Спецэффекты в кино и на телевидении
Переходим к самостоятельным постановкам
Цифровые фоны для «Beastmaster»
Редакционная статья «Calibre Digital Pictures», журнал Computer Arts № 7’2002 (перевод с англ.).
«Если бы я мог вернуться в традиционную анимацию, я бы обязательно
это сделал, но сегодня другое время…», — говорит президент компании Calibre
Digital Pictures Пит Деном (Pete Denomme). Его стратегия — смещение акцента
в искусстве создания спецэффектов от компьютера к художнику…
анадский город Торонто знаменит своей хоккейной командой «Maple Leafs» («Кленовые листья») и тем, что здесь находится самое высокое здание в мире — CN Tower. Этот город иногда называют северным Нью-Йорком, поскольку он является крупным финансовым центром и центром индустрии страхования. Но лишь немногие догадываются, что в последнее время Торонто становится также центром по производству высококачественных компьютерных видеоэффектов. Здесь расположены штаб-квартира компании Alias|Wavefront и множество студий компьютерной графики — крупных и мелких, незаметно заполняющих этот город. Одна из самых признанных — Calibre Digital Pictures, компания с 12-летней историей работы в области производства спецэффектов, анимации и постпродакшн. Внушительный послужной список Calibre включает работу над пятью художественными фильмами, 700 телевизионными рекламными роликами и более чем 30 телепрограммами. В активе компании немало призов и наград.
Президент и исполнительный продюсер компании Пит Деном работает в Calibre уже пять лет. Принявший бразды правления от основателя компании Нила Уильямсона (Neil Williamson), Деном — сторонник такого подхода к организации деятельности фирмы, при котором аниматорам, художникам и специалистам по спецэффектам предоставляется определенная творческая свобода для участия в крупных всемирно известных проектах, но в то же время через фирму всегда проходит достаточное количество повседневных заказов, позволяющих заработать на хлеб насущный. «Я счастлив, что могу предоставить своим художникам возможность для творчества. Это для меня гораздо важнее, чем собственная творческая активность. — говорит Пит Деном. — Я тот, кто помогает художнику найти работу. И я делаю это, хорошо представляя себе, на что способны мои художники. Я лишь инициирую их деятельность».
В прошлом Пит сам был аниматором в традиционном смысле этого слова, и он до сих пор уверен, что карандаш 4М по-прежнему не менее важен в креативном процессе, чем стройные ряды трехмерных и монтажных систем, установленных в офисе его компании. Calibre Digital Pictures расположена на Хьюард-стрит — в студийном районе Торонто. Здесь на работающих в единой сети рабочих станциях SGI и ПК под управлением Windows NT установлены Maya, Softimage, 3ds max, After Effects, Inferno, Flame и Flint. Но команда, которую собрал Деном, судя по всему, больше интересуется кино и телевидением, чем наукой и технологиями. «В последнее время я все чаще и чаще сталкиваюсь с компаниями, которые предпочитают специализироваться на том, что у них лучше всего получается, — замечает Пит. — Наша компания может похвастаться множеством вещей, которые удаются ей очень хорошо, но существует такая область, где, как мне кажется, мы вне конкуренции, — это рисование и анимация».
Увеличение штата
авайте для начала поговорим об анимации. С апреля прошлого года численность сотрудников Calibre увеличилась в два раза. Такой прогресс можно объяснить тем, что компании удалось получить заказ на производство двух больших анимационных телесериалов для детей. Один из них создается в 2D, в стиле 60-х годов — вся прочая информация об этом проекте держится в секрете. Другой делается по заказу BBC и AAC Kids и называется «Ace Lightning and the Carnival of Doom» («Эйс Молния и карнавал судьбы»). Это комбинация трехмерных анимированных героев и отснятых «вживую» натурных фонов.
«Это гибрид 3D и живого действия, что-то вроде ожившей видеоигры, где компьютерный мальчик и его друзья взаимодействуют с живым городком, — рассказывает режиссер-аниматор Вилли Эшворт (Willy Ashworth). — В этом фильме добро борется со злом: главный герой Эйс Молния и его команда — на стороне добра, а на стороне зла — Властелин страха и его приспешники. В общем, обычная история. Анимация потрясающе вписана в живые съемки. Возникает ощущение, что все происходит в реальном мире. В этом прежде всего заслуга двух режиссеров — Роба Смита (Rob Smith) и Тода Янка (Todd Yanke), которые создали Эйса Молнию — героя лучшего анимационного телесериала из всех, что я когда-либо видел. И аниматоры, и осветители, и композиторы — все оказались на высоте».
