Центры данных
Какие услуги предоставляет провайдер?
Каким должен быть центр данных
От ASP к центрам данных, или Подход IBS
Традиционный дата-центр, или Версия «Голден Телеком»
Сегодня не все помнят, как начиналась эра всеобщей компьютеризации. Два десятка лет назад, когда персональный компьютер существовал только на страницах фантастических романов, а о возможности появления глобальных компьютерных сетей еще никто даже не задумывался, в центрах данных и серверных комнатах крупных компаний работали большие ЭВМ (mainframes). Доступ к ресурсам, расположенным на этих машинах, имели только профессионалы и только в стенах вы числительного центра. С появлением мощных персональных компьютеров, с развитием телекоммуникаций и возникновением Интернета ситуация кардинальным образом изменилась: начали появляться информационные ресурсы и сетевые сервисы, доступ к которым можно получить из любой точки земного шара при наличии доступа в Интернет.
В свое время владельцы информационных сетевых ресурсов и сервисов столкнулись с определенными трудностями. Дело в том, что с увеличением аудитории Интернета возникает необходимость в обеспечении одновременной передачи больших объемов текстовых, графических, аудио- и видеоданных тысячам, а то и десяткам тысяч пользователей по всему миру. Появились мощные серверы, способные справляться с такими нагрузками, однако для бесперебойной работы требуются специальные условия эксплуатации, поддержание определенных температурных и климатических условий, обеспечение бесперебойного питания — в общем, все те условия, которые создавались для работы в вычислительных центрах прошлого.
В результате владельцам крупных Интернет-ресурсов пришлось выбирать: либо тратить большие деньги на создание и поддержание всей необходимой инфраструктуры, либо воспользоваться услугами провайдеров хостинга (HSP — hosting service provider), обладающих как инфраструктурой, необходимой для размещения сетевого оборудования клиентов, так и широкими каналами связи для обеспечения бесперебойного доступа к ресурсам.
Какие услуги предоставляет провайдер?
Основными услугами провайдеров, предоставляемыми бизнес-клиентам, являются услуги центров данных (Data Center). Как правило, дата-центры предоставляют услуги четырех уровней:
- Аренда места на серверной стойке центра данных провайдера для установки оборудования клиента — низший уровень услуг. В этом случае провайдер обязан гарантировать бесперебойное электропитание для оборудования клиента, обеспечить температурный режим и качество подключения к Сети.
- Аренда сервера и сетевого оборудования у провайдера. Этот уровень налагает большую ответственность на провайдера, так как в этом случае он должен обеспечить полный сервис и поддержку работы аппаратуры. На арендуемых серверах клиент использует собственное ПО, поддержку которого он также осуществляет самостоятельно.
- Виртуальный хостинг на аппаратном обеспечении центра данных. Поставщик услуг гарантирует не только обслуживание серверов и оборудования, но и поддержку ПО — ОС и Web-приложений. Обычно виртуальный хостинг выбирают клиенты, не предъявляющие высоких требований к качеству сервиса и не нуждающиеся в круглосуточной работе своих Интернет-ресурсов.
- Хостинг в режиме 24×7 при гарантии заданного времени отклика на запрос — это высший уровень услуг центра. В этом случае повайдер берет на себя обязательства обеспечивать круглосуточную работоспособность серверов клиента, а зачастую также осуществляет сбор и обработку необходимой статистической информации.
Полноценный хостинг обычно выбирают клиенты, серьезно относящиеся к своему бизнесу, понимающие, что неполадки и вынужденный простой бизнес-процессов может привести к значительным финансовым потерям для компании. Уровень рисков оговаривается сторонами заранее, при заключении договора (SLA — соглашение об уровне сервиса).
При оценке надежности функционирования системы профессионалы обычно учитывают десятые и сотые доли в процентном соотношении работы и простоев. Казалось бы, надежность в 99,99% вполне достаточна, однако при пересчете на год этот показатель означает 52,5 минуты простоя оборудования в год или 1 минуту простоя каждую неделю. Естественно, небольшая фирма может и не заметить этого, однако на работе электронной биржи, банка или магазина такой простой может сказаться очень серьезно: потери финансовых компаний за одну минуту простоя могут измеряться цифрами с пятью нулями.
Обеспечение безопасности работы клиентского оборудования и ПО очень важно для провайдера, так как велика вероятность того, что при простоях и отказах ему придется платить неустойки и, более того, неизбежно терять клиентов.
Реализация таких показателей безопасности при помощи аппаратных средств возможна посредством двойного резервирования данных или установки кластерных систем. Оптимальным решением является применение комплексного подхода, предполагающего обеспечение не только аппаратных требований (надежных сетевых соединений, качественной работы оборудования с обязательным резервированием данных), но и физической безопасности серверных комнат (бесперебойной работы UPS, систем климат-контроля и поддержания температурного режима и систем защиты от несанкционированного доступа).
Каким должен быть центр данных
Основой центра данных является создание физической среды, необходимой для бесперебойной работы серверов клиента 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году. Как правило, для этого используются специальные помещения с фальшполами, системами температурного контроля, нагревания, вентиляции и кондиционирования воздуха, пуленепробиваемыми дверьми и серверными полками (стойками), что обеспечивает надежную работу даже в неблагоприятных условиях. Помимо этого все помещения оснащены камерами наблюдения, индикаторами дымности, сенсорами движения, системами противопожарной безопасности и системами защиты от несанкционированного доступа.
С помощью этих систем безопасности дата-центр способен обеспечить высочайшую степень защиты оборудования от физических повреждений.
Помимо предотвращения возможности физической порчи сервера всегда существует возможность отказа оборудования из-за перегрузок или сбоев в работе. Эти проблемы решаются путем использования систем резервирования, независимых систем энергоснабжения и запасных генераторов.
Для оптимизации работы клиентских приложений в центрах данных часто используются программные и аппаратные средства трассировки пакетов, которые определяют оптимальный путь прохождения пакета данных по Сети и направляют его движение, что позволяет значительно снизить время загрузки Web-страниц с сервера клиента.
Кто пользуется услугами HSP
В сферу интересов современного дата-центра попадают практически все известные на сегодняшний день задачи, касающиеся предоставления Интернет-услуг. Например, компании, занимающиеся Интернет-коммерцией, на первый план ставят обеспечение безопасности и конфиденциальности сделок. Затраты на обеспечение безопасности в области электронной коммерции достаточно высоки, и даже минимальная стоимость системы безопасности может оказаться гораздо выше стоимости защищаемых данных. Поэтому в большинстве случаев компании предпочитают использовать систему безопасности, предоставляемую хостинг-провайдером. Кроме того, для нормального функционирования любого такого предприятия требуется быстрая и надежная связь. Путь таких компаний также лежит в современный дата-центр.
Кроме того, нашими клиентами являются практически все небольшие компании, желающие получить в аренду ранее недоступное ПО, компании «традиционной» экономики, выбирающие Интернет для организации собственной торговой площадки, и др.
Помимо этого важное значение имеет высококвалифицированная техническая поддержка, которую оказывают менеджеры и инженеры центра и которая исключает для клиента необходимость содержать целый штат собственных сотрудников, отвечающих за работоспособность системы.
Перспективы HSP
Спрос на услуги хостинга растет параллельно с развитием Интернета, то есть в геометрической прогрессии: все большее количество создателей сетевых ресурсов арендуют у провайдеров вычислительные мощности для организации Интернет-проектов и обеспечения надежной работы приложений.
В нашей стране рост в отрасли пока идет не так быстро, как на Западе, однако уже сегодня можно говорить, что и российский Интернет в части размещения ресурсов делает выбор в пользу HSP.
Конечно, говорить о десятках тысяч клиентов, стремящихся размещать свое оборудование в дата-центре, пока рано. Однако быстрое развитие Интернета в России стимулирует спрос на высококачественные и надежные услуги хостинга, и уже через несколько лет аренда структурно-аппаратных мощностей провайдера станет наиболее привлекательным решением для размещения ресурсов в Сети.
КомпьютерПресс 6'2001