Домашний компьютерный монтаж цифрового видео
Установка платы IEEE-1394 и софта
Video Editor запускаем и осматриваемся
Вывод готового фильма на камеру
Общая стратегия хранения и монтажа
Новая идеология работы со звуком и видео при переходе на DVD
Всего полтора года назад в КомпьютерПресс уже публиковал статью с таким названием, однако прогресс идет вперед столь стремительными темпами, что с тех пор ситуация значительно изменилась. Стоимость полностью цифровой домашней видеостудии на базе обычного компьютера снизилась с тысяч до полутора сотен долларов (без видеокамеры). А это означает, что из элитного занятия профессионалов цифровой видеомонтаж превратился в обычный инструмент рядового видеолюбителя. Термин «DV-видеомонтаж» немного пугает, но на самом деле освоить простейшие приемы DV-видеомонтажа не сложнее, чем изучить Microsoft Word.
Необходимое железо
Видеокамера
Несмотря на появление DVD-камер и нового формата Sony microMV, мы по-прежнему рекомендуем цифровые видеокамеры формата miniDV или Digital 8 — по причине как демократичной цены этих устройств, так и более высокого качества, получаемого на них при съемке. Только маленький совет: не покупайте фирменный шнур i-Link вместе с камерой в аудиовидеомагазинах — там он стоит от 30 до 70 (!) долл. Лучше купить его в комплекте с платой IEEE-1394 (см. ниже) за 5-10 долл. Он, конечно, будет не такого красивого сиреневого цвета, а черненький, и вместо гордого названия Sony на нем будет стоять скромная надпись 1394, но работать он будет точно так же.
Плата IEEE-1394
В принципе, можно приобрести любую плату. Цены колеблются от 25 до 55 долл. (во многие современные материнские платы этот интерфейс уже встроен. — Прим. ред.). При выборе платы учитывайте три фактора:
• наличие в комплекте шнура;
• вид шнура и разъемов (они бывают 4- и 6-штырьковые, но последние для видеокамер не используются). Лучше если разъемы на карте будут обоих видов, а шнур — «4-4». Тогда вы сможете этим же шнуром при необходимости переписывать видео с камеры на камеру, минуя компьютер. Однако обычно на плате имеются два-три 6-штырьковых разъема. Ничего страшного — просто у вас будет шнур «4-6» для ввода видео в компьютер, а «4-4» для переписывания видео с камеры на камеру вы докупите отдельно за 10 долл. (если, конечно, у вас есть друзья с цифровыми камерами);
• платы лучше выбирать с контроллером на чипе от Texas Instrument (обычно на этом чипсете сделаны карточки от IOI, Adaptec, Gigabyte, Creative/Audigy и пр.). Они реже конфликтуют с материнскими платами и камерами, поэтому предпочтительнее. Но если плата на чипе VIA или Lucent встала и заработала без конфликтов, то она будет и дальше работать не хуже, чем аналогичное изделие на чипсете от Texas Instrument (TI).
Вполне качественный порт IEEE-1394 есть на звуковой карте Audigy, поэтому если хочется получить приличный звук («бесплатного» AC’97 не хватает), то эта карта даст возможность убить сразу двух зайцев — потратившись на контроллер, приличный звук вы получаете практически бесплатно.
И наконец, последнее не гонитесь за RTL-комплектами (то есть в коробке с софтом). Входящие в подобный комплект программы лучше сразу выбросить, а лишние 10 долл. вы за них отдадите.
Винчестер
Если кратко, то необходим большой (80 Гбайт и более) и быстрый винчестер. Годится любой современный жесткий диск, желательно на 7200 об./мин. (Диск на 5400 об./мин. работать с видео тоже будет, но, возможно, будет менее удобен при переписывании больших файлов с диска на диск. — Прим. ред.). Немногочисленным владельцам старых машин с ATA33 «на борту» лучше отдельно купить PCI-ATA100/133-контроллер за 25-30 долл.
Компьютер
Подойдет любой компьютер, на котором уверенно работает Windows 98 SE или Windows 2000. Прочитать об оптимизации его конфигурации можно на странице автора в Интернете (http://www.afanas.ru/video/dvpc.htm).
