480 точек можно заметить незначительную разницу в результатах при изменении тактовой частоты процессора.
Рис. 5. Результаты тестирования видеокарты ATI X850XT Platinum Edition в тесте 3DMark 2005
В целом же, анализируя результаты тестирования видеокарты ATI X850XT Platinum Edition, можно сделать вывод, что для реализации всех ее потенциальных возможностей потребуется достаточно мощный процессор. И даже возможностей такого процессора, как Intel Pentium 4 560 (тактовая частота 3,6 ГГц), во многих случаях может оказаться недостаточно. Поэтому при использовании данной видеокарты лучше строить систему на основе более производительного в играх процессора AMD Athlon 64 FX-55.
ASUS Extreme AX800XT Platinum Edition (X800XT PE)
Модель Extreme AX800XT Platinum Edition — это представитель семейства новейших видеокарт на базе процессоров ATI Radeon X800 (кодовое название чипа RV420). Этот процессор содержит 16 скоростных параллельных пиксельных конвейеров и шесть программируемых конвейеров вершинных шейдеров. В отличие от карт семейства X800XT, для которых тактовая частота процессора и видеопамяти составляет 500 МГц, для видеокарты карты семейства Platinum Edition данный параметр равен 520 МГц, а частота памяти — 560 МГц. Поскольку другие различия между картами семейств X800XT и X800XT Platinum Edition отсутствуют, можно сказать, что серия X800XT Platinum Edition является разогнанным вариантом серии X800XT. Правда, в отличие от традиционного разгона, который неизбежно отражается на стабильности в работе и чреват возникновением всяческих неприятных артефактов, данный вариант разгона влияет на качество работы (что, собственно, и было подтверждено проведенными нами стресс-тестами). Так, для того чтобы гарантировать стабильную работу видеопамяти на таких частотах, используются чипы Samsung K4J55323QF-GC16 с временем выборки 1,6 нс, рассчитанные на частоту 600 МГц. Так что в плане разгона памяти имеется даже запас в 30 МГц.
По своему дизайну видеокарта мало чем отличается от референсного дизайна ATI. Исключение, пожалуй, составляет система охлаждения. Медный массивный радиатор с системой тепловых трубок накрывает и графический процессор, и микросхемы памяти, а вентилятор, расположенный сбоку от радиатора, создает мощную воздушную струю, проходящую сквозь ребра радиатора.
Естественно, что карте с такими возможностями требуется дополнительное питание, для чего у нее предусмотрен соответствующий разъем.
Как и любая модель на базе процессора ATI RADEON X800, видеокарта поддерживает фирменные технологии SMARTSHADER, SMOOTHVISION, 3Dc, HYPER Z и VIDEOSHADER.
Комплект поставки видеокарты ASUS Extreme AX800XT Platinum Edition достаточно разнообразен. Кроме бонусного программного обеспечения и игр, в комплект поставки входит Web-камера, а для реализации функции вывода видеосигнала прилагаются переходники с S-Video на RCA и S-Video — Composite VIVO, а также переходники DVI-VGA.
Видеокарта ASUS Extreme AX800XT Platinum Edition представляет собой решение High-End для заядлых геймеров, а ее стоимость составляет сегодня 790-800 долл.
По результатам нашего тестирования видеокарта ASUS Extreme AX800XT Platinum Edition оказалась в числе фаворитов. Характер зависимости результатов тестирования от разрешения экрана в данном случае аналогичен уже рассмотренным результатам тестирования карты X850XT Platinum Edition
В игре DOOM III (рис. 6) при разрешениях монитора ниже 1024х768 точек результаты зависят от частоты процессора и соответственно не зависят от разрешения монитора. Оптимальным для данной видеокарты можно считать разрешение 1024х768 точек, причем при использовании процессора Intel Pentium 4 как с тактовой частотой 3,0 ГГц, так и с тактовой частотой 3,6 ГГц.
Рис. 6. Результаты тестирования видеокарты ASUS Extreme AX800XT Platinum Edition в игре DOOM III
В игре FarCry (рис. 7) при использовании процессора Intel Pentium 4 3,0 ГГц наблюдается полная независимость результатов от разрешения экрана, что говорит о недозагруженности видеокарты за счет слабого процессора., а при использовании процессора Intel Pentium 4 3,6 ГГц незначительное падение результатов можно обнаружить только при разрешении экрана 1600 х 1200 точек. Оптимальным разрешением, когда производительность процессора сбалансирована с производительностью видеокарты, можно считать разрешение экрана 1280 х 1024 точки.
Рис. 7. Результаты тестирования видеокарты ASUS Extreme AX800XT Platinum Edition в игре FarCry
В игре Unreal Tournament 2004 (рис. 8) и при использовании процессора с тактовой частотой 3,0 ГГц, и при использовании процессора с тактовой частотой 3,6 ГГц наблюдается полная независимость результатов от разрешения экрана, то есть для данной карты оба процессора оказываются недостаточно производительными, в результате чего карта не в состоянии реализовать весь свой потенциал.
