Мастер-класс по настольному кинопроизводству. Часть IV. Готовый фильм
Что такое телевизионное качество
Итак, наш кинопроект почти завершен. Все, что нам осталось сделать, — это внести в фильм окончательные правки, включить в него закадровую музыку и записать результаты на видеопленку, CD-ROM или опубликовать в Internet...
Мы начинаем заключительный этап нашего целлулоидного путешествия. В течение последних месяцев мы отсняли фильм на пленку, выполнили его предварительный монтаж и вставили титры и спецэффекты. Заключительный «мастер-класс» мы посвятим таким проблемам, как редактирование фильма (как водится, в сторону сокращения) и использование звука.
После чернового монтажа наш фильм имеет продолжительность примерно 20 минут. Для такого сюжета это слишком много; фильм необходимо несколько сократить. Существуют точки, в которых редакторские правки просто очевидны. Это такие сцены, когда действие не способствует развитию сюжета или лишний раз подчеркивает то, что уже и так ясно.
После того как из фильма будут удалены подобные сцены и сюжет станет более или менее приемлемым, на следующем этапе нам нужно будет разобраться со звуком. Это серьезная проблема. В свое время, готовясь к съемкам, мы хотели чувствовать себя максимально свободно и не желали обременять себя каким-то дополнительным оборудованием или персоналом, обеспечивающим запись качественного звука. Мы решили не связываться с направленными микрофонами или микрофонами на специальных выдвижных кранах, а положились на тот, что встроен в видеокамеру.
Оглядываясь назад, заметим, что, воспользовавшись таким специализированным оборудованием, мы, возможно, потратили бы меньше времени на этапе монтажа. Тем не менее качество звука, записанного встроенным микрофоном, получилось неплохим, особенно в сценах, снятых внутри помещения. Большая часть нашего фильма снималась крупными планами, так что микрофон ловил звук вполне нормально. Однако во время наружной съемки на пленку попало множество посторонних звуков, и на этапе post-production необходимо приложить определенные усилия, чтобы минимизировать этот шум.
Конечно же, свести нежелательные шумы наружной съемки к нулю нам не удастся: ветер, уличное движение, самолеты — главные нарушители спокойствия. Но проблема заключается не столько в уровне этого фонового шума, а в том, что в местах монтажной склейки этот звук делает резкие скачки.
К примеру, нам нужно заснять разговор между двумя персонажами, стоящими на тротуаре возле автотрассы. Если снимать этих людей под разными углами, то получится, что один из них находится в относительной тишине (так как микрофон повернут в сторону от дороги), а голос второго буквально тонет в шуме автомобильных двигателей, поскольку микрофон направлен прямо на дорогу.
Конечно же, небольшой шум уличного движения в кадре присутствовать должен — без него сцена будет выглядеть как-то странно, но уровень этого шума не должен меняться каждый раз, когда камера перескакивает с одного актера на другого. Приведем несколько советов, как бороться с плохим звуком.
Что-что вы сказали?..
Во-первых, необходимо свести звук во всей сцене к тому уровню, который характерен для самого худшего клипа, в эту сцену включенного. Возьмите фрагмент звукозаписи (без диалогов) из худшего клипа и примените его в качестве фонового звука. Обычно для этих целей специально записывают «дикие» звуки окружающей среды (или покупают готовую библиотеку таких звуков на компакт-дисках. — Прим. ред.). Затем эти шумы можно скопировать поверх остальной сцены, чтобы на всем ее протяжении уровень шума оставался одинаковым.
Во-вторых, необходимо чуть-чуть растянуть звук в ту или иную сторону. Что мы имеем в виду? Иногда при монтаже относительно длинных планов возникает возможность сделать так, чтобы звук из одного клипа частично переходил на следующий. Например, когда клип с плохим звуком стыкуется с клипом с хорошим звуком, можно позволить, чтобы плохой звук длился немного дольше (уже после точки склейки) поверх хорошего звука, а затем постепенно затихал и мягко сходил на нет. Таким образом, стыковка клипов будет менее заметной.
Наш третий совет — воспользоваться графическим и параметрическим эквалайзером. Программа Adobe Premiere 5 предлагает несколько очень полезных звуковых фильтров. С графическим эквалайзером вы, должно быть, уже знакомы. Он позволяет понижать или поднимать определенные диапазоны частот и таким образом удалять нежелательный шум.
Параметрический эквалайзер — это более тонкий инструмент для тех же самых целей. Он позволяет выбирать части звукового спектра, на которые вы хотите воздействовать, понижать или повышать их уровень, а также регулировать ширину полосы пропускания.
Например, шум от пролетающего самолета большей частью расположен в нижней части шкалы, так что его можно понизить, убрав низкочастотные звуки. Имейте в виду, однако, что чем больше вы корректируете звук своего клипа, тем больше вы воздействуете на качество звучания голосов ваших актеров. Если исправления будут слишком существенными, эффект может стать заметен для зрителя и слушателя.
Более «тонкие» советы
Совет четвертый. Если вы снимаете карнавальное шествие, сделайте несколько кадров в стороне от него и, если это будет уместно, вмонтируйте их в основную сцену. Тем самым вы не разрушите свой фильм,а только поможете зрителю правильно его воспринимать.
