В прошлом выпуске мы показали вам, с чего следует начинать работу над собственным блокбастером. Читайте дальше! Сегодня мы даем полезные советы о том, как выполнить первоначальный монтаж и что делать, если все пойдет не так, как хотелось бы…
Мастер-класс по настольному кинопроизводству*. Часть II Черновой монтаж
Как завершить монтаж точно в срок…
Первые этапы монтажа могут стать самой захватывающей, самой впечатляющей частью любого видеопроекта. Но они же могут стать и той точкой, в которой неожиданно обнаружится, что весь ваш фильм никуда не годится… Если вы правильно поняли исходный замысел картины, то на этом этапе необходимо выяснить следующее: как этот самый замысел на экране соотносится с тем неистовым потоком прозы жизни, которым характеризуется большая часть кадров сырого съемочного материала.
Поскольку мы готовим фильм не для широкого вещания, об аренде дорогостоящего оборудования можно не беспокоиться. Весь наш отснятый материал хранится на диске, и все, что нам нужно для выпуска в свет готовой картины, — это программа Adobe Premiere (или ей подобная. — Прим. ред.). О чем нам еще не нужно заботиться — так это о последовательности наших действий. Теоретически можно было бы двигаться вперед кадр за кадром: отделывать каждую сцену до идеального состояния, сразу же предусматривая все необходимые эффекты, и только потом переходить к следующей. Так мы должны были бы поступать, если бы пользовались старомодными «линейными» монтажными комплексами. На практике же Premiere освобождает вас от такого механического процесса с его сдерживающими рамками. С Premiere метод монтажа становится делом личного вкуса и стиля.
Нелинейный монтаж позволяет в любой момент времени работать над любой частью фильма, поэтому имеет смысл воспользоваться именно этим методом. Лучше всего сначала грубо, приблизительно смонтировать ключевые сцены, чтобы можно было примерно понять, на что похож наш фильм, — и только потом приниматься за более тщательный монтаж, вставлять крупные планы и создавать спецэффекты.
Поскольку у вас есть возможность в любой момент просмотреть либо весь фильм, либо его часть, вы можете легко следить за сюжетной линией и ее развитием. Поначалу часто случается, что, слишком увлекшись деталями, вы неожиданно обнаруживаете, что часами просиживаете над одной сценой, решая: когда лучше вставить несколько кадров крупного плана — чуть раньше или чуть позже. Потом, когда вы будете смотреть готовый фильм, возможно, выяснится, что такие тонкости не имеют никакого значения. Поэтому считаем необходимым предупредить вас: когда вы будете комплектовать свою систему нелинейного монтажа, вам будут говорить, что эти системы позволят вам сэкономить время. «Вы сможете выполнить ту же самую работу в три раза быстрее», — скажут вам. И это будет неправдой.
Да, это ложь, хотя это одновременно и правда. Вы могли бы выполнить ту же самую работу в три раза быстрее, но вы не будете удовлетворены результатом. Имея в своем распоряжении все новомодные инструменты и возможность до бесконечности вносить поправки в любой кадр, пока он не станет абсолютно идеальным, вы очень скоро станете перфекционистом. В конце концов вы затратите гораздо больше времени, чем раньше, пока не перепробуете все возможные варианты монтажа и не остановитесь на самом первом из них.
Работа в Premiere
На первый взгляд Premiere может произвести немного пугающее впечатление, но оно продлится недолго, и скоро вы освоитесь в этой программе, как у себя дома. После того как вы импортируете свои тщательно поименованные файлы с «сырым» отснятым материалом (и любыми другими эффектами: звуком, титрами, анимацией и неподвижными картинками) в окно Project, можно начинать думать о том, как сложить из них фильм.
Главная задача при работе с Premiere (как и с любым другим монтажным пакетом) — освоиться в окне Timeline (раскладка по времени). Если коротко, то Timeline — это графическое представление вашего фильма. Оно поделено на видео- и аудиодорожки, причем их количество зависит исключительно от вашего желания. Чтобы включить в фильм тот или иной элемент, вам нужно просто «перетащить» его (методом drag-and-drop) в нужную позицию в раскладке по времени, а затем расположить их в нужном порядке.
Для простейшего монтажа больше ничего и не нужно (см. врезку «Шесть шагов к первой версии»). Однако Premiere предлагает гораздо больше, чем простой монтаж «кусков». Нажав правую кнопку мыши, вы можете манипулировать фрагментами самыми разными способами. Например, прокручивать их с разной скоростью, делать стоп-кадры в любом месте и даже задавать для них траекторию движения (motion path) по экрану. Но, наверное, самая важная возможность здесь — это фильтры. Щелкните на списке Filters, и перед вами откроется целая вереница методов, с помощью которых вы можете изменить ваше изображение.
Если вы хотя бы поверхностно знакомы с программой Photoshop, многие фильтры из этого списка покажутся вам знакомыми. Здесь есть и Brightness & Contrast («Яркость и контрастность»), и Color Balance («Цветовой баланс»), и Lens Flare («Блики»), а также целый ряд других возможностей, таких как Blur («Расфокусировка»), Twirl («Скручивание») и Ripple («Рябь»). В вашем распоряжении также фильтры для звука, такие как Echo («Эхо») или Graphic Equaliser («Графический эквалайзер»). (Усовершенствованные аудиофильтры — это, вероятно, самое важное достижение Premiere 5 по сравнению со всеми предыдущими версиями.)
Кроме того, большинство фильтров можно анимировать (в окне Filters есть своя собственная раскладка по времени, на которой вы можете создавать ключевые кадры и менять в них параметры фильтра). Это означает, что вы, например, можете создать световой блик, проносящийся через весь экран, или анимировать расфокусировку изображения и таким образом создавать классический эффект «потери сознания». Кроме того, вы можете наложить на свой клип эффекты в несколько слоев (их количество не ограничено); в отличие от Photoshop эффекты здесь не затрагивают исходный материал, поэтому в любой момент можно вернуться назад и внести любые исправления.
Смотри в действии
Чтобы увидеть фильтры в действии, нужно «протащить» через них «проигрывающую головку», держа при этом нажатой клавишу Alt. Таким образом, запускается рендеринг эффектов (он работает не в реальном времени). Чтобы посмотреть их в виде готового кино, нужно запустить Preview фрагмента. Сначала выделите интересующий вас фрагмент — рабочую область в раскладке по времени (передвинув маркеры в верхней части окна Timeline), а затем выберите команду Project > Preview.
Помимо фильтров в программе предусмотрен так называемый эффект Ripple Delete («Удаление порогов»). Он вызывается щелчком правой кнопки мыши. В результате этого эффекта кадр удаляется из раскладки по времени, а все остальное подтягивается, чтобы заполнить образовавшийся промежуток.
В следующих двух выпусках мы затронем и некоторые другие методы монтажа, предлагаемые программой Premiere, а сейчас стоит упомянуть еще несколько важных инструментов, с помощью которых вы сразу сможете приступить к освоению программы.
Во-первых, это инструмент Razor Blade («Резак»). Чтобы разрезать клип, помещенный в раскладку по времени, на две части, щелкните на инструменте Razor Blade слева вверху окна Timeline. Он поможет вам сделать в клипе невидимые разрезы, что позволит трактовать клип как два независимых куска видео (после того как куски будут разрезаны, щелкните на значке «стрелка», чтобы вернуть курсор в прежнее состояние).
Во-вторых, это так называемые переходы. Чтобы создать любой монтажный переход от фрагмента к фрагменту, отличный от прямой склейки, перетащите один клип на вторую снизу видеодорожку (трек 1а), а второй клип — на нижнюю дорожку (1b). Теперь разместите их таким образом, чтобы они пересекались на протяжении примерно секунды. Затем выберите команду Window > Show Transitions и из предложенного списка выберите тип перехода (самый общеизвестный из них — Cross Dissolve, или «Взаимное растворение»). После этого оттащите переход на слой Transition (между дорожками 1а и 1b) и опустите его на пересечение между двумя вашими фрагментами. Если вы хотите посмотреть, как работает переход, нужно запустить предварительный просмотр.
В-третьих, это окошко Navigator. Оно позволяет увеличивать или уменьшать изображение раскладки по времени на экране, так что вы сможете работать в любом масштабе, наиболее удобном для вас в данный момент.
После того как сцена будет завершена, ее нужно экспортировать в виде готового .avi-файла. Выбор правильного алгоритма компрессии и параметров его работы может стать долгим и сложным делом и будет зависеть от того, как предполагается демонстрировать данный фильм (на видео, CD-ROM или в Internet). К этому вопросу мы в дальнейшем еще вернемся. В программе Premiere предлагается на выбор целый ряд различных наборов предварительных установок для рендеринга, так что запустить его относительно легко.
В следующих выпусках мы займемся титрами и построением спецэффектов. Вы спросите: зачем нужны спецэффекты в фильме, снятом в обычной коммунальной квартире уездного города N, где нет ни пришельцев, ни монстров, ни элементарной пиротехники? Оказывается, нужны! Существует очень много цифровых спецэффектов, получить которые гораздо труднее, чем построить любой космический корабль. Это эффекты реальной жизни. Подробности вы узнаете в следующих выпусках.
На нашем CD вы найдете «сырой» отснятый материал фильма, описываемого в данной статье, и демонстрационную версию программы Premiere 5, так что, рискнув, вы тоже сможете склеить какую-нибудь сцену. (Чтобы посмотреть упомянутый выше фильм в ранних версиях Microsoft Windows, вам, возможно, понадобится поставить программу QuickTime (www.apple.com/quicktime), но стандартный Movie Player более поздних версий уже поддерживает QT-формат непосредственно. — Прим. ред.)
КомпьютерПресс 4'1999