Необходимый софт
Windows 98 SE / Windows 2000
Компания Microsoft поддерживает работу с цифровым видео (по интерфейсу IEEE-1394) начиная с версии Windows 98 SE (все последующие версии Windows работают с этими контроллерами, однако у Windows Mе наблюдались некоторые проблемы, особенно при сбросе видео обратно в камеру). Относительно DV-монтажа у Windows 98 SE есть три недостатка:
• нетривиальная настройка драйверов, особенно под русской версией. Далее мы рассмотрим этот вопрос подробно, так что этим недостатком можно пренебречь;
• ограничение размера файла в 2 Гбайт (10 минут видео в DV-формате). Реально читаются файлы до 4 Гбайт (20 минут), но из-за «отрицательной» длины их нельзя копировать, перемещать и пр. — только читать или удалять. И этот недостаток неустраним;
• большие проблемы с созданием DVD-дисков. Многие программы для DVD-авторинга в этой ОС просто не заработают.
Полностью решает эти проблемы установка Windows 2000 и файловой системы NTFS5, так что если машина собирается под видео, то лучше сразу ставить эту систему.
При использовании Windows XP все работает почти так же, как под Windows 2000, не считая мелких сбоев и чуть меньшей скорости работы. Если у вас уже стоит эта версия Windows, то сносить ее, конечно, не стоит (все связанные с ней проблемы решаемы), но если вы еще только собираетесь ставить эту ОС, то лишний раз подумайте. Для монтажа и DVD-авторинга никаких преимуществ она не дает, а недостатки у нее есть.
Ulead MediaStudio Pro 6.0/6.5
Кроме этой программы, существует много «бесплатных», которые обычно прилагаются к DV-картам или даже к ноутбукам. Их отличает «попсовый» интерфейс и достаточно скудные возможности. Потратив не один день на изучение нестандартного интерфейса и своеобразной терминологии, вы в конце концов упретесь в технический предел этих программ, и время будет потрачено впустую.
Можно также использовать Adobe Premiere (только для работы с DV обязательно версии 6.0 или выше), но его интерфейс труден в освоении. Даже имея двухлетний опыт работы в Premiere 4.2, я не смог без документации сделать несколько достаточно тривиальных операций, в отличие от Ulead MediaStudio, которую я довольно быстро освоил методом «тыка». Пусть не оптимально, но работать в ней получилось сразу, и это определило мой выбор на много лет.
Ulead MediaStudio Pro 6.0/6.5 — одновременно мощная и интуитивно понятная система, позволяющая решать большинство любительских задач. Версия 6.5 для тех «начальных» задач, о которых пойдет речь, отличается от версии 6.0 не принципиально, поэтому основная часть статьи, написанная несколько лет назад для 6.0, актуальна и для 6.5. Основное новшество — это автоматическое разбиение на сцены по таймкоду (включение/выключение записи по времени).
Ulead MediaStudio Pro 7.0
В 2003 году появилась новая, значительно улучшенная версия пакета — 7.0. Но, к счастью, основные элементы интерфейса в ней остались прежними, поэтому дополнительного освоения для простого монтажа она не потребует. Наибольшее (и принципиальное) различие касается лишь захвата, рендеринга и вывода на ленту. Дело в том, что в 7-й версии все DV-кодеки и типы DV-файлов (так называемые Type 1 и Type 2) стали равноправными и любой из них легко выводится на ленту, в отличие от 6-х версий, где правил бал Microsoft DV Type 1. В принципе, работая с новой версией, вы можете пользоваться рекомендациями, изложенными в этой статье, однако для достижения лучшего качества и снятия некоторых возможных проблем с совместимостью лучше найти и установить DV-кодек от MainConcept версии 2.1.0, захватывать и рендерить в него (вместо Microsoft) и при этом использовать Type 2. Но в свойствах проекта не забудьте снять галочку Fastest в параметрах кодека (подробнее обо всех версиях этой программы можно почитать на Интернет-сайте фирмы Spline (http://www.spline.ru/SplineRazdel_7.htm).
Замечание: настоятельно рекомендую «полную» версию UMSP70, занимающую целый диск и включающую DirectX 9, — без установки DirectX 9 именно с этого диска в видеоредакторе могут происходить неприятные сбои...
