Проблемы GPS-навигации в России

Олег Татарников

Точность нам не важна — наша карта должна
Быть пустой и желательно синей!
Льюис Кэрролл. Охота на Снарка

Проблема первая: правовые вопросы использования в России GPS-приемника как радиоэлектронного устройства

Проблема вторая: правовые вопросы использования в России GPS-приемника как навигационной системы

Проблема третья: правовые вопросы использования точных карт для GPS-навигации

 

Москва глазами производителей GPS-навигаторов

Современные тенденции GPS-навигации

Альтернативная навигация

GPS выходит из подполья

 

о всем мире стремительно растет популярность навигационных систем. Определение местоположения и точного времени находит все более широкое применение, и количество продаваемых GPS-устройств (Global Positioning System) с каждым годом удваивается. GPS-приемники встраивают в автомобили, часы, мобильные телефоны, телескопы, фотоаппараты и т.д. Причем иногда GPS-навигаторы служат лишь для определения точной даты и времени. Информации о спутниковой навигации и ее использовании в повседневной жизни сегодня уже вполне достаточно, чтобы понять, нужен ли вам GPS-приемник. Однако хотелось бы поговорить о специфических проблемах России, которой, как известно, весь мир не указ. Более того, летом 2002 года особо ретивые чиновники даже готовили постановление о запрете ввоза GPS-навигаторов в нашу страну.

Проблема первая: правовые вопросы использования в России GPS-приемника как радиоэлектронного устройства

Да, приятно... Но вскоре после выхода в море

Стало ясно, что их капитан

Из моряцких наук знал единственный трюк —

Балабонить на весь океан.

Льюис Кэрролл. Охота на Снарка

 

С позиции действующего законодательства Российской Федерации порядок ввоза на территорию России, приобретения и эксплуатации спутниковых навигационных приемников вроде бы носит разрешительный характер. Причиной тому является то, что на основании Федерального Закона РФ «О связи» № 15-ФЗ от 16.02.95 в ред. от 17.07.99 Правительство Российской Федерации устанавливает особые условия приобретения, эксплуатации и ввоза из-за границы радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) в целях обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств.

Спутниковые навигационные приемники в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. № 643 «О порядке изготовления, ввоза в Российскую Федерацию и использования на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств)» (в ред. от 25 февраля 2000 г.) вроде бы относятся к радиоэлектронным средствам (высокочастотным устройствам), понятие которых и вводится в указанном документе.

Однако если внимательно прочитать это Постановление, как это сделал, например, Михаил Трусков (http://www.skitalets.ru/laws/urrazdel/gps.htm), то окажется, что GPS-приемников оно не касается, так как в п. 2 этого Постановления четко сказано: «Действие настоящего Положения не распространяется на: радиоэлектронные средства, предназначенные для индивидуального приема программ теле- и радиовещания, сигналов персонального радиовызова (радиопейджеры), изделия бытовой электроники, не содержащие радиоизлучающих устройств». Никаких «радиоизлучающих устройств» GPS-навигаторы не содержат — они являются приемниками подобного излучения со спутников и, естественно, представляют собой «изделия бытовой электроники», а значит, не подпадают под действие сурового Положения. Заметим, что когда в свое время на основании этого Положения были необходимы разрешения на использование сотовых телефонов (пока в 2000 году законодатели не внесли в это Положение поправку, выводящую сотовые телефоны из-под его юрисдикции), то это еще имело под собой какое-то обоснование (телефон — это и приемник, и передатчик), а в случае с GPS-приемниками на это никаких оснований нет, поэтому разрешения в области связи и радиоэлектронных средств на использование GPS-навигаторов никто требовать не может.

Отметим при этом, что данное Положение — единственный подзаконный акт, утвержденный Правительством, который регулирует круг вопросов, связанных с использованием бытовой высокочастотной техники, и все инструкции «О порядке выдачи… разрешений» разработаны на основании этого самого Постановления № 643. Поэтому требование разрешений со стороны службы государственного надзора за связью РФ абсолютно незаконно и может быть оспорено в любом суде.

