Мастер-класс по настольному кинопроизводству*. Часть II Черновой монтаж
Использование дорожек
Как заставить Timeline работать на вас
В верхней части окна Timeline находятся видеодорожки. По умолчанию предусмотрены три видеодорожки — 1а, 1b и 2. Вы можете поместить свой клип на любую из них. Даже если клипы вставлены в двух разных дорожках, на экране будет видно содержимое только одной. Так в чем же смысл нескольких дорожек?
1. Уходы в сторону
Предположим, вы снимаете демонстрационный ролик по кулинарии, и у вас главное действующее лицо на общем плане — повар, занятый приготовлением блюда. Он непрерывно что-то говорит о своем рецепте, и вы хотите использовать этот клип практически целиком. Однако кроме этого вы сняли несколько крупных планов, которые иллюстрируют рецепт, и тоже хотите включить их в свой ролик.
Это можно сделать так. Перетащите главный общий план на нижнюю дорожку. Затем выберите нужные крупные планы и поместите их в соответствующих точках на верхней дорожке. Теперь, когда вы нажмете кнопку Play, большую часть времени будет демонстрироваться главный общий план, а там, где вы поместили свои крупные планы, — будут демонстрироваться они. Голос повара будет непрерывно сопровождать все действие.
2. Переходы
Если вы хотите перейти от одного фрагмента к другому не простой стыковкой кадров, а каким-нибудь другим способом, вам тоже понадобятся дополнительные дорожки. Просто тогда на экране одновременно должно будет демонстрироваться несколько фрагментов. Возьмем стандартный переход «растворение», когда одно изображение постепенно смешивается с другим. В процессе растворения оба фрагмента должны присутствовать на экране, поэтому нам нужны будут две дорожки. Кроме того, нам нужна будет еще и третья дорожка, на которую, собственно, и будет помещен результат растворения.
Программа Premiere содержит огромное множество различных переходов, правда, большая их часть не заслуживает внимания. Ничто так не разрушает самые впечатляющие моменты фильма, как неумеренное применение спецприемов, например, переворот экрана вокруг вертикальной оси или взрыв изображения с распадением на тысячу кусочков-звездочек. В драматических произведениях чаще всего используются обычные растворения. Пара наплывов тоже может прийтись кстати. Обратите внимание, как происходит смена сцен в «Звездных войнах» или в фильмах Тарантино, таких как «От заката до рассвета» или «Джеки Браун».
3. Рир-проецирование
Возможно, вам захочется построить комбинированные кадры, в которых сочеталось бы одновременно несколько клипов. Например, часть одного изображения можно сделать прозрачной, чтобы сквозь нее было видно другое изображение. Или можно создать эффект «картинка в картинке», когда внутри кадра появляется миниатюрное изображение совершенно другого видеоряда.
В следующем номере мы рассмотрим этот вопрос более глубоко, а сейчас пока, для краткости, отметим только, что для достижения этих эффектов нужно каждый из слоев изображения поместить на отдельную дорожку, а затем для одного из них включить параметр прозрачности (обычно прозрачными делают цвета, попадающие в некоторый заданный диапазон), чтобы части изображения исчезли с экрана. Все, что окажется на следующей по счету дорожке, будет видно через прозрачные области.
Обычно для создания эффектов (средней сложности) используется не так уж много дорожек. Судя по нашему личному опыту — не более семи. Семь дорожек понадобилось нам лишь однажды, когда мы строили какое-то космическое сражение. У нас было три или четыре отдельно отрендеренных анимационных ролика, задний план, взрыв и несколько лазерных молний, и все это должно было находиться на экране одновременно. В данном же случае нам редко приходилось задействовать больше, чем две дорожки.
Под видеодорожками расположены аудиодорожки. На эти дорожки можно импортировать файлы .wav либо использовать звук, записанный вами во время съемок. Вы можете микшировать звук при помощи слоев, накладывая друг на друга диалоги, музыку и аудиоэффекты. Нажав на стрелочку рядом с названием дорожки, можно настраивать относительный уровень звучания каждого клипа. Щелкните на шкале громкости (красного цвета) и передвиньте ее вверх или вниз — таким образом вы быстро и без труда создадите довольно сложные изменения в уровне звука. (В линейном пакете вам пришлось бы делать это вручную на этапе дубляжа.)
Если вы хотите разделить аудио- и видеоряд, можете либо совсем удалить видеодорожку, либо «заблокировать» ее нажатием правой кнопки мыши. В результате видеоматериал останется на прежнем месте, а звуковую дорожку можно будет переносить в любое место шкалы Timeline.