Рис. 8. Результаты тестирования видеокарты ASUS Extreme AX800XT Platinum Edition в игре Unreal Tournament 2004
В игровом тесте 3DMark2005 (рис. 9) результаты при любом разрешении полностью определяются возможностями видеокарты и изменение тактовой частоты процессора практически не отражается на результатах тестирования. И только при минимальном разрешении монитора в 640х480 точек можно заметить незначительную разницу в результатах при изменении тактовой частоты процессора.
Рис. 9. Результаты тестирования видеокарты ASUS Extreme AX800XT Platinum Edition в тесте 3DMark 2005
Анализируя результаты тестирования видеокарты ASUS Extreme AX800XT Platinum Edition, можно сделать вывод, что для реализации всех ее потенциальных возможностей, как и в случае видеокарты ATI X850XT PE, потребуется достаточно мощный процессор. Поэтому при использовании данной видеокарты лучше строить систему на основе процессора AMD Athlon 64 FX-55.
ASUS Extreme AX800XT (X800XT)
Видеокарта ASUS Extreme AX800XT, так же как и более старшая модель серии — Platinum Edition, построена на базе графического процессора ATI Radeon X800 (чип RV420) и оснащена 256 Мбайт видеопамяти GDDR3. В отличие от карт семейства X800XT Platinum Edition, тактовая частота графического процессора и видеопамяти GDDR3 составляет 500 МГц. Как уже отмечалось, разные частоты памяти и графического процессора — это единственное различие между картами семейств X800XT и X800XT Platinum Edition. По своему дизайну эти видеокарты практически одинаковы. Единственное существенное отличие — это микросхемы памяти: в ASUS Extreme AX800XT используются микросхемы Samsung K4J55323QF-GC20 с временем выборки 2 нс, рассчитанные на частоту 500 МГц.
Результаты тестирования обеих видеокарт во многом схожи, однако в некоторых тестах для ASUS Extreme AX800XT отмечена более резкая зависимость результатов от разрешения экрана и в меньшей степени проявляется зависимость от тактовой частоты процессора. Так, если по интегральному показателю производительности для карты ASUS Extreme AX800XT Platinum Edition увеличение тактовой частоты процессора с 3,0 до 3,6 ГГц приводит к росту результата на 9%, то для карты ASUS Extreme AX800XT этот прирост составляет только 7%.
В тесте DOOM III (рис. 10) при разрешениях ниже 1024х768 наблюдается зависимость результатов от тактовой частоты процессора и их независимость от разрешения экрана, а при более высоких разрешениях, наоборот, результаты не зависят от тактовой частоты процессора, а зависят от разрешения экрана. При разрешении 1600х1200 точек результаты теста полностью совпадают как для процессора с тактовой частотой 3,0 ГГц, так и для процессора с частотой 3,6 ГГц.
Рис. 10. Результаты тестирования видеокарты ASUS Extreme AX800XT в игре DOOM III
В тесте FarCry (рис. 11) использование процессора с тактовой частотой 3,0 ГГц не позволяет полностью загрузить видеокарту, о чем свидетельствует независимость результатов тестирования от разрешения монитора. При использовании процессора с тактовой частотой 3,6 ГГц аналогичная картина наблюдается вплоть до разрешения экрана в 1280х1024 точки, которое в данном случае можно считать оптимальным.
Рис. 11. Результаты тестирования видеокарты ASUS Extreme AX800XT в игре FarCry
В тесте Unreal Tournament 2004 (рис. 12), как и в случае видеокарты серии Platinum Edition, наблюдается полная независимость результатов от разрешения экрана как для процессора Intel Pentium 4 3,0 ГГц, так и для процессора Intel Pentium 4 3,6 ГГц.
Рис. 12. Результаты тестирования видеокарты ASUS Extreme AX800XT в игре Unreal Tournament 2004
Результаты теста 3DMark 2005 (рис. 13) практически при всех разрешениях экрана определяются производительностью самой видеокарты и не зависят от тактовой частоты процессора. И только при разрешении 640х480 точек можно заметить небольшое различие в результатах.
Рис. 13. Результаты тестирования видеокарты ASUS Extreme AX800XT в тесте 3DMark 2005
В целом же, анализируя результаты тестирования видеокарты ASUS Extreme AX800XT, можно констатировать, что, как и в случае карты серии Platinum Edition, для реализации всех ее потенциальных возможностей потребуется достаточно мощный процессор — например AMD Athlon 64 FX-53 или FX-55.
ATI Radeon X800LE
Видеокарта ATI Radeon X800LE — это еще один новейший экземпляр видеокарты на базе нового процессора ATI Radeon X800. Причем, как и в случае видеокарты ATI Radeon X850XT PE, речь идет о референсном образце видеокарты компании ATI. В сравнении с видеокартой на базе процессора X800XT в данном случае имеет место несколько урезанная версия процессора. Так, если количество пиксельных конвейеров и конвейеров вершинных шейдеров у этих процессоров совпадают, то частота ядра у них различная: у X800XT она составляет 500 МГц, а у X800XL — только 400 МГц.
Видеокарта ATI Radeon X800LE оснащена 256 Мбайт видеопамяти GDDR3, функционирующей на частоте 500 МГц, для чего используются чипы памяти Samsung K4J55323QF-GC20 с временем выборки 2,0 нс. Как видим, подсистема памяти у этой видеокарты точно такая же, как и у более производительных карт серии ATI Radeon X800XT.
Результаты тестирования данной видеокарты во многом схожи с результатами, показанными картой ASUS Extreme AX800XT, однако зависимость от тактовой частоты процессора выражена несколько слабее. Так, если по интегральному показателю производительности для карты ASUS Extreme AX800XT увеличение тактовой частоты процессора с 3,0 до 3,6 ГГц приводит к росту результата на 7%, то для карты ATI Radeon X800LE этот прирост составляет только 5,3%.
В тесте DOOM III (рис. 14) при разрешениях ниже 800х600 результаты зависят от тактовой частоты процессора и не зависят от разрешения экрана, а при более высоких разрешениях наблюдается обратная картина. При разрешении 1280х1024 точек результаты теста полностью совпадают как для процессора с тактовой частотой 3,0 ГГц, так и для процессора с тактовой частотой 3,6 ГГц.
Рис. 14. Результаты тестирования видеокарты ATI Radeon X800LE в игре DOOM III
В тесте FarCry (рис. 15) при использовании процессора с тактовой частотой 3,0 ГГц при разрешениях экрана ниже 1280х1024 результаты не зависят от разрешения экрана, а при использовании процессора с тактовой частотой 3,6 ГГц аналогичная картина наблюдается при разрешениях ниже 1024х768 точек. Соответственно, при низких разрешениях экрана наблюдается резко выраженная зависимость результатов теста от тактовой частоты процессора, который в данном случае является наиболее узким местом в системе, не позволяя реализовать потенциальные возможности видеокарты.
Рис. 15. Результаты тестирования видеокарты ATI Radeon X800LE в игре FarCry
В тесте Unreal Tournament 2004 (рис. 16) наблюдается полная независимость результатов от разрешения экрана как для процессора Intel Pentium 4 3,0 ГГц, так и для процессора Intel Pentium 4 3,6 ГГц.
Рис. 16. Результаты тестирования видеокарты ATI Radeon X800LE в игре Unreal Tournament 2004
Результаты теста 3DMark 2005 (рис. 17) практически при всех разрешениях экрана определяются производительностью самой видеокарты и не зависят от тактовой частоты процессора.
Рис. 17. Результаты тестирования видеокарты ATI Radeon X800LE в тесте 3DMark 2005
В целом же, анализируя результаты тестирования видеокарты ATI Radeon X800LE, можно констатировать, что для реализации всех ее потенциальных возможностей требуется достаточно мощный процессор и процессор Intel Pentium 4 560 здесь не подойдет. Для построения сбалансированного игрового ПК для такой видеокарты необходим процессор AMD Athlon 64 FX-53.
Gigabyte GV-RX70P256V (X700Pro)
Если видеокарты ASUS Extreme AX800XT Platinum Edition и ASUS Extreme AX800XT позиционируются как решения high-end, то Gigabyte GV-RX70P256V в этом смысле более демократична и предназначена для массового рынка.
Видеокарта Gigabyte GV-RX70P256V построена на основе видеопроцессора ATI Radeon X700Pro (кодовое название чипа RV410). В сравнении с ASUS Extreme AX800XT Platinum Edition в процессоре RADEON X700Pro присутствует только восемь (вместо 16) параллельных пиксельных конвейеров, а частота ядра процессора составляет 425 МГц. Частота работы памяти также несколько ниже — 430 МГц. Естественно, на самой видеокарте используются микросхемы памяти SAMSUNG K4J55323QF-GC20 c временем выборки 2,0 нс, рассчитанные на частоту работы 500 МГц (так что запас для разгона памяти достаточно большой). Шина памяти оснащена 128-битным интерфейсом, а объем установленной видеопамяти GDDR3 составляет 256 Мбайт.
В некотором роде уникальной является система охлаждения видеокарты — она полностью пассивная, то есть не содержит вентилятора, и основана на массивных радиаторах, расположенных сверху и снизу платы и соединенных тепловой трубкой.
