Мастер-класс по настольному кинопроизводству*. Часть II Черновой монтаж
Излагаем сюжет
Теперь посмотрим, как можно использовать отснятые нами кадры для раскрытия фабулы произведения и характеров действующих лиц.
Итак, наша героиня пригласила в гости подругу. Она хотела обсудить с ней свои проблемы, но та оказалась не в настроении слушать, а сама говорила и говорила без остановки. Болтала она, наверное, целый час и в конце концов ушла, вся взволнованная и расстроенная.
Все это действие должно уложиться в несколько минут, причем у нашей главной героини почти нет текста. Существует бесконечное множество вариантов, как можно снять и смонтировать эту сцену. Вот что сделали мы…
1 Все начинается с довольно простого фрагмента. Подруга подходит к двери, и ее впускают внутрь. Единственно — во втором монтажном фрагменте, где изображено, как подруга входит в помещение, у нас возникла трудность. Камера была установлена в прихожей, и поэтому, когда дверь открылась, в объектив хлынул поток наружного света, создающий нежелательный эффект, поскольку камера автоматически перестроилась, чтобы компенсировать этот поток. Чтобы исправить этот недостаток, мы сначала поэкспериментировали с фильтрами программы Premiere (анимировали уровень яркости и баланс цвета с целью компенсировать солнечный свет). Получилось довольно сносно, но в конце концов мы остановились на другом варианте — подмонтировали небольшой фрагмент длиной в несколько секунд с изображением интерьера, которым и заполнили время, пока дверь оставалась открытой.
2 Чтобы создать впечатление, что разговор продолжался долго, мы разбили сцену на две части (которые снимали в разных комнатах). Впоследствии мы сделали так, чтобы голос подруги звучал непрерывным потоком на протяжении всей сцены.
3 Чтобы внести в сцену движение, развитие, мы смонтировали две части совершенно разными способами. Наша героиня пригласила свою подругу, поскольку хотела кое-что у нее узнать. Поэтому в начале сцены мы сделали ее очень энергичной и гостеприимной, воспользовавшись для этого съемкой из-за плеча. После этого мы подмонтировали несколько напряженных крупных планов, изображающих процесс приготовления чая (для создания более «активного» эффекта сняты были только руки). Эффект был усилен визуальными «скачками» во времени, в то время как голос скачков не делал. В результате сцена на кухне длится меньше минуты, а речь течет непрерывным потоком. Однако за это время наша героиня успевает заварить и выпить чашку чая! Чтобы сделать это действие более реальным, мы не ставили его отдельно или специально — мы просто попросили актрису приготовить себе чай и засняли, что она при этом делала.
4 Вторая половина сцены — полная противоположность первой. Голос продолжает литься непрерывным потоком, однако стиль монтажа в корне отличается от того, что было раньше. Действие происходит некоторое время спустя. Наша героиня уже бросила все попытки вставить хотя бы слово. В данном случае фрагмент строится всего из двух кусков. Первый — полностью неподвижный средний план, снятый из-за плеча. Мы видим героиню, в ошеломлении сидящую на диване; чашка с чаем замерла на полпути к губам. Второй фрагмент — это крупный план подруги. Ее лицо очень оживленно; оно занимает весь экран. Чтобы сделать монолог более натуральным, мы попросили актрису поимпровизировать, добавить к написанному в сценарии тексту что-нибудь от себя. Мы попросили ее рассказать, что она делала сегодня, записали все это и вставили в фильм крупный план с теми словами, которые были необходимы по сценарию.
5 Заканчивается сцена уходом подруги. Мы сделали этот фрагмент очень резким: подруга выскакивает за дверь так, что зрители едва успевают сообразить, что она ушла. В конце концов мы остаемся в полной тишине. Героиня стоит посреди холла в полном потрясении. На показанных здесь кадрах хорошо видно, что открывание двери серьезно сказывается на цветовом балансе и качестве освещения.