Этот колоссальный гибрид от фирмы NewTek предлагает аниматорам, Web-дизайнерам и другим творческим деятелям за довольно скромную сумму приобрести комплект высокотехнологичных инструментов. Прочувствуйте ауру!..
Aura*
Всего так много — вот-вот лопнет!
Если вы компьютерный художник, то наверняка часто сталкивались с цифровыми материалами, предназначенными сразу для нескольких различных типов носителей, будь то печать, Web, мультимедиа или видео. И по этой причине у вас, вероятно, припасен целый арсенал самых разнообразных программных инструментов, каждый из которых достаточно компетентен в своей узкой области.
Photoshop можно назвать «королем пикселов», но в нем нет поддержки анимации. Premiere и After Effects подходят для таких задач, как видеомонтаж и создание спецэффектов, а Painter — тогда, когда нужны более естественные ощущения. А вот программа Aura — последнее произведение компании NewTek, разработчика Lightwave 3D, — претендует на звание «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Она сочетает в себе и инструменты для видеомонтажа, и Natural Media для рисования, и анимированные кисти, и длинную шеренгу параметров вывода.
Авторы программы говорят, что это прекрасное дополнение к любой системе нелинейного видеомонтажа, редактирования изображений, любому 3D-пакету, а также подчеркивают, что программа обеспечивает прямую поддержку таких систем, как Hollywood, PAR и Perception фирмы DPS. Вообще, Aura может работать с любым нелинейным устройством, которое обеспечивает системе доступ к файлам видео, и, хотя в настоящий момент этот формат доступен только для PC, в скором времени должна появиться его Mac-версия.
Если вы cell-аниматор или если вам нужно создать анимированную Web-графику на базе формата GIF, к вашим услугам — специальная опция программы Aura под названием Light Table (Монтажный стол с подсветкой, или Просмотровый стол). Фактически это аналог подобного инструмента программы Direct: он позволяет видеть, помимо текущего изображения, еще и другие полупрозрачные фазы (кадры), расположенные либо на фоне, либо позади основного плана. Таких «призрачных» кадров можно одновременно «подкладывать» до семи штук. Благодаря этому инструменту программа служит прекрасной — и к тому же доступной — цифровой системой для калькирования (pencil test), привычного для традиционных аниматоров, с полной поддержкой Wacom-совместимых графических планшетов.
Всего так много — вот-вот лопнет!
Эта разносторонняя программа включает в себя целый ряд таких технологий, которые встречаются в других, более дорогих программах видеоредактирования. Это и растяжение времени в видеозаписи, и анимированные слои и кисти, и сглаживание движения анимированных элементов (motion blur), и предварительный просмотр в режиме реального времени. Кроме того, здесь предусмотрено множество фильтров и эффектов, причем Aura даже может использовать Photoshop-совместимые plug-in-модули — просто поместите их в каталог Plig-In.
В программе предусмотрено два типа кистей — анимированные и неанимированные. Неанимированные кисти, в свою очередь, делятся еще на два типа — инструменты, моделирующие натуральные инструменты традиционных художников, встроенные в программу изначально, и настраиваемые кисти, определяемые пользователем на основании содержимого изображения. Так называемые Natural Media, или Anim-кисти, — то же самое, что и настраиваемые кисти, с той разницей, что изображение, из которого вырезается образец для рисования, может быть анимацией или фрагментом видео. Когда вы рисуете Anim-кистью, каждый ее последующий мазок по мере своего движения оставляет за собой след, соответствующий следующему кадру в анимированном фрагменте.
Anim-кисти великолепно комбинируются с фильтром Keyframer, который запускает изображения в путешествие по экрану, причем здесь возможны повороты и сглаживание движений. Кисти могут работать в нескольких режимах — Color (Цвет), Stamp (Штамп), Erase (Ластик) и Smear (Пятно), смысл которых полностью соответствует их названиям.
Однако режимы наложения слоев, как в Photoshop’е, в этой программе не предусмотрены — только степень прозрачности. Дело в том, что, в отличие от программы Adobe, здесь работа идет не только в пространстве, но и во времени, так что палитра Layers (Слои) разворачивается не только вниз, но и вправо, чтобы вместить в себя целую последовательность изображений, образующих видеофрагмент.
Слой может быть как неподвижным (в этом случае на протяжении всего заданного промежутка времени его содержимое не меняется), так и анимированным (тогда он называется Anim-слоем). Если вы рисуете на одном кадре неподвижного слоя, на всех кадрах будет виден один и тот же результат. Если же речь идет об Anim-слое, то вам необходимо выделить определенную серию кадров, на которой вы хотите рисовать, иначе изменения коснутся только одного кадра. Сначала такой принцип работы может показаться странным и запутанным, поскольку очень легко, например, применить фильтр не ко всему видеофрагменту сразу, а только к одному кадру.
Aura распознает множество различных типов изображений, таких как Photoshop, GIF, SGI, Softimage PIC и TIFF, а также AVI и FLC, хотя QuickTime пока еще не поддерживается. С помощью этой программы можно сглаживать чересстрочные (interlaced) видеоматериалы — то есть удалять из них чередование либо путем дублирования четных и нечетных строк, либо путем их слияния и сглаживания результата.
Быстро-быстро, без задержки
Кисти довольно динамично реагируют на действия пользователя (хотя на очень больших изображениях заметна тенденция к замедлению), и вообще программа производит впечатление очень быстрой. Однако если вы привыкли к Photoshop’у, переход к Aura может быть несколько шокирующим, поскольку интерфейсы этих программ абсолютно непохожи. Тем не менее, после того как вы войдете в курс дела, вы сможете выполнять в программе Aura большинство тех же задач, что и в Photoshop’е, а также многое из того, что в нем было недоступно. Наверное, самая неприятная разница между ними — это отсутствие инструментов для выделения фрагментов изображения за исключением инструмента «Волшебная палочка» (Magic Wand). Здесь не бывает «пустых» выделенных областей, которые можно было бы, например, залить градиентом. Выделенная область должна копировать часть изображения, чтобы использовать ее в качестве кисти. Поэтому, чтобы применить фильтр только к части изображения, вы должны скопировать ее (выделив нужную область), перенести на новый слой, а затем только применить фильтр.
При проектировании интерфейса авторы Aura ориентировались не на Photoshop, а на LightWave. Вообще, когда дело касается дизайна интерфейса, фирма NewTek имеет привычку игнорировать общепринятые нормы и делать все по-своему. Яркий пример тому — блок навигации по файловой системе File Requester, которым вам придется пользоваться для того, чтобы отыскать в каталогах вашего компьютера тот самый кусок, который вы записали на прошлое Рождество. Хотя можно воспользоваться и стандартными Windows-диалогами Open/Save, по умолчанию поиск файлов выполняется через Requester — и это весьма странно, учитывая старые DOS’овские соглашения о том, например, что переход вверх по иерархическом у дереву осуществляется командой «..». Но, в принципе, все это работает, несмотря на то, что утилитарная цветовая схема кому-то придется не по вкусу.
В общем и целом, за свои деньги вы можете получить от Aura очень даже немало, и, несомненно, эта программа займет свое место в арсенале многих художников. Несмотря на то, что она производит впечатление некоей смеси из технических средств и художественных возможностей, каким-то непонятным образом все это вместе прекрасно работает. Это не Photoshop, но программа на то и не претендует. И если вы сможете совладать с ее причудливым интерфейсом и странной методологией, она станет для вас весьма ценным приобретением.
КомпьютерПресс 3'1999