Совет пятый — наложите поверх обычного шума немного музыки и короткие звуковые эффекты. Это часто помогает замаскировать плохой звук. Например, если, придя в студию, вы обнаружили, что в фоновых звуках явно различаются крики рыночного торговца, предлагающего свои товары, введите в звуковую дорожку общий шум рыночной площади, и тогда одинокий голос будет более оправданным. Или же, наоборот, замаскируйте выпадающий из общей картины звук небольшим фрагментом закадровой музыки, гармонирующей с настроением данной сцены.
Спасибо, музыка, тебе
Мы плавно переходим к теме музыки в кино. Небольшое количество подходящей по смыслу закадровой музыки действительно может поднять ваше произведение на новую высоту. Мелодии к нашему фильму, например, были написаны местным композитором, исполнены им же самим на его собственном синтезаторе и записаны при помощи программы-секвенсора. Просмотрев черновой монтаж, наш композитор решил написать несколько отдельных музыкальных фрагментов с разным внутренним настроением, чтобы мы могли подмонтировать эти фрагменты там, где это будет необходимо. Он записал свою музыку на CD, а мы затем могли копировать ее на жесткий диск и импортировать в Premiere.
В нашем фильме было несколько сцен — например, вступительный монтаж, — где музыка напрашивалась сама собой. Звуковую дорожку мы монтировали в программе Premiere. С помощью инструмента Rubber Band (Резиновая лента), значок которого расположен под звуковым файлом, можно поднимать и опускать уровень звука в нужные моменты действия, тем самым позволяя голосам героев и звуковым эффектам звучать более отчетливо. Premiere предлагает столько звуковых дорожек, сколько вы никогда не сможете задействовать. Помимо этого для достижения определенных эффектов можно использовать встроенный графический эквалайзер, эхо и другие фильтры.
Мы не стали вводить в свой фильм слишком много закадровой музыки, а выбрали несколько точек, в которые необходимо было вставить характерные аккорды. Но имейте в виду: с этими вещами очень легко перебрать. В конце концов большую часть фильма мы оставили без музыкального сопровождения и включили его только в тех местах, где это было действительно необходимо.
В финальной сцене мы пустили фоном тот же самый музыкальный фрагмент, что и в начале фильма, связали тем самым эти сцены друг с другом. Кроме того, музыка великолепно помогла создать верное настроение в заключительных кадрах фильма.
Выход наружу
Мы снимали свой фильм в формате S-VHS и цифровали его с потоком примерно 1,2 Мбайт/с. Окончательную версию нужно было прежде всего отрендерить в программе Premiere с максимально возможным качеством. В тех сценах, где мы поработали над видеоматериалом (применили эффекты, фильтры, спецпереходы, ввели титры и так далее), происходит некоторая потеря качества. Однако, если рендерить проект с выключенным параметром Recompress (а параметры кодирования-декодирования и разрешения останутся теми же, что и в процессе оцифровки сырого видеоматериала), все остальные сцены будут отрендерены без потери качества.
Такой способ рендеринга прекрасно подходит для вывода фильма в формате VHS. Но для вывода на CD-ROM такой объем данных слишком велик. Кроме того, этот способ компрессии будет распознаваться только теми компьютерами, на которых установлена карта miro DC20, то есть та, что мы использовали для оцифровки видео. Следовательно, для широкого «проката» фильма подобный метод вывода не подходит. Для вывода на CD-ROM его нужно будет отрендерить с более высокой степенью компрессии.
Программа Premiere позволяет легко протестировать качество различных методов рендеринга. Поиграв с параметрами, вы получите самые разные результаты. Более подробное и углубленное описание различных методов рендеринга для CD-ROM вы найдете на нашей врезке «Компрессия видео».
Et voila!
Итак, перед нами готовый фильм, все операции post-production-обработки которого были выполнены на настольном компьютере. Бюджет этого фильма оказался довольно скромным: мы потратились на пленку для видеокамеры, записываемые CD-R-диски и немножко — на шоколадки нашим актерам. Если бы нам пришлось платить всем участникам проекта по полной программе, стоимость фильма возросла бы примерно раз в 100 (учтите, что речь идет только об актерах и музыкантах — все остальные имена, включенные нами в титры, как было рекомендовано в третьей части нашего мастер-класса, выдуманы для пущей важности). Если же вам придется еще и закупать аппаратуру и программное обеспечение, то издержки удвоятся. Тем не менее эти цифры не сравнимы со средними производственными издержками компании ВВС, где стандартный малобюджетный короткометражный фильм обходится в 20-50 тыс. долл., а для больших драматических произведений нет ничего необычного в цене 20 тыс. долл. за одну минуту.
Но чего вы не сможете избежать — так это затрат времени и энергии. Что бы вы ни говорили сами себе и как бы вы ни планировали свою работу, процесс кинопроизводства поглотит всю вашу энергию и займет как минимум в два раза больше времени, чем вы первоначально запланируете. Тем не менее если вы решили во что бы то ни стало двигаться вперед, никто не сможет ни сказать, ни сделать ничего такого, что бы остановило вас на этом пути. А теперь, когда вы знаете, как делается кино, — ваше будущее в ваших руках...
КомпьютерПресс 6'1999