Набор выходов видеокарты вполне стандартен: DVI-I, D-Sub и S-Video. Кроме того, в комплекте прилагаются также переходники S-Video — Composite VIVO и DVI-VGA.
В заключение отметим, что цена видеокарты составляет порядка 310-315 долл.
Результаты тестирования видеокарты Gigabyte GV-RX70P256V существенно отличаются от рассмотренных результатов карт ASUS Extreme AX800XT Platinum Edition и ASUS Extreme AX800XT, что выражается прежде всего в более ярко выраженной процессорной независимости результатов тестирования. Так, при увеличении тактовой частоты процессора с 3,0 до 3,6 ГГц интегральный показатель производительности увеличивается только на 5%.
В тесте DOOM III (рис. 18) результаты тестирования определяются производительностью видеокарты при всех разрешениях экрана и практически не зависят от тактовой частоты процессора.
Рис. 18. Результаты тестирования видеокарты Gigabyte GV-RX70P256V в игре DOOM III
В тесте FarCry (рис. 19) независимость результатов от частоты процессора наблюдается при разрешениях выше 1024х768 точек и только при более низких разрешениях видеокарта остается недозагруженной за счет недостаточной мощности процессора. Оптимальным в данном случае можно считать разрешение 1024х768 точек.
Рис. 19. Результаты тестирования видеокарты Gigabyte GV-RX70P256V в игре FarCry
В игре Unreal Tournament 2004 (рис. 20) также наблюдается процессорозависимость результатов только при разрешениях ниже 1024х768 точек, которое является оптимальным, а при более высоких разрешениях экрана результаты тестирования определяются производительностью видеокарты.
Рис. 20. Результаты тестирования видеокарты Gigabyte GV-RX70P256V в игре Unreal Tournament 2004
В тесте 3DMark 2005 (рис. 21), как и следовало ожидать, результаты тестирования никак не зависят от тактовой частоты процессора при всех разрешениях экрана и определяются исключительно возможностями самой видеокарты.
Рис. 21. Результаты тестирования видеокарты Gigabyte GV-RX70P256V в тесте 3DMark 2005
Анализируя результаты тестирования видеокарты Gigabyte GV-RX70P256V, можно сделать вывод, что для построения сбалансированного ПК и полной реализации всех возможностей видеокарты Gigabyte GV-RX70P256V желательно использовать процессор Intel Pentium 4 с тактовой частотой в диапазоне от 3,0 до 3,6 ГГц.
ASUS Extreme N6600 (GeForce 6600)
Видеокарта ASUS Extreme N6600 — это уже представитель семейства видеокарт с интерфейсом PCI Express x16 на графических процессорах нового поколения от NVIDIA. Видеокарта ASUS Extreme N6600 построена на новом видеопроцессоре NVIDIA GeForce 6600 (кодовое название чипа NV43), выполненном по 110-нанометровому технологическому процессу и оснащена 256 Мбайт GDDR-видеопамяти. Частота видеопамяти составляет 250 МГц, а частота VPU — 300 МГц. Видеопроцессор включает в себя восемь параллельных пиксельных конвейеров и три конвейера вершинных шейдеров.
В качестве микросхем GDDR-памяти используются восемь микросхем Hynix HY5DU561622CT-4, рассчитанных на работу с частотой 250 МГц с временем выборки 2,0 нс.
Система охлаждения видеокарты включает небольшой радиатор с вентилятором и имеет достаточно низкий уровень шума. Дополнительного питания для данной видеокарты не требуется.
Набор разъемов видеокарты традиционен: DVI/I, D-Sub и S-Video.
Результаты тестирования видеокарты ASUS Extreme N6600 во многом схожи с результатами тестирования карты Gigabyte GV-RX70P256V, да и по интегральному показателю производительности разница между ними весьма небольшая.
В тесте DOOM III (рис. 22), как и для карты Gigabyte GV-RX70P256V, наблюдается практическая независимость результатов от тактовой частоты процессора (разница заметна лишь при низких разрешениях), поэтому здесь для построения сбалансированного решения при использовании карты Gigabyte GV-RX70P256V желательно использовать менее мощный процессор.
Рис. 22. Результаты тестирования видеокарты ASUS Extreme N6600 в игре DOOM III
В тесте FarCry (рис. 23) при разрешении экрана выше 1024х768 точек результаты не зависят от тактовой частоты процессора, то есть, определяются исключительно производительностью самой видеокарты. Разрешение 1024х768 в данном случае является оптимальным для процессора как с тактовой частотой 3,0 ГГц, так и с тактовой частотой 3,6 ГГц.
Рис. 23. Результаты тестирования видеокарты ASUS Extreme N6600 в игре FarCry
В тесте Unreal Tournament 2004 (рис. 24) использование процессора Intel Pentium 4 3,6 ГГц позволяет несколько повысить результат при разрешении экрана ниже 1024х768, а при больших разрешениях результаты ограничиваются производительностью видеокарты и не зависят от процессора. Разрешение 1024х768 точек в данном случае можно считать оптимальным для сбалансированной системы, когда производительность процессора уравновешивается производительностью видеокарты.