Пришедший из традиционной 2D-анимации и имеющий 30-летний опыт работы, Вилли Эшворт считает себя приверженцем базовых принципов. По его мнению, многие молодые, «компьютерно подкованные» аниматоры не понимают этих принципов и их уделом становится посредственная или совсем плохая анимация.
«Герой, которого вы собираетесь анимировать, всегда должен производить впечатление мыслящего существа. Это очень важно, — говорит Вилли. — Нам, зрителям, всегда должно быть понятно, о чем думает и что чувствует этот герой в данный момент, какие эмоции им владеют. Многие молодые аниматоры не осознают, что должны сами играть роли своих героев. В традиционной мультипликации всегда говорят, что аниматор — это актер с карандашом в руке. Это справедливо и для 3D, только аниматор здесь — актер с мышью в руке».
Соответствие запросам клиента и стремление оправдать его ожидания — еще один принцип, которым постоянно руководствуется Эшворт: аниматор должен стараться превзойти ожидания клиента. Но в то же самое время Вилли пытается привнести в рабочую атмосферу Calibre толику развлечения, например дважды в неделю во время обеденного перерыва его аниматоры смотрят мультфильмы. Самое для них важное — слаженная работа всей команды, особенно когда в работе находятся сразу два крупных шоу. «Анимация — это командный вид спорта», — шутит Вилли.
Свое вдохновение он черпает из самых разных источников. В том, что касается анимации, авторитетом для Эшворта является студия Pixar, хотя наряду с этим он с огромным восхищением относится и к киноэффектам с замедленной съемкой Рея Харрихаусена (Ray Harryhausen) и Аардмана (Aardman) в фильме «Уоллас и Громит» («Wallace and Gromit»). В числе его любимых вещей — мультфильмы компании Warner Brosers и работы студии Fleisher. Сейчас Вилли работает над персональной анимационной короткометражкой под названием «Weenie Wagon Woe» (стилистический реверанс в сторону студии Fleisher).
Любители заднего плана
исование задних планов и масок (matte painting) — увлекательная область, в которой Calibre добилась значительных успехов. По сути, речь идет о методе создания спецэффектов, когда художник рисует для видеопостановки фоновые декорации или их элементы, в результате отпадает необходимость строить и снимать на пленку необычные пейзажи и тому подобные вещи. Раньше художникам приходилось рисовать прямо на стеклянных пластинах, которые затем снимали фотографическим способом и монтировали с действием фильма традиционными методами экспонирования, съемки на пленку и дальнейшей химической обработки. Сегодня задние планы подкладываются под отснятый материал цифровым способом. Такие компании, как Calibre, пришли на выручку режиссерам и постановщикам, стремящимся не только сэкономить на съемках, но и создать в кадре декорации, атмосферу и окружающую обстановку, которые способны погрузить зрителя в эстетику их фильма или шоу. Calibre в равной степени подвластна и разбомбленная Германия времен Второй мировой войны (мини-сериал «Nuremberg» — «Нюрнберг»), и научно-фантастический инопланетный пейзаж, который они создают для фильма «Earth: The Final Conflict» («Земля: последний конфликт») Джина Роденбери. Помимо этого они делали фильм «Haven» («Пристанище»), номинированный на приз Emmy, а также создавали фантастический мир для сериала «Beastmaster III» («Повелитель чудовищ-3»).
Приcтупая к построению нового мира, художники начинают с самого начала — со сценария. Чтобы верно передать атмосферу фильма или программы, они используют все, что подскажет им воображение. Это могут быть и 3D-модели, и макеты, созданные вручную, и цифровые и рисованные картины, и даже скульптура. Когда фон готов для съемки, он монтируется с живым изображением в программах Flame, Inferno или After Effects в студийном отделе постпродакшн.
Возглавляет отдел matte painting компании Calibre Марк Фордхэм (Mark Fordham). Сначала он является художником-реалистом, работы которого выставляются в галереях, но не так давно он направил свой талант на цифровые эффекты. Чем отличается подход его команды от подходов других студий компьютерной графики? «Отличие радикальное, — утверждает Марк, — поскольку мы живем этим, дышим этим. Многие работы matte-художников, которые мы наблюдаем в фильмах и TV-шоу, способен выполнить любой отличный знаток Photoshop. Это всего лишь коллажи, собранные из кусков и чуть-чуть подкрашенные так, чтобы это было приемлемо для экрана. Мы же 80% времени тратим на достижение истинной поэтичности, стараемся поднять эмоциональное содержание изображения на высокий уровень. К сожалению, при работе с некоторыми режиссерами или продюсерами порой случается, что им вполне достаточно простого знатока Photoshop, который бы наскоро склепал коллаж из бесплатных фотографий и отрапортовал, что все готово. Тогда как мы — люди старой школы».
