LightWave 6.5*
C новой системой частиц и Motion Designer 2000 ценность апгрейда от Newtek значительно повысилась...
Столкновение мягких тел в LightWave 6.5
Компания Newtek имеет обыкновение сначала выпустить какую-нибудь бледную, предварительную версию своего продукта, чтобы потом шумно разрекламировать первоклассный апгрейд к нему. Шестая версия 3D-анимационной станции от Newtek в техническом плане, несомненно, стала крупным прорывом, поскольку в ней содержалась общая схема, позволяющая быстрее разворачивать новые разделы и свойства программы. Однако пакет, который получили пользователи, не отвечал их ожиданиям, а Mac-версия была вообще ужасной. Затем последовал анонс версии 6.1, обещавший не только исправить ошибки, но и добавить несколько новых впечатляющих возможностей. Но вскоре стало ясно, что присвоение номера 6.1 абсолютно не адекватно количеству новых возможностей, которые были добавлены в программу, и в конце концов обещанный апгрейд был обновлен до версии 6.5.
В чем основные особенности этого апгрейда? Прежде всего компания Newtek значительно реорганизовала интерфейсы и встроила в программу все те plug-in’ы, которые мы привыкли разыскивать через длинные pop-up-меню (особенно в Modeller).
Теперь интерфейс всех программ украшают новые панели Tabs, а также панель кнопок и инструментов. Поначалу это удивляет, однако, поскольку все в этих интерфейсах перестраивается по желанию пользователя, вы можете скомпоновать свой собственный вариант рабочего пространства.
В разделе Modeller появилось несколько великолепных новых инструментов, например Rail Bevel («Фаска по направляющей»), который позволяет управлять профилем фаски с помощью фоновых кривых. От каждой точки на этой кривой строится новый сегмент фаски, так что по зигзагообразной кривой можно построить гармошку. Инструмент этот интерактивен: если «тащить» его при нажатой кнопке мыши, то таким образом можно регулировать высоту фаски, а также степень влияния на нее профильной кривой. В программе появился и новый инструмент Snap («Захват»), который работает точно так же, как и инструмент Drag («Перетаскивание»), но при этом позволяет «цепляться» за другие точки объекта. Слишком сложных параметров захвата, таких как захват по центру поверхности или кривой, здесь не предусмотрено, поскольку LightWave на самом деле различает только точки.
В разделе Layout по сравнению с предыдущей версией значительно усовершенствованы организация меню и расположение кнопок. Как и в разделе Modeller, здесь можно вручную перемещать разделители видовых окон (Viewport). Основные команды навигации по видовым окнам, применявшиеся в Modeller, теперь повторены и в Layout, благодаря чему два этих приложения стали больше похожи друг на друга. В Layout также добавлен режим просмотра Schematic view, доступный из любой просмотровой панели. В этом режиме на экран выводится графическое представление об иерархии сцены, что бывает очень полезно. Представьте себе, что вы строите сложную каркасную модель и вам нужно найти какую-то определенную «косточку» в ее «скелете». В этом вам поможет Schematic view: любой каркас можно упорядочить точно так же, как кости упорядочены в человеческом скелете, и тогда отыскать бедренную кость будет столь же просто, как и средний сустав второго пальца правой ноги. Строить иерархии можно прямо в Schematic view, для чего следует только нажать клавишу Control и щелкнуть мышью на объекте, который, по вашему мнению, должен быть родительским по отношению к объекту, выделенному в данный момент. Если вы нажмете клавишу Control и щелкнете мышью на пустом месте, то вершиной иерархии станет объект, выделенный в данный момент.
Лучшие нововведения в программе — это Motion Designer 2000 и совершенно новая система частиц (Particle system). Раньше для построения системы частиц в LightWave требовались неимоверные усилия — нужно было загружать файлы данных для plug-in-модулей, причем предварительный просмотр имел совершенно жалкий вид и т.д. и т.п. Теперь же система частиц полностью интегрирована в программу и полностью интерактивна, что делает ее гораздо более дружественной по отношению к пользователю.
Чтобы изобразить фонтан, нужно просто создать Null-объект, применить к нему новый plug-in FX_Emitter и нажать кнопку Play. Из Null-объекта начнут извергаться частицы, при этом программа позволяет также перенаправлять их поток, добавлять силы притяжения, вес, устанавливать вариативность частиц и их колебательные движения — и все это в интерактивном режиме. Вы даже можете таскать туда-сюда временную шкалу: данные системы частиц кэшируются, поэтому она всегда будет работать гладко и плавно. В сцену можно добавить и другие свойства, например ветер или выбросы, и эти характеристики будут зависеть от скорости столкновения (взаимодействия) с другими объектами. Кроме того, если объектом, испускающим частицы, будет не Null-объект, а какой-либо видимый объект с определенными параметрами, то можно устроить испускание частиц c его поверхности или из его вершин. Частицы могут сталкиваться с объектами сцены, а также могут служить источником объемных эффектов HyperVoxel, с помощью которых легко создать эффекты дыма или жидкости.
Модуль Motion Designer принес в LightWave динамику жестких и мягких тел. Поверхностям тел, которые помечены как мягкие тела, теперь можно присваивать свойства, характерные для материалов реального мира, такие как густота, тяжесть, эластичность. В программу включено несколько наборов заранее подобранных параметров, соответствующих свойствам таких материалов, как шелк или резина. Таким образом, если в сцене происходит столкновение (взаимодействие) объектов, то объекты, являющиеся мягкими телами, будут деформироваться в процессе этого взаимодействия. Время просчета таких деформаций зависит от сложности объекта, но, как показывает опыт, в основном все происходит довольно быстро. После первоначального обсчета картина деформации объекта сохраняется и затем применяется уже в готовом виде, так что сцены со столкновениями объектов проигрываются в реальном времени.
По качеству Mac- и PC-версии примерно равнозначны. Если Mac-версия более стабильна, то PC-версия выглядит солиднее, что просто удивительно при таком количестве новых возможностей программы. Короче говоря, наконец-то мы получили такой LightWave, которого ждали. Конечно, и здесь по-прежнему имеются некоторые странные и неприятные моменты, но в общем и целом фирма Newtek сделала хорошее дело.
КомпьютерПресс 7'2001