Рис. 24. Результаты тестирования видеокарты ASUS Extreme N6600 в игре Unreal Tournament 2004
В тесте 3DMark 2005 (рис. 25), что вполне закономерно, результаты тестирования не зависят от тактовой частоты процессора и при всех разрешениях экрана определяются исключительно возможностями самой видеокарты.
Рис. 25. Результаты тестирования видеокарты ASUS Extreme N6600 в тесте 3DMark 2005
В целом на основе проведенных тестов можно сделать вывод, что для построения сбалансированного ПК с использованием видеокарты ASUS Extreme N6600 желательно иметь процессор Intel Pentium 4 с тактовой частотой в диапазоне от 2,8 до 3,0 ГГц.
NVIDIA GeForce 6200 (GeForce 6200)
На момент проведения тестирования видеокарты на видеопроцессоре NVIDIA GeForce 6200 еще не получили широкого распространения и в нашем распоряжении оказалась лишь референсная видеокарта компании NVIDIA.
Основное отличие видеопроцессора GeForce 6200 от своего старшего брата — GeForce 6600 – заключается в количестве пиксельных конвейеров: в процессоре GeForce 6600 их восемь, а в GeForce 6200 — всего 4. Сам же по себе чип процессора, используемый и для GeForce 6600, и GeForce 6200, один и тот же — NV43. Поэтому GeForce 6200 представляет собой урезанный вариант (с рядом заблокированных функций) процессора GeForce 6600. Даже частота у видеопроцессоров GeForce 6200 и GeForce 6600 одинаковая — 300 МГц.
Видеокарта NVIDIA GeForce 6200 оснащена 128 Мбайт видеопамяти, функционирующей на частоте 275 МГц. В качестве микросхем памяти используются чипы Hynix HY5DU281622ET-36, рассчитанные на частоту 275 МГц с временем выборки 3,6 нс.
Карта NVIDIA GeForce 6200 не имеет дополнительного разъема для питания, а система охлаждения, состоящая из небольшого алюминиевого радиатора с вентилятором, достаточно скромная, так что в плане производимого шума у этой карты все в порядке.
По результатам тестирования видеокарты NVIDIA GeForce 6200 можно выявить практически полную процессорную независимость во всех тестах: и в DOOM III (рис. 26), и в FarCry (рис. 27), и в Unreal Tournament 2004 (рис. 28), и уж тем более в 3DMark 2005 (рис. 29) результаты практически не меняются при изменении тактовой частоты процессора от 3,0 до 3,6 ГГц, характерно уменьшаясь по мере увеличения разрешения экрана. Об этом говорит и тот факт, что повышение тактовой частоты процессора от 3,0 до 3,6 ГГц приводит к росту интегрального показателя производительности всего на 1,7%.
Рис. 26. Результаты тестирования видеокарты NVIDIA GeForce 6200 в игре DOOM III
Рис. 27. Результаты тестирования видеокарты NVIDIA GeForce 6200 в игре FarCry
Рис. 28. Результаты тестирования видеокарты NVIDIA GeForce 6200 в игре Unreal Tournament 2004
Рис. 29. Результаты тестирования видеокарты NVIDIA GeForce 6200 в тесте 3DMark 2005
По результатам тестирования видеокарты NVIDIA GeForce 6200 можно сделать вывод, что для построения сбалансированного решения на базе данной видеокарты необходимо использование процессора Intel Pentium 4 c тактовой частотой 2,8 ГГц.
Gigabyte GV-NX59128D (GeForce PCX5900)
Видеокарта Gigabyte GV-NX59128D построена на базе видеопроцессора GeForce PCX5900, известного также под кодовым названием NV35. Ранее чип NV35 с успехом применялся на видеокартах серии GeForce FX5900, оснащенных интерфейсом AGP, а в данном же случае для его использования с интерфейсом PCI Express x16 потребовался мост AGP-PCI-Express, выполненный на видеокарте в виде отдельной микросхемы. Видеопроцессор NV35 маркирован как GeForce FX 5900 XT, что можно обнаружить после удаления радиатора процессора, и имеет штатную частоту 350 МГц. Кроме того, видеокарта оснащена 128 Mбайт видеопамяти, а в качестве микросхемы памяти используются чипы Hynix HY5DU283222AF-28 со временем выборки 2,8 нс, что соответствует частоте 350 МГц. Отметим, что штатная частота работы видеопамяти на карте Gigabyte GV-NX59128D составляет 275 МГц, то есть для разгона памяти имеется достаточно большой потенциал.