Установка платы IEEE-1394 и софта
ри установке под Windows 98 SE очень важно соблюдать порядок и не запускать ничего раньше времени. Итак, приступим.
1. Вскрываем корпус (компьютер выключен!), вставляем плату IEEE-1394 в свободный PCI-слот, закрываем компьютер и запускаем его. Windows находит новое устройство и спрашивает, где искать драйверы, — ничего не указываем (все галочки убираем), далее со всем соглашаемся и при необходимости вставляем дистрибутив Windows 98 SE (или указываем к нему путь). В результате среди устройств (Панель управления/Система) появляется Хост-контроллер Texas Instrument, совместимый с OHCI. Если зайти в его свойства, то можно увидеть, что Устройство работает нормально, а также понять, что производитель драйвера — Microsoft.
2. Вставляем диск с Ulead MediaStudio Pro 6.0 (далее — MSP60). Выбираем Установить MSP60, а потом идем в Custom. Если на системном диске достаточно места, то выбираем все. Если мало, то можно поставить для начала только две программы — VideoEditor и VideoCapture. От примеров тоже можно отказаться — они довольно внушительных размеров. Некоторое время идет установка, затем предлагают согласиться с чем-то по поводу NetShow — отказываемся, сразу после этого от QuickTime отказываемся тоже — программа установки грозно спрашивает, уж не хотим ли мы прервать инсталляцию, смело отвечаем, что хотим. Программа предлагает перезагрузку и напоминает про Patch для DV — перезагружаемся. Я ничего не имею против Apple, но когда на одном компьютере куча разных «смотрелок» дерутся за один файл (то есть формат), то часто возникает путаница.
3. На диске с MSP60 находим dv-patch 243174up.exe и запускаем его. Если необходимого Patch у вас не оказалось, то можете взять его с CD-диска, прилагаемого к этому номеру журнала. Перезагружаем компьютер.
4. Если ОС Windows 98 SE локализованная (русскоязычная), то необходимо еще переписать inf-файлы в директорию WINDOWS\INF (их вы также найдете на нашем CD-диске).
5. Перезагружаемся, подключаем камеру к контроллеру IEEE-1394, включаем ее в режим видеомагнитофона (VCR), она опознается, и мы отвечаем на все вопросы «да» (может потребоваться также дистрибутив Windows 98 SE). В результате в списке устройств появляется Microsoft Digital camera or VCR. Обратите внимание — Microsoft, а не Sony, Panasonic или что там у вас...
6. Ставим Patch 242975 (с прилагаемого к журналу CD-диска) и перезагружаемся. Устанавливаем DirectX_8a (его также можно взять c CD-диска) и перезагружаемся в последний раз.
Для Windows 2000 все вышеназванные «заплатки» (Patch) и inf-файлы не нужны, требуются только DirectX, начиная с версии 8a, и по крайней мере первый ServicePack (решает ряд проблем с некоторыми камерами, а для неинтеловских чипсетов он просто необходим). Неплохо бы, конечно, поставить и второй. Затем просто ставим MSP60, и сразу все работает. Если ваш инсталлятор не запускается в русских версиях Windows — поменяйте названия системных временных папок с русских длинных на английские короткие (типа C:\TMP) в описании системных переменных (подробнее об этом есть в FAQ на сайте http://www.spline.ru).
Про Windows XP ничего сказать не могу, так как не ставил эту ОС и не собираюсь — не вижу никакого смысла... По идее должно быть все так же, как и в Windows 2000.
Захват видео
1. Опять включаем камеру (в режиме VCR, кассета с видеоматериалом вставлена) и запускаем VideoCapture.
2. В меню Setup выбираем DeviceControl и в открывшемся окошке выбираем MS 1394 Device Control.
3. Нажимаем кнопку (контроль источника). Под «видеоокошком» кнопки управления должны разблокироваться. Понажимайте их (перемотку, пуск, стоп). Ваша камера должна выполнять эти команды, в противном случае что-то не так с драйверами, камерой или шнуром. Иногда помогает просто выход и повторный запуск программы, иногда — перезагрузка. Затем проверьте стоящие драйверы, как указано в предыдущей главе. Рассмотрение более сложных случаев выходит за рамки этой статьи (поищите ответы, например, в FAQ на сайте http://www.spline.ru).
