Мастер-класс по настольному кинопроизводству. Часть IV. Готовый фильм
Методы компрессии видео
Для разных методов распространения фильмов можно воспользоваться разными способами вывода на различные носители. Но и качество получится разное...
1. Итак, перед нами фильм с тем качеством, с каким мы его монтировали: с потоком
1,2 Мбайт/с, оцифрованным карточкой Miro DC20. После вывода на видеопленку картинка
получается четкой и резкой, без какого бы то ни было цифрового шума (такого,
например, как бахрома вокруг резко контрастирующих областей изображения или
блоки сплошного цвета в областях с низким разрешением, характерного для композитного
сигнала). Окончательный фильм занимает примерно 1,5 Гбайт, и для его воспроизведения
потребуется довольно-таки быстрый жесткий диск. (Впрочем, большинство дисков
легко «разовьет» такую скорость, но не сможет поддерживать ее в течение 20 минут).
2. Следующий этап — качество CD-ROM. Степень компрессии (и пространство, отводимое
под видеофильм) здесь определяется скоростью CD-ROM-приводов наших потенциальных
зрителей. При потоке данных 150 Кбайт/с наш фильм сможет увидеть любой, у кого
есть 2-скоростной CD-ROM-привод. 4-скоростной позволяет обрабатывать поток уже
до 300 Кбайт. Однако продавцы CD-ROM-приводов обычно называют максимальную скорость
своих устройств, а это совсем не то же самое, что устойчивая скорость чтения,
так что не стоит доводить качество видео непосредственно до верхнего предела
считывающего устройства (особенно это касается высокоскоростных CD-ROM-устройств,
у которых неравномерность считывания особенно сильна). А при скорости 300 Кбайт/с
наш фильм будет занимать примерно 300 Мбайт — около половины объема CD. Это
слишком много, поэтому мы решили снизить качество записи.
3. Поскольку нам известна скорость потока данных, необходимо выбрать подходящий
кодек (кодер-декодер) для компрессии, то есть алгоритм, по которому компьютер
будет сжимать и разжимать наше видеоизображение. Чем лучше кодек, тем выше качество
видео при фиксированной скорости передачи данных. (И еще: чем лучше кодек, тем
мощнее требуется компьютер для его запуска). В последнее время постоянно появляются
все новые и новые программы кодирования-декодирования, и их можно бесплатно
скачать из Сети. Однако не всегда можно гарантировать, что ваша аудитория будет
иметь на своей машине последнюю версию кодека и сможет воспроизвести вашу видеозапись.
Для себя мы выбрали Cinepak, поскольку у большинства он есть, и к тому же он
довольно сносно работает с видео. Существуют и более качественные компрессоры
(например, Intel Indeo), но они не так широко распространены. Но независимо
от того, каким кодеком вы воспользуетесь, у вас всегда будет возможность установить
различные параметры в программе Premiere, чтобы задать способ компрессии фильма.
Наиболее очевидные из них — это разрешение и скорость передачи данных. Однако
кроме этого существует масса других параметров, и единственный способ установить
их правильно — это эксперимент. Тем не менее, добившись одного только правильного
баланса между разрешением и скоростью потока данных, можно значительно повысить
качество изображения.
4. Мы испробовали множество различных вариантов конфигурации параметров при
разрешении 320*240, и результаты были самые разные. В некоторых эпизодах четкость
видеоизображения была волне нормальной, а в других (в частности, ближе к концу
фильма) компрессор просто отказывался использовать всю ширину своего диапазона
и переходил на скорость ниже 100 Кбайт/с при том, что мы запрашивали 250 Кбайт/с.
В результате получалось нерезкое, пикселяризованное изображение. В конце концов
мы подняли разрешение до 360*270 и получили гораздо более четкую и резкую картинку.
5. Еще больше понизив скорость потока, мы попадаем в епархию Internet-видео.
Здесь основным ограничением является скорость пользовательского модема. Конечно,
здесь есть возможность отрендерить фильм в файл в формате .avi или .mov и встроить
его в Web-страничку, но с теми скоростями передачи данных, что практикуются
в Internet, далеко не уедешь. Решить эту проблему можно с помощью специальных
программ, таких, например, как RealVideo, работающих с потоками видео. Качество
изображения при этом получится не очень высоким, так что если фильм у вас короткий
и нет необходимости демонстрировать его «живьем», то, возможно, будет достаточно,
если вы позволите посетителю вашего сайта скачать себе компрессированный .mov-файл.
Таким образом, вы сможете контролировать качество своей работы, а пользователю
не придется отправляться на ваш сайт каждый раз, когда он захочет посмотреть
ваш клип.