Система охлаждения видеокарты Gigabyte GV-NX59128D включает алюминиевый радиатор весьма оригинальной конструкции с вентилятором, который устанавливается непосредственно на графический процессор. Микросхемы памяти не закрыты радиаторами, а вот для охлаждения моста AGP-PCI-Express небольшой радиатор предусмотрен.
На плате присутствует стандартный набор выходов: аналоговый (D-Sub), цифровой (DVI-I) и S-Video.
Результаты тестирования видеокарты Gigabyte GV-NX59128D как по интегральному показателю производительности, так и по отдельным тестам схожи с результатами тестирования видеокарты NVIDIA GeForce 6200, несмотря на то, что эти карты построены на видеопроцессорах различной архитектуры.
Так, в тесте DOOM III (рис. 30) результаты тестирования не зависят от тактовой частоты процессора при всех разрешениях экрана.
Рис. 30. Результаты тестирования видеокарты GV-NX59128D в игре DOOM III
В тесте FarCry (рис. 31) также наблюдается независимость результатов тестирования от тактовой частоты процессора, что, как уже не раз отмечалось, является признаком недозагруженности процессора.
Рис. 31. Результаты тестирования видеокарты GV-NX59128D в игре FarCry
Рис. 32. Результаты тестирования видеокарты GV-NX59128D в игре Unreal Tournament 2004
Из всего набора тестов, только в Unreal Tournament 2004 (рис. 32) можно обнаружить зависимость результата от тактовой частоты процессора при разрешениях экрана ниже 1280х1024 точки и независимость результатов от разрешения экрана при разрешении ниже 800х600 точек. Отметим, что для видеокарты NVIDIA GeForce 6200 наблюдалось несколько иная зависимость. Именно поэтому прирост интегрального показателя производительности при увеличении тактовой частоты процессора от 3,0 до 3,6 ГГц для видеокарты GV-NX59128D оказался выше (5%), чем для карты NVIDIA GeForce 6200 (1,7%).
Рис. 33. Результаты тестирования видеокарты GV-NX59128D в тесте 3DMark 2005
Результаты теста 3DMark 2005 (рис. 33) вполне очевидны — они полностью не зависят от тактовой частоты процессора.
На основании проведенного тестирования можно предположить, что для построения сбалансированного ПК на базе видеокарты GV-NX59128D, как и в предыдущем случае, вполне достаточно процессора Intel Pentium 4 2,8 ГГц.
ASUS Extreme AX600XT (X600XT)
Видеокарта ASUS Extreme AX600XT с интерфейсом PCI Express x16 основана на графическом процессоре ATI Radeon X600 XT (RV380) и оснащена 128 Mбайт DDR SDRAM-памяти (используется 256-битный интерфейс шины памяти). Частота VPU составляет 500 МГц, а частота видеопамяти — 370 МГц. В качестве микросхем GDDR-памяти используются восемь микросхем Hynix HY5DU283222AF-2, рассчитанных на работу с частотой 500 МГц, что гарантирует достаточно большой потенциал для разгона чипов памяти.
Система охлаждения видеокарты включает довольно массивный алюминиевый радиатор с небольшим вентилятором, на котором можно заметить логотип компании ASUS. Уровень шума, создаваемый системой охлаждения, достаточно низкий; дополнительного питания для данной видеокарты не требуется.
Набор разъемов видеокарты достаточно традиционен: DVI/I, D-Sub и S-Video.
При тестировании видеокарты ASUS Extreme AX600XT в тесте DOOM III (рис. 34) отмечено равномерное падение результатов по мере увеличения разрешения экрана и, соответственно, независимость результатов от тактовой частоты процессора.
Рис. 34. Результаты тестирования видеокарты ASUS Extreme AX600XT в игре DOOM III
В тесте FarCry (рис. 35) зависимость от тактовой частоты процессора наблюдается только при разрешении экрана 640х480 точек, а при более высоких разрешениях процессор оказывается недозагружен и результаты не зависят от его тактовой частоты. Разрешение 800х600 точек в данном случае можно считать оптимальным, так как загруженность процессора примерно соответствует загруженности видеокарты.
Рис. 35. Результаты тестирования видеокарты ASUS Extreme AX600XT в игре FarCry
В тесте Unreal Tournament 2004 (рис. 36) результаты начинают зависеть от тактовой частоты процессора только при разрешениях ниже 1024х768 точек, а при разрешении 800х600 точек и ниже они не зависят от разрешения. Оптимальным в данном случае можно считать разрешение 800х600 точек.
Рис. 36. Результаты тестирования видеокарты ASUS Extreme AX600XT в игре Unreal Tournament 2004
В тесте 3DMark 2005 (рис. 37), как и следовало ожидать, результаты тестирования зависят только от производительности видеокарты, а изменение тактовой частоты процессора на них не сказывается.
Рис. 37. Результаты тестирования видеокарты ASUS Extreme AX600XT в тесте 3DMark 2005
По результатам тестирования видеокарты ASUS Extreme AX600XT можно сделать вывод, что для построения сбалансированной системы с использованием данной видеокарты желательно устанавливать процессор Intel Pentium 4 2,8 ГГц.
Sapphire X600Pro/128M (X600Pro)
Видеокарта Sapphire X600Pro/128M с интерфейсом PCI Express x16 построена на графическом процессоре ATI Radeon X600 Pro (RV380). Отличие от процессора ATI Radeon X600XT заключается в несколько заниженной частоте ядра. У ATI Radeon X600 Pro она составляет 400 МГц, то есть на 100 МГц меньше, чем у первого. Во всем остальном возможности процессоров ATI Radeon X600 Pro и ATI Radeon X600 XT совпадают.
Видеокарта Sapphire X600Pro/128M оснащена 128 Мбайт DDR-видеопамяти (используется 128-битный интерфейс шины памяти), штатная частота которой составляет 300 МГц. В качестве микросхем GDDR-памяти используются восемь микросхем Hynix HY5DU281622ET-33 с временем выборки 3,3 нс, что соответствует частоте 300 МГц. Таким образом, возможность разгона чипов памяти на данной плате ограничена.
Система охлаждения видеокарты включает миниатюрный радиатор с вентилятором, на котором размещен логотип компании Sapphire. Уровень шума, создаваемого системой охлаждения достаточно низкий; дополнительного питания для данной видеокарты не требуется.
Набор разъемов видеокарты достаточно традиционен: DVI/I, D-Sub и S-Video.
В процессе тестирования видеокарты Sapphire X600Pro/128M (рис. 38, 39, 40 и 41), как с процессором Intel Pentium 4 3,0 ГГц, так и с процессором 3,6 ГГц выявилась полная независимость результатов от тактовой частоты процессора во всех тестах, кроме Unreal Tournament 2004 (рис. 38), в котором обнаружилась незначительная разница в результатах при изменении тактовой частоты процессора при разрешениях экрана 640х480 и 800х600 точек.
Рис. 38. Результаты тестирования видеокарты Sapphire X600Pro/128M в игре DOOM III
Рис. 39. Результаты тестирования видеокарты Sapphire X600Pro/128M в игре FarCry
Рис. 40. Результаты тестирования видеокарты Sapphire X600Pro/128M в игре Unreal Tournament 2004
Рис. 41. Результаты тестирования видеокарты Sapphire X600Pro/128M в тесте 3DMark 2005
Исходя из результатов тестирования видеокарты Sapphire X600Pro/128M, можно сделать вывод, что использование процессора Intel Pentium 4 c тактовой частотой 3,0 ГГц (и уж тем более с тактовой частотой 3,6 ГГц) в данном случае нецелесообразно, поскольку процессор оказывается недозагружен. Для построения сбалансированного решения вполне достаточно менее мощного процессора — например Intel Celeron D 2,8 ГГц.
ASUS Extreme N5750 (GeForce PCX5750)
Видеокарта ASUS Extreme N5750 построена на базе видеопроцессора GeForce PCX5750, известного так же под кодовым названием NV36. Прототипом GeForce PCX5750 стал процессор GeForce FX5750, который используется в видеокартах с интерфейсом AGP. Для использования данного процессора в картах с интерфейсом PCI Express x16 на плату видеокарты пришлось добавить отдельный мост AGP — PCI-Express точно так же, как и в случае с процессором GeForce PCX5900.
Видеопроцессор имеет штатную частоту 425 МГц, а карта ASUS Extreme N5750 оснащена 256 Mбайт видеопамяти (используется 128-битный интерфейс шины памяти). Штатная частота работы памяти составляет 250 МГц, а в качестве микросхем памяти используются чипы Samsung K4D261638E-TC36 со временем выборки 3,6 нс, что соответствует частоте работы 278 МГц.
Система охлаждения видеокарты ASUS Extreme N5750 включает радиатор с небошльшим вентилятором, который устанавливается непосредственно на графический процессор. Микросхемы памяти не закрыты радиаторами, а вот для охлаждения моста AGP — PCI-Express предусмотрен небольшой радиатор.
На плате присутствует стандартный набор выходов: аналоговый (D-Sub), цифровой (DVI-I) и S-Video.
По результатам тестирования видеокарты ASUS Extreme N5750 можно выявить практически полную процессорную независимость во всех тестах. И в DOOM III (рис. 42), и в FarCry (Рис. 43), и в Unreal Tournament 2004 (рис. 44), и, естественно, в 3DMark 2005 (рис. 45) результаты тестирования не меняются при изменении тактовой частоты процессора, то есть во всех тестах процессор оказывается недозагруженным.
Рис. 42. Результаты тестирования видеокарты ASUS Extreme N5750 в игре DOOM III
Рис. 43. Результаты тестирования видеокарты ASUS Extreme N5750 в игре FarCry
Рис. 44. Результаты тестирования видеокарты ASUS Extreme N5750 в игре Unreal Tournament 2004
Рис. 45. Результаты тестирования видеокарты ASUS Extreme N5750 в тесте 3DMark 2005
Для построения сбалансированного решения в сочетании с видеокартой ASUS Extreme N5750 желательно использовать процессор Intel Celeron D 2,6 ГГц.
ASUS Extreme AX300 (X300)
Видеокарта ASUS Extreme AX300, основанная на видеопроцессоре ATI Radeon X300 (кодовое название чипа RV370), позиционируется для рынка low-end и относится к низшему ценовому диапазону.
Штатная тактовая частота процессора составляет 375 МГц. Видеокарта оснащена 128 Мбайт видеопамяти (используется 128-битный интерфейс памяти), функционирующей на частоте 200 МГц, при этом в качестве микросхем памяти используются чипы Hynix HY5DU281622ET-5 с временем выборки 5,0 нс, что соответствует частоте 200 МГц.
Видеокарта использует пассивную систему охлаждения, состоящую из небольшого радиатора, установленного непосредственно на графическом процессоре. Никаких вентиляторов в данном случае не предусмотрено, поэтому карта абсолютно бесшумная.
Набор разъемов видеокарты достаточно традиционен: DVI/I, D-Sub и S-Video.
Как и в предыдущем случае, проведенные тесты (рис. 46, 47, 48 и 49) демонстрируют независимость результатов тестирования от тактовой частоты процессора при всех разрешениях экрана. И только в тесте Unreal Tournament 2004 можно выявить незначительную разницу в результатах тестирования при разрешении 640х480 точек.
Рис. 46. Результаты тестирования видеокарты ASUS Extreme AX300 в игре DOOM III
Рис. 47. Результаты тестирования видеокарты ASUS Extreme AX300 в игре FarCry
Рис. 48. Результаты тестирования видеокарты ASUS Extreme AX300 в игре Unreal Tournament 2004
Рис. 49. Результаты тестирования видеокарты ASUS Extreme AX300 в тесте 3DMark 2005
Конечно, видеокарту ASUS Extreme AX300 причислять к сегменту игровых видеокарт нельзя. Это карта начального уровня (низшего ценового сегмента) и предназначена в первую очередь для офисных. Для построения сбалансированного решения в сочетании с такой видеокартой целесообразно использовать процессор Intel Celeron D 2,6 ГГц, что позволит создать недорогой ПК начального уровня.
ASUS Extreme AX300SE (X300SE)
Видеокарта ASUS Extreme AX300SE, основанная на видеопроцессоре ATI Radeon X300SE (RV370), так же как и видеокарта ASUS Extreme AX300, позиционируется для рынка low-end и относится к низшему ценовому диапазону. По своим функциональным возможностям эта карта представляет собой упрощенный вариант карты ASUS Extreme AX300. Так, видеопроцессор работает на частоте 325 МГц, что на 50 МГц ниже тактовой частоты процессора ATI Radeon X300.
Данная видеокарта тоже оснащена 128 Мбайт видеопамяти, функционирующей на частоте 200 МГц, однако, в отличие от видеокарты ASUS Extreme AX300, здесь используется 64-битный интерфейс шины памяти. В качестве микросхем памяти используются чипы Infineon HYB25D256161CE-5.0 с временем выборки 5,0 нс, что соответствует частоте 200 МГц.
Естественно, видеокарта ASUS Extreme AX300SE использует пассивную систему охлаждения, состоящую из небольшого радиатора, установленного непосредственно на графическом процессоре.
Набор разъемов видеокарты достаточно традиционен: DVI/I, D-Sub и S-Video.
Как и в случае с видеокартой ASUS Extreme AX300, по результатам тестов видеокарты ASUS Extreme AX300SE (рис. 50, 51, 52 и 53) можно выявить полную независимость результатов тестирования от тактовой частоты процессора, что говорит о нецелесообразности использования в данном случае процессора с тактовой частотой 3,0 ГГц и выше.
Рис. 50. Результаты тестирования видеокарты ASUS Extreme AX300SE в игре DOOM III
Рис. 51. Результаты тестирования видеокарты ASUS Extreme AX300SE в игре FarCry
Рис. 52. Результаты тестирования видеокарты ASUS Extreme AX300SE в игре Unreal Tournament 2004
Рис. 53. Результаты тестирования видеокарты ASUS Extreme AX300SE в тесте 3DMark 2005
Для построения сбалансированного решения в данном случае целесообразно использовать младший в линейке процессоров с разъемом LGA775 процессор Intel Celeron D 2,4 ГГц.
Редакция выражает признательность:
|