4. Далее все кнопки относятся к «пульту» на экране монитора, а не на видеокамере. Нажимаем (в любом месте) кнопку Play — камера воспроизводит. Нажимаем кнопку Record — появляется окошко, где задаются параметры записи.
Для начала нам понадобится ввести имя файла (лучше на дополнительном, быстром винчестере) и метод no time limit, остальное пока не трогаем. Нажимаем OK один раз, программа предупреждает, что сейчас начнется запись. Пока отменяем ее. Перемотаем пленку на нужное место. Отступим еще на 5-10 секунд назад. Опять нажмем Play, затем Record, далее сразу несколько раз Enter: режимы записи она запомнила с предыдущего раза (первый Enter); начать запись и, возможно, перезаписать в существующий файл (второй и третий Enter). Внизу должна отображаться статистика количества записанных и пропущенных кадров. Пропущенных кадров (dropped) быть не должно! (Если это не так и пропущенные кадры появляются, то дефрагментируйте винчестер и проверьте его скорость записи.) Но даже если доложено «0 dropped», то все равно (особенно в ответственных случаях) полностью просмотрите записанный файл на предмет «замираний» и «дерганий». К сожалению, программа не отслеживает гарантированно все возможные выпадения — я лично сталкивался с таким фактом на сильно фрагментированном винчестере с контроллером ATA33. Вероятность выпадений на современных винчестерах с интерфейсом ATA100 с «правильными» контроллерами и драйверами чрезвычайно мала.
5. Чтобы закончить захват, нажмите Esc. По умолчанию программа начнет крутить свежезахваченный файл с винчестера, и кнопки управления теперь относятся к файлу (а не к камере). Чтобы переключить ее на камеру, вновь нажмите . Затем повторяем предыдущий пункт необходимое число раз, меняя название файла.
6. Для дальнейших экспериментов захватываем три фрагмента: два примерно по 25-30 секунд и третий — 5-7 минут.
Монтаж. Первые шаги...
Video Editor запускаем и осматриваемся
При инсталляции MSP60 никаких ярлыков на рабочем столе не появляется, поэтому видеоредактор запускаем «по-честному» — через кнопку «Пуск» (Программы > MSP60 > VideoEditor6.0). При запуске он попросит выбрать из списка типичные установки — выберем DV PAL 48KHz. Вот примерно то, что вы увидите:
Если обилие кнопок и окон пугает — не бойтесь. Те, что нам понадобятся на первых порах, я обвел красными кружками. Как видите, их совсем немного. Основная работа будет проходить в окне Timeline. В окне Preview будет виден примерный результат. Окно Production Library потребуется нечасто, а Source вообще поначалу не нужно. Можно разместить их так: сначала раскрываем окно VideoEditor на весь монитор (если это еще не сделано), затем сдвигаем Preview в левый верхний угол, а все оставшееся место внизу занимаем Timeline. Source можно пока закрыть, а ProductionLibrary отдать то, что осталось.
Загружаем исходные материалы
Нажимаем кнопку (прямо под словом Timeline). В появившемся меню выбираем файл недавно захваченного видеофрагмента. После этого переносим курсор в область окна Timeline — вслед за ним следует две черные полосы — видео и аудио.
Доводим их до левого края дорожки Va (Aa соответственно) и кликаем мышкой — черные полосы превращаются в цветные с названием файла и изображениями по краям. По умолчанию при запуске видеоредактора каждый такой «кадрик» обычно равен одной секунде. Изменим это — над значком Va есть прямоугольник с надписью «1sec». Нажмем на него и выставим значение «10sec».
Теперь наш первый фрагмент виден целиком. Аналогично первому загрузим второй фрагмент — на этот раз на дорожку Vb, в хвост первому фрагменту.
И наконец, третий фрагмент на Va в хвост второму.
Теперь установим формат окна, удобный для работы. Для этого нажмем кнопку , которая находится над кнопкой выбора временного масштаба. Формат аудиодорожки пока оставим в покое, а вот видео поставим в режим FilmStrip, разрешение выберем для начала 80Ѕ60. На маленьких мониторах при этом может не вместиться несколько дорожек, и, если останется меньше четырех-пяти (вместе с аудио) — вернитесь и уменьшите разрешение. Для больших же мониторов можно выбрать более высокое разрешение. Вот что у нас получилось:
Над дорожками идут цифры время в формате чч:мм:сс:кадры. Если расположить курсор в районе этих цифр, он превратится в символ «солнышко», вниз от него пойдет вертикальная полоса, а в окне Preview появится изображение. Теперь плавно ведем курсор вправо видим фильм и слышим звук. Это простейший инструмент для поиска нужного кадра и грубого просмотра правильности монтажа. Будем называть его далее П-курсор.
Режем
Займемся теперь собственно монтажом. Простейшая обработка любительского Home Video заключается в вырезании неудачных и затянутых эпизодов. На этом этапе удобно работать в масштабе 5 секунд. С одной стороны, редко кто включает камеру меньше чем на это время, поэтому все эпизоды будут представлены; с другой — 5 секунд — это оптимум длины статичного фрагмента. Более короткие кусочки не всегда можно успеть рассмотреть, и они воспринимаются как «мелькание», а более длинные уже заметно утомляют. Поэтому если в кадре не происходит существенного действия, которое автоматически определяет длину фрагмента, разумно из длинного однородного эпизода оставить только наилучшие 4-6 секунд. Разумеется, пока речь не идет о более тонких вещах типа ритма и формы музыкального сопровождения, режиссерских замыслах и пр. Итак, будем резать третий (длинный) кусок. Двигаем П-курсор, выбираем достойный фрагмент и останавливаемся на его начале.
Теперь переключаем масштаб на «1 Frame» и выбираем инструмент .
Запомните: применяем ножницы только в масштабе 1 Frame! Это связано с тем, что в любом другом масштабе кадрик в окне Timeline показывает лишь начало N-секундного куска, а не то, что реально находится под линией отреза, поэтому можно случайно нарезать мусора (начало следующего эпизода, например).
Итак, подносим ножницы в нужном месте между кадрами и «режем» — появляется линия отреза. Возвращаем масштаб 5 секунд, находим конец фрагмента, повторяем процедуру резки. И так со всеми достойными фрагментами. После завершения резки вернем инструмент (левее ножниц). Он нужен для выделения и передвижения клипов. Выделим фрагмент, который хотим удалить, — вокруг него появится пунктир. Нажимаем клавишу Delete (на клавиатуре). Фрагмент исчез. Не бойтесь, исходный видеофайл сохранится нетронутым при любых операциях в видеоредакторе — редактируются лишь указатели на кадры (ярлычки), и их порядок затем запоминается в виде «проекта» (файла с расширением *.dvp). Аналогичным образом удалим все «недостойные» фрагменты, и останутся только самые лучшие:
Научившись резать «через меню», в дальнейшем можно ускорить этот (и не только) процесс переходом на горячие клавиши (в данном случае — S).
Склеиваем
Перетаскиваем фрагменты мышкой в шахматном порядке в хвост предыдущему, занимая по очереди дорожки Va и Vb:
Используя П-курсор, просматриваем вчерне получившийся фильм. При необходимости перетасовываем (меняем местами) отдельные фрагменты. Еще раз осознаем: фрагменты можно размещать в любом порядке, а не только в том, в каком они были на исходной ленте. Наконец, нужный порядок найден, еще пара фрагментов выброшена, некоторые укорочены. Фильм почти готов, но резкие переходы между эпизодами немного раздражают.
Вставляем переходы
Немного сдвинем все фрагменты таким образом, чтобы следующий накладывался на предыдущий на 1-2 секунды.
Теперь найдем в окне ProductionLibrary переход Crossfade (папка F/X). Перетащим его на дорожку Fx в область между концом одного фрагмента и началом другого — как и в случае с загрузкой клипа, до подтверждения его вставки он будет показываться черным прямоугольником.
Подтверждаем вставку нажатием левой кнопки мыши и в появившемся меню свойств перехода нажимаем OK. Проделываем аналогичную вставку перехода во всех «нахлестах» и получаем примерно такое:
Можно использовать и другие переходы, но этот (Crossfade) выбран для примера как наиболее универсальный и годится почти для любого жанра, так как не бросается в глаза. Кстати, если переходов не использовать вовсе, можно ограничиться одной дорожкой Va и не расставлять кусочки в шахматном порядке.
Сохраняем проект
Перед тем как запустить чистовой просчет фильма (по научному — рендеринг), обязательно сохраните получившийся монтажный план, нажав на привычную дискетку. Получится маленький файл с расширением *.dvp («проект»). К этому нужно привыкнуть, так как рендеринг сильно загружает машину и вероятность зависания на нем наибольшая.
Просчитываем...
Сначала укажем редактору, какой кусок нужно просчитать. Примерно посередине между цифрами временной шкалы и верхней кромкой дорожки Va есть «желобок». Если провести по нему мышкой с нажатой левой кнопкой, появится синяя полоска, ограниченная зелеными стрелочками. Эти стрелочки обозначают начало и конец будущего фильма, их можно двигать в любом масштабе времени.
Теперь нажимаем кнопку (Create Video File), выбираем название файла, нажимаем кнопку Options — нас интересуют два параметра: FrameType=FieldOrderA и PreviewRange.
Нажимаем OK и Сохранить. Начинается рендеринг. В зависимости от мощности вашего компьютера он займет от минуты до получаса, но программа сразу оценивает и показывает оставшееся время, при желании рендеринг можно прервать. При маломощном компьютере лучше тренироваться на коротеньких кусках (не более 1-2 минут) и отказаться от длинных и сложных переходов.
Совет: если вместо кнопки Create Video File нажать пробел, то вы сможете просмотреть выбранный временной интервал в окошке Preview. Если же подключить по i-Link камеру, а ее, в свою очередь, «тюльпанами» к телевизору — можно просмотреть фрагмент и на телевизоре, без записи его целиком на диск (записываются только эффекты и переходы во временную папку программы MediaStudio).
Вывод готового фильма на камеру
ывод готового фильма на камеру осуществляется через главное меню — File > Export > MS_DV_Record. Далее запускается интуитивно понятный микрософтовский «помощник», и затруднений обычно не возникает.
Монтаж. Следующий шаг...
так, мы подробно рассмотрели полный цикл простейшего монтажа. Дальше каждому понадобятся свои функции программы, и описать их все в одной статье подробно невозможно (фирменное руководство — 300 страниц; кстати, оно приложено к дистрибутиву в виде pdf-файла). Очень кратко и поверхностно расскажу только о некоторых моментах.
Добавим звук
Обычно захваченный фильм «склеен» со своим звуком и перетаскивается вместе с ним (дорожке Vi соответствует дорожка Ai). «Расклеить» звук и видео можно щелкнув по клипу правой кнопкой мыши и выбрав в появившемся меню Split.
Новый звук (или музыкальное сопровождение) можно добавить двумя способами: загрузив на аудиодорожку wav-файл (кнопка с нотками) или загрузив avi-файл с камеры, «расклеив» его и удалив видео. Первый способ удобен для музыки, «захваченной» с компакт-диска, второй — для «дикторских» комментариев, которые просто наговариваются на видеокамеру.
Совет: не комментируйте кадр при съемке! Наложить комментарий при монтаже — пара пустяков, а вот стереть его без ущерба для остального «родного» звука — практически невозможно. Если боитесь что-то забыть — наговорите скороговоркой после сюжета прямо на ту же кассету, а дома сделаете «чистовую» звукозапись.
В финальном фильме будут слышны все аудиодорожки «хором». Микшировать их очень просто. Для управления громкостью всего аудиоклипа применяйте пункт Аудиофильтры из меню, открывающегося по щелчку правой кнопкой на аудиоклипе. Для управления локальной громкостью (части клипа) удобно пользоваться линейкой громкости прямо в окне монтажа под условным изображением звуковой волны — на ней можно ставить точки и двигать мышкой получающиеся отрезки.
Добавим титры
Чтобы добавить титры, нажимаем на кнопку «Т» (через одну от кнопки с нотками). Грубо пишем титры, не указывая подробностей (шрифты, направление движения и пр.). Помещаем на видеодорожку V1 (V2 и т.д., но только не на Va/Vb!). Затем щелкаем по титрам мышью — редактор вновь открывается, но сейчас доступен «живой» предварительный просмотр — как это будет смотреться на вашем сюжете. Вот теперь и выбираем цвета, шрифты, направления движения и т.п.
Слайд-шоу
Необязательно использовать только видеоматериалы. Если у вас есть серии слайдов или фотографий, можно изготовить видеослайд-шоу. Для этого нужно:
1. Оцифровать изображения сканером в любой графический формат, лучше пока без сжатия (TIFF, BMP).
2. В любом графическом редакторе откадрировать их до разрешения 720Ѕ576 (например, с помощью Crop и Image Size). При этом сюжетно важные объекты не должны быть у края, так как телевизоры обрезают заметные полосы изображения по периметру.
3. Загрузить в VideoEditor изображения, пользуясь соответствующей кнопкой (между титрами и «нотками»).
4. Вставить разнообразные переходы и наложить музыку и/или дикторский текст. В отличие от «живого» видео, где чрезмерное увлечение переходами раздражает, здесь разнообразие переходов вполне уместно.
5. Добавить поясняющие титры, если нужно.
Picture-In-Picture (PIP)
Если событие снимается двумя камерами, лучше заранее договориться о «делении» планов. Тогда при монтаже можно «переключать» камеры с общего плана на крупные портреты участников. Иногда хочется показать одновременно и то, и другое. Для этого проще всего прибегнуть к функции PIP («картинка-в-картинке»). Другой типичный случай применения PIP — показ события в основном кадре, а позднейших впечатлений, интервью или комментариев их участников — во врезке. Делается простейшая PIP так:
1. «Основные» кадры помещаем на дорожках Va/Vb, а «врезку» — на дополнительную видеодорожку V1.
2. Щелкаем правой кнопкой по «врезке», выбираем пункт Moving_Path. В окне Production Library вместо переходов появляются разнообразные траектории вспомогательного изображения. Пока нас интересует простейший, неподвижный вариант. Выбираем траекторию 2D_Basic из одноименной папки, двойным щелчком открываем ее. Сразу ставим галочку Keep aspect ratio, затем выбираем мышкой прямоугольничек S (он сразу краснеет), вместо цифры 720 в поле Width ставим 240, а затем сдвигаем мышкой этот прямоугольничек в нужный угол. Аналогично поступаем и с конечной точкой (прямоугольник Е). Чтобы картинка не дергалась, проследите, чтобы координаты x,y у начального и конечного положения совпали. Удобно сразу запомнить их для старта, а для финиша ввести вручную. Нажимаем кнопку Add, вместо названия 2D_Basic вводим, например, PIP и жмем OK. В папке Custom появляется наша только что отредактированная траектория с названием PIP.
3. Перетаскиваем траекторию на клип врезки (на дорожку V1) — еще раз открывается окно редактирования траектории, где мы уже можем увидеть готовый результат. Жмем ОК. На клипе врезки появляется маленькая пиктограммка траектории. Теперь можно просчитывать кусочек начисто.
4. Если после чистового просчета и просмотра на телеэкране результат не радует, можно легко вернуться к редактированию траектории, вновь нажав правую кнопку мыши, и выбрать Moving_Path. На этот раз откроется уже ваша конкретная траектория. Можете передвинуть картинку в другой угол или просто отодвинуть ее от края (типичная ошибка поначалу — сдвигают ее ровно в угол, не учитывая обрезку телевизором полей по периметру. Именно поэтому рекомендую перед окончательным монтажом просматривать отдельные фрагменты на телевизоре, а не на мониторе).
Рекомендация выбирать ширину 240 неслучайна — это, как нетрудно догадаться, 720/3. Таким образом, берется каждый третий пиксел исходной картинки и не происходит сложного пересчета цветов. При других (нецелых) отношениях в результате такого пересчета возникают нежелательные искажения, ступеньки и пр.
И наконец, если у врезки «шумные» края и это раздражает, можно применить к ней видеофильтр Cropping (кликнув правой кнопкой мыши на видеофайле вызываем меню VideoFilters). Обрежьте врезку минимально, до исчезновения шума.