Такими же незаконными и неграмотными являются документы о порядке ввоза в Российскую Федерацию спутниковых приемников гражданского применения. Напомним, что ввоз указанного оборудования происходит на основании разрешений, выдаваемых органами службы государственного надзора за связью (укрупненный перечень радиоэлектронных средств (РЭС) и высокочастотных устройств (установок), закупка за границей и ввоз в Российскую Федерацию которых допускается при наличии разрешений Главгоссвязьнадзора Российской Федерации, — Письмо ГТК РФ от 28 марта 1995 г. № 01-13/4265 в ред. от 24 января 1996 г.).

Сегодня для получения такого разрешения как физические, так и юридические лица подают заявки, к которым прилагаются технические характеристики GPS-приемников, с указанием сроков и места их использования на территории РФ. Это опять-таки делается на основании вышеупомянутого Постановления Правительства № 643, которое, как мы помним, в своих формулировках прямо исключает бытовые GPS-навигаторы из рассмотрения.

Понятно, что ввоз подобного оборудования для военного применения вполне обоснованно осуществляется на основе разрешений, выдаваемых Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации, но какое отношение это имеет к бытовым устройствам?

Таким образом, понятно, что навязываемые чиновниками на практике формы разрешений на ввоз и вывоз, которые выдаются Госсвязьнадзором России и его региональными управлениями, установлены Письмом Минсвязи РФ от 17 мая 1994 г. № 3658 «О порядке ввоза из-за границы радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) на территорию Российской Федерации» и Письмом ГТК РФ от 19 мая 1999 г. № 03-09/14485 «О ввозе радиоэлектронных средств в Российскую Федерацию» (с изменениями от 14 апреля 2000 г.) и основаны на том же Постановлении № 643, поэтому никакого отношения к бытовым GPS-навигаторам не имеют, а следовательно, требования чиновников неправомерны.

Таким образом, становится ясно, что бытовые GPS-приемники не являются имуществом, оборот которого регулируется государством (как, например, оружие или наркотические вещества). И покупая бытовой GPS-навигатор, причем независимо от страны приобретения, мы фактически становимся владельцем обыкновенного имущества, лишить которого нас могут, согласно ст. 35 Конституции РФ, только по решению суда, и никаких ограничений на ввоз и вывоз его из России наложено быть не может, а все существующие требования незаконны. Кроме того, разрешение на эксплуатацию, полученное конкретным заявителем, не может быть передано другому лицу и не дает кому-либо еще, кроме заявителя, право на использование GPS-приемника, а это является еще одним нарушением прав граждан.

Понятно, что незаконно и требование разрешения для приобретения GPS-приемников внутри страны, которое якобы необходимо получать независимо от цели их приобретения (Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 832 «Об утверждении особых условий приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств» в ред. от 25 февраля 2000 г., которое, в свою очередь, также ссылается на вышеупомянутое Постановление Правительства РФ № 643 в ред. от 25 февраля 2000 г.).

Последний документ устанавливает положение о возможности реализации подобного оборудования на территории России только покупателям, имеющим разрешение на его приобретение, «забывая», что GPS-приемники не являются предметом его юрисдикции. А ведь именно этим документом часто пользуются продавцы GPS-устройств, навязывая такие разрешения за отдельную плату.

И наконец, необходимо отметить, что подобная формулировка, как и в пресловутом Постановлении, использована и в тексте статей Кодекса РФ об административных правонарушениях, которым всех пугают. А между тем, всё, о чем говорится в Кодексе относительно «самовольного проектирования… изготовления, приобретения, установки или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств» (ст. 13.3), а также «нарушения правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдения государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения… с конфискацией…» (ст. 13.4 п. 2), не касается GPS-навигаторов, поскольку там сказано: «Не влечет административной ответственности использование радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, предназначенных для индивидуального приема программ телевизионного вещания и радиовещания, а также для использования изделий бытовой электроники, не содержащих радиоизлучающих устройств».

Или, может быть, чиновники уверены, что часы Casio ProTrek GPS, работающие на крохотной литий-ионной батарейке, могут еще что-нибудь излучать?

В начало В начало

Проблема вторая: правовые вопросы использования в России GPS-приемника как навигационной системы

Для чего, в самом деле, полюса, параллели,

Зоны, тропики и зодиаки?

И команда в ответ: «В жизни этого нет,

Это — чисто условные знаки».

Льюис Кэрролл. Охота на Снарка

 

Вопросу эксплуатации спутниковых навигационных приемников в России уделено больше внимания в законодательстве, при этом их использование совершенно нерегламентировано.

Например, в современном российском законодательстве федерального уровня существует ряд нормативных актов, но они, как правило, специализированные и к бытовым навигаторам отношения не имеют (например, Постановление Правительства РФ от 3 августа 1999 г. № 896 «Об использовании в Российской Федерации глобальных навигационных спутниковых систем на транспорте и в геодезии»). То есть речь идет о лицензировании профессиональной деятельности по определению географических координат точки на местности.

Ну какие геодезические, картографические и другие работы, связанные с точным определением координат точек на земной поверхности, могут проводить рядовые владельцы бытовых GPS-навигаторов? Лицензия на указанные виды деятельности нужна лишь тем, кто профессионально этим занимается: управляет транспортом, составляет карты и т.д.

Причем для того, чтобы какая-либо деятельность требовала лицензирования, требуется ряд обязательных условий:

• установление такого требования федеральным законом;

• определение порядка осуществления лицензирования, то есть наличия утвержденного Постановлением Правительства РФ Положения о лицензировании этого вида деятельности;

• определение работ и услуг по видам деятельности, необходимость осуществления лицензирования которых установлена федеральным законом.

А в настоящий момент действует только Закон РФ «О геодезии и картографии» от 26 декабря 1995 г. № 209-ФЗ, в котором в ст. 12 установлено, что лицензируется геодезическая и картографическая деятельность.

И в Положении о лицензировании топографо-геодезической и картографической деятельности в РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26 августа 1995 г. № 847 и действовавшем до 8 июня 2001 года, еще как-то невнятно оговаривалось лицензирование применения «автономных средств определения координат», то в ныне действующих Положениях все четко указано и никаких ограничений на применение GPS-навигаторов для личных нужд не налагается.

Напомним, что ранее в качестве приложения к Постановлению был утвержден Перечень видов топографо-геодезических и картографических работ, подлежащих лицензированию, в котором действительно был «сомнительный» пункт 1.14: «Определение координат геодезических пунктов и точек земной поверхности с использованием автономных средств определения координат (геодезических спутниковых приемников)». Формально под этот подзаконный акт можно было подвести любую деятельность с использованием GPS-приемников, что, действительно, требовало наличия определенного разрешения, хотя при этом и не оговаривались условия применения таких устройств.

Однако последним, ныне действующим Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2001 г. № 453 было утверждено новое Положение о лицензировании геодезической и картографической деятельности в РФ, в приложении к которому утвержден новый Перечень работ, входящих в состав лицензируемой геодезической и картографической деятельности. В этом Перечне четко указано, что лицензируется только та деятельность с применением GPS-приемников, которая связана с «выполнением… геодезических и топографических работ при проведении инженерных изысканий, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, а также иных изысканий и специальных работ».

То есть законодательная база на федеральном уровне для получения каких-либо разрешений и лицензий для использования GPS-приемника в качестве навигационного средства для личных нужд также фактически отсутствует.

А на уровне регионального законодательства правовое регулирование вообще не касается этих вопросов и никак не регламентирует действия граждан, сталкивающихся с проблемами ввоза, приобретения и эксплуатации спутниковых навигационных приемников в России.

В связи с этим вызывает недоумение сам процесс получения разрешения на эксплуатацию геодезических спутниковых приемников, который регулируется Приказом Госсвязьнадзора РФ от 26 марта 1999 г. № 18 «О введении в действие Инструкции о порядке оформления и выдачи разрешений на эксплуатацию автономных средств определения геоцентрических координат (геодезических спутниковых приемников) на территории Российской Федерации». Заявителю, согласно этой Инструкции, надлежит обращаться в региональные управления Государственного надзора за связью в Российской Федерации.

Причем непонятно, на каком основании устанавливаются требования и определяется содержание следующей заявки на эксплуатацию GPS-приемника физическими лицами, где оговаривается:

• цель эксплуатации геодезического спутникового приемника;

• наименование и тип геодезического спутникового приемника;

• основные технические характеристики геодезического спутникового приемника;

• наименование фирмы — изготовителя геодезического спутникового приемника;

• планируемые места использования геодезического спутникового приемника;

• сроки эксплуатации геодезического спутникового приемника;

• копия сертификата об утверждении типа средств измерений, выданного Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации;

• письменное согласование на получение разрешения на эксплуатацию, выданное Территориальной инспекцией государственного геодезического надзора;

• копия разрешения Главгоссвязьнадзора России на ввоз геодезического спутникового приемника из-за границы либо копия разрешения регионального Управления Госсвязьнадзора России на его приобретение на территории России.

Причем рассмотрение (экспертиза) такой заявки является платной процедурой. Похоже, Госсвязьнадзор не только нарушает установленное законодательство, но и делает это в «корыстных целях».

Заметим, что полученное разрешение на эксплуатацию является действительным на протяжении указанного в нем срока, а по истечении срока действия разрешения необходимо его продление. Вот уж где нет предела «фантазии» чиновников, стремящихся из всего получить выгоду!

В начало В начало

Проблема третья: правовые вопросы использования точных карт для GPS-навигации

На обыденных картах — слова, острова,

Все сплелось, перепуталось — жуть!

А на нашей, как в море, одна синева,

Вот так карта — приятно взглянуть!

Льюис Кэрролл. Охота на Снарка

 

Итак, рассмотрев все правовые аспекты, связанные с приобретением и использованием GPS-навигаторов, мы так и не обнаружили никаких законных оснований для того, чтобы требовать получения каких-либо разрешений или лицензий на использование GPS-приемника ни в качестве радиоэлектронного устройства, ни для определения географических координат.

Таким образом, вы можете смело покупать GPS-навигатор где угодно, определять свои координаты на местности, а любые требования чиновников или претензии людей в форме можете смело посылать в суд.

Более того, попытки любых должностных лиц изъять у вас указанный бытовой прибор аналогичны действиям по изъятию у вас кошелька или любого другого имущества, поскольку по закону правовой режим владения GPS-приемником ничем не ограничивается.

Однако предметом «засекречивания» являются сегодня уже не сами навигаторы, а карты, которыми они должны оснащаться. Согласно закону «О государственной тайне», Федеральная служба геодезии и картографии РФ разработала развернутый перечень сведений, подлежащих засекречиванию. Секретными, в частности, являются «...сведения о рельефе местности, отображенные на любом носителе, с точностью и подробностью нанесения на карты масштабов 1:50 000 и крупнее, на площади, превышающей 250 кв. км; координаты географических объектов, определенные с точностью 30 м и выше; топографические планы масштабов 1:50 000 и крупнее в местных системах координат; сведения, содержащие координаты режимного объекта». Информация о координатах географических о бъектов, полученная с точностью от 30 до 100 м, считается служебной и предназначена для ограниченного распространения.

Итак, определение координат вроде разрешили, но вот карты продолжают оставаться секретными (и уж заведомо недопустимой считается точная привязка карт к местности). Таким образом, спутниковая навигация в России вышла из подполья, но стала довольно бессмысленной. Подробных карт для навигации в России по вышеуказанным причинам долгое время практически никто не делал (разве что некоторые любители составляли библиотеки таких карт нелегально), и для эффективной навигации приходилось использовать различные «обходные пути».

Однако теперь, благодаря широкой поддержке энтузиастов и работе компаний, продающих GPS-навигаторы в России, уже существуют подробные карты почти всех областей России.

Такие карты предлагает, например, компания PRIN-SHOP. Причем российские карты от этой компании можно грузить непосредственно в GPS-приемники фирмы Garmin. Специалисты компании постарались максимально облегчить использование продаваемых GPS-навигаторов Garmin в российских условиях и разработали набор электронных карт России (в том числе крупных городов), пригодных для загрузки в приборы Garmin, обладающие картографическими возможностями (StreetPilot, StreetPilot ColorMap, StreetPilot III, eMap, eTrex Vista, eTrex Legend, GPSMAP 295, GPS V).

В настоящее время существует столь подробная карта Москвы, что на ней можно различить даже контуры домов.

Так что не стоит пугаться и думать, что детальных карт для GPS не существует  — ведь в России всегда очевидная глупость законов корректировалась большими расстояниями и неисполнительностью.

КомпьютерПресс 7'2003


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует