Мастер-класс по настольному кинопроизводству*. Часть I
Общепринятые съемочные планы
Здесь представлены стандартные съемочные планы, которые чаще всего применяются в документальных и художественных фильмах. Этот перечень нельзя считать прямой директивой или набором строгих правил, но его полезно знать, чтобы понимать язык кино и телевидения, прежде чем приступать к собственному кинопроизводству. Конечно, вы будете решать, какие планы выбрать и каким образом их смонтировать, прежде всего руководствуясь стремлением как можно лучше отразить суть повествования. В том, насколько строго вы следуете правилам и как часто их нарушаете, проявляется ваш стиль, ваша индивидуальность.
Крупный план (Close Up). В данном кадре актриса смотрит налево, поэтому мы должны оставить слева от нее немного свободного пространства, чтобы ей было куда смотреть. Вообще, чем дольше актер смотрит в одну сторону, тем больше свободного пространства ему нужно оставить в кадре.
Средне-крупный план (Med*ium Close Up, MCU). Классический план «по плечи». Обычно подобный кадр строят так, чтобы над головой оставалось небольшое свободное пространство, а глаза находились на уровне одной трети от общей высоты кадра. Однако в данном случае мы взяли чуть ниже, чтобы сбалансировать кадр за счет комнатного растения, появившегося в его нижней части.
Общий план (Long Shot). Используется для того, чтобы показать зрителю, где находятся герои и что они делают. Построение этого плана может очень сильно сказаться на общем настроении сцены. Скажем, в данном примере актриса выглядит одинокой, изолированной, а в ее позе есть что-то комическое.
Сверхкрупный план (Extreme Close Up, ECU). Лицо или его часть дается во весь экран. Если смонтировать такой план с более широкими планами, он придаст сцене дополнительное напряжение.
Съемка через плечо. Таким способом легко показать отношения между людьми. В данном случае в кадр попадают оба героя, и зритель чувствует, как они взаимодействуют друг с другом.