Общая стратегия хранения и монтажа
редлагаю вашему вниманию свою методику. Она хорошо подходит для обработки любительского материала, а главное — абсолютно нетребовательна к аппаратуре (не используется индексирование кассет, и соответственно неважна точность механизмов камеры, и даже сама камера может меняться). Единственный недостаток — это чуть большие, чем хотелось бы, затраты времени. Итак:
1. Исходно имеем множество первоисточников, в том числе чужих, об одном и том же событии (например, поход или концерт снимали двумя разными камерами). Материалы любительские, поэтому много брака, затянутых сцен и пр.
2. Захватываем их все на винчестер, чужие можно сразу отдать владельцам.
3. В VideoEditor кладем их все подряд на одну дорожку. Вырезаем явный брак, а также куски, которые вам, скорее всего, никогда не понадобятся.
4. Если один и тот же момент времени или объект снят разными операторами, то возможны два варианта действий:
а) обе съемки одинаково хороши, но ракурсы (точки съемки) или планы («наезд») разные — тогда имеет смысл, хотя бы потом, поиграть с «переключением» камер или «картинкой-в-картинке» (PIP);
б) одна из съемок явно хуже другой (против света, руки дрожат, несфокусировалась и пр.). В этом случае можно удалить неудачный дубль.
5. Сортируем все фрагменты по времени (если у нас несколько камер) и группируем в логически законченные фрагменты длиной 10-18 минут (в Win2K можно и больше). Придумываем им названия и создаем (рендерим) соответствующие файлы — назовем их техническими. После этого оригиналы (файлы исходных съемок) можно удалить.
6. Изготавливаем небольшую неброскую заставку длиной секунды 2 (можно неподвижную картинку-логотип, я обычно использую градиент). Загружаем в VideoEditor первый технический файл. Вставляем перед ним и после него заставку. На той, что идет перед файлом, с помощью титров пишем имя технического файла. Рендерим то, что получилось, скидываем на камеру и стираем с винчестера (сам технический файл без заставок у нас остается). Повторяем операцию со всеми техническими файлами, скидывая их (вместе с заставками) на кассету в хвост предыдущим.
7. Мы получили технический фильм, который даже можно смотреть — лишь немного раздражают названия файлов, всплывающие на пару секунд через каждые 15 минут, но они ведь гораздо короче, чем, например, рекламные паузы, вклинивающиеся в показываемые по телевизору фильмы. Из технического фильма всегда можно извлечь технические файлы с точностью до кадра. Поэтому с этого момента оригинальные записи с кассет можно стирать, а кассету использовать повторно. Для любительской съемки, где процент брака и ненужных впоследствии кадров очень велик, получается выигрыш в объеме сохраняемого видеоматериала от полутора до двух-трех раз.
8. Теперь на основе технических файлов спокойно монтируем чистовой фильм (с эффектами, музыкой, титрами). Возможно, даже не один — например короткий рекламный клип-резюме для непосвященных и подробный фильм-отчет для участников событий. А затем уже записываем его на кассету, с которой его можно переписать на VHS/SVHS, если нужно сделать копии.
9. После этого технические файлы стираем, а файл проекта и все невидеофайлы (WAV, TIFF, BMP, титры и пр.) сохраняем в укромном месте, например на CD-R/CD-RW.
Таким образом, в компьютере видеоматериалы не накапливаются, винчестер не забивается, остаются только небольшие dvp-файлы. Видеоматериалы хранятся в цифровом виде (DV или D8) условно в двух коробках: технические фильмы — на всякий случай и чистовые фильмы — смотреть и людям показывать. При этом можно подправить неудачный эпизод — с помощью кассеты с техническим фильмом можно легко восстановить исходные технические файлы (просто обрезав заставки), а затем поместить к ним в каталог извлеченный из архива dvp-файл и открыть его. Переделывайте на здоровье — все ваши труды сохранились!
На основе технических фильмов можно смонтировать и совершенно новый проект, если в будущем возникнут какие-то идеи...
За дополнениями и разъяснениями по поводу содержания данной статьи вы можете обратиться на личную страницу автора: http://www.afanas.ru/ или связаться с ним по e-mail: mike@afanas.ru. А все необходимые дополнения и демонстрационные версии описываемых программ вы найдете на прилагаемом к журналу CD.