Это вовсе не значит, что команда Calibre не пользуется пакетом Photoshop. Все коллеги Фордхэма используют эту программу для matte-работ, а сам Марк применяет пакет Matador фирмы Avid. «Для художников это очень естественная программа, — объясняет он. — Первое, что встретили традиционные художники, придя в цифровой мир, был Photoshop. От этого уже просто тошнит».
Свое вдохновение Марк черпает из самых разных источников. Что касается видеоэффектов, то он большой поклонник Рея Харрихаусена, хотя, как хороший знаток кино, считает, что настоящая matte-работа — это то, что сделал Роберт Земекис в «Форесте Гампе» и в «Потерпевшем кораблекрушение». Кроме того, он выделяет фильм «Notting Hill» («Ноттинг-Хилл») за его романтическую атмосферу, в которую погружена старомодная история любви, и особым образом видоизмененную реальность, усиленную рисованными фонами и эффектами постпродакшн. Хотя его команда создавала такие невероятные вещи, как сотни моделей пенополистирольных скелетов слонов для фантастического, потрясающего пейзажа в фильме «Beastmaster», все-таки любимый вид работ Марка — это драмы как отдельных людей, так и глобальные, общечеловеческие. Его шедевры — это фильм «Nuremberg», в котором изображена послевоенная Германия и возмездие нацистам, и телевизионные сериалы «Confessions of an Ugly Stepsister» («Признание вздорной сводной сестры»), где действие происходит в голландском Гарлеме XVI века, и «Salem Witch Trials» («Злоключения иерусалимской ведьмы»), работа над которой идет в настоящий момент. Этот фильм о ведьме, действие которого происходит в XVI веке, полон драматизма и мистики.
Какого рода таланты отбирает Фордхэм при приеме на работу новых matte-художников? «Действительно хороших художников с высшим специальным образованием, — отвечает он. — Гораздо лучше взять на работу художника и адаптировать его к нашим технологиям, обучив его работе на компьютере, чем брать специалиста-компьютерщика. Несколько лет назад никто не знал, что лучше: брать на работу компьютерных асов или художников. Но со временем стало очевидно, что мы очень выиграли именно потому, что привлекали замечательных художников и обучали их работе на компьютере».
Переходим к самостоятельным постановкам
аботающая в творческой атмосфере и имеющая огромный пакет заказов, фирма Calibre вынуждена расширять свои офисные площади. Когда мы приехали, там как раз получили новые рабочие станции и новый отдел был целиком оснащен рабочими местами аниматоров.
Пит Деном уверен, что большим прогрессом в работе компании станет производство собственных телепрограмм. В настоящий момент вся ее коммерческая деятельность сводится к заказам от вещающих компаний или киностудий. Однако Эшворт взял на себя производство фильма под названием «Speed’s Choice» («Выбор скорости») для некоммерческой организации Street Kids International. Эта 22-минутная 2D-анимация осуществлялась компанией Calibre как благотворительный проект. Calibre выполнила полный объем сценарных работ, сделала препродакшн, аниматику и запись голосов. Руководил всеми работами Вилли, после чего анимация была передана другим компаниям для окончательной доработки. Фильм этот призван помочь неблагополучным детям научиться выживать на улице.
«Speed’s Choice» компании Calibre может послужить примером того, как продюсировать собственные идеи и сценарии. Проблема здесь только в том, что когда вы работаете над своей собственной анимацией или над TV-шоу и сами финансируете эту работу, то вы берете на себя все риски этого предприятия. «Здесь много сложностей, — говорит Деном. — Мы работаем сразу над множеством проектов, и, чтобы сделать что-то свое, нужно выкроить время. Наш отец-основатель Нил Уильямсон старался, чтобы мы создавали как можно больше собственной анимации. Нам необходимо установить баланс между работами на заказ и работами над собственными проектами. Своими делами можно заниматься только в том случае, если выполняются и сторонние заказы». В общем, даже в Торонто, если хочешь получить удовольствие, сначала нужно заплатить по счету.
Подробнее о компании Calibre Digital Pictures можно узнать по адресу http://www.calibredigital.com. Сериал Ace Lightning уже появился на телеэкранах на канале CBBC. Он состоит из 26 серий по 